БЕСЕДЫ

Найдено 1 определение
БЕСЕДЫ
произведение Эпиктета в четырех книгах (из первоначальных восьми). «Б.» — то немногое, что осталось из творческого наследия этого римского мудреца, к-рый подобно Сократу сам ничего не писал («Б.» были записаны его учеником, историком Флавием Аррианом). Образ мыслителя-раба Эпиктета - один из ярких ликов в иконографии персоналий римского стоицизма и всей античной культуры; к нему присоединяется еще один символ — философа-императора Марка Аврелия, его горячего почитателя. Жанр диатрибы стал у Эпиктета доминирующим; «Б.» — это живая авторская речь, обращенная к читателю, то и дело перебивающая сама себя вопросами и отвечающая на них, диалог моралиста с самим собой. Практический идеал стоической доктрины, ее терапевтическая функция в устроении человеческой жизни нашли яркое воплощение в «Б.»; они представляют собой также и медитативные приемы изменения состояний сознания, кристаллизации энергии души вокруг идей отрешенности и свободы («Что есть дело добродетели? Благоденствие». 1,4,6). Отвлеченное знание, не претворенное в образ жизни, бессмысленно; философия — лишь средство сделать наше существование переносимым (3,21; 3,23). Моралистика «Б.» проникнута глубоким религиозным чувством. Во всем происходящем Эпиктет видит проявление единого божественного начала: универсального Бога как творца и промыслителя и личного Бога, опекающего каждого человека. Человек есть его частица, и сродство Бога и человека должно превратить всю человеческую жизнь в богослужение; добродетель сама становится видом благочестия (1,3; 1,6). Но религиозность Эпиктета, в отличие от христианской, основана на культе разума и закона, а не чуда и благодати. Он повторяет благодарения Богу за его дары, главным из к-рых является человеческая жизнь. Безбрежный оптимизм Эпиктета основан на идее, близкой к христианству, согласно к-рой бытие является не натуральным свойством всякого сущего, а божественным даром. По сравнению с небытием даже самое незначительное и ущербное проявление бытия есть благо. Эпиктет исходит из принципа онтологической минимальности как достаточного основания для позитивного ценностного суждения: благодарить Бога за то, что есть, и не требовать того, чего нет (тем более что все входит в план провидения, и входит не случайно).
В этом правиле обнаруживаются аскетические начала, восходящие к сократовско-кинической традиции. Эпиктет выражает свою веру словами, позволяющими вспомнить Августина: «пошли мне, Господи, все, что Ты хочешь!» (1,6,37). Сама добродетель есть Божий дар человеку. Утешительный мотив его проповеди - в абсолютной апологии бытия: для человека разумного, а значит, и добродетельного, все происходящее — только на пользу его душе, поскольку он видит в любом событии не только естественную связь вешей, но и побудительный мотив для испытания своих душевных способностей, для упражнения в добродетели (3,20). Сотериологическая задача совпадает с целью нравственной жизни — сохранении в себе творения великого мастера (2,8,21). Стоический натурализм становится фундаментом учения Эпиктета, в кром человеческая природа как воплощение божественного проекта изначально добра. Эпиктет исключает зло из порядка универсума, локализуя нравственные абсолюты исключительно в человеческой душе, в особых ее расположениях, в устремлениях разума (4,12,7); настоящее зло не приходит извне, но находится внутри человека (2,5,1—8). Если это так, человек всегда может избавиться от зла. Чрезвычайно последовательно в моралистике Эпиктета выражен момент интеллектуализма: зло не может быть добровольным, оно есть заблуждение; все люди, живущие неправедной жизнью, живут так не по своему желанию, а против воли (4,1,3). «Исправление» разума в таком случае — высший нравственный долг мудреца по отношению к людям («школа философа — это лечебница» (3,23,30). Зло как неверное представление превратно истолковывает, чтб во власти человека, а чтб нет. Только реальности души — воля, мнение, представления о вещах и способность ими пользоваться, возможность стремиться к благу и избегать зла — в нашей власти, а, следовательно, принадлежит нам, и мы свободны в распоряжении ими (3,24,69).
В этом же пространстве обретается и человеческая свобода — желать того, что в нашей власти, и правильно направлять его согласно законам правды и добра. Свобода есть также действие по совести.
В противоположность этому не в нашей власти все внешнее (тело, богатство, почести, но и — родственные связи, дети и друзья). Стремление человека удержать все это в своем владении обрекает его быть рабом вещей и обстоятельств, умение же отрешиться от внешнего избавляет от страданий (4,1). Эпиктет говорит о «блестящих цепях» сенатора (интересно, что Марк Аврелий видел в своих еще более блистательных цепях императора знак своего земного достоинства); все дело, как их носить. Зло определяется как нарушение естественного порядка вещей, поэтому порочный человек сам себя наказывает, извращая свою природу. Даже смерть не может быть страшной, хотя страх перед ней и может сделать человека ее рабом. Профилактика страха перед смертью основана у Эпиктета на натуралистической интерпретации человеческих реальностей: для человека умереть столь же естественно, как для дерева сбросить осенью листья. Все это — метаморфозы вещей. Следуя рецептам традиционного стоицизма, Эпиктет говорит о допустимости добровольного ухода из жизни (знаменитое: «Дыму наделали в жилище? Если не чересчур, я остаюсь. Если слишком много, я выхожу... дверь открыта» (1,25, 18—19)). Готовность умереть — основание нравственной свободы.
В этих суждениях Эпиктет опирается на примеры сократическо-кинического отношения к смерти. Культурный нигилизм кинизма выразился у Эпиктета в полном обесценивании всех внешних форм культуротворчества; свобода человека может реализовываться только в самодовлении добродетели. Вместе со всеми римскими стоиками он разделяет презрительное отношение к телу — оно только прах, бренность, вьючное животное для души (4,1). Марк Аврелий с одобрением цитирует Эпиктета, говоря о человеке: «Душонка, влекущая мертвяка» (fr. 26). Однако можно думать, что это суждение не было последним словом моралистики Эпиктета — скорее, в нем мы находим апостола духовной свободы. Лит.: Эпиктет. Настольные заметки стоической морали / Пер. Н.В. Зайцева. Казань: Тип. В.М.Ключникова, 1883; Беседы Эпиктета / Пер. Г.А.Тароняна. М.: Ладомир, 1997; Epiktete. Entretiens. Texte etabli et traduit par J. Souilhe, Paris: Les Belles Lettres, 1949-1965. А. Г. Гаджикурбанов

