учение о дискретных началах всего сущего (греч. неделимые), характерное для разных культур и эпох (античный атомизм, атомистика вайшешика и ньяйя в Индии и т. д.).
АТОМИСТИКА, атомизм
АТОМИЗМ, атомистика
Источник: Новая философская энциклопедия
АТОМИСТИКА, атомизм
от др.-греч. atomos - неделимый) - 1) филос. учение в Др. Греции (Левкипп, Демокрит, Эпикур), Риме (Лукреций) и Индии (школа вайшешика), признающее мир состоящим из неделимых, не возникающих и неуничтожимых частиц, движущихся в пустоте. Соединение их - «рождение» вещи, распадение - уничтожение, «смерть». В запад, вариантах А., исходя из вечности движения и природной необходимости, выступает теоретич. основой атеизма. Инд. А. приписывает роль инициатора движения духовному началу, а его направляющей силой считает «мир. душу» и моральный закон (дхарма). Спиритуалистич. А. развивалась в учении мутакал-лимов; 2) естеств.-науч. учение о дискретной структуре материи. Развитие А., шедшее от механич. (17-18 вв.) и химич. (19 в.) ее форм (классич. А.) к современной, выступает одним из важных конкр.-науч. оснований диалектич. материализма.
Источник: Атеистический словарь
АТОМИСТИКА, атомизм
в первоначальном узком смысле слова А. — учение о дискретном (прерывном) строении материи. В зависимости от контекста термин "атомизм" может обозначать дискретность объекта, его свойств, процессов и т. п. Например, атомы электричества, атомы (кванты) действия, кванты света (фотоны), атомы пространства и времени, логический и социальный атомизм. Как философское учение, А., связанная не только с проблемой структуры бытия, но и с так называемым основным вопросом философии, может быть материалистической или идеалистической концепцией. В зависимости от отношения ее представителей к концепции развития А. может быть диалектическим или метафизическим учением. Уже античная А., опиравшаяся на весьма ограниченную эмпирическую базу, сформировала ряд представлений и понятий, используемых или переоткрытых позднейшим временем. Таковы, например, представления Демокрита о зависимости свойств тел от формы (очертания), порядка и взаимного положения атомов, эти тела составляющих. Таковы предвосхищение Эпикуром понятий атомного веса и атомного объема (атомы, согласно Эпикуру, отличаются величиной, формой и тяжестью), а также его догадки в отношении скорости света (Эпикур считал, что с поверхности предметов исходит непрерывный поток мельчайших атомов, движение которых происходит с величайшей скоростью; эти истечения порождают наши ощущения). Таково учение Эпикура о том, что прямолинейное движение атомов, происходящее вследствие тяжести, сочетается со спонтанным (внутренне обусловленным) их отклонением от прямой линии; таково же его признание объективной случайности. Проблема категорий прерывного и непрерывного также была поставлена античной А. Представления о линии (делимом) и точке (том, что не имеет частей), учение о соизмеримых и несоизмеримых величинах, рациональных и иррациональных числах, идея единого непрерывного бытия у элеатов и учение их противников о наличии многих (иногда бесконечно многих) начал; атомы Демокрита и гомеомерии Анаксагора, гераклитовское учение о единстве противоположностей и т.д. — все это не только попытки осознания, но и конкретные пути решения названной проблемы. В процессе развития науки и практики категории прерывного и непрерывного ставились в связь со всеми другими формирующимися категориями философского и научного познания: с категориями бытия и сознания, конечного и бесконечного, единичного и общего, части и целого, возможности и действительности, движения и покоя, пространства и времени, качества и количества, необходимости и случайности и т.д. Именно поэтому обычно в собственно естественнонаучных областях знания односторонне понятый и односторонне трактуемый определенными школами и направлениями атомизм неминуемо дополнялся противоположными учениями о существовании дальнодействующих (непрерывных) сил (динамизм), непрерывной энергии (энергетизм). Так, корпускулярная теория света Ньютона дополнялась волновой теорией Гюйгенса. А. в настоящее время может быть обозначена как концептуальная модель, признающая неразрывную связь дискретных и континуальных форм существования материи.
Г.В. Беляев
Г.В. Беляев
Источник: Новейший философский словарь