АНАЛИТИКА ПОНЯТИЙ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

аналитика понятий
АНАЛИТИКА ПОНЯТИЙ — раздел «Критики чистого разума», в котором И. Кант выявляет категории как априорные формы рассудка (таблица категорий) и обосновывает их применимость априори к предметам опыта (трансцендентальная дедукция категорий). Если Аристотель понимал аналитику как учение о строгом силлогистическом доказательстве, а Г.В. Лейбниц — как расчленение понятий с целью достижения отчетливости, то аналитика Канта является логикой истины: она «разлагает всю формальную деятельность рассудка и разума и показывает их как принципы всякой логической оценки нашего знания» (Кант И. Критика чистого разума.         М., 1994. С. 75). В отличие от аналитики основоположений (способность суждения) и диалектики (разум), аналитика понятий имеет дело с рассудком: она есть «расчленение самой способности рассудка с целью изучить возможность априорных понятий, отыскивая их исключительно в рассудке как в месте их происхождения и анализируя чистое применение [рассудка] вообще» (Там же. С. 77—78). А. п. Канта до сих пор является одним из наиболее обсуждаемых в гносеологических дискуссиях разделов критической философии.         А.Н. Круглое

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

АНАЛИТИКА ПОНЯТИЙ
нем. Analytik der Begriffe) важнейший раздел «Критики чистого разума» И. Канта. Составляет концептуальное ядро «Трансцендентальной аналитики» как «логики истины». Основная задача, решаемая здесь Кантом, состоит в создании своего рода «словаря» чистого мышления, т. е. в определении элементарных форм рассудка, а также в выяснении возможности априорного синтетического познания на основе этих начал мышления, называемых Кантом «категориями». Систематизация категорий проводится Кантом в рамках «метафизической дедукции категорий», базирующейся на сведении последних к логическим функциям суждений. Классификация суждений (в основном заимствованная Кантом из современной ему логики) дает ключ для построения таблицы категорий. Способность категорий выступать принципами априорного синтетического познания обсуждается Кантом в «Трансцендентальной дедукции чистых рассудочных понятий», которая может рассматриваться в качестве композиционного центра всей «Критики». Кант устанавливает здесь границы объективной значимости категорий (предметы возможного опыта), доказывает необходимое отношение явлений к рассудку и излагает теорию познавательных способностей в сложном переплетении их трансцендентальных и эмпирических компонентов.
В. В. Васильев

Источник: Новая философская энциклопедия