АНАЛИТИКА

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Аналитика
Аналитикою называют иногда такие части какого-нибудь учения или науки, в которых посредством раздробления и разбора составных понятий, выясняют значение самой науки или предмета изучения.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

АНАЛИТИКА
от греч. analytike [techne] - искусство анализа) - искусство расчленения понятий, логика (у Аристотеля). Трансцендентальная аналитика, по Канту, выделяет "элементы чистого рассудочного познания, без которых вообще немыслим ни один предмет".

Источник: Философский энциклопедический словарь

АНАЛИТИКА
от греч. analytike (techne) — искусство анализа) — название, данное Аристотелем технике логического анализа. В своих “Аналитиках” Аристотель излагает анализ силлогизма, исследует теорию доказательства и условия получения достоверного знания.

Источник: Философия: энциклопедический словарь

АНАЛИТИКИ (Первая и Вторая)
части «Органона» Аристотеля, в которых изложена его логика, в частности теория дедукции и строгого вывода (силлогизма), причем в этой форме она сохранилась до наших дней. Кант писал, что «после Аристотеля формальная логика не продвинулась ни на шаг».

Источник: Философский словарь

АНАЛИТИКА
(Analytik; от греч. analytikë [technë] — «искусство анализа»). — У Аристотеля аналитика — это искусство расчленения понятий, логика. Трансцендентальная аналитика, по Канту, выделяет «элементы чистого рассудочного познания, без которых вообще немыслим ни один предмет». Поэтому она является лишь инструментом суждения, а не средством достижения содержательного познания.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

АНАЛИТИКА
греч. analytike — искусство анализа) — искусство расчленения понятий, начал, элементарных принципов, с помощью которых рассуждения приобретают доказательный характер. Понятием А. Аристотель обозначил раздел логической науки, посвященный строгим силлогистическим рассуждениям. Трансцендентальная А., по И. Канту, суть расчленение самой способности рассудка — выделяет "элементы чистого рассудочного познания, без котороых вообще немыслим ни один предмет".
С.Ю. Солодовников

Источник: Новейший философский словарь

Аналитика
исследование начал, элементарных принципов, в силу которых рассуждение принимает доказательный характер. В этом значении термин «аналитика» впервые был введен Аристотелем как название раздела логической науки. В отличие от логики науки о словесном выражении, т. е. рассуждении вообще, по Аристотелю, аналитика ограничивается строго силлогистическими, то есть доказательными рассуждениями. Для Канта же аналитика – это часть его трансцендентальной философии, излагающая начала рассудочного знания. При этом аналитика толкуется как расчленение самой способности рассудка, т. е. как гносеологический анализ рассудочного познания.

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

АНАЛИТИКА
исследование начал, элементарных принципов, в силу к-рых рассуждение принимает доказательный характер. В этом значении термин «А.» был введен Аристотелем как назв. раздела логич. науки. В «Топике» и «Второй Аналитике» логика (или в широком смысле слова диалектика) выступает как учение о словесном выражении, т. е. рассуждении вообще, тогда как А. ограничивается строгими силлогистич., т. е. доказательными, рассуждениями. У Канта смысл термина изменяется: А. есть часть его трансцендентальной философии, излагающая начала рассудочного знания, при этом А. толкуется как расчленение самой способности рассудка, т. е. как гносеология, анализ рассудочного познания.

