АБСОЛЮТНАЯ ЭТИКА

Найдено 1 определение
АБСОЛЮТНАЯ ЭТИКА
термин, введенный Спенсером для характеристики абстрактной системы совершенных нравств. норм, регулирующих поведение "идеального" человека в "идеальном" обществе; эту систему Спенсер использует в качестве мерила для оценки действия реальных людей в реальных условиях (см. "Основания этики", т. 1, ч. 1, СПБ, 1899, гл. 15). В совр. бурж. философии термином "А. э." обозначаются также идеалистич. системы этики, утверждающие догматику непреходящих, вечных принципов морали, к-рые якобы не зависят от истории, нац., классовых различий и вытекают из "самой природы бога" (теологич. этика) или "основных потребностей" абстрактного человека (категорический императив Канта). Системам абс. морали в бурж. философии противостоит этич. релятивизм, нашедший свое крайнее выражение в иррациональной этике ницшеанства, в этике прагматизма, экзистенциализма и т.д. Науч. решение вопроса о соотношении относит, и абс. элементов в морали впервые дано марксистской этикой. Признание марксизмом относительного характера морали, ее классовой обусловленности не исключает, а предполагает выработку в процессе историч. развития объективных норм нравственности, тех общеобязательных "элементарных, веками известных, тысячелетиями повторявшихся во всех прописях, правил общежития", к-рые в коммунистич. обществе будут соблюдаться "без насилия, без принуждения, без подчинения" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 25, с. 434) и превратятся в привычку поведения. Общечеловеческая мораль будущего подготовляется развитием коммунистич. морали в условиях борьбы трудящихся классов против капитализма, за построение социалистич. и коммунистич. общества (см. Мораль коммунистическая). Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1957; Ленин В. И., Задачи союзов молодежи. Соч., 4 изд., т. 31; его же, Государство и революции, там же, т. 25, гл. 5; Шишкин А. Ф., Основы коммунистической морали, М., 1955, с. 28–32. Е. Панфилов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.