БЕГЛОПОПОВЦЫ
Беглопоповцы
одно из течений в старообрядчестве, возникшее в конце 17 в. Б. получили свое название в силу того, что принимали в свои старообрядческие общины беглых священнослужителей, отвергнувших никоновские реформы и порвавших с официальной церковью. Б. сохранили догматику православия. Расхождение с официальным православием связано в основном лишь с обрядностью. До сер. 18 в. социальной базой Б. было посадское население и крестьянство, в т. ч. лица, спасавшиеся от властей (беглые рекруты, разоренные крестьяне и т. п.). Позднее в беглопоповстве значительную роль стала играть крупная торговая буржуазия. Наивысшего влияния в старообрядчестве Б. достигли в первой четверти 19 в. Б. распалось на ряд согласий (течений): дьяконово согласие, перемазанцы, лужковское согласие и др. В наст. вр. Б. — малочисленная группа в старообрядчестве. Она имеет архиепископию в г. Новозыбкове, основанную в 1923 г.
БЕГЛОПОПОВЦЫ
одно из направлений старообрядцев-поповцев, сформировавшееся в кон. 17 в. Свою церк. иерархию пополняли за счет правосл. духовенства, «перебегавшего» в старообрядчество. Отсюда название Б. Сохранив догматику правосл. церкви, Б. разошлись с ней в деталях культа. В силу неоднородности соц. состава Б. распались на ряд согласий н толков. В нач. 18 в. Т. М. Лысеникым было основано дьяконово согласие (по имени его активного деятеля А. Дьякона), состоявшее в основном из представителей зажиточных слоев населения. В результате раскола этого согласия образовался новый толк Б. - перемазанцы, к-рые совершали над беглыми попами обряд миропомазания. В нач. 19 в. в посаде Лужки у г. Ста роду б а оформилось лужково согласие, отличающееся от др. толков Б. тем, что в нем отменялась молитва за царя, запрещалось принимать присягу и нести воинск. службу. В 1923 Б. образовали свою церк. иерархию во главе с архиепископом. Духовный центр находился в г. Новозыбкове Брянск, обл. В наст. вр. Б. малочисленны.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7