АТОМИСТИКА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Атомистика

(Греч. atomos - неделимая частица)
- учение о дискретном строении материи, согласно которому атомы являются последними, предельно малыми частицами материи, несотворимыми и неуничтожимыми, различающимися по весу, скорости движения, бесконечными по числу, способными к соединению друг с другом, благодаря чему возникает все качественное многообразие мира. Первые идеи атомистики появляются в древнеиндийской и древнекитайской философии и получают глубокое развитие в древнегреческой философии Левкиппа, Демокрита, Эпикура и Лукреция Кара.

Источник: Философия, практическое руководство

Атомистика
учение о дискретном, прерывном строении материи (из атомов и др. микрочастиц). Первоначальная формулировка А. дана в древнеинд. философских учениях нъяя, вайшешика, но наиболее полно и последовательно — в философии Левкиппа, Демокрита, Эпикура и Лукреция. Атомы рассматривались как последние, неделимые, предельно малые частицы, по существу — как бесконечно малые. Они различаются весом, скоростью движения и взаимным расположением в телах, благодаря чему возникают различные качества. В период 17—19 вв. А. разрабатывается в трудах Галилея, Бойля, Ньютона, Ломоносова, Дальтона, Авогадро, Бутлерова, Менделеева и др. и превращается в физико-химическую теорию строения материи. А. почти всегда выступала как основа материалистического миропонимания. Однако старая А. была в значительной мере метафизичной, так как абсолютизировала идею дискретности и допускала наличие последней, неизменной сущности материи, «первичных кирпичиков» мироздания. Совр. А. признает многообразие молекул, атомов, «элементарных» частиц и других микрообъектов в структуре материи, их неисчерпаемую сложность, способность к превращениям из одних форм в другие. В существовании различных дискретных микрообъектов она видит проявление закона перехода количественных изменений в качественные: уменьшение пространственных масштабов связано с переходом к качественно новым образованиям материи. Но совр. А. считает материю не только дискретной, но также и непрерывной. Силы взаимодействия между микрочастицами переносятся через посредство непрерывных полей — электромагнитного, ядерного и др., к-рые неразрывно связаны с «элементарными» частицами. Распространение взаимодействий в полях происходит в форме близкодействия (Бливкодействие и дальнодействие). Совр. А. отрицает наличие последней, неизменной сущности материи и исходит из признания количественной и качественной бесконечности материи.

Источник: Философский словарь. 1963

АТОМИСТИКА
(греч. átomos неделимый) — учение о прерывном (дискретном) строении материи. Основные этапы ее развития: А. древних материалистов, механистическая А. 17 и 18 вв., химическая А. 19 в., современная физическая А. Древнегреческие философы-материалисты (Левкипп, Демокрит, Эпикур) рассматривали атомы как мельчайшие неделимые частицы, вечные и неизменные, пребывающие в постоянном движении и различающиеся по форме и величине, порядку и положению. Качественное многообразие вещей они объясняли различиями в комбинациях атомов. Древняя А. носила умозрительный характер, т. к. в то время еще не существовало опытной науки. Лишь в 17—19 вв. А. превращается сначала в научную гипотезу, а затем и в научную теорию. В 17—18 вв. А. разрабатывают Галилей, Бойль, Ньютон, Ломоносов. Поскольку наибольшее развитие в этот период приобрела механика, способность атомов к взаимодействиям и соединению друг с другом объяснялась различными механическими свойствами. Атомы зачастую изображались в виде частиц, имеющих крючки, зазубрины и т. и. Химическая А. была создана в 19 в. Дальтоном, Менделеевым и Бутлеровым. Основными свойствами атомов стали считаться атомный вес и валентность (способность присоединять определенное число других атомов). Вплоть до конца 19 в. А. преимущественно носила метафизический характер, т. к. исходила из представления об атомах как о неизменных, не способных ни к какому превращению друг в друга частицах, «кирпичиках мироздания». Современная А. возникает в связи с революцией в физике в кон. 19 и нач: 20 в., когда было обнаружено сложное строение атомов, открыты т. наз. элементарные частицы (электроны, протоны, позитроны, нейтроны, фотоны и т. д.), к-рые обладают качественно своеобразными свойствами, представляя собой единство прерывного и непрерывного, корпускул (частиц) и волн. Современная А. признает изменчивость, взанмопревращаемость микрочастиц, доказывая тем самым диалектический характер процессов, происходящих в самом фундаменте материи.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

