АБСОЛЮТНЫЙ
АБСОЛЮТНЫЙ
независимый, свободный от всех отношений, самостоятельный, совершенный.
Источник: Тематический философский словарь
АБСОЛЮТНЫЙ
1) Безусловный, неограниченный, безотносительный. 2) Совершенный, полный.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
Абсолютный
прилагательное имя, означает то, что выше всех ограничений, что не требует никаких условий для своего существования и само на себе утверждается.
Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.
Абсолютный
характеристика вечного, бесконечного, безусловного, совершенного и неизменного субъекта, который «самодостаточен», не зависит ни от чего другого, содержит в себе все существующее и творит его. В религиозной философии – Бог, в других течениях – абсолютное «Я», абсолютный дух (мировой разум), воля, интуиция. В более широком смысле абсолютный означает безусловный.
АБСОЛЮТНЫЙ
Сюда же абсолют. В философии используется для обозначения вечного, бесконечного, безусловного, совершенного и неизменного. Абсолютным значением обладает все, что имеет силу независимо от того, познано ли и осознано ли оно. У Платона — это абсолютная ценность; в христианстве — абсолютная личность, т.е. Бог; у Гегеля — это абсолютный дух, т.е, высочайший мировой разум; у Канта — абсолютная нравственность, т.е. категорический императив, или закон долга; у Фихте — абсолютное Я, т.е. сверхиндивидуальная основа отдельного существа; у Шопенгауэра — воля; у Бергсона — интуиция. Противоположность — относительный.
АБСОЛЮТНЫЙ
от лат. absolutus безусловный) - свободный от всех отношений и условий; независимый, совершенный. Противоположность - относительный. В философии наиболее важным является метафизически абсолютное, которое воспринимается, между прочим, как: абсолютное бытие или абсолютная, т.е. конечная, действительность (у Шеллинга), абсолютный дух, т.е. высочайший мировой разум (у Гегеля), абсолютная личность, т.е. Бог (в христианстве), абсолютная ценность (в метафизическом идеализме, начиная с Платона), абсолютная нравственность, т.е. категорический императив, или закон долга (у Канта), абсолютное Я, т.е. сверхиндивидуальная субстанциальная основа отдельного существа (у Фихте), воля (у Шопенгауэра), интуиция (у Бергсона). Абсолютным значением обладает все, что имеет силу независимо от того, познано ли и осознано ли оно. Так, напр., абсолютное значение существует у положения логики: "Если две величины равны третьей, то они также равны и между собой". В некоторых философских учениях "абсолютное" не имеет места, напр. в материализме и основывающихся на нем системах.
Источник: Философский энциклопедический словарь
АБСОЛЮТНЫЙ
(absolut; лат. «безусловный») — свободный от всех отношений и условий; независимый, неограниченный, совершенный, простой, чистый. Противоположность — относительный (см. Релятивный). В философии наиболее важным является метафизически абсолютное, которое воспринимается, в частности, как абсолютный дух, т. е. высочайший мировой разум (у Гегеля), абсолютная личность, т. е. Бог (в христианстве), абсолютная ценность (в метафизическом идеализме, начиная с Платона), абсолютная нравственность, т. е. категорический императив, или закон долга (у Канта), абсолютное Я, т. е. сверхиндивидуальная субстанциальная основа отдельного существа (у Фихте). Абсолютное значение имеет все, что имеет силу независимо от того, познано ли и осознано ли оно. Так, в логике абсолютное значение имеет следующий принцип мышления: «Если две величины равны третьей, то они также равны и между собой». В некоторых философских учениях абсолютное не имеет места, как, например, в материализме и основывающихся на нем системах.
J. Möller. Der Geist u. das A.e. Zur Grundlegung einer Religionsphilos. in Begegnung mit Hegels Denkwelt, 1951; G. Huber. Das Sein u. das A.e. Studien zur Gesch. der ontolog. Problematik in der spätantiken Philos., 1955; W. Cramer. Das A.e. u. das Kontingente, 1959; D. Henrich. Der ontolog. Gottesbeweis, 1960; W. Cramer. Die absolute Reflexion, I—II, 1966—1967; H. Radermacher. Fichtes Begriff des A.en, 1970; B. Brenk. Metaphysik des einen u. a.en Seins. Mitdenkende Darstellung der metaphys. Gottesidee des späten Max Scheler, 1975; D. Henrich, R.-P. Horstmann. Hegels Logik d. Philos. Religion u. Philos. in der Theorie des a.en Geistes, 1984.
J. Möller. Der Geist u. das A.e. Zur Grundlegung einer Religionsphilos. in Begegnung mit Hegels Denkwelt, 1951; G. Huber. Das Sein u. das A.e. Studien zur Gesch. der ontolog. Problematik in der spätantiken Philos., 1955; W. Cramer. Das A.e. u. das Kontingente, 1959; D. Henrich. Der ontolog. Gottesbeweis, 1960; W. Cramer. Die absolute Reflexion, I—II, 1966—1967; H. Radermacher. Fichtes Begriff des A.en, 1970; B. Brenk. Metaphysik des einen u. a.en Seins. Mitdenkende Darstellung der metaphys. Gottesidee des späten Max Scheler, 1975; D. Henrich, R.-P. Horstmann. Hegels Logik d. Philos. Religion u. Philos. in der Theorie des a.en Geistes, 1984.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961