Возраст ответственностиВОЗРОЖДЕНИЕ или РЕНЕССАНС

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Найдено 12 определений термина ВОЗРОЖДЕНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Возрождение (Ренессанс)

период в идейном и культурном развитии стран Западной и Центральной Европы (В Италии – 14-16 вв., в других – конец 15-16 вв., переходный период от средневековой культуры к культуре Нового времени.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Ренессанс) – историческая эпоха в развитии культуры и философии в Западной и Центральной Европе XV-XVI в.в. Характеризуется сменой мировоззренческих ориентаций с теоцентризма на натуро- и антропоцентризм, уменьшением влияния церкви, относительным возвратом к античной культуре, и на этом фоне – развитием искусства, науки, обращением к обыденному опыту человека, пересмотром космологических теорий и т.д.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

Возрождение

Ренессанс) (фр. Renaissance – возрождение) – период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV – XVI вв., в других странах кон. XV – нач. XVII вв.), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. Отличительные черты культуры Возрождения: светский, антиклерикальный характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности. Творчество мыслителей и художников эпохи Возрождения проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума, отрицанием католической схоластики и аскетизма. Художники этого периода овладели умением передать объем, особенности света, пространства, изображения человеческой фигуры (в т.ч. обнаженной). В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения – общественные здания, дворцы, городские дома. см. статью Ренессанс.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

ВОЗРОЖДЕНИЕ

- послесредневековый период (XIV - XVI вв.) мощного культурного развития Европы под знаком освоения античного духовного наследия. Примечателен обширным многообразием достижений религиозной мысли, не связывавшей себя верностью церковной догматике. Итогом стал скептицизм, поскольку построение оригинальных, но несовместимых между собой философских концепций не приблизило мысль к истине. В Новое время религиозная мысль отказалась следовать по путям Ренессанса. "Отличие Возрождения от Средних веков заключается не в избытке, а в недостатке, оно не в том, что в Ренессансе стало чего-то больше, а в том, что стало чего-то не хватать. Ренессанс... не есть Средние века плюс человек, но - Средние века минус Бог. И вот вам трагедия: теряя Бога, Возрождение шло к тому, чтобы потерять самого человека" (Э.Жильсон). "Тайна Возрождения в том, что оно не удалось... Возрождение языческое невозможно в христианском мире, навеки невозможно" (Н.Бердяев).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

Возрождение

(regeneratio, Wiedergeburt) - широкое по смыслу и значению богословское понятие. Догматика обозначает словом возрождение, в тесном смысле, плоды и благодатные действия в человеке крещения. В крещении подается человеку не только освобождение от грехов, в смысле прощения и невменения их, но действительное внутреннее очищение и сообщение новой жизни, действием даров св. Духа. Крещение - новое рождение (Ин 3) и крещеный - новая тварь (Гал. 6:15; 2 Кор 5:17). Поэтому крещение называется крещением во оставление грехов (Деян 2:38; 22:16), очищением банею водною (Еф 5:26) и спасением через баню паки бытия - возрождения (Тит 3:5). Отцы церкви, называя крещение - банею возрождения, банею обновления и перерождения, точно также указывают на подаяние новой жизни, на возрождение в крещении. Таким образом, возрождение есть подаяние в крещении новой жизни - такой, через которую человек становится чадом Божиим (Гал 3:26,28), членом тела Христова или Церкви (1 Кор 12:13) и наследником вечной жизни (Тит 3:7). Развитие и точнейшее определение понятия о возрождении в богословской системе имело сложную историю. Особенной обработке поддавалось это понятие со времен Реформации и возбудило сильные споры. Лютер резко разграничил в крещении два момента: прощение грехов и сообщение новой жизни. Первый момент - оправдание через веру в Христа Искупителя, взявшего на себя весь грех мира, освобождает человека от прежнего греха и объявляет его праведным, но еще не делает праведным. Делается человек праведным, на основе оправдания, через освящение: это - второй момент. Во второй половине XVI ст. кенигсбергский проф. А. Озиандер поднял спор об оправдании, утверждая, что оправдание есть не только объявление праведным, а сообщение при этом праведности, не судебный только акт, но и медицинский. Позже понятия об оправдании, освящении и возрождении подвергались тщательному обсуждению в споре между пиэтистами и лютеранскими ортодоксалами.

Вл. С.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Толковый словарь по философии

ВОЗРОЖДЕНИЕ

термин «Возрождение», являющийся калькой французского термина «Ренессанс», введенного в научный оборот в середине XIX в. историком Ж. Мишле, обозначает эпоху в истории итальянской (а под ее воздействием и европейской) культуры XIV–XVI вв., ознаменовавшую переход от Средневековья к Новому времени. Гуманистическое мировоззрение Возрождения, в противовес средневековому теоцентризму поставившее в центр своего внимания взаимоотношения человека и мира, ориентировалось прежде всего на земное предназначение человека и ставило на первое место гармоничное всестороннее развитие личности. В рамках этого мировоззрения человек рассматривался как высшее создание Бога, а его деятельность — как продолжение на земле Божественного творения. Достоинства человека мыслители Возрождения видели в творческой деятельности, направленной на развитие и совершенствование человеческой цивилизации, а также в прирожденной ему свободе, понимаемой как свобода морального выбора. При этом человек считался способным к нравственному совершенствованию без содействия Божественной благодати. Не случайно именно в эпоху Возрождения предпринимаются попытки создания этических систем, свободных от идеи посмертного воздаяния и отвергающих полезность для нравственности догмата о бессмертии души. Кроме того, Возрождение создавало новую символику мира, тяготеющую к отождествлению Бога и природы, обожествлению природы и человека. Природа рассматривалась в качестве носительницы гармонического разумного начала, а человек — как ее самое совершенное проявление. Гуманистический пафос эпохи нашел наиболее полное и яркое выражение в искусстве, обратившемся к античной культуре как высшему духовному авторитету, источнику знаний, этических и эстетических ценностей. Например, в архитектуре воскрешаются принципы античной ордерной системы и разрабатывается концепция идеального города. Формируется новый пластический язык скульптуры, основанный на изучении натуры и античного наследия: свободно стоящая статуя, памятник современнику, скульптурный портрет и т. п. В живописи складывается новая изобразительная система, основанная на изучении натуры, на использовании линейной и воздушной перспективы — портрет, пейзаж, историческая композиция. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997. Атеистический словарь. М., 1986. С. 91–92.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