Источник: Советский философский словарь

АНАЛИТИКИ
«АНАЛИТИКИ», сочинения Аристотеля по логике, входящие в состав «Органона». Каждая из «Аналитик» состоит из двух книг (самим Аристотелем все четыре книги цитируются просто как «Аналитики»), разделением на «Первую Аналитику» и «Вторую Аналитику» мы обязаны, по-видимому, Андронику Родосскому. Однако в тексте имеются указания на то, что сам Аристотель читал эти книги в их сегодняшнем порядке. Очевидно, настоящий текст «А.» состоит из большого числа отдельных сочинений, относящихся к разному времени, и уже в Античности пытались установить их истинный хронологический порядок.     «Первая Аналитика» (????????? ?????, Analyticapriora). Содержание книги составляет ассерторическая и модальная силлогистика, которая исторически является первой дедуктивной теорией, содержащей классификацию основных категорических силлогизмов. Книга преследует практическую цель: научить учеников легко находить посылки к установленному тезису (An. Pr. I, 27, 43а20). Сам термин «силлогизм» (???????????) впервые встречается у Платона (Crat. 412a5; Theaet. 186d3). Умозаключать (?????????????, по Платону, - это собирать вместе и сводить воедино полученные в ходе обсуждения положения, чтобы из них, как из предпосылок, сделать окончательный вывод. Аристотель определяет силлогизм как «речь, в которой, если нечто предположено, то с необходимостью вытекает нечто отличное от положенного в силу того, что положенное есть» (An. Pr. I, 24b 18-20).     Композиция книг (ср. An. Pr. II, 52Ь38-53аЗ): 1) фигуры и посылки силлогизма (гл. 4-26, сюда входят ассерторические и модальные выводы); 2) техника опровержения, обоснования, проведения исследования (гл. 27-31); 3) установление начал для исследования (гл. Ъ2-Л6).     Аристотелевский силлогизм представляет собой условное предложение, т. е. посылки в нем, в отличие от заключения, не утверждаются: «Если А высказывается о всем В (принадлежит всему В) и В высказывается о всем С, то А высказывается о всем С». В систематическом изложении силлогистики нет ни одного примера с конкретными терминами (они бывают только при демонстрации неправильных комбинаций посылок) и также нет единичных терминов - только универсальные. Использование переменных вместо конкретных примеров позволяет Аристотелю необычайно сжато описать аналитические действия. Это обстоятельство явилось решающим шагом для развития логики. В «Физике» также много буквенных символов; несомненно, что Аристотель применяет для своих целей методы современной ему геометрии.     Аристотель называет термины (????): больший, меньший и средний. По положению среднего термина (в нашем примере В), встречающегося в посылках и не входящего в заключение, силлогизмы подразделяются на 3 фигуры; модусы отдельных фигур различаются между собой логическими особенностями посылок и заключения: они могут быть общеутвердительными, общеотрицательными, частноутвердительными либо частноотрицательными предложениями. В каждой фигуре возможны 64 комбинации, из которых только 6 являются значимыми силлогизмами. Силлогизмы 1-й фигуры Аристотель называет совершенными (или очевидными), они могут быть верифицированы, т. е. подтверждены с помощью некоторых правил доказательства, и имеют аксиоматический характер. Модусы 2-й и 3-й фигур могут быть «сведены» к силлогизмам 1-й фигуры и таким образом в свою очередь быть доказанными. Таких способов Аристотель называет три: 1) обращение, 2) сведение к невозможному (reductio ad impossibile); 3) выделение (???????), т. е. подстановка понятия, подчиненного данному. В системе Аристотеля отсутствует 4-я силлогистическая фигура, хотя упоминаются некоторые ее модусы (An. Pr. I, 34), квалифицируемые как обращения силлогизмов 1-й фигуры. По мнению Г. Патцига, Аристотель отверг 4-ю фигуру, т. к. ее оказалось невозможно определить посредством используемого им метода. Модальная силлогистика излагается Аристотелем в An. Pr. I, 8-22. В гл. 31 содержится критика диайретического метода Академии как метода доказательства (см. Диэреза). По мнению Г. Чернисса, Аристотель старался препятствовать тому, чтобы его силлогистику ставили в какую-либо связь с диэрезой. An. Pr. I представляет собой один из лучших дошедших до нас учебных текстов, она строго скомпонована и ясно написана. Аристотель развивает в ней одну тему, не отвлекаясь на иные вопросы.     В отличие от нее An. Pr. II не представляет собой единого целого; она состоит из различных маленьких статей, которые первоначально не предполагалось делать продолжением An. Pr. I. Соединив их впоследствии вместе, Аристотель предпослал им краткое введение. В тексте An. Pr. II можно различить 3 части: 1) некоторые особенности обращения силлогизмов (гл. 1-15); 2) обсуждение ошибок в построении силлогизмов и средства к избежанию их (гл. 16-21); 3) пять используемых в диалектике форм доказательства, которые могут быть сведены к одной их 3-х фигур (гл. 23-27).     «Вторая Аналитика» (????????? ??????, Analytica posteriora). Аристотель противопоставляет диалектике в качестве более строгого научного метода аналитику - теорию аподиктического (доказывающего) силлогизма, исходящего из необходимых и достоверных посылок и приводящего к точному знанию.     