АНАЛИТИКА ОСНОВОПОЛОЖЕНИЙ
аналитика основоположений
АНАЛИТИКА ОСНОВОПОЛОЖЕНИЙ — раздел «Критики чистого разума», в котором Кант, после осуществления аналитики понятий, расчленяет способность суждения с целью выявления априорных основоположений как форм суждений, получаемых на основе применения рассудочных понятий к явлениям. Поскольку способность суждения определяется Кантом как «умение подводить под правила» (Кант И. Критика чистого разума. М., 1994. С. 120), А. о. состоит из двух частей: учения о схематизме чистых рассудочных понятий как чувственного условия подведения созерцаний под категории и системы основоположений чистого рассудка, априори вытекающих из чистых рассудочных понятий и априорно лежащих в основе всех остальных знаний. Среди основоположений Кант выделяет как аналитические, так и синтетические (аксиомы созерцания, антиципации восприятия, аналогии опыта и постулаты эмпирического мышления вообще). Кроме того, в А. о. Кант обосновывает различение всех предметов на феномены и ноумены. Наибольший резонанс в теории познания А. о. вызвала учением о схематизме и второй аналогией опыта с кантовским обоснованием принципа каузальности. А.Н. Круглое
АНАЛИТИКА ОСНОВОПОЛОЖЕНИЙ
один из центральных разделов «Критики чистого разули» И. Канта. Поясняет общие выводы «Аналитики понятий», конкретизируя их для каждой из категорий. Открывается главой о «схематизме чистого рассудка», указывающей темпоральные эквиваленты категорий, что позволяет понять возможность применения этих нечувственных понятий к предметам чувств. Основное внимание уделено разъяснению и доказательству схематизированных синтетических принципов чистого рассудка («основоположений»). Систематика основоположений задана таблицей категорий. Четыре класса основоположений включают «аксиомы созерцания», «антиципации восприятия», «аналогии опыта», «постулаты эмпирического мышления вообще». Первые две группы основоположений обосновывают применение математики к явлениям («математические основоположения»). Они конститутивны по отношению к созерцанию и обладают интуитивной достоверностью. Другие две группы основоположений («динамические») касаются существования и отношения между предметами. Они имеют дискурсивную достоверность и конститутивны по отношению к опыту. Наибольшие дискуссии в современной литературе вызывает трактовка Кантом «аналогий опыта»: основоположений о постоянстве материи, причинности и взаимодействии. Итог «Аналитики» подводит глава о различении всех возможных предметов на феномены и ноумены.
В. В. Васильев
В. В. Васильев
Источник: Новая философская энциклопедия