ВОЗРОЖДЕНИЕ

эпоха в истории итал. (а под ее воздействием и европ.) культуры 14—16 вв., ознаменовавшая переход от средневековья к Новому времени. Будучи радик. переворотом во всех областях культуры, В. оказало значит, воздействие и на эволюцию религ. сознания, на развитие свободомыслия и атеизма. Гуманистич. мировоззрение В., в противовес ср.-век. геоцентризму, поставил в центр своего внимания взаимоотношения человека и мира. Гуманизм В. ориентируется, прежде всего, на земное предназначение человека, не подчиняя его цели загробного спасения и ставя на первое место гармоничное всестороннее развитие личности; догматы первород. греха и искупления если и не отвергаются открыто, то не принимаются во внимание. Человек рассматривается как высш. создание бога, его деятельность — как продолжение на земле божеств, творения. Его достоинство мыслители В. видят в творческой деятельности, направленной на развитие и совершенствование человеч. цивилизации, и в прирожденной ему свободе, понимаемой как свобода морального выбора, влекущая за собой личную моральную ответственность за его последствия. В отличие от религ. взгляда на человека, гуманизм В. считает человека способным к нравств. совершенствованию без содействия божеств благодати. С полемикой вокруг человеч. идеала связана и гуманистич. критика церкви как института, критика нравов католич. духовенства, выходящая за рамки ср.-век. антиклерикализма. В. создает новую картину мира, тяготеющую к отождествлению бога и природы, к обожествлению природы и человека. В творчестве наиболее радик. мыслителей позднего В. натуралистич. пантеизм приближается к материализму и атеизму. Гуманисты эпохи В. разрабатывают новое толкование христианства как изначально присущей всему человечеству «всеобщей» или «прирожденной» религии, в к-рой обрядовые и вероис-повед. различия играют второстеп. роль, христианство получает преимущественно этич. истолкование, превращаясь в систему нравств. предписаний, в орудие морального совершенствования человеч. общества. В эпоху В. предпринимаются попытки создания этич. систем, свободных от идеи посмертного воздаяния и отвергающих как доказуемость, так и полезность для нравственности догмата о бессмертии души. Гуманистами была осуществлена рациональная науч. критика текстов св. писания, положившая начало библ. критике. Мыслители В. выступили против веры в чудеса и дьявольские козни, выдвинув требование естеств.-науч., детерминист, объяснения непонятных явлений природы. Наиболее радик. мыслители В. считали религию чисто человеч. установлением, не содержащим истины, но полезным для осуществления политич. господства, для укрощения «грубого народа», хотя и ненужным для просвещенной элиты, руководствующейся в своем поведении требованиями нравственности; в этом сказалась соц. ограниченность критики религии в культуре В. Свободомыслие В. вызывало резкие нападки со стороны ревнителей католич. ортодоксии, сыграв значит, роль в подготовке более радик. свободомыслия и атеизма эпохи Просвещения.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

ВОЗРОЖДЕНИЕ (философия)

совокупность философских представлений, сформировавшихся в переходный период от средневековья к новому времени. Собственно “В.” называют этап в развитии культуры Зап. и Центральной Европы (14—16 вв.), хотя, как показали исследования, аналогичные процессы, специфически выраженные и протекавшие в разное время, имели место и в культурах стран Востока. Наиболее общая отличительная черта В. ф.— утверждение идеала гармоничности человека и цельности мироздания, рассматриваемых, в отличие от средневековой философии (Схоластика), как самодовлеющие сущности, а не через призму потустороннего божественного абсолюта (надмировой божественной личности). Отсюда присущий ей (и культуре В. в целом) светский и гуманистический (Гуманизм) характер и большой удельный вес в ней космологических и натурфилософских (Натурфилософия) концепций. Противоречивое влияние на формирование В. ф. оказали как антично-средневековое философское наследие, так и развитие науки, связанное прежде всего с открытием Коперника, великими географическими открытиями, проникновением в естествознание количественно-математических методов. Для мировоззренческих представлений В. характерен взгляд на природу, мироздание как на подчиняющееся законам, разумное, одушевленное целое. Основу этих представлений составлял пантеизм, приобретший различные оттенки и опиравшийся на различные философские воззрения. Наибольшее распространение из них получил неоплатонизм (Платоновская академия во Флоренции — М. Фичино, Дж. Пико делла Мирандола). Видный представитель неоплатонизма, соединенного с идеями нем. мистики, Николай Кузанский, развивший учение о совпадении в едином начале бога как абсолютного максимума с абсолютным минимумом пришел к выводу о бесконечности Вселенной. Натуралистический характер (отождествление единого с природой) указанные воззрения приобрели у Бруно. Натуралистические тенденции пантеизма проявились и в учениях Телезчо, Дж. Кардано, Патрици. Гуманизм В. ф. выразился в представлениях о человеке как о наделенном активностью, творческой самостоятельностью, единством духовного и телесного. Защита достоинства человека, освобождение его разума и волн от сковывающих их пут — таков пафос гуманистической этики В. В нем заключался и индивидуалистический оттенок: призыв к наибольшей полноте жизненных ощущений, ограниченной лишь соображениям пользы и чувством самосохранения (К. Раймонди, Лоренцо Валла). Подчинение моральных принципов достижению цели (“Государь” Макиавелли). Однако это был индивидуализм, делающий первые шаги и далекий от узости и ограниченности, к-рые он приобретает в буржуазную эпоху. Об этом свидетельствуют и свойственное мн.гуманистам представление о разумности человеческой деятельности, и идеи врожденной склонности человека к добру (Кардано), и упования на идеальное, разумное общественное устройство (в формировавшихся в этот период социально-утопических представлениях — Мор. Мюнцер, Кампанелла), и элементы трагизма, присущие жизнеутверждающей в целом культуре В. Противоречивая, наполненная большими социальными изменениями переходная эпоха отразилась и в социально-политических концепциях. Для них характерны: утверждение независимости государственно-политических и др. форм общественной жизни от санкции церкви, поиски способов выражения в них народной воли и суверенитета (Макиавелли, Ж. Воден, Э. Ла Боэси, А. Моджевский). В многомерности и многоплановости идей В.— истоки мн. философских представлений, получивших развитие в последующие эпохи.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Период перехода от Средневековья к эпохе Нового времени в Европе, длившийся почти два с половиной столетия. В этот период во многих областях жизни произошли значительные изменения; бурный расцвет пережили наука и искусство. Период Возрождения делится на множество составных частей и фаз развития. С ним также связаны различные суеверия, укоренившиеся настолько прочно, что даже в наши дни требуются немалые усилия, чтобы их опровергнуть.

1. Первое и, наверно, главное заблуждение — считать (подобно многим идеологам Возрождения) Возрождение именно возрождением, воскресением культуры и цивилизации, наступившим после долгого периода варварских «средних веков», мрачного времени, периода разрыва в развитии культуры. Этот предрассудок основан на полном незнании Средневековья и тесной связи между ним и Возрождением; в качестве примера достаточно будет назвать две совершенно различные области — поэзию и экономическую жизнь. Данте жил в XIII веке, т.е. в кульминационный момент Средневековья, Петрарка — в XIV. Что касается экономической жизни, то подлинный ее ренессанс также приходится на XIII век, время быстрого развития торговли и банковского дела. Говорят, что Возрождению мы обязаны переоткрытием древних авторов, но это — тоже суеверие. Известно, что в этот период были открыты лишь две древнегреческие рукописи, остальные уже имелись на Западе (главным образом во Франции), ибо возврат к древности, связанный с интересом к человеку и природе, Западная Европа пережила в XII и XIII веках.

2. Второе суеверие связано со смешением двух составных частей Возрождения, противоположных друг другу, а именно так называемого гуманизма и нового естествознания. Гуманизм враждебен всякой логике, всякому разуму, всякой естественной науке, которую он считает «механическим» трудом, недостойным культурного человека, призванного быть писателем, ритором, политиком. Фигура человека Возрождения, который сочетает в себе одновременно и Эразма Роттердамского и Галилея, является мифической, а вера в некий единый, присущий эпохе Возрождения образ мира — не что иное, как суеверие.

3. Третий предрассудок состоит в восхвалении философии эпохи Возрождения как «великой» по сравнению с предшествующей ей схоластикой. На самом деле, за исключением Николая Кузанского (далекого от духа Возрождения) и Галилея (жившего на закате эпохи Возрождения), философы Возрождения, по справедливому утверждению Кристеллера, не были ни хорошими, ни плохими— они вообще не были философами. Многие из них были выдающимися писателями, учеными, знатоками древних текстов, славились насмешливым и острым умом, литературным мастерством. Но к философии они не имели почти никакого отношения. Таким образом, противопоставлять их мыслителям Средневековья — чистой воды суеверие.