An. Post. I содержит теорию доказательства и, шире, теорию аксиоматических наук. Содержание ее тесно связано с теорией силлогизма. Аристотелевская теория доказательства отчасти ведет свое происхождение от геометрического доказательства и заимствует также из геометрии некоторые термины: «доказательство», «аксиома», «начала», «элементы». Почти все примеры в тексте математико-геометрические.     An. Post. II формально посвящена теории дефиниции, в действительности представляет собой исследование по основным вопросам научной работы: «Что именно мы исследуем, когда мы занимаемся наукой?» Приводимые примеры показывают, что наряду с написанием этой книги Аристотель начал заниматься натурфилософскими исследованиями. Основной вопрос An. Post. II: познавательно-теоретическое объяснение отношений между всеобщим (универсальным, ???????) и частным (единичным, ???´ ???????), а также психологического процесса: каким образом можно достичь познания всеобщего. Эпистемологическая проблема познания начал представляет собой альтернативу к теории припоминания Платона (см. Анамнесис): начала научно-философского знания недоказуемы и познаются либо непосредственно разумом, т. е. интеллектуальной интуицией, либо, но лишь отчасти, путем индукции. Единичное, как более близкое к чувственной реальности, является «первым для нас», т. е. легче постижимым, но «вторым по природе», т. е. более удаленным от ее начал. Всеобщее, наоборот, как более далекое от чувственного мира, является «вторичным для нас», труднее постижимым, но первичным по природе. Знать в аристотелевском смысле - это знать первые причины или начала явления, т. е. всеобщее. Собственно научное знание о единичном невозможно. Знание о всеобщем не врожденное, оно достигается постепенно через ощущение, память, опыт, интуицию и науку. Т. обр., наиболее научный характер имеет познание, опирающееся на знание универсалий.     Античные комментарии на «?.». Известны следующие авторы, комментировавшие «?.»: Александр Афродисийский (CAG II, 1; для его комментария характерно толкование стоической пропозициональной логики в качестве своеобразной метасистемы по отношению к аристотелевской силлогистике), Фемистий (CAG V, 1; составил парафраз «Второй Аналитики»), Аммоний, сын Термин (CAG IV, 6; в своем комментарии Аммоний подразделяет силлогизмы на категорические, гипотетические и получающиеся посредством присоединения к посылке дополнительного предложения), Иоанн Филопон (CAG XII, 2; в его комментарии, вероятно впервые, для иллюстрации силлогистических закономерностей применяются идеографические средства (незамкнутые дуги); характерна тенденция преодолевать логико-гносеологические трудности за счет семиотико-грам-матических дистинкций), Элий (сохранился небольшой отрывок-сокращение из его комментария на An. Pr. I), Проб (его комментарию принадлежит важная роль в процессе проникновения и распространения «А.» на Востоке). В Западной Европе «А.» стали известны лишь в 12 в., когда был опубликован их перевод на латинский язык.     Рус. пер.: ?. ?. Ланге (1891-1894), Б. А. Фохта (1952).     Текст и переводы: Aristotelis Organon. Ed. Th. Waitz. Vol. 1-2. Lpz., 1844-1846. Haalen, 19652; Aristotelis Analytica priora et posteriora. Rec. W. D. Ross, praef. L. Minio-Paluello. Oxf., 1964; Aristotle´s Prior and Posterior Analytics. A revised text with Introd. and Comm. by W. D. Ross. Oxf., 1965; Aristotele. Gli Analitici Primi. A cura di M. Mignucci. Nap., 1969; Analitici Secondi. A cura di M. Mignucci. Bologna, 1971; Aristotle s Prior Analytics. Tr. and comm. by R. Smith. Indnp., 1989; Detel W. (?bers., komm.). Aristoteles Analytica Posteriora. Bd. 1-2. В., 1993. Первая Аналитика. Вторая Аналитика. Пер. Б. А. Фохта, -Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 2. М., 1978, с. 117-254; 255-346.     Лит.: Becker ?. Die Aristotelische Theorie der M?glichkeitsschl??e. В., 1933; Ebbinghaus К. Ein formales Modell der Syllogistik des Aristoteles. Gott., 1964; Patzig G. Die aristotelische Syllogistik. Logisch-philosophische Untersuchungen ?ber die Buch A der «Ersten Analytiken». Gott., 1969; Barnes J. Aristotle´s Theory of Demonstration, - Phronesis 14, 1969, p. 123-152; Ancient Logic and Its Modern Interpretation. Ed. J. Corcoran. Dordr., 1974; Aristotle on Science. The Posterior Analytics. Proceedings of the VIII Symposium Aristotelicum. Ed. E. Berti. Padua, 1981; McKirahan R. Principles and Proofs: Aristotle´s Theory of Demonstrative Science. Princ, 1995; Patterson R. Aristotle´s Modal Logic: Essence and Entailment in the Organon. Camb., 1995; Charles D. Aristotle on Meaning and Essence. Oxf, 2000; Лукасевич Я. Аристотелевская силлогистика с точки зрения современной формальной логики. М., 1959; Попов И. С, Стяжкин Н. И. Развитие логических идей от античности до эпохи Возрождения. М., 1974; Луканин Р. К. Органон Аристотеля. М., 1984; Бочаров В. А. Аристотель и традиционная логика. М., 1984.     Е. Г. ПАРФЕНОВА

