ЗАКОН ПРИРОДЫ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ
[англ. laws of nature] – объективно существующие, общие, устойчивые связи вещей и явлений природы, которые существенно влияют на изменения вещей и явлений.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

Закон природы
некий непреложный (часто математически выраженный) закон природного явления, который совершается при известных обстоятельствах всегда и всюду с одинаковой необходимостью. Такое представление о законе природы сформировалось в XVII-XVIII вв. как результат прогресса точных наук, на этапе развития классической науки.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

ЗАКОН ПРИРОДЫ
для человека нового времени самый значительный и (в области неорганического) самый непреложный закон, понятие которого установилось окончательно только в 17 - 18 вв. как результат прогресса точных наук; иногда под законом природы понимается математическое выражение какого-либо природного явления, которое совершается при известных обстоятельствах всегда и всюду с одинаковой необходимостью.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ

- нередко рассматриваются как законы, данные твари Творцом. Метафизика томизма говорит о неоправданности такого отождествления. В силу автономности твари ей предоставлено идти своими путями, поэтому мы вправе говорить лишь о том, что вселенная непосредственно зависит от Бога в своих основаниях, а опосредованно - в ее историческом развитии, в котором закономерный порядок мира мог претерпевать изменения по мере удаления от начального состояния мира, как только он был сотворен. Тем самым, нынешние законы физики и биологии - не совсем то, что дано было твари ее Творцом с самого начала.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

Закон природы
это порядок, которому подчиняются явления природы; связь между процессами или явлениями, происходящими в природе. Эта связь - объективная, существенная, общая, повторяющаяся, устойчивая. При установлении закона обычно сосредотачивают внимание на некоторых особенностях рассматриваемых явлений. Открытие законов природы есть главная задача естествознания. Законы естествознания описывают связь явлений природы, многократно повторяемую в идентичных условиях. Законы природы позволяют предвидеть одни явления на основе того, что мы знаем о других явлениях, поэтому их прогностическая ценность огромна.

Источник: Глоссарий философских терминов ИФ им. Киренского РАН

ЗАКОН ПРИРОДЫ
(Naturgesetz) — для человека нового времени самый значительный и (в области неорганического) самый непреложный закон, понятие которого установилось окончательно только в XVII и XVIII вв. на основе прогресса точных естественных наук; в самом лучшем случае под законом природы понимается математическое формулирование какого-либо явления природы, которое совершается при известных обстоятельствах всегда и всюду с одинаковой необходимостью. Если законы природы выводятся чисто эмпирически (индуктивно), то они не могут претендовать на абсолютную значимость. Понятие закона природы зачастую употребляется в научно-идеологическом смысле. Поскольку в неисследованных областях, таких, как психология, социология, политология и т. д., любят открывать законы природы, хотя для этого отсутствует всякое эмпирическое основание исследования (исключение составляют статистические «законы», которые могут быть установлены случайно и не являются абсолютно значимыми), то наличие законов может только гипотетически приниматься или догматически утверждаться. Примером этому являются утверждения марксизма о том, что Вселенная и история развиваются в соответствии с диалектическими законами, и о том, что революции должны происходить с диалектической «необходимо стью».
Gatterer. Das Problem des statist. N.es, 1924; M. Planck. Wege zur physikal. Erkenntnis, 1933; F. M. Schmölz. Das N. und seine dynamische Kraft, 1959; W. Heisenberg. Das
N. und die Struktur der Materie, 1967; M. B. Crowe. The Changing Profile of the Natural Law. Den Haag, 1977; H. Tetens. Was ist ein N.?, in: Zt. für allg. Wiss.theorie, 13 (1982).

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ
объективно существующие, общие, устойчивые связи вещей, явлений природы, к-рые существенно влияют на изменения вещей, явлений. В живой и в неживой природе действуют многообразные законы, различающиеся по сфере действия, степени общности. Существуют законы, охватывающие сравнительно узкий круг вещей или явлений (напр., взаимосвязи давления и объема газа при постоянной температуре, плавания тел,численности популяций определенного вида организмов), законы, действие к-рых обнаруживается в обширных сферах природы (механики, электромагнетизма, естеств. отбора и др.), и, наконец, законы, действующие во всех областях природы (сохранения и превращения энергии, массы, всемирного тяготения, передачи и преобразования информации). Открытие 3. п. и путей использования их в человеч. деятельности стало важнейшей задачей естеств. наук с момента их появления. Религия усматривает в существовании 3. п. сверхъестеств. смысл. Подчиненность вещей, явлений действию законов, согласно богосл. утверждениям, говорит об исполнении природой божеств, предначертаний, предустановленной богом цели. Однако ход науч. познания опровергает богосл. понимание источника и смысла 3. п. Если в период своего открытия 3. п. выступает как нечто таинственное, то последующее изучение природы раскрывает те естеств. стороны ее, к-рые полностью обусловливают существование и характер этого закона. Содержание любого 3. п., как свидетельствует естествознание, исчерпывается только естеств. моментами, связанными со структурой, взаимодействием и изменением вещей. И в наст. вр. имеются природные явления, к-рые еще не могут быть объяснены до конца. Но объяснение неясного сегодня будет достигнуто на новом этапе развития естествознания.