4. Еще одно заблуждение — считать Возрождение бурной революцией, полным разрывом с прошлым. Действительно, в этот период происходят глубокие изменения, но все они органически связаны с прошлым, и в любом случае их истоки можно найти в Средневековье. Эти изменения имеют в прошлом настолько глубокие корни, что один из крупнейших специалистов по эпохе Возрождения, Хейзинга, имел все основания назвать эту эпоху «осенью Средневековья».

5. Наконец, суеверием является и мнение, что жившие в эпоху Возрождения люди, по крайней мере большинство из них, по духу своему протестанты, монисты, атеисты либо рационалисты. В действительности подавляющее большинство известных представителей Возрождения, а в области философии почти все, от Леонардо и Фичино до Галилея и Кампанеллы, были католиками, часто— ревностными сторонниками и защитниками католической веры. Так, Марсилио Фичино на 40-м году жизни принял христианскую веру и создал католическую апологетику Нового времени.

См.: схоластика, философия Нового времени.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков

ВОЗРОЖДЕНИЕ (или Ренессанс)

термин, обозначающий в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоху, переходную от средневековья к Новому времени. Приблизительные хронологические границы эпохи В. - 14-16 вв. Термин "В." впервые встречается у итальянского историка искусства Дж. Вазари (16 в.). Наиболее разностороннее и последовательное развитие идеология В. получила в трудах Николая Кузанского, Л. Баллы, Дж. Пико делла Ми-рандолы, Леонардо да Винчи, П. Помпонацци, Бруно, Кампа-неллы, Макиавелли (в Италии), М. Монтеня, Ф. Рабле (во Франции), Т. Мюнцера, И. Кеплера (в Германии), Эразма Роттердамского (в Голландии) и др. Идейными источниками философии В. являются античная философия (Платон, Аристотель, Эпикур, неоплатоники), раннехристианские учения, а также средневековые ереси (Иоахим Флорский, альбигойцы, Дольчино, Я. Гус), отчасти арабские и византийские мыслители. Оформлению натурфилософских идей В. содействовали также научные открытия (гелиоцентризм Коперника, физика Галилея) и изобретения, свидетельствующие о своеобразной научной революции 16 в., происходившей в таких областях знания, как астрономия, механика, география, геометрия, главным итогом которой считаются переход от созерцательной к активной установке познающего разума, математизация науки, разрушение представлений о статичном, иерархически упорядоченном Космосе и открытие бесконечной Вселенной. Развитие философии В. опиралось на идеологию гуманизма - мировоззрения, распространившегося на самые разные сферы культуры и социальной жизни, выдвинувшего идеал активности человека как творца своего земного бытия, способного постичь и обратить себе во благо все богатство окружающего мира. Гуманизм нес в себе огромный потенциал светскости и рационализма, открывающих путь научному знанию. Принципиальное значение для понимания особенностей и исторического места В. имеет проблема отношения к античной и средневековой культурам. Если по отношению к первой утвердилась мысль о необходимости восстановить преемственность, то по отношению ко второй подчеркивался разрыв. Решительное наступление против схоластики начал уже Петрарка, выступивший против ее формально-логического метода, ее сосредоточенности лишь на метафизических вопросах бытия, предпочтения естествознания гуманитарным дисциплинам. Потребность в осмыслении сущности человека, его духовного мира вела к общей переоценке роли гуманитарного знания, литературы и искусства. На первый план выдвигались этика как "наука жизни", а также философия, риторика, педагогика, история. В роли духовного авторитета выступила античная культура. Прежняя модель усвоения античных идей, принятая в средневековье, была ограничена религиозными конфессиональными потребностями, античные авторы изучались в отфильтрованном виде через патристику и схоластику, по цитатам. Гуманисты же обратились непосредственно к первоисточникам как языческой, так и древнехристианской традиции; от византийских ученых они заимствовали представление о культурном единстве святоотеческой литературы Запада и Востока, что в значительной степени определило и внеконфессиональное отношение гуманистов к христианству, противопоставивших позиции богословов широкую трактовку единства христианской и языческой культуры, предполагавшей не реставрацию язычества, а множественность источников истины, нравственную пользу античных сочинений, универсальный характер христианской религии. Христианство получает истолкование в качестве всеобщей этической нормы, завершающей и совершенствующей, но не отвергающей достижения античной культуры. Мыслители В. стремились к объяснению существования единого бесконечного материального мира из него самого, понимали его как мир, подчиненный причинно-следственным закономерностям. Натурфилософы (Телезио, Патрици, Кампанелла, Бруно, Парацельс), находясь под воздействием успехов естествознания и античной философии, разрабатывали проблему материи. Атомистическую концепцию развивали приверженцы эпикуреизма - Валла, Монтень, Галилей, пантеистическую - Кардано, Николай Кузанский, Бруно (из идеи единого бытия выводилась множественность вещей материального мира, при этом предполагалось, что целое - Вселенная - отражается в любой своей части индивидуально, в том числе и в человеке, высшем совершенстве природы). Вопрос о движении и его источниках решался большинством философов стихийно-материалистически или пантеистически; в качестве движущей силы выступало неотделимое от материи разумное начало. В гносеологии опыт, чувственность представали как важнейший, первый шаг в процессе познания, далее выделялись следующие ступени - рассудок, разум и дух (или интуиция у Николая Кузанского). Утверждение великой силы разума и логической деятельности вело к математизации интеллектуальной деятельности. С помощью теории двойственной истины (Николай Кузанский, Помпонани, Галилей) обосновывались права человеческого разума на самостоятельное исследование, при этом ограничивались сфера влияния церковной догматики. Эпоха В. была временем первых выступлений зарождавшейся буржуазии против экономических и политических установлений феодализма, отсюда - напряженный интерес к осмыслению социально-политической практики. В политической мысли В. можно выделить два основных направления - республиканское, сочетавшее в себе традиции отстаивания городских вольностей с идеями суверенитета (Э.Ла Боэси, М. Монтень, И. Альтузий), и абсолютистское, обосновывавшее необходимость сильной монархической власти (Макиавелли, Гвиччардини, Ж. Боден). В "гражданском гуманизме" доминировали идеи патриотизма, служения государству, общественной активности, основанной на подчинении частных интересов граждан общему благу; с другой стороны, подчеркивалось, что именно участие в общественной жизни дает личности возможность наиболее полно раскрыть свои способности, наилучшим образом обеспечивая нравственное совершенствование отдельных граждан и общества в целом. В решении этико-политических вопросов в античной традиции приоритет отдавался Аристотелю и Цицерону. В эпоху В. появляются и первые социальные утопии, в которых были представлены основные принципы идеального общественного устройства (Мор, Кампанелла, Мюнцер). В то же время происходила секуляризация искусства и освобождение художника из-под опеки церкви. Возрождалась античная теория подражания - мимесиса. Для того, чтобы найти объективные критерии прекрасного, художнику необходимо изучать анатомию и математику как основу пропорций, - такую позицию отстаивали Леонардо да Винчи, А. Дюрер, Микеланджело, Л.Б. Альберти, Пьеро делла Франческа, Рафаэль и др. "Подражание природе" сочеталось с культом античного художественного наследия. Однако в основе широкого возрождения классики лежало стремление не к имитации, а к обновлению, построению новой культуры. (См. также: Философия Возрождения).

