ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ
особый этап в истории западно-европейской философии, характеризующийся утверждением новой, специфической формы философствования, строящейся на принципиально иных, независимых от философской схоластики, традициях. По словам Гегеля, в эту эпоху различие между теологией и философией представляет собой характерную черту перехода к новейшему времени. Свое название Ф.В., как и эпоха в целом, получает от стремления возродить классическую древность. Но как бы не была велика роль античного философского наследия в формировании идей 14-16 вв., их не следует рассматривать в качестве простого усвоения античности или ее возрождения; это была оригинальная переработка традиций аристотелизма, платонизма, эпикуреизма, стоицизма и т.д., главным образом в сторону перевеса учения Платона над схоластизированным в средние века Аристотелем. Главной предпосылкой формирования Ф.В. была осуществленная возрожденческой мыслью в целом глубочайшая переоценка всех мировоззренческих и нравственных ценностей средневековой культуры, своего рода ценностная реформа, затронувшая такие радикальные вопросы, как вопрос о положении человека в мире, его назначении, достоинстве, принципах нравственности и т.п. Падение авторитета церкви и усиление престижа науки, становление принципиально нового, экспериментального исследования человека и природы - все это было связано с изменением представлений о самом человеке и его месте в мире, формированием стойкого убеждения в необходимости человека нового типа - активного, свободного от каких-либо внешних авторитетов, ответственного, инициативного и т.п. Не случайно, что хронологически первым, необычайно плодотворным по