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Преодолевая «Методологический национализм»: из беседы П. А. Цыганкова и У. Бека

Цыганков Павел Афанасьевич, Бек Ульрих
В беседе руководителя учебно-научного направления «Мировая политика и международные отношения», профессора факультета политологии МГУ Павла Афанасьевича Цыганкова с профессором Мюнхенского университета имени Людвига-Максимилиана и
Читать PDF
0.00 байт

Философия - это то, что структурирует человеческое бытие беседы с люком Бриссоном

Петров Валерий Валентинович
В беседах выдающегося специалиста в области античной философии Люка Бриссона с д.ф.н. В.В.Петровым Л.
Читать PDF
0.00 байт

2000. 01. 002. Боррадори Дж. Американский философ: беседы с Куайном, Дэвидсоном, Патнэмом, Нозиком,

Андреева И. С.
Читать PDF
0.00 байт

Философия и социология. Избр. Произв. : в 2 Т. T. I. M. , 1965. Три беседы о современном значении фи

Лавров П. Л.
Читать PDF
0.00 байт

Беседы при ясном уме и твердой памяти - 100-летие книги В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм

Любутин К.Н., Русаков В.М.
Читать PDF
0.00 байт

«Антропология в жизни». Беседы с К. Н. Любутиным

Фан И.Б.
Читать PDF
0.00 байт

Сверхчувственное Слушание и проблема мышления: от «Философской беседы» Платона к онтологии М. Хайдег

Сокол Владимир Борисович
Автор предлагает версию определения сущности философского познания как «философской беседы» (Платон), основанной на глубинном понимании онтологии сверхчувственного слушания и говорения, как они представлены в онтологии мышления М.
Читать PDF
0.00 байт

Философские беседы: 10 лет спустя

Касавин И.Т., Степин В.С.
Читать PDF
0.00 байт

Размышления о книге Пьера Адо «Философия как способ жить: беседы с Жанни Карлие и Арнольдом И. Дэвид

Розин Вадим Маркович
Все искания Адо связаны с вопросом: как жить философу, что значит посвятить свою жизнь философии, как философствовать. Чтобы ответить на поставленный вопрос, Адо размышляет о том, что такое философия.
Читать PDF
0.00 байт