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
235.42 кб

Аналитика Аристотеля

Орлов Евгений Викторович
Е. В. Орлов (Институт философии и права СО РАН) рассматривает основные составляющие аналитики Аристотеля, такие как научный поиск, построение доказывающего силлогизма, применение универсального знания к частным случаям.
Читать PDF
3.88 мб

Постфрейдовская аналитика бессознательного и проблема субъективности

Зинченко Евгений Владимирович, Петренко Валерия Владимировна
Статья посвящена изображению структуры самосознания современного субъекта, действующего в социальном поле.
Читать PDF
370.48 кб

Феноменологическая аналитика участного сознания М. М. Бахтина: «Не-алиби в бытии» и «Диалог»

Кривошеев Алексей Викторович
На базе работы М.М. Бахтина «К философии поступка», через призму долженствования как центральной категории бахтинской философии, реконструируется
Читать PDF
350.00 кб

Долженствование как установка участного сознания М. М. Бахтина: феноменологическая аналитика

Кривошеев Алексей Викторович
Основываясь на трактате М.М. Бахтина «К философии поступка», реконструируется феноменологическая аналитика участного сознания через призму долженствования как центральной категории бахтинской философии.
Читать PDF
281.44 кб

Аналитика Dasein и философская антропология

Заякин Александр Михайлович
Читать PDF
1.65 мб

Аналитика научного дискурса

Тищенко П.Д.
Читать PDF
328.80 кб

Трансцендентальная логика и аналитика понятий

Семенов Валерий Евгеньевич
Рассматриваются функции, структура и действия трансцендентальной логики в «Аналитике понятий» «Критики чистого разума» Канта.
Читать PDF
123.84 кб

Объектно-ориентированная онтология Грэма Хармана и аналитика искусства

Рыбакин Виталий Владимирович
В данной статье обсуждается проблема метафизики художественного произведения в контексте объектно-ориентированной онтологии Грэма Хармана.
Читать PDF
94.23 кб

«Оправдание добра» В. Соловьёва и «Роза Мира» Д. Андреева: аналитика метафизических оснований должно

Дашевская Ольга Анатольевна
В сопоставлении деонтологии В. Соловьёва и Д. Андреева выявляется влияние кантовской идеи надличностной нравственности. Выделяются аспекты метафизики должного В.
Читать PDF
328.94 кб

Аналитика экзистенциального у С. Кьеркегора и Максима Исповедника

Любохонская Оксана Валерьевна
В статье сравниваются подходы к проблеме экзистенциального Максима Исповедника и С.
Читать PDF
159.74 кб

Аналитика присутствия в горизонте неповседневного обращения

Гурьянов Алексей Сергеевич
В статье анализируется феномен неповседневного обращения как альтернативы несобственному бытию присутствия, ближайшим определением которого является не каноническое бытие-к-смерти, а творческое бытие-в-мире, преодолевающее экзисте
Читать PDF
134.90 кб

Трансформация власти в большом городе: генеалогия и аналитика

Ломако Ольга Михайловна
В статье на основе сравнительно-исторического метода генеалогии анализируется процесс трансформации власти.
Читать PDF
317.13 кб

Постнеклассическая аналитика концепции внутренней жизни человека

Волкова Вера Олеговна
В данной статье предпринят опыт постнеклассического исследования внутреннего мира человека, концептуально еще только складывающегося во взаимодействии научных картин мира и типов рациональностей: классической, неклассической и пос
Читать PDF
216.68 кб

Власть: аналитика понятия и феномена

Федоровских А.А.
Цель.
Читать PDF
274.65 кб

Аналитика постметафизического мышления у Ю. Хабермаса

Малкина Светлана Михайловна
В статье осуществляется рассмотрение аналитики понятияпостметафизического мышления у Ю. Хабермаса.

Похожие термины:

  • аналитика первая и аналитика вторая

    «АНАЛИТИКА ПЕРВАЯ» И «АНАЛИТИКА ВТОРАЯ» — самый важный по логической значимости труд Аристотеля из состава «Органона». Аналитику Аристотель определяет как «доказывающую науку», ее главный пред
  • Философия Мартина Хайдеггера. Аналитика Dasein

    В первой части этого раздела уже шла речь о теме "Бытие человека и бытие мира" и говорилось о повороте экзистенциалистской философии к построению новой онтологии. Как отмечалось, на первый план был
  • Аналитика экзистенциальная

    М. Хайдеггер) – герменевтическое исследование основных способов человеческого существования
  • АНАЛИТИКА ОСНОВОПОЛОЖЕНИЙ

    АНАЛИТИКА ОСНОВОПОЛОЖЕНИЙ — раздел «Критики чистого разума», в котором Кант, после осуществления аналитики понятий, расчленяет способность суждения с целью выявления априорных основоположений
  • АНАЛИТИКА ПОНЯТИЙ

    АНАЛИТИКА ПОНЯТИЙ — раздел «Критики чистого разума», в котором И. Кант выявляет категории как априорные формы рассудка (таблица категорий) и обосновывает их применимость априори к предметам опыт
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АНАЛИТИКА

    часть трансцендентальной логики Канта, в которой излагается учение о рассудочном знании. ТА., по Канту, является трансцендентальной потому, что осуществляет не обычный анализ такой познавательно