АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Абсолютная и относительная истина
категории диалектического материализма, характеризующие процесс развития познания и раскрывающие соотношения между: 1) тем, что уже познано, и тем, что будет познано в дальнейшем процессе развития наук; 2) тем, что в составе нашего знания может быть изменено, уточнено, опровергнуто в ходе дальнейшего развития науки, и тем, что останется неопровержимым. Учение об А. и о. и. дает ответ на вопрос: «могут ли человеческие представления, выражающие объективную истину, выражать ее сразу, целиком, безусловно, абсолютно или же только приблизительно, относительно?» (В. И. Ленин, т. 14, с. 110). В связи с этим А. и. понимается как полное, исчерпывающее знание о действительности (1) и как тот элемент знаний, к-рый не может быть опровергнут в будущем (2). Наши знания на каждой ступени развития обусловлены достигнутым уровнем науки, техники, производства. По мере дальнейшего развития познания и практики человеческие представления о природе углубляются, уточняются, совершенствуются. Поэтому научные истины являются относительными в том смысле, что они не дают полного, исчерпывающего знания об изучаемой области предметов и содержат такие элементы, к-рые в процессе развития познания будут изменяться, уточняться, углубляться, заменяться новыми. Вместе с тем каждая О. и. означает шаг вперед в познании А. и., содержит, если она научна, элементы, крупицы А. п. Непереходимой грани между А. и о. и. нет. Из суммы. О. и. складывается А. и. История науки и общественной практики подтверждает этот диалектический характер развития познания. В процессе развития науки мы все глубже и полнее раскрываем свойства предметов и отношения между ними, приближаясь и познанию А. и., что подтверждается успешным применением теории на -практике (в технике, в технологии производства и т. п.). С другой стороны, ранее созданные теории постоянно уточняются, развиваются; одни гипотезы опровергаются (напр., гипотеза о существовании эфира), другие подтверждаются и становятся доказанными истинами (напр., гипотеза о существовании атомов); одни понятия устраняются из науки (напр., «теплород» и «флогистон»), другие уточняются, обобщаются (ср. понятия об одновременности, инерции в классической механике и в теории относительности) и т. п. Учение об А. и о. и. конкретизируется в науке в принципе соответствия. Оно направлено против метафизики, объявляющей каждую истину вечной, неизменной («абсолютной»), и против различных идеалистических концепций релятивизма, утверждающих, что всякая истина лишь относительна (релятивна), что развитие науки свидетельствует лишь о смене следующих друг за другом заблуждений и что поэтому нет и не может быть объективной истины. В действительности же, по выражению Ленина, исторична «всякая идеология, но безусловно то, что всякой научной идеологии (в отличие, например, от религиозной) соответствует объективная истина, абсолютная природа» (т. 14, с. 123).

Источник: Философский словарь. 1963

абсолютная и относительная истина
АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА - гносеологические характеристики развивающегося знания в рамках корреспондентной теории истины. Когда мы рассматриваем совокупность теорий, законов, констатации фактов, концепций, существующую в некоторый определенный момент времени, то для оценки отдельных элементов этой совокупности мы используем понятия истинности и ложности: те идеи и концепции, которые соответствуют реальности, мы оцениваем как истинные; те идеи и концепции, которые не соответствуют реальности, мы считаем ложными. Однако классические понятия истинности и ложности оказываются неприменимыми для оценки идей и теорий прошлого: с точки зрения признанных ныне теорий все теории прошлого следует считать ложными, но тогда оказывается непонятным, каким образом череда ложных теорий могла привести к современному истинному знанию.         Для решения этой проблемы марксистская философия к традиционным понятиям истины и лжи добавляет еще два понятия — А. и о. и. Идеи и теории прошлого оцениваются теперь не как ложные, а как относительно истинные: они истинны, но неполны, неточны, исторически ограниченны, включают в себя элементы заблуждения и предполагают замену более точными и полными теориями. Диалектический материализм «признает относительность всех наших знаний не в смысле отрицания объективной истины, а в смысле исторической условности пределов приближения наших знаний к этой истине» (Ленин В.И. ПСС. Т. 18. С. 139). А. и. представляет собой полное, точное, исчерпывающее знание о мире, которое выступает как некий предел в смене о. и. Классические понятия истины и лжи используются для оценки знания в некоторый момент времени, а понятия А. и о. и. применяются для оценки исторически сменяющих друг друга идей и теорий.         По-видимому, в понятии о. и. есть рациональный смысл: действительно, все наши знания неполны, неточны, односторонни, исторически относительны. Можно сказать, что всякая истина относительна, лишь приблизительно соответствуя своему объекту. Но вот понятие А. и. кажется неясным и даже мистическим. С одной стороны, под А. и. марксизм понимает предел изменения о. и. — полное, исчерпывающее знание о мире. Ясно, что такое знание недостижимо; следовательно, А. и. недоступна человеку и человечеству в целом. При таком понимании понятие А. и. оказывается абсолютно пустым. С другой стороны, оно истолковывается как такое знание, которое не может быть опровергнуто и отвергнуто при дальнейшем развитии познания и, таким образом, навечно включается в сумму знаний человечества. «Человеческое мышление, — писал в этой связи В.И. Ленин, — по природе своей способно давать и дает нам абсолютную истину, которая складывается из суммы относительных истин. Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые зерна в эту сумму абсолютной истины, но пределы истины каждого научного положения относительны, будучи то раздвигаемы, то суживаемы дальнейшим ростом знания» (Там же. С. 137). Естественным образом встает вопрос: как отыскать и выделить эти «зерна» А. и. из суммы всего имеющегося знания, как задать образцы неопровержимого, вечно хранимого знания? Попытки ответить на этот вопрос оказались неудачными. Возможно, поэтому понятия А. и о. и. не получили признания за пределами марксистской философии.         См.: Истина; Корреспондентная теория истины.         АЛ. Никифоров

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА
философские категории, отражающие диалектический характер познания, достижения объективной истины. Мир, к-рый окружает человека и к-рый он познает и преобразует, бесконечен и неисчерпаем. Неисчерпаема не только вселенная в силу ее бесконечности в пространстве и времени, но и любой материальный объект, т. к. бесконечно число его связей, отношений и взаимодействий с другими предметами, неисчерпаема и безгранично сложна его структура. «Электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна...» (Ленин). К тому же любой предмет, любое явление, как и вся природа, находятся в непрерывном движении, изменении. Поэтому человеческое познание не в состоянии не только понять, но и объяснить все явления природы сразу, но и дать абсолютно полное, исчерпывающее объяснение любому отдельному предмету или явлению. Это также обусловлено историческим характером человеческого познания. Познавательные возможности не только отдельных людей, но и целых поколений ограничены историческими условиями: достигнутым уровнем развития производства, техники, науки. Поэтому в процессе познания человек фактически не в состоянии постичь сразу, до конца всю вселенную; ограничиваясь раскрытием некоторых ее общих свойств, он идет по пути изучения отдельных сторон, связей, закономерностей, характеризующих либо отдельные объекты, либо их совокупности. На этом пути для человеческого познания в принципе не существует никаких преград, возникающие трудности и препятствия всегда преодолимы. Любое явление, сколь бы загадочным оно ни было, может быть в конечном счете понято и объяснено. Нет непознаваемых вещей, есть только вещи, к-рые не познаны сегодня, но к-рые развивающееся человечество и его наука познают завтра. Вот этот сложный характер познания бесконечной и неисчерпаемой природы и раскрывает диалектико-материалистическое учение об А. и о.и. Оно выражает соотношение между тем, что уже познано, и тем, что будет познано с дальнейшим развитием науки, между тем, что в содержании наших знаний является верным и не будет изменяться в дальнейшем, и тем, что неизбежно будет уточнено, изменено или просто отвергнуто. В этой связи можно говорить о двух различных смыслах терминов «абсолютная истина» и «относительная истина». Во первых, абсолютная истина означает полное, исчерпывающее знание о всей действительности, к-рое практически недостижимо и выступает лишь как цель научного познания; относительная истина — это неполнота наших знаний, их незавершенность. С другой стороны, в процессе изучения конкретных явлений и сторон окружающего мира человек может получить сведения, к-рые правильно отражают те или иные свойства исследуемых объектов и не могут быть опровергнуты с дальнейшим развитием науки. Эти верные элементы наших знаний также можно рассматривать как абсолютно истинные. Те же знания, к-рые отражают действительность неточно и могут быть в дальнейшем изменены или уточнены, являются лишь относительно истинными. Напр., учение о мельчайших «кирпичиках мироздания» — атомах как о последних, неизменных и неделимых частицах вещества, восходящее к античности, долгое время признавалось истинным и выводы, к-рые были сделаны из этой гипотезы физикой и химией, в известной мере получили экспериментальное подтверждение. Однако истинность подобных представлений оказалась относительной, ибо с дальнейшим развитием науки выяснилось, что атомы делимы, что они обладают сложной структурой, а более мелкие частицы, занявшие их место в физической картине мира в качестве «последних» известных материальных объектов (элементарные частицы), обладают способностью к изменениям и взаимным превращениям. Но в прежних представлениях науки об атомах имелись и элементы абсолютной истины, ибо они оказались верными в одном отношении: атомы действительно неделимы в химических превращениях. Таким образом, диалектический материализм признает относительный характер научных истин, незавершенность наших знаний. Однако, в отличие от релятивизма, он не считает, что наши знания только относительны, что в них нет никаких элементов абсолютной истины. «... Человеческое мышление по природе своей способно давать и дает нам абсолютную истину, которая складывается из суммы относительных истин. Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые зерна в эту сумму абсолютной истины, но пределы истины каждого научного положения относительны, будучи то раздвигаемы, то суживаемы дальнейшим ростом знания» (Ленин). Подчеркивание относительности, ограниченности наших знаний мешает им превратиться в догмы, в мертвые, застывшие схемы. Наличие в научных теориях элементов абсолютной ИСТИНЫ свидетельствует о том, что эти теории не есть нечто произвольное, субъективное, что наше познание представляет собой процесс все более точного, все более глубокого отражения объективного мира.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970