Из цикла «Беседы с корифеями философии»: три сюжета

Сорокин Вячеслав Александрович
№1. Рассматривается парадокс движения Зенона. Гегелем было предложено решение этого парадокса, поддержанное Энгельсом и Лениным. Автор вскрывает логическую ошибку в рассуждении Гегеля. №2.
Читать PDF
0.00 байт

О философском молчании. . . (запись беседы Герда Ахенбаха с участниками 15-й международной конференц

Борисов Сергей Валентинович
Статья представляет собой краткое изложение основных идей немецкого философа Герда Ахенбаха, записанных автором на его занятиях, которые проходили с 22 по 24 июня 2018 г.
Читать PDF
0.00 байт

«Надо упорно искать проявления внеземного разума…» Беседа с А. Д. Пановым о статье «Единство социаль

Читать PDF
0.00 байт

Ради себя и «Других», ради будущего (беседа с вал. А. Луковым и Н. В. Захаровым)

Ильинский Игорь Михайлович
Ректору Московского гуманитарного университета, главному редактору журнала «Знание. Понимание. Умение» Игорю Михайловичу Ильинскому исполняется 75 лет.
Читать PDF
0.00 байт

Беседа Николая Михайловича Карамзина с Иммануилом Кантом. Популярное изложение Иммануилом Кантом «Кр

Энеллис Ирвинг
Рассматриваются некоторые аспекты формирования мировоззрения Н. М. Карамзина. Автор статьи особо подчеркивает влияние встречи с И. Кантом на развитие взглядов и убеждений Н. М. Карамзина. Перевод А. В. Брюшинкиной
Читать PDF
0.00 байт

Историко-философский контекст «Бесед на Шестоднев» архиепископа василия Великого

Аникеева Е. Н.

Похожие термины:

  • Речь, слово, слух, изречения, поговорки, рассказ, повествование, сказка, басня, беседы, толки, совет, замысел, план

    Философский смысл термина: Предмет обсуждения (Гомер); весть (Софокл); предание, миф (Платон); сюжет, фабула (Аристотель).
  • Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых

    «БЕСЕДЫ И МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, КАСАЮЩИЕСЯ ДВУХ НОВЫХ ОТРАСЛЕЙ НАУКИ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К МЕХАНИКЕ И МЕСТНОМУ ДВИЖЕНИЮ» («Discorsi e dimonstrationi mathematiche, intorno a due nuone scienze, attenentialla Mecanica i Movimenti Locali») — одна
  • ШЕСТОДНЕВ, Беседы на Шестоднев, Гексамерон

    от греч. шесть дней) — жанр средневековой экзегетической литературы, представляющий подробное богословское и натурфилософское толкование библейской истории сотворения мира в шесть дней. Цель хр
  • беседы о множественности миров

    «БЕСЕДЫ О МНОЖЕСТВЕННОСТИ МИРОВ» («Entretiens sur la pluralite des mondes») Бернара Фонтенеля. — Научная революция 17 в. вписана в глубокую культурную трансформацию европейских обществ. Среди прочего ее составляющ
  • Шестоднев или Беседы на Шестоднев

    Популярные в византийской и славянской письменности экзегетические произведения философско-богословского характера, направленные против физических теорий «эллинских мудрецов», объяснявшие ос
  • АТЕИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА

    одна из действенных форм атеистич. воспитания. А. б. — словесное общение между беседчиком (пропагандистом, агитатором) и, как правило, небольшой группой людей. А. б. затрагивает обычно к.-л. узкую тем
  • Искусство вести беседу, умение спорить и доказывать

    Философский смысл термина: Искусство вопросов и ответов (Сократ); искусство правильного расчленения бытия (Платон); учение о познании общих начал бытия как стремление и путь к истинному знанию, кот
  • Разговор, беседа

    Философский смысл термина: "Диалог" (цепь логически выверенных вопросов и ответов во время беседы): как метод упорядочения мышления и путь к истине (диалектический метод) и как метод воспитания (Сок
  • Беседа

    Разговор, не преследующий цель убедить или победить собеседника. Цель беседы – понять друг друга, а вовсе не добиться взаимного согласия. Тем самым беседа отличается от спора (предполагающего раз