Источник: Атеистический словарь

ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ
общие, существенные, повторяющиеся связи, отношения в природных явлениях. Открытие и правильное понимание 3. п. имеет огромное научное и атеистич. значение. По существу всякая религия отвергает объективную закономерность в природе, т. к. считает, что в ней действует по своему произволу божеств, сила, к-рая по своему предначерт. плану совершенно произвольно сотворила вселенную, растения, животных, человека, и ничто в мире не происходит без ее вмешательства. Поэтому последоват. признание объективных, ни от чьей воли не зависящих, самой природе присущих законов ведет к отрицанию божественного, религии. В действительности в природе нет произвола - все явления находятся в многообр. связях, во взаимной обусловленности и зависимости. Эти связи в природе не установлены какой-либо сверхъестеств., божеств, силой - они существуют объективно, независимо от человека и человечества, человеч. представлений и религ. фантазий. Не всякая связь или обусловленность представляет собой строгую закономерность. В пространственном и временном отношениях зачастую связаны друг с другом совершенно разл. и при этом неустойч., единичные, неповторимые явления и события. Так, могут оказаться связанными те или иные небесные явления (напр., падение отдельного метеорита) и к.-л. события в личной жизни определ. человека (напр., человек под впечатлением от упавшего метеорита займется изучением астрономии). Более важное значение для понимания сущности вещей имеют причинные связи, однако и они не всегда еще сами по себе составляют 3. п. Причинно обусловлены не только необходимые, но и случайные, несущественные явления, закон же включает в себя лишь необходимую и существенную тенденцию в движении и развитии природы. Это не исключает из закона случайных отклонений. Однако по своей осн. тенденции закон постоянно содержит в себе необходимое и существенное в природе, тогда как случайные отклонения служат лишь формой проявления тех или иных законов.
Жизнь богаче закона, но закон есть наиболее существенная часть в жизни, существовании, развитии любого предмета, явления. «Закон берет спокойное, - подчеркивал В. И. Ленин, - и потому закон, всякий закон, узок, неполон, приблизителен... Закон есть существенное явление... закон и сущность понятия однородные (однопорядковые) или вернее, одностепенные...» (Соч. Изд. 5. Т. 29, с. 136). Любой 3. п., т. о., представляет собой систему объективных, устойчивых, существенных связей и отношений между предметами, явлениями, определяющих необходимое протекание природных процессов и, в силу этого, также известную повторяемость событий в тех или иных условиях.
В своей практич. деятельности, овладевая природой, человек неизбежно сталкивается с ее законами. Познанию 3. п. служит наука со своими эксперим. и теоретич. методами исследования. Законы науки, в соответствии с этим, есть не что иное, как правильное, проверенное практикой отражение и формулирование объективных 3. п., не зависящих от воли и сознания ученого. Так, с проникновением в мир атома ученые встречаются с новыми для них 3. п., и возникает новая наука (атомная физика), со своими законами, отличными от законов классич. физики. Каждый шаг в развитии науки связан с открытием новых, неведомых ранее 3. п. В этом смысле законы науки зависят от уровня наших знаний о природе, вселенной. «Закон есть отражение существенного в движении универсума», - указывал В. И. Ленин (там же, с. 137). Устойчивыми, необходимыми и существенными связями являются все 3. п. В зависимости от характера охватываемых ими связей, 3. п. имеют разл. степень общности. Наличие общих законов вовсе не свидетельствует о какой-то сверхъестеств., божеств, силе, извне упорядочивающей мир. Общие 3. п., так же как и частные, представляют собою законы самого объективного мира, а не к.-л. «надприродной субстанции». Закон сохранения и превращения энергии, напр., носит столь же общий и вечный характер, как и сама природа: он внутренне ей присущ. Поскольку объективно существует связь между природой, обществом и человеч. мышлением, то она с неизбежностью выражается в наиболее общих единых законах природы, общества и мышления. Эти законы составляют предмет изучения марксистско-ленинской философии. Таковы законы материалистич. диалектики (законы единства и борьбы противоположностей, перехода количеств, изменений в качеств., отрицания отрицания), законы единства материи и движения, пространства и времени, причины и следствия и т. п. Связи между разл. формами движения природы, общества и мышления составляют также предмет изучения кибернетики, к-рая на их основе строит научное моделирование, теорию информации, теорию счетных и информац. устройств. Вместе с тем существование столь общих законов не исключает специфич. различий между 3. п. и законами общества.
Сами по себе, вне воздействия общества, 3. п. лишены субъективного, сознат., целенаправл. действия. Это относится как к частным, так и к общим 3. п., поскольку природа не имеет к.-л. преднамер. целей. Признание к.-л. целенаправленности в природе означает телеологию и служит оправданию религии. Цели и задачи имеют место лишь в обществе. Они возникают не в результате божеств, провидения, а в процессе активной преобразующей деятельности людей. В наличии целей и сознат. деятельности, направленной к их достижению, состоит одно из гл. различий в действии 3. п. и законов общества. «...История развития общества, - писал Ф. Энгельс, - в одном пункте существенно отличается от истории развития природы. В природе (поскольку мы оставляем в стороне обратное влияние на нее человека) действуют одна на другую лишь слепые, бессознательные силы, во взаимодействии к-рых и проявляются общие законы. Здесь нигде нет сознательной, желаемой цели: ни в бесчисленных кажущихся случайностях, видимых па поверхности, ни в окончательных результатах, подтверждающих наличие закономерности внутри этих случайностей. Наоборот, в истории общества действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти, стремящиеся к определенным целям» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 21, с. 305 - 306).
Но как ни важно такое различие между развитием природы и общества, оно вовсе не изменяет того факта, что истории, как и природе, присущи собств. объективные внутр. законы, не оставляющие места для к.-л. «божества». Без правильного, материалистич. понимания 3. п. и общества нельзя понять сущность явлений объективного мира, нельзя преодолеть религию. Правильное их понимание ведет к подрыву религ. мировоззрения и вооружает могучим орудием преобразования природы и общества в интересах трудовых людей.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
644.98 кб