А.Р. Установи

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новейший философский словарь

Возрождение (духовное)

(Regeiteration). Возрождение, или новое рождение,  это внутреннее обновление падшей человеческой природы под действием благодати Св. Духа (Ин 3:58). В Библии спасение мыслится как искупительное обновление человека на основе восстановленной связи с Богом во Христе, предполагающее "радикальное и полное внутреннее перерождение (Рим 12:2; Еф 4:23), произведенное Богом с помощью Св. Духа (Тит 3:5; Еф 4:24). В силу этой перемены мы становимся "новым человеком" (Еф 4:24; Кол 3:10), который уже не сообразуется с этим миром (Рим 12:2; Еф 4:22; Кол 3:9), но в познании и святости истины сотворен по образу Божьему (Еф 4:24; Кол 3:10; Рим 12:2)" (Б.Б. Уорфилд. "Библейские и теологические исследования "). Возрождение  это рождение, с крого начинается новое творение, а освящение  это "возрастание" в Духе, посредством крого оно осуществляется (1 Пет 2:2; 2 Пет 3:18). Новое рождение во Христе меняет расположение духа от беззаконной, безбожной самости (Рим 3:918; 8:7), свойственной ветхому человеку, к доверию, любви и раскаянию в былом неповиновении и неверии и любовному приятию Божьего закона. Оно просвещает ослепленные умы и учит их различать духов (1 Кор 2:1415; 2 Кор 4:6; Кол 3:10), освобождает и укрепляет порабощенную волю для свободного послушания Богу (Рим 6:14,1722; Флп 2:13).

Образ "нового рождения", описывающий эту перемену, подчеркивает два момента. Вопервых, решимость человека. Возрожденный человек перестал быть тем, кем был; его прежняя жизнь кончилась и началась новая; он  новая тварь во Христе, края погреблась вместесНим, избегнув вечного осуждения, и воскресла вместе с Ним к новой праведной жизни (см. Рим 6:311; 2 Кор 5:17; Кол 3:911). Второй момент монергизм. Дети не вынуждают производить их на свет и не участвуют в своем рождении; тем более "мертвые по преступлениям и грехам " не могут возбудить или ускорить действие Духа Божьего в них (Еф 2:110). Духовное воскрешение  это свободное и таинственное проявление Божьей силы (Ин 3:8), к-рое невозможно объяснить в понятиях комбинации или развития существующих человеческих возможностей (Ин 3:6). Его нельзя вызвать или стимулировать человеческими усилиями (Ин 1:1213) или подвигами (Тит 3:37) и потому нельзя приравнять или приписать никакому опыту, решениям и действиям, крые оно порождает и с помощью крых можно узнать о том, что оно произошло.

Библейское описание. Существительное "возрождение" (palingenesia) встречается в НЗ только дважды. В Мф 19:28 оно указывает на эсхатологическое "совершение всего" (Деян 3:21) поеле прихода Мессии, Которого ожидал Израиль. Этот отголосок еврейского словоупотребления указывает на более широкий план космического обновления, в к-ром есть место для личного спасения каждого. В Тит 3:5 это слово относится к возрождению личности. В других местах мысль о возрождении выражена иначе.

В в.з. пророчествах при новом рождении Бог обновляет, обрезывает и умягчает сердца народа Израилева и пишет на них свой закон, побуждая их обладателей познавать, любить и повиноваться Ему (Втор 30:6; Иер 31:3134; 32:3940; Иез 36:2527). Это  промыслительная работа очищения от греховной скверны (Иез 36:25; ср. Пс 50:10), произведенная личной творящей силой Божьей (Его "духом", Иез 36:27; 39:29). Иеремия возвещает, что подобное национальное возрождение откроет и ознаменует собой новое Божье мессианское Царство и осуществление завета с Его народом (Иер 31:31; 32:40).

В НЗ мысль о новом рождении более индивидуализирована, а в Ин и в 1Ин новое рождение "свыше" (anothen,  Ин 3:3,7), "от воды и Духа" (т.е. через очистительное действие Духа Божьего,  см. Иез 36:2527; Ин 3:5; ср. 3:8) или просто "от Бога" (Ин 1:13; 9 раз в 1 Ин)  часть личного спасения. Глагол gennao (означающий "произвести на свет" и "рождать")употребляется в форме аориста или перфекта, указывающих на единичное действие Божье, благодаря к-ром у грешник, крый прежде был лишь "плотью" и совершенно непросвещен в духовных вопросах (Ин 3:37), становится "духом" (Ин 3:6), т.е. может воспринять спасительное откровение Бога во Христе и откликнуться на него. В Евангелии Христос убеждает Никодима, что невозможно увидеть Царство Божье и войти в него, не родившись свыше (Ин 3:1 и дал.). В прологе своего Евангелия Иоанн возвещает, что лишь возрожденные обретают Христа и получают власть быть чадами Божьими (Ин 1:1213); и наоборот, в своем послании Иоанн утверждает, что всякое рождение свыше ведет к духовности. Рожденные от Бога творят правду (1 Ин 2:29) и перестают грешить (3:9; 5:18,  настоящее время указывает на соблюдение закона, а не на абсолютную безгрешность; ср. 1:810); они любят друг друга (4:7), верят во Христа и побеждают мир (5:4). Все, кто поступает иначе, что бы они ни говорили,  невозрожденные дети дьявола (3:610).

Ап. Павел уточняет христологические аспекты нового рождения: новая жизнь и воскресение со Христом (Еф 2:5; Кол 2:13; ср. 1 Пет 1:3); новое творение воХристе(2Кор5:17;Еф2:10;Гал6:15). Петр и Иаков идут дальше и говорят, что слово Божье "пребывает во век" (аппаgenao,  1 Пет 1:23) и Бог "родил нас" (арокуео,  Иак 1:18) словом истины. Бог обновляет сердце через свое слово, пробуждая в нас веру (Деян 16:1415).

Исторический экскурс. Отцы Церкви не давали точной формулировки этого понятия. Они приравнивали духовное возрождение к благодати крещения, края означала для них прежде всего (а для Пелагия исключительно) отпущение грехов. Августин сознавал и отстаивал в борьбе с пелагианством необходимость предваряющей благодати, помогающей человеку верить и любить Бога, но не отождествлял эту благодать с новым рождением. Деятели Реформации развивали учение Августина о предваряющей благодати, и реформатская теология до сих пор придерживается этого учения. Кальвин использовал елово " возрождение", чтобы описать субъективное и полное обновление человека, включая обращение и освящение. Многие реформатские теологи XVII в. приравнивали духовное возрождение к призыву, а обращение  к духовному возрождению (отсюда постоянный неправильный перевод слова epistrepho как "поворот", "повернуть" в пассивной форме). Позднее реформатская теология определила возрождение более узко: это то "семя", из крого после призыва Божьего вырастает вера и покаяние (1 Ин 3:9). Арминианство представляло духовное возрождение синергически  обновление человека зависит от его прошлого взаимодействия с благодатью; либерализм подходил к этому понятию натуралистически, отождествляя новое рождение с нравственной переменой или религиозным опытом.

Отцы Церкви утратили библейское понимание таинств как знаков, подвигающих к вере, и как печатей, убеждающих верующих в том, что они получают благословение, и рассматривали крещение как таинство, дарующее новое рождение (Тит 3:5) ex opere operato  тем, кто не препятствует его действию. Поскольку дети ему препятствовать не могли, считалось, что все крещеные дети возрождены. Эта точка зрения сохранилась во всех нереформатских церквях христианского мира и среди протестантских "сакраменталистов".

J. I. Packer (пер. А, К.) Библиография: J. Orr, "Regeneration", HDB; 3. Denney, HDCG; В. В. Warfield, Biblical and Theological Studies; Systematic theologies ofC. Hodge, III, 140, and L. Berkhof, IV, 46579; A. Ringwald et al., NIDNTT, 1,176 ff.; F. Buchsel et al., TDNT, I. 665 ff.; B. Citron, The New Birth.

См. также: Избранные, Избрание; Призыв, Призвание; Спасение; Условия спасения.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теологический энциклопедический словарь

ВОЗРОЖДЕНИЕ

ф и л о с о ф и я ) – термин, применяющийся в истории философии для обозначения совокупности филос. учений, выдвинутых в период распада феод. формации и зарождения капитализма. Термин "В." встречается впервые у итал. живописца и историка искусства Вазари в сер. 16 в. Он прочно вошел в науч. оборот, хотя его нельзя признать вполне научно обоснованным, поскольку в него вкладывался тот смысл, что в этот период происходило лишь возрождение античной культуры и поскольку в нем не отразилось социально-экономическое содержание эпохи. Марксистская история философии, опираясь на общую характеристику эпохи В., данную в трудах Маркса ("Капитал", т. 1, гл. 24 и др.) и Энгельса ("Диалектика природы", Введение; "Развитие социализма от утопии к науке", "Крестьянская война в Германии" и др.), истолковывает филос. идеи В., исходя из экономических и социально-политич. предпосылок этой эпохи – кризиса феодализма и зарождения капитализма. Большое значение для исследования истории идеологии, в т.ч. и философии В., имеют работы основателя итал. коммунистич. партии Грамши ("Письма из тюрьмы", Избр. произв., т. 2, М., 1957; "Тюремные тетради", там же, т. 3, М., 1959) и Тольятти ("Развитие и кризис итальянской мысли в XIX в.", "Вопросы философии", 1955, No 5, и др. выступления). В СССР выполнена большая работа по переводу, переизданию и комментированию трудов выдающихся мыслителей В., появился ряд монографий о них (Дживелегова, Рожицина, Гуковского), обширные предисловия к издаваемым трудам мыслителей этой эпохи, обобщающие изложение в двух изданиях – "Истории философии" и во "Всемирной истории". В последние годы в сов. лит-ре особенное внимание было уделено выяснению корней идеологии В. в недрах самой феод. формации, в чем, однако, марксистская наука резко противостоит бурж. историографии, подчеркивающей в идеологии В. лишь средневековые элементы (работы Хейзинга, 1930–33-х гг.; Буланже, П. Лавдан, Л. Вентури (L. Venturi) в работе "La peinture italienne", [t.1–2], Gen.–P., [1950–51]). Сов. ученые связывают идеологию В. с антифеод. нар. движениями, усилением бюргерства, становлением абс. монархии, религ. войнами и др. соц.-политич. процессами эпохи феодализма (см. "Всемирная история", т. 4, М., 1958, с 10; С. Д. Сказкин. К вопросу о методологии истории Возрождения и гуманизма, в сб.: Средние века, вып. 11, М., 1958, с. 134, 135–36). Ряд сов. ученых направил свои усилия на изучение проблемы В. в странах Востока и в России. Н. И. Конрад ("Средние века" в исторической науке, в сб. статей: Из истории социально-политических идей, М., 1955; Начало китайского гуманизма, "Сов. востоковедение", 1957, No 3) распространяет понятие В. на Китай 9–11 вв., Среднюю Азию 11–12 вв.; В. К. Чалоян полагает, что В. началось в Армении в 10–13 вв. ("О вопросе армянского Возрождения", Изв. АН Арм. ССР, 1956, No 4, Общественные науки, на арм. яз.); Ш. Нуцубидае считает, что "Ренессанс на Востоке предшествует Ренессансу на Западе", в частности в Армении 12–13 вв., Азербайджане 12 в. и Грузии, где "Ренессанс... был доведен до высшей точки у... Руставели на грани 12–13 вв." ("Руставели и восточный ренессанс",Тб., 1947, с. 18, 247; ср. рец. С. И. Данелиа в журн. "Советская книга", 1950, No 9). О Возрождении в Грузии 12–13 вв. писал И. Д. Панцхава (см. его ст. "Колхидская риторическая школа и ее значение в общественной мысли древней Грузии", "Уч. зап. Моск. обл. пед. ин-та", М., 1953, т. 28, вып. 2, с. 29; ср. также его работу "Иоанн Петрици и его мировоззрение" в кн. Иоанна Петрици "Рассмотрение платоновской философии...", Тб., 1942); М. П. Алексеев усматривает тенденции В. в русской и др. славянских культурах: "Славянские страны также... не остались в стороне от этого общеевропейского движения и пережили свой "ренессансный" этап, каждая по своему..., но с итогами, имевшими не менее важное значение" ["Явления гуманизма в литературе и публицистике древней Руси (XVI–XVII вв.)", 1958, с. 5–6]. Наиболее разностороннее и последоват. развитие философия В. получила в Италии 15–17 вв. (Николай Кузанский, Валла, Пико делла Мирандола, Леонардо да Винчи, Помпонацци, Телезио, Бруно, Галилей, Кардано, Патрици, Макиавелли, Кампанелла и др.; см. Итальянская философия), во Франции в 15–16 вв. (Монтень, Раме, Шаррон, Лефевр д´Этапль, Доле и др.; см. Французская философия), Германии 15–17 вв. (Мюнцер, Рейхлин, Гуттен, С.Франк, Кеплер и др.; см. Немецкая философия), Англии 16–17 вв. (Т. Мор, Ф. Бэкон и др.; см. Английская философия), Испании 16 в. (Вивес, Уарте и др.; см. Испанская философия), Голландии (Эразм Роттердамский и др.; см. Голландская философия), Швейцарии (Парацельс), Польше (Коперник и др.; см. Польская философская мысль), Чехии (Коменский; см. Чехословацкая философия) (см. также Гуманизм). Идейные источники философии В. многообразны и не могут быть сведены к влиянию антич. культуры и философии, хотя это влияние и было многосторонним и плодотворным. В борьбе против католич. теологии и утверждаемого ею авторитета Аристотеля в схоластич. его истолковании философия В. использовала философию Платона. Платонизм В., с одной стороны, служил обоснованием филос. идеализма в его новой, свободной от схоластики форме и являлся открытым противником материалистич. направления в философия; такое направление особенно характерно для т.н. Академии платоновской. С другой стороны, этич. и эстетич. учение Платона широко использовалось открытыми противниками офиц. религии с ее учением об умерщвлении плоти и извечной греховности человека, ее аскетизмом, для доказательства неразрушимого единства духовности и телесности. Другим идейным источником философии В., восходящим к античности, явилась философия Аристотеля, как оригинальная (уже тем самым очищаемая от ср.-век. искажении), поскольку появляются издания сочинений антич. мыслителя (на греч. яз. в 1495–98, изд. А. Мануция; в 1531 изд. Эразма Роттердамского; в 1584–87 изд. Фр. Зильбурга и т.д.; на лат. яз. "Aristotelis opera...", в 1489 в Венеции, с комментариями Ибн Рошда), так и в интерпретации аверроизма (особенно его падуанской школы, где аверроизм имел последователей начиная с 12 в.) и "александристов" (противников падуанских аверроистов в самом же Падуанском ун-те, стремившихся более последовательно развить материалистич. тенденцию аристотелизма). Античность предстала перед философами В. с идеями антич. материалистов-натурфилософов, наивных диалектиков и этич. учениями эпикурейской школы и стоицизма. Весьма важное значение имел также неоплатонизм, пришедший в философию В. и через зап.-европ. источники и через византийскую философию, явившуюся также одним из источников философии В., тем более что ее деятели (напр., Плифон, Виссарион Никейский) сыграли значит, роль в передаче итал. гуманистам наследия антич. философии. Важнейшим идейным источником философии (и всей идеологии) В. явились ср.-век. ереси. Будучи идеологией оппозиционных феодализму движений, к-рыми наполнено все средневековье, ср.-век. ереси расшатывали церк. догматику, офиц. религ. идеологию, расчищали путь и создавали идейные предпосылки для антицерк. идей мыслителей В. "Революционная оппозиция феодализму, – писал Энгельс, – проходит через все средневековье. Она выступает, соответственно условиям времени, то в виде мистики, то в виде открытой ереси, то в виде вооруженного восстания" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Энгельс устанавливал и идейную связь ср.-век. ересей с идеологией В.: "Что касается мистики, то зависимость от нее реформаторов XVI века представляет собой хорошо известный факт; многое заимствовал из нее также и Мюнцер" (там же). Идеи Иоахима Флорского и его последователя – Дольчино, идеи Я. Гуса и его единомышленников, использовавших ересь хилиазма, ересь альбигойцев и др., могут в этом отношении считаться существ. и важнейшими источниками философии В., как и передовые тенденции в ср.-век. философии вообще (номинализм, рационалистич. и эмпирич. тенденции в теории познания ср.-век. философии). Развитие философии В. происходило на основе идеологии гуманизма, к-рая органически влилась в нее как ее важнейшая составная часть и в к-рой нашли свое выражение новые разносторонние запросы человеч. личности. Частично гуманизм сливается с В., поскольку мн. гуманисты были крупными представителями филос. мысли В. (Валла, Пико делла Мирандола, Рабле, Монтень, Рейхлин, Эразм Роттердамский, Гуттен и ряд др.). Идейным источником философии и науки В. явилась также и восточная, в частности арабская философия, богатая материалистич. тенденциями и обогатившая в 12–13 вв. Зап. Европу знаниями в области естеств. наук. Оформлению материалистич. направления в философии В. содействовали наряду с отмеченными предпосылками также и великие открытия (в особенности гелиоцентризм Коперника) и изобретения, относящиеся гл. обр. к концу 15–16 вв., а также развитие новых отраслей промышленности. На этой основе развивалось и "насквозь революционное" естествознание – астрономия, механика, география и др. науки (см. Ф. Энгельс, Диалектика природы, 1955, с. 152, 145–146 и К. Маркс и Ф. Энгельс, Избр. цроизв., т. 2, 1955, с. 93). Основные проблемы философии В. Возникнув как идеология эпохи кризиса феодализма и зарождения капитализма, опираясь на многообразные идейные источники и, следовательно, не являясь простым восстановлением антич. философии, философия В. обладала собств. богатым содержанием. Борьба нового со старым в экономич. и соц.-политич. области принимала в философии В. форму борьбы материалистич. тенденций в натурфилософии и гносеологии с идеализмом, теологич. априоризмом религ. мировоззрения, к-рому противопоставлялись также гуманистич. этика и социальные утопии. Наряду с борьбой материалистич. тенденций против идеализма в его ср.-век. теолого-схоластич. форме шло развитие и диалектики и метафизики в методологии. Диалектич. тенденции, весьма сильные в философии В. 15–16 вв., к концу этого периода в значит. мере угасли, обозначилось преобладание метафизики, и к 17 в. сложился бурж. механистич. материализм. Наиболее характерными представителями этого периода были Галилей и Ф. Бэкон (к-рый, по характеристике Энгельса, вместе с Локком перенес "из естествознания в философию... метафизический способ мышления") ("Анти-Дюринг", 1957, с. 21), открывшие новый этап в развитии науки, в т.ч. и философии. Мыслители В. стремились объяснить существование единого бесконечного материального мира из него самого, независимо от внешней потусторонней силы – божества, понимали его как мир, подчиняющийся единому закону причинно-следств. связи. Философия В. ставила и разрешала важнейшие филос. проблемы. т.н. натурфилософия (Кардано, Телезио, Патрици, Кампанелла, Бруно, Ванини, Парацельс) разрабатывала проблему материи, находясь под воздействием успехов естествознания и антич. филос. традиции (с одной стороны, атомизма Эпикура и Лукреция, с другой – платонизма, неоплатонизма и аристотелизма, своеобразный синтез к-рых лег в основу различных форм пантеизма). Первую – атомистическую – концепцию развивали приверженцы эцикуреизма – Валла, Уарте, Монтень, Шаррон, а также Галилей; впоследствии, обогащенная достижениями естествознания, эта концепция легла в основу взглядов многих крупнейших представителей философии 17–18 вв. Вторую – пантеистическую – концепцию разрабатывали Кардано, Николай Кузанский, Телезио, Бруно. В этой концепции выдвигалась на первый план идея единого бытия, из к-рой выводилась множественность вещей материального мира. Сторонники этой концепции иногда вступали в полемику с атомизмом (Бруно, напр., высоко оценивая антич. атомизм в целом, отвергал его учение о "пустоте") и оказали в дальнейшем влияние на философию Спинозы. Тесно связанный с проблемой материи, вопрос о движении и его источниках решался большинством философов В. стихийно-диалектически: они переносили причину движения в самую материю, рассматривая движущую силу как неотделимое от материи разумное начало ("мировая душа" у Кардано, Бруно и Патрици, "архей" – активная жизненная сила у Парацельса, вечный божеств. разум у Кампанеллыи др.). Такой взгляд выражал слабость материализма В., его пантеистич. природу (перенесение бога в природу). Однако пантеистич. понимание движения было прогрессивным по отношению к ср.-век. теологич. взгляду на движение: законы, управляющие миром, истолковывались как внутр. закономерности природы, и бог из внешней сверхъестеств. силы становился силой, имманентной природе, растворяясь, по сути дела, в ней. Пантеистич. концепции материи и движения давали возможность рассматривать материальный мир в его качеств. многообразии, изменении. У нек-рых мыслителей, напр. у Леонардо да Винчи, материалистич. понимание движения выражено более ясно: движение приписывается самой материи как активность, как вечный круговорот, при к-ром ни один элемент природы не исчезает, а лишь превращается в иную форму. У Телезио движение объясняется, по сути дела, как результат взаимодействия присущих самой материи противоположных начал – тепла и холода. Пантеисты, как и механистич. материалисты, рассматривались представителями церкви как злейшие враги и подвергались жестоким преследованиям. Философии В. присущи также и новые тенденции в г н о с е о л о г и и: направленная против схоластики и религ. догматизма, гносеология философов В. выдвигала на первый план опыт, чувственность как важнейший, первый шаг в процессе познания (учение Николая Кузанского и Бруно о 4 ступенях познания, подчеркивание роли опыта в познании у Кардано, Парацельса, Телезио и особенно у Леонардо да Винчи и Галилея). В то же время, хотя и в разной форме, философы В. указывали на роль разума. В меньшей мере это относится к своеобразному эмпирику эпохи В. – Телезио, в большей – к Бруно, подвергшему эмпиризм критике. Бруно, помимо первой и еще несовершенной ступени познания – ощущения (sensus), признавал рассудок (ratio), разум (intellectus) и дух (animus); подобным же образом (еще ранее) рассуждал Николай Кузанский, к-рый выделял подобные же ступени: чувственность, рассудок, разум и интуицию. В этом утверждении роли интеллекта следует отметить две тенденции. С одной стороны, у Николая Кузанского и Бруно существовала еще связь с религ. ср.-век. традициями интуитивизма (четвертая ступень познания). Но, с другой, в особенности у двух деятелей Возрождения, как бы связывающих философию В. и материализм 17–18 вв., – у Леонардо да Винчи и Галилея, – эта тенденция ведет к математизации интеллектуальной деятельности. Они объявляют математику высшим образцом доказательной науки, что неизбежно вело к пополнению индуктивного метода опытного познания рационалистич. дедукцией, существенно отличающейся от тесно связанной со средневековьем дедукции Николая Кузанского и Бруно. Новая антисхоластич. форма дедукции получила свое наиболее яркое выражение в синтетич., или композитивном, методе Галилея, к-рым он дополнил свой эмпирический аналитический, или резолютивный, метод. Несмотря, однако, на различный удельный вес, каким обладали эмпирия и умозрение в различных филос. течениях эпохи В., сенсуализм и рационализм внутри философии В. не были еще достаточно дифференцированы. Допуская иногда как компромисс познание через веру, философы В. в основном стояли на почве материалистич. теории познания. В основе ее – следующие положения: 1) признание познаваемости человеком окружающего мира таким, как он есть; 2) признание воздействия внешнего мира как источника познания на органы чувств, как воспринимающие и перерабатывающие эти воздействия; 3) отрицание врожденных идей и особой нематериальной субстанции, управляющей процессом познания человека; 4) утверждение великой силы разума и логич. деятельности, без к-рой одними только чувств. образами нельзя достичь истинного знания. Следует отметить, что в гносеологии Галилея встречаются идеи, к-рые позже были развиты в философии Локка в теорию первичных и вторичных качеств. Нек-рые представители филос. мысли В. в своей борьбе против слепого доверия к авторитету теологии вносили в теорию познания оттенок скептицизма (Монтень, Шаррон). Однако этот скептицизм был направлен против "абсолютных истин", выдвигаемых теологией; ни один из значит. представителей философии В. не ставил под сомнение способность человека познать окружающий мир. В этой связи следует отметить учение о двойственной истине, принимаемое Николаем Кузанским, Помпонацци, Леонардо да Винчи, Галилеем и др. Развивая прогрессивные тенденции ср.-век. философии, эти представители философии В. с помощью теории двойств. истины обосновывали права человеч. разума на самостоят. исследование, независимое от авторитета церкви и церк. догматики, хотя этот авторитет не уничтожался, а лишь ограничивалась сфера его влияния. Гносеологич. и натурфилос. концепциям мыслителей В. была свойственна д и а л е к т и ч н о с т ь . В их методологии лишь к 17 в. сложились метафизика и механицизм, обусловленные бурж. направленностью экономич. и соц.-политич. развития и характером естествознания того времени. Философы В. развивали мысль о единстве природы и о взаимодействии всех ее частей, признавали вечное движение и изменение бытия, высказывали гениальные догадки о внутр. противоречиях и их борьбе как гл. причине движения. Эти диалектич. тенденции в натурфилософии присущи Николаю Кузанскому (принцип coincidentia oppositorum – совпадения противоположностей), Телезио (учение о том, что в мире все происходит через борьбу противоположных сил), Бруно (учение о совпадении противоположностей в максимуме и минимуме), Пико делла Мирандола, Леонардо да Винчи и др. Теория познания тесно связана с э т и к о й В. На этич. теории В. оказала большое влияние этика эпикурейской школы, в меньшей степени – платонизма и стоицизма. Два последних течения, более популярных в период раннего В., выдвигались гл. обр. при доказательстве того, что высокие этич. идеалы могут развиваться в обществе и претворяться в жизнь без всякого влияния христианской морали. Что же касается этики эпикуреизма, приобретшей последователей в период расцвета В., то она наиболее соответствовала идеалам гуманизма, той жажде жизни, земного счастья, всестороннего развития личности, культу земной красоты, к-рые являлись характерными чертами молодой буржуазии. Эпикуреизм, однако, не мог быть попросту возрожден, ибо в условиях В. не могло быть воспринято учение о спокойном, пассивном отношении к жизни (атараксия эпикурейцев, апатия стоиков). В этике В. содержатся элементы волюнтаризма. Тенденция к отделению этики от религии выразилась в учении о зависимости этики от "естественной природы" человека. Все требования морали выводились из естественного для человека, как и для всей природы, стремления к самосохранению (напр., у Телезио), наслаждению и к избежанию страданий; любовь к другим людям есть результат любви к себе. Это учение было унаследовано бурж. моралистами 17–18 вв. Индивидуализм и эгоизм этики В. ограничивался, однако, преклонением перед силой разума, энтузиазмом науч. и художеств. творчества, а также и учением о наличии в человеке обществ. начала (столь же естественного, как и эгоизм) – стремления к слиянию с человеч. родом, потребностью в общении (Кампанелла), врожд. стремлением человека к добру (Кардано). Поэтому наряду с проповедью безудержного наслаждения жизнью во всех ее проявлениях, вплоть до оправдания аморализма (к-рое частично было естеств. реакцией на двуличную церк. мораль), в этике В. со всей силой звучали и требования иного, более высокого этич. порядка. Этика эпикуреизма нашла выражение во взглядах Валлы, Гуттена, Уарте, Рабле, Шаррона. Стремление подняться над механистич. пониманием основ этики и придать ей возвыш. характер свойственно Леонардо да Винчи и Бруно, к-рый в трактате "О героическом энтузиазме" нарисовал идеал жизни ученого – энтузиаста науки, готового на все лишения и даже на смерть во имя торжества своего передового мировоззрения. Этика В., являясь боевой и прогрессивной, направленной против отживших этич. идеалов феод.-церк. морали, строилась на идеалистич. основе, была индивидуалистической, а в своем аристократич. направлении проникнута недоверием к простым людям. Эпоха В. была временем ожесточенной классовой борьбы, первых атак нарождавшейся буржуазии на экономич. и политич. систему феодализма, а вместе с тем и периодом первых движений "предпролетариата", т.е. городских низов. Отсюда напряженный интерес к социально-политич. вопросам. Появлялись политич. учения, в к-рых обосновывалось право буржуазии на власть, доказывалась полная несостоятельность ср.-век. политич. теорий с их защитой светской власти церкви и утверждениями о "божественной природе" гос-ва. Для успешного развития новых капиталистич. производств. отношений нужно было сильное, единое нац. гос-во, способное преодолеть феодальный сепаратизм и экономич. замкнутость. Однако политич. мыслителям В. в еще большей мере, чем бурж. философам 17–18 вв., было чуждо своекорыстие буржуазии, уже пришедшей к власти, и они в своих учениях отражали в значит. степени общенародные требования. В политич. мысли философов и государствоведов В. можно выделить два направления: первое – монархомахическое (тираноборческое, республиканское) в его буржуазном, а не реакц.-феод. варианте, сочетавшее в себе традиции отстаивания городских вольностей с идеями нар. суверенитета: во Франции – Э. Ла Боэси ("Рассуждение о добровольном рабстве" – "Discours de la servitude volontaire", 1576, рус. пер. 1952), к-рому сочувствовал Монтень, в Германии – И. Альтузий ("Политика" – "Politica", 1603) и др. Второе направление обосновывало необходимость сильной монархич. власти, абсолютизма, как, напр., это было свойственно Макиавелли, к-рый хотя и считал идеальным строем республику как выражение нар. суверенитета, но понимал, что в современных ему условиях только сильная, не считающаяся ни с какими моральными традициями и церк. учениями власть светского государя может привести к нац. объединению и создать новое, бурж. гос-во. Идеологами абсолютизма были также Ф. Гвиччардини в Италии и Ж. Боден во Франции. В эпоху В. появляются и первые социалистич. утопии. В б?льшей или меньшей мере они отражали стихийный протест крест. масс и гор. бедноты, поднимавшихся на восстание, перераставшее, как это было в Германии, в крест. войны. Т. Мюнцер был наиболее ярким выразителем этих утопич. требований "царства божия на земле", под к-рым подразумевался обществ. строй без частной собственности, без власти императора, папы, королей и князей, без классового неравенства. Средством достижения такого строя Мюнцер считал вооруж. восстание народа. Критику социальных отношений, ужасающую картину того, как "овцы съели людей", дал Т. Мор. Социальные утопии В. предвосхищали в известной мере критику противоречий капиталистич. общества, к-рая была дана великими утопистами 19 в., и эта критика сочеталась у них с выработкой осн. принципов идеального обществ. устройства. Авторы таких утопий были убеждены, что причиной обществ. бедствий является частная собственность, и рисовали картину будущего обществ. строя, основанного на разумных "естественных" началах: обществ. хозяйство, ведущееся по плану; обязательный для всех труд, продукты к-рого распределяются по потребностям; все взрослые члены общества принимают участие в политич. управлении, все дети имеют право на бесплатное образование, тесно связанное с трудовым воспитанием. Идеи утопич. социализма получили наиболее яркое выражение в произведениях Т. Мора ("Утопия", 1516) и Т. Кампанеллы ("Город Солнца", 1623). Наряду с гениальными догадками о характере социалистич. строя эти утопии сохраняли многие пережитки феод.-церк. идеологии: религ. культ, хотя и в форме поклонения "Разуму – солнцу", чрезмерно суровая мораль, напоминающая монашескую (Кампанелла), сохранение рабства (как временного состояния) и идеализация ср.-век. ремесла (Мор) и т. п. З. Мелещенко. Ленинград. Эпоха В. в области э с т е т и к и не оставила законч. систем. Однако выдающиеся художники и поэты В. в трактатах, посвященных отд. искусствам, разрабатывали и более общие теоретич. вопросы (Леонардо да Винчи, Трактат о живописи, 1561, в рус. пер. – Книга о живописи, 1934; А. Дюрер, Четыре книги о пропорциях, 1528, рус. пер. 1957; Л. Б. Альберти, Десять книг о зодчестве, 1485, рус. пер., т. 1–2, 1935; Л. Пачоли, Ф. Сидней, Ж. Дю Белле, Дж. Фракасторо, М. Сервантес и др.). В эпоху В. происходила секуляризация искусства и освобождение художника от опеки церкви. В отличие от ср.-век. учений, искусство уже не рассматривалось как аллегорич. форма истины. Возродилась антич. теория подражания – мимезиса (в 1545 Пеллетье перевел на франц. яз. "Искусство поэзии" Горация, а Робортелло в 1548 – "Поэтику" Аристотеля), направленная против канонов ср.-век. традиционализма и академизма. "Кто может идти к источнику, не должен идти к кувшину" (Леонардо да Винчи). Это было обоснованием новаторского духа всякого живого искусства. Даже фантастическое в искусстве в конечном счете подпадает под закон "подражания" (Сервантес, Микеланджело). Художник должен изучить анатомию, чтобы найти объективные основания прекрасного (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Дюрер), а также математику как основу пропорций. Математик Пачоли, друг Леонардо да Винчи, открыл закон "золотого сечения". Трактат о живописи Альберти строился на математич. определениях точки, линии, поверхности, круга, угла и т.д. Художник Пьеро делла Франческа, изучая законы перспективы, положил начало начертат. геометрии. Эстетика В. периода расцвета враждебна субъективизму и манерности ("маньеризм" возник только на кризисной фазе культуры В.). Объективность искусства сближается с научной ("Наука живописи", по Леонардо да Винчи, включает в себя не только анатомию, но и зоологию, все естествознание, математику, астрономию как "дочь перспективы" и т.д.). Но это ни в какой мере не означает умаления чувств. природы искусства. Позднейшие антиномии разумного и чувственного, общего и личного, прекрасного и характерного и т.д. еще не присущи эстетике В. "Подражание природе" сочеталось с культом художеств. наследия, в особенности античного, достижения к-рого, однако, по общему убеждению, можно превзойти. Отсюда защита прогресса и неогранич. возможностей искусства (трактат Дю Белле, Прославление и защита французского языка – Du Bellay, D?fense et illustration de la langue fran?aise, 1549). С гуманистич. природой эстетики В. связан и характер идеализации, к-рая составляет не менее важное положение учения о прекрасном, чем принцип "подражания природе". Человек, составляющий средоточие этого искусства, взят в героич. масштабе. Типическое чуждается эмпирич. среднего и натуралистич. индивидуализации. Нормальные пропорции – результат отбора "лучшего и благородного" (Дюрер, Альберти, Фиренцуола). Эстетика В. тяготела к идеализирующему реализму и по существу сводилась к учению о прекрасном, к-рое, согласно Петрарке, Альберти, Микеланджело, Кампанелле, тождественно с добрым. Передовое мировоззрение В. нанесло удар по ср.-век. феод.-клерик. идеологии и расчистило путь науч. знанию. Философия В. была важнейшим этапом в развитии передовой филос. мысли и явилась подготовкой бурж. материализма 17–18 вв. Л. Пинский. Москва. Лит.: История философии, т. 2, [М.], 1941; История философии, т. 1, М., 1957; Всемирная история, т. 4, М., 1958, с. 137–44; Гейгер Л., История немецкого гуманизма, пер. с нем., СПБ, 1899; Корелин М., Ранний итальянский гуманизм и его историография, 2 изд., т. 1–4, СПБ, 1914; Луначарский А. В., Литература эпохи Возрождения, в его кн.: Статьи о литературе, М., 1957; Дживелегов А. К., Начало итальянского Возрождения, 2 изд., М., [1925]; его же, Очерки итальянского Возрождения, М., 1928; Гуковский М. ?., Итальянское Возрождение, т. 1, Л., 1947; его же, Новые работы по истории платонизма итальянского Возрождения, "Вопр. философии", 1958, No 10; Абрамсон М. Л., Обсуждение проблем истории Возрождения и гуманизма, "Вопр. истории", 1955, No 2; Соколов В. В., Натурфилософия XVI–начала XVII века как предыстория материализма нового времени, "Вопр. философии", 1960, No 1; Saitta G., Il pensiero italiano nell´umanesimo e nel Rinascimento, v. 1–3, Bologna,1949–51; Filipovic V., Filozofija Renesanse i odabrani tekstovi filozofa, Zagreb, 1956; ?offanin G., L´uomo antico nel pensiero del Rinascimento, Bologna, 1957; Rice Eugene F., The Renaissance idea of wisdom, Camb. (Mass.), 1958.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме ВОЗРОЖДЕНИЕ — 0

Найдено научныех статей по теме ВОЗРОЖДЕНИЕ — 0

Найдено книг по теме ВОЗРОЖДЕНИЕ — 0

Найдено презентаций по теме ВОЗРОЖДЕНИЕ — 0

Найдено рефератов по теме ВОЗРОЖДЕНИЕ — 0