АТОМИСТИКА
атомизм - филос. и естеств.-научное учение, утверждающее прерывистое, дискретное строение материи. Как правило, сторонники А. были защитниками материалистич. мировоззрения и активно выступали против мистики и религии, решительно оспаривая идею о «сотворении мира». Уже основатели атомистич. учения др.греч. материалисты Демокрит, Эпикур и их последователь римский философ Лукреций Кар полагали, что мир не создан никем из богов и людей. Атеистич., религ.-критич. направление присуще было также атомистич. идеям др.-инд. материалистов - чарваков (IV—II вв. до п. э.). Среди философов Др. Китая к идеям А. по существу был близок Лао-цзы (VI в. до н. э.), утверждавший, что мир состоит из материальных частиц и пустоты. Церковники, ведя жестокую борьбу против материализма, преследовали также сторонников А. Вместе с идеалистами они тормозили прогресс научной А., дезориентировали естествоиспытателей. Впервые А. превратилась в естеств.-научную теорию в химии (учение Дж. Дальтона, периодич. система Д. И. Менделеева). Позже она получила развитие также на физич. материале и была признана единственно научной теорией структуры материи. Открытие радиоактивного излучения и электрона на грани XIX и XX вв. привело физику к кризису устаревших (в частности, устаревших атомистич.) представлений. Анализируя суть этого кризиса, В. И. Ленин обратил внимание на то, что электрон «так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна» (Соч. Изд. 5. Т. 18, с. 277).
Тем самым В. И. Ленин указывал пути дальнейшего развития А. как естеств.-научного и филос. материалистич. учения. Вся совр. атомная физика показывает, насколько прозорливым было это указание. Трудностями в развитии физики начала XX в. воспользовались идеалисты для усиления своего влияния на науку, для обострения кризиса в физике. Они, в частности, пытались подорвать материалистич. А. - отрицали объективное существование атомов, объявляли атомное учение лишь средством систематизации опытных данных и т. д. Подобное идеалистич. извращение науки вело к ее сближению с религ. миропониманием. Однако идеалистич. направление в физике не выдержало испытаний временем. Один за другим ученые, близкие к идеализму, вынуждены были признать объективную реальность и познаваемость атомов и электронов, их свойств и характеристик. С этим должны были согласиться также такие представители идеалистич. и позитивистских направлений в естествознании того времени, как Э. Мах и В. Оствальд. (Оствальд впоследствии выступал против религии и церкви и заявлял, что предшественниками совр. мышления являются др.-греч. атомисты Демокрит и Эпикур.) Хотя нек-рые бурж. ученые (напр., П. Иордан, В. Гейзенберг), отказываясь от субъективно-идеалистич. отрицания атомов, поворачивают не к материализму, а к объективному идеализму, а отсюда вновь к религии, в целом материалистич. понимание А. победило. Успехи атомной физики и всего естествознания обнаруживают полную несовместимость идеализма и религии с научной А.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

АТОМИСТИКА
атомизм, учение о дискретном (прерывистом) строении материи. В более широком смысле атомизм обозначает дискретность объекта, процесса, свойства (социальный атомизм, логич. атомизм и др.). А. возникла в антич. философии; одним из ее основоположников был Демокрит, согласно к-рому материя состоит из мельчайших частиц - атомов. Атомарную природу, по Демокриту, имеет также и пространство, состоящее из особого рода атомов - амер; если атомы материи представляют собой предел ее физич. делимости, то амеры - предел математич. делимости пространства.
Первоначально А. была натурфилос. гипотезой; с появлением химии и физики она стала естественнонауч. учением. В рамках естествознания произошло уточнение ее осн. понятий: атом стал рассматриваться как наименьшая часть химич. элемента, являющегося носителем его химич. свойств. Наряду с понятием атома было введено представление о молекуле: в отличие от атома, молекула представляет собой наименьшее количество вещества, вступающее в химич. реакцию, и состоит из атомных ядер и электронной оболочки, образованной внеш. валентными электронами атомов. Применение А. в химии и физике позволило решить ряд фундаментальных проблем этих наук - объяснить механизм химич. реакций, понять природу тепловых процессов (молекулярнокинетич. теория теплоты), выявить статистич. характер ряда законов (напр., закона возрастания энтропии).
Свое дальнейшее развитие А. получила в 20 в. В 1900 М. Планк показал, что процессы излучения и поглощения энергии носят дискретный характер. В 1905 А. Эйнштейн теоретически обосновал идею дискретности электромагнитного поля. Согласно квантовой теории, не только электромагнитное, но и любое физич. поле имеет дискретную природу.
А., неразрывно связанная с философией, подвергалась критике с идеалистич. позиций. Напр., следуя субъективно-идеалистич. критерию существования («существовать - значит быть воспринятым»), Э. Мах отверг идею реальности атомов, объявив их умозрит. конструкциями, подлежащими исключению из физики. С др. стороны, метафизич. реализм 18-19 вв., признавая реальность атомов, рассматривал их как абсолютно неделимые объекты. Подобное понимание атомов явилось одной из причин методологич. кризиса физики на рубеже 19-20 вв.
Адекватное филос. понимание А. развивает диалектич. материализм, согласно к-рому А. не сводится к утверждению абс. дискретности материи. Материя включает в себя не только элемент дискретности, но и непрерывности. При определ. условиях различие между дискретностью и непрерывностью оказывается относительным. А. может быть правильно понята только в свете учения о неисчерпаемости материального мира, к-рое отрицает существование абсолютно простых атомов, лежащих в фундаменте материи. Как отмечал Ф. Энгельс, «...дискретные части различных ступеней... являются различными узловыми точками, которые обусловливают различные качественные формы существования всеобщей материи...» (Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 20, с. 608-09).

Источник: Советский философский словарь

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
174.95 кб

Учение Абу Бакра ар-Рази о пространстве, времени, материи и атомистике

Комили А.Ш., Рахмонов Х.О., Максумова Н.Д.
Статья посвящена учению известного персидскотаджикского философа, медика, физика, алхимика и педагога Абу Бакра ар-Рази о пространстве, времени, материи и атомистике.
Читать PDF
353.38 кб

Монады Лейбница и "атомистический подход": взгляд историка индийской философии

Лысенко Виктория Георгиевна
В статье предпринята попытка посмотреть на Лейбница из топоса индийской философии.

Похожие термины:

  • АТОМИСТИКА, атомизм

    учение о дискретных началах всего сущего (греч. неделимые), характерное для разных культур и эпох (античный атомизм, атомистика вайшешика и ньяйя в Индии и т. д.).
  • атомизм (атомистический материализм)

    вариант материалистического понимания бытия, разработанный в досократический период развития античной философии левкиппом и демокритом и возрожденный и модифицированный в эпоху эллинизма эпик
  • У истоков атомистических идей. Атом как первоначало

    Проблема введения мельчайшего материального неделимого первоначала (атома) имела отношение к решению всех основных философских проблем, поставленных и еще до Демокрита, и им самим. Атом потому и