Юридический статус законов природы

Гибадуллин Артур Амирзянович
Статья посвящена возможности признания законов природы юридически. Рассмотрены последствия их правового признания.
Читать PDF
177.55 кб

Размышление об объективных законах природы

Капитон Владимир Павлович
В статье утверждается необходимость холистического мировоззрения и анализируется онтологический и гносеологический статус общих законов природы.
Читать PDF
171.83 кб

Природа культуры и закономерности ее развития

Флиер Андрей Яковлевич
В статье раскрывает авторское представление о культуре, как продукте исторической трансформации программы социального поведения животных, и рассматриваются некоторые закономерности ее исторического развития, взаимообусловленность
Читать PDF
252.95 кб

Философское исследование понятия закона природы

Шустова Ольга Борисовна
В статье представлен образец гносеологического анализа понятия «закон природы» и его взаимосвязь с объяснительной функцией.
Читать PDF
322.68 кб

Тезисы о природе закона и об эмерджентной эволюции

Шалютин Борис Соломонович
Читать PDF
288.91 кб

Особенности законов природы и средства их познания

Бринчук Михаил Михайлович
В статье выявляются особенности законов природы и исследуются источники их познания.
Читать PDF
141.73 кб

Артефакт - законы природы, артефакт - законы мышления

Маркова Л. А.
Читать PDF
385.56 кб

Современное состояние природоохранного законодательства России

Е. В. Дубенцова, С. М. Трофимова
Читать PDF
186.35 кб

Еще раз о познаваемости мира и о фундаментальных законах природы

Гаранина Ольга Денисовна, Козлов Анатолий Иванович
Рассматриваются перспективы развития познавательных способностей человека, обосновано положение о влиянии антропного принципа на особенности познания.
Читать PDF
230.05 кб

Уроки русского позитивизма: Н. И. Кареев о природе исторических законов

Цаннкайси Ф. В., Андреева Л. С.
Читать PDF
145.96 кб

Законы природы и научные объяснения как объект гносеологического анализа

Сидоров Геннадий Николаевич, Шустова Ольга Борисовна
В статье представлен образец гносеологического анализа понятия «закон природы» и его взаимосвязь с объяснительной функцией.
Читать PDF
563.17 кб

Ландшафтные закономерности антропогенной трансформации природной среды Белоруссии

Соколов Александр Сергеевич
Актуальность и цели. Ландшафтная структура территории напрямую обуславливает территориальную дифференциацию ее антропогенной трансформации.
Читать PDF
261.51 кб

Характеристика объективных законов в контексте онтологических моделей природного бытия

Предеина Мария Юрьевна
В статье рассмотрены модели природного бытия, разрабатываемые различными философскими направлениями, выявлено влияние принимаемой онтологической модели на решение вопроса о существовании объективных законов природы и определение ф
Читать PDF
608.61 кб

ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Мещерякова А.Г.
Динамичное развитие технологий требует от человечества непрерывного пересмотра требований законодательных и нормативных документов в сфере природопользования в целях их адекватного применения к предприятиям, что и определяет актуа
Читать PDF
95.04 кб

Диалектика природы и закона в Древней Греции (от дорефлективной философии до средней классики)

Батиев Левон Владимирович
В статье раскрывается соотношение понятий «природа» и «закон»: от их единства и нерасчлененности в архаический период до разделения и противопоставления софистами.

Похожие термины: