Буддизм признает 4 вида рождения существ: 1) андаджа — из яйца. 2) джалабуя — из чрева, 3) самсададжа — из сырости, 4) опапатика — самопроизвольное рождение. Из яиц рождаются птицы и змеи; из чрева — люди, небожители, нек-рые животные; из сырости — примитивные формы жизни; самопроизвольно рождаются духи, демоны и брахмы, т. с. существа, невидимые обычному глазу. В. И. Корнев
РОЖДЕНИЕ
РОЖДЕНИЕ
Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь
РОЖДЕНИЕ
мифологизированный акт жизненного цикла.
Чудесное Рождение (и зачатие) свойственно большинству мифологических персонажей. Р. характерный мотив многих категорий мифов, в т. ч. космогонических мифов и теогонических мифов. Наиболее актуальными для разных мифологий являются мифы о чудесном Р. культурных героев, основателей религиозных традиций и т. п.: ср. миф о Зерване, родившем Ормазда и Ахримана, Р. Ромула и Рема, первой человеческой пары Мартйа и Мартйанаг, христианские представления о Рождестве Христовом; традиционный мотив подобных мифов — брачная связь божества или духа с земной женщиной (вероятная трансформация брака неба и земли, ср. микронез. Эиулап).
Многочисленные варианты чудесного Рождения — Р. младенца отцом (Афину рождает Зевс, Тешуба — Кумарби, Батрадза — Хамыц), камнем (Мауи, Сослан), горой (Улликумме), из семени, извергнутого божеством (Агастья, Васишхта, Афродита Урания и др.). Характерно представление о кругообороте рождение (жизнь) — смерть — Р., когда вступление в группу взрослых членов племени — инициация — инсценировало смерть и второе Рождение неофита (Радужным змеем и т. п.); смерть воспринималась в тотемических мифах как возвращение души в тотемический центр с последующим возрождением внутри тотемической группы.
К подобным мифам, возможно, восходят представления о реинкарнации, к т. ч. индуистской сансаре — цепи перерождений, с одной стороны, и представления об умирающем и воскресающем (возрождающемся) мифологическом персонаже (звере, боге) — с другой.
Многочисленны мифологические персонажи, связанные с «семейными» обрядами, приуроченными к Рождению (греч. Илифия, рим. Кармента), относящиеся часто к низшей мифологии (слав. Род и рожаницы и т. п.), и вредоносные существа (ср. мамов у нек-рых народов Кавказа, албасты у тюрков и др.).
Чудесное Рождение (и зачатие) свойственно большинству мифологических персонажей. Р. характерный мотив многих категорий мифов, в т. ч. космогонических мифов и теогонических мифов. Наиболее актуальными для разных мифологий являются мифы о чудесном Р. культурных героев, основателей религиозных традиций и т. п.: ср. миф о Зерване, родившем Ормазда и Ахримана, Р. Ромула и Рема, первой человеческой пары Мартйа и Мартйанаг, христианские представления о Рождестве Христовом; традиционный мотив подобных мифов — брачная связь божества или духа с земной женщиной (вероятная трансформация брака неба и земли, ср. микронез. Эиулап).
Многочисленные варианты чудесного Рождения — Р. младенца отцом (Афину рождает Зевс, Тешуба — Кумарби, Батрадза — Хамыц), камнем (Мауи, Сослан), горой (Улликумме), из семени, извергнутого божеством (Агастья, Васишхта, Афродита Урания и др.). Характерно представление о кругообороте рождение (жизнь) — смерть — Р., когда вступление в группу взрослых членов племени — инициация — инсценировало смерть и второе Рождение неофита (Радужным змеем и т. п.); смерть воспринималась в тотемических мифах как возвращение души в тотемический центр с последующим возрождением внутри тотемической группы.
К подобным мифам, возможно, восходят представления о реинкарнации, к т. ч. индуистской сансаре — цепи перерождений, с одной стороны, и представления об умирающем и воскресающем (возрождающемся) мифологическом персонаже (звере, боге) — с другой.
Многочисленны мифологические персонажи, связанные с «семейными» обрядами, приуроченными к Рождению (греч. Илифия, рим. Кармента), относящиеся часто к низшей мифологии (слав. Род и рожаницы и т. п.), и вредоносные существа (ср. мамов у нек-рых народов Кавказа, албасты у тюрков и др.).
Источник: Мифологический словарь. Москва. Советская Энциклопедия. 1991
РОЖДЕНИЕ
пограничное состояние между бытием и небытием. Рождения ребенка ожидали со страхом и одновременно надеждой: он мог стать как подарком судьбы, так и наказанием богов. Роженицу перед родами, как правило, изолируют. У многих народов, находившихся на стадии родоплеменного строя, она уходила в отдельное место, где тщательно очищалась. Современный обычай отвозить женщину в родильный дом также связан с идеей изоляции. Если роды происходят в домашних условиях, то женщине выделяют отдельную комнату, которую тщательно убирают до и после родов. У полинезийцев островов Самоа физическое рождение не является чем-то сакральным и не скрывается от других. Там на время родов приглашают большое количество гостей, а женщина должна принимать участие в общем веселье. Во многих культурах участие в обряде рождения — это исключительно женская привилегия. Как правило, роль повитухи выполняют старые замужние женщины, родившие не менее трех детей. Женское начало в этом случае воспринимается как олицетворение порождающей силы земли. На время родов все узлы в доме (в том числе и косы роженицы) принято развязывать. В случае трудных родов повитуха несколько раз проводит женщину через порог. На Кавказе до сих пор сохранился обычай, по которому мальчики дежурят у помещения, где происходят роды, для того чтобы первыми сообщить отцу и всем остальным радостную весть о рождении сына и получить за это сообщение подарки. В осетинских семьях сразу после рождения ребенку перевязывали пуповину, а затем купали в теплой воде с мылом. При этом в таз клали ножницы или другие металлические предметы, что якобы предохраняло ребенка от «сглаза». Кроме того, обычно новорожденного младенца продевали через отверстие чесалки для шерсти, чтобы обезопасить от козней чертей. Источ.: Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.
Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия