Санскр.) Метафизическая (третья) часть "Трипитаки" сугубо
философский буддийский труд Катьяяны.
АБХИДХАРМА
АБХИДХАРМА
Источник: Теософский словарь
АБХИДХАРМА
(санскр. abhidharma, тиб. chos mngon pa, высшее Законоучение) — в Малой колеснице буддизма это: 1) раздел знаний по теории дхармо-частиц, психологии, космологии и т.д., примерно соответствующий объёму понятия «философия» в античной культуре; 2) особый аналитический метод изложения и систематизации, характерный для книг третьей корзины канона (Трипитака), комментариев к ним и постканонических трудов, называемых абхидхармической литературой. В обоих значениях А. применима ко всем сферам религиозного опыта, например, нравственности, природы её омрачения, загрязнения и очищения потока сознания (сантана), для чего необходимо было проанализировать и описать дхармо-частицы сознания, благоприятствующие и не благоприятствующие освобождению от страдания, а затем дать конкретные этические решения. Аналогично поступали с причинно-следственными отношениями и пр. Первоначально А. представляла собой раннюю экзегетику Слова Будды (Дхарма) со свойственным ей поиском средств и приёмов хранения, передачи, истолкования колоссального устного наследия. В их основе лежали не только различные техники запоминания материала, но и медитативная практика, в сеансах которой осуществлялись советы по преобразованию внутреннего мира и давались установки по изменению моделей поведения монахов. В этом смысле А. — это также система понятий и методов, изучаемая каждым буддистом в качестве базового образования. В буддийских учебных заведениях прошлого и настоящего обязательны классы и факультеты по этому предмету, в рамках которого обучают теории и практике философской полемики, рассматривают теорию источников достоверного знания и т. д. В Махаяне это комплексное знание помогло в становлении буддийской логики и эпистемологии.
АБХИДХАРМА
санскр) абхидхамма (пали) - третий и последний после Виная-питаки и Сутта-питаки раздел будд. канона. Его полное название - Абхидхарма-питака — букв. «корзина, содержащая будд. доктрину». Появился после раскола буддизма. Предполагают, что каждая из ранних будд. школ имела свою А., но только тексты школ сарвастивада и тхеравада вошли в полный свод канонич. текстов. А. пользовалась большим почитанием у тхеравадинов Юго-Вост. Азии, особенно в Бирме (Мьянма). В ней нет к.-л. логической систематизированности, т. к. А. представляет собой собрание текстов, предназначенных служить основой для медитации. Содержание А. составляют вопросы этики, психологии и эпистемологии. В ней представлены не изречения Будды, а точка зрения на буддизм его учеников и выдающихся ученых. А. включалась в канон не всеми школами, напр., махасангхики не относили ее к числу канонич. текстов. Нек-рые школы включали в Абхидхарна-питаку большую часть Кхуддаканикаи — последней части Сутта-питаки; 2) специфический метод изложения будд. учения в Абхидхарма-питаке и абхидхармической лит-ре, отличающийся от метода изложения в др. разделах канона большей сложностью. Это связано с тем что адресатом А. является не простой верующий, а подготовленный ученый. Специфичностью этого метода является обезличенность и академичность изложения, использование средств индукции, анализа и синтеза, больший интерес к дефинициям. Это уже не проповедь, а описание мира вокруг и внутри человека; 3) содержание учения Будды — букв. «высшая дхарма» будд. доктрины. В корпус абхидхармической лит-ры включают и комментарии на осн. тексты, и учебники, написанные позднее. Йогачары иногда называли А. свои сочинения,независимо от их содержания. Махаянисты называли А. многие свои тексты, включая праджняпарамитские сутры; в Китае и Тибете к А. относят «Бриллиантовую сутру». Осн. абхидхармическими текстами считаются 7 книг школы тхеравада (палийская А.), сохранившиеся на палийском языке, и 7 книг школы сарвастивада (санскритская А.), дошедших только в кит. и тиб. переводах и оказавших большое влияние на развитие будд. философии. В разных традициях эти книги приписываются разным авторам. Н. А. Канаева
Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь
АБХИДХАРМА
санскр. abhidharma, пали ahhidhamma)— философская «суперструкгура» буддизма, создававшаяся как рационалистическая систематизация буддийской учительской традиции, в построении которой участвовал целый ряд школ и направлений, но сохранившаяся преимущественно в традициях тхеравады и сарвастивады. Согласно «Махаянасутраланкаре» (XI. 3), абхидхарма—это средство правильного понимания значения сутр (наставлений Будды); по автокомментарию Васубандху к «Абхидхармакоше» (Абхидхармакоша-бхашья I. 2), это «незапятнанная» мудрость, позволяющая анализировать дхармы (dhannapravicaya).
Истоки абхидхармы восходят уже к тем сутрам, в которых представлены перечни топиков учения, своего рода таблицы, организованные по различным нумерологическим принципам, предназначенные для запоминания и усвоения. Появляются и специальные сутры, характеризуемые как vihhanga — «дистрибуция» предметов; такого рода таксономии и типологизации предметов составляют содержание «Сангити-» и «Дасуттара-сугтанты», вся Ангуттараникая составлена в восходящей нумерологической последовательности изложения материала, характерной для будущих трактатов абхидхармы.
О протоабхидхарме можно говорить в связи с нумерологическими списками, предназначенными первоначально для указанных «практических» целей и именуемыми в палийских текстах matika (букв. матрицы) в виде преимущественно диад (типа чистое—нечистое, обусловленное— необусловленное, видимое — невидимое и т. д.) и триад (прошлое — настоящее — будущее, благое — неблагое — нейтральное и т. д.). Эти таблицы реконструируются из текстов актуальной абхидхармы (классический пример— палийская «Дхаммасангани»), а также из «Абхидхармакоша-бхашьи» или «Абхидхарма-самуччаи» Асанги.
Тексты абхидхармы составляют целую «корзину» палийской Тттаки—Абхидхамма-питаку (см. Трипитака}. Внеканоническая палийская абхидхарма представлена трактатом «Висуддхимагга» Будцхагхосы (5 в.) по «практической философии» и рядом других сочинений. Менее известна абхидхарма сарвастивадинов, которая представляет собой значительную философскую традицию, формировавшуюся начиная уже с 3 в. до н. э. Р. Фукухара предложил хронологическую схему санскритских текстов сарвастивадинской абхидхармы, которая представляется наиболее правдоподобной: самые древние тексты — «Сангитипарьяя» и «Дхармаскандха», средние—«Праджняптибхашья», «Дхатукайя», «Виджнянакайя» и «Пракаранапада», последняя по времени — «Джнянапрастхана» (1 в. до н. э.). Первый из текстов включает 122 классификации, распределяя топики по монадам, диадам, триадам до декад; второй посвящен 37 «членам освобождения» и классификациям дхарм — по делениям их на «базы» (ayatana) и «элементы» (dhatu). Последний, атрибутируемый Катьяянипутре, посвящен сотериологии; две его части включают «благоприятные» и «неблагоприятные» факторы сознания и бытия индивида.
Особое значение имеет экспозиция «Джнянапрастханы» — «Махавибхаша» (2 в.), приурочиваемая традицией к третьему буддийскому собору под эгидой царя Канищки (отсюда и название сарвастивады—вдМкаюика). Текст составлен в типичной для абхидхармы катехизисной вопросоответной форме, которая позволяет отразить множество анонимных и конкретных мнений в разномнениях сарвастивадинских учителей (Дхарматрата, Васумитра, Гхошака, Буддхадэва) и разногласиях сарвастивадинов с другими школами, будучи во многих случаях основным источником наших знаний о них (см. Махасангхика, Дкармагучтака, Махишасака, Ватстутрия, Кашытия, Стхавиравада, Вибхабжьявада, Саутрантика и ранняя Йогачара). Эти разномнения завершаются в каждом случае экспликацией общей позиции сарвастивадинских школ или отдельных, наиболее авторитетных философов, чаще всего Васумитры. В. К. Шохин
Истоки абхидхармы восходят уже к тем сутрам, в которых представлены перечни топиков учения, своего рода таблицы, организованные по различным нумерологическим принципам, предназначенные для запоминания и усвоения. Появляются и специальные сутры, характеризуемые как vihhanga — «дистрибуция» предметов; такого рода таксономии и типологизации предметов составляют содержание «Сангити-» и «Дасуттара-сугтанты», вся Ангуттараникая составлена в восходящей нумерологической последовательности изложения материала, характерной для будущих трактатов абхидхармы.
О протоабхидхарме можно говорить в связи с нумерологическими списками, предназначенными первоначально для указанных «практических» целей и именуемыми в палийских текстах matika (букв. матрицы) в виде преимущественно диад (типа чистое—нечистое, обусловленное— необусловленное, видимое — невидимое и т. д.) и триад (прошлое — настоящее — будущее, благое — неблагое — нейтральное и т. д.). Эти таблицы реконструируются из текстов актуальной абхидхармы (классический пример— палийская «Дхаммасангани»), а также из «Абхидхармакоша-бхашьи» или «Абхидхарма-самуччаи» Асанги.
Тексты абхидхармы составляют целую «корзину» палийской Тттаки—Абхидхамма-питаку (см. Трипитака}. Внеканоническая палийская абхидхарма представлена трактатом «Висуддхимагга» Будцхагхосы (5 в.) по «практической философии» и рядом других сочинений. Менее известна абхидхарма сарвастивадинов, которая представляет собой значительную философскую традицию, формировавшуюся начиная уже с 3 в. до н. э. Р. Фукухара предложил хронологическую схему санскритских текстов сарвастивадинской абхидхармы, которая представляется наиболее правдоподобной: самые древние тексты — «Сангитипарьяя» и «Дхармаскандха», средние—«Праджняптибхашья», «Дхатукайя», «Виджнянакайя» и «Пракаранапада», последняя по времени — «Джнянапрастхана» (1 в. до н. э.). Первый из текстов включает 122 классификации, распределяя топики по монадам, диадам, триадам до декад; второй посвящен 37 «членам освобождения» и классификациям дхарм — по делениям их на «базы» (ayatana) и «элементы» (dhatu). Последний, атрибутируемый Катьяянипутре, посвящен сотериологии; две его части включают «благоприятные» и «неблагоприятные» факторы сознания и бытия индивида.
Особое значение имеет экспозиция «Джнянапрастханы» — «Махавибхаша» (2 в.), приурочиваемая традицией к третьему буддийскому собору под эгидой царя Канищки (отсюда и название сарвастивады—вдМкаюика). Текст составлен в типичной для абхидхармы катехизисной вопросоответной форме, которая позволяет отразить множество анонимных и конкретных мнений в разномнениях сарвастивадинских учителей (Дхарматрата, Васумитра, Гхошака, Буддхадэва) и разногласиях сарвастивадинов с другими школами, будучи во многих случаях основным источником наших знаний о них (см. Махасангхика, Дкармагучтака, Махишасака, Ватстутрия, Кашытия, Стхавиравада, Вибхабжьявада, Саутрантика и ранняя Йогачара). Эти разномнения завершаются в каждом случае экспликацией общей позиции сарвастивадинских школ или отдельных, наиболее авторитетных философов, чаще всего Васумитры. В. К. Шохин
Источник: Новая философская энциклопедия