АНАЛИТИКА ПОНЯТИЙ
аналитика понятий
АНАЛИТИКА ПОНЯТИЙ — раздел «Критики чистого разума», в котором И. Кант выявляет категории как априорные формы рассудка (таблица категорий) и обосновывает их применимость априори к предметам опыта (трансцендентальная дедукция категорий). Если Аристотель понимал аналитику как учение о строгом силлогистическом доказательстве, а Г.В. Лейбниц — как расчленение понятий с целью достижения отчетливости, то аналитика Канта является логикой истины: она «разлагает всю формальную деятельность рассудка и разума и показывает их как принципы всякой логической оценки нашего знания» (Кант И. Критика чистого разума. М., 1994. С. 75). В отличие от аналитики основоположений (способность суждения) и диалектики (разум), аналитика понятий имеет дело с рассудком: она есть «расчленение самой способности рассудка с целью изучить возможность априорных понятий, отыскивая их исключительно в рассудке как в месте их происхождения и анализируя чистое применение [рассудка] вообще» (Там же. С. 77—78). А. п. Канта до сих пор является одним из наиболее обсуждаемых в гносеологических дискуссиях разделов критической философии. А.Н. Круглое
АНАЛИТИКА ПОНЯТИЙ
нем. Analytik der Begriffe) важнейший раздел «Критики чистого разума» И. Канта. Составляет концептуальное ядро «Трансцендентальной аналитики» как «логики истины». Основная задача, решаемая здесь Кантом, состоит в создании своего рода «словаря» чистого мышления, т. е. в определении элементарных форм рассудка, а также в выяснении возможности априорного синтетического познания на основе этих начал мышления, называемых Кантом «категориями». Систематизация категорий проводится Кантом в рамках «метафизической дедукции категорий», базирующейся на сведении последних к логическим функциям суждений. Классификация суждений (в основном заимствованная Кантом из современной ему логики) дает ключ для построения таблицы категорий. Способность категорий выступать принципами априорного синтетического познания обсуждается Кантом в «Трансцендентальной дедукции чистых рассудочных понятий», которая может рассматриваться в качестве композиционного центра всей «Критики». Кант устанавливает здесь границы объективной значимости категорий (предметы возможного опыта), доказывает необходимое отношение явлений к рассудку и излагает теорию познавательных способностей в сложном переплетении их трансцендентальных и эмпирических компонентов.
В. В. Васильев
В. В. Васильев
Источник: Новая философская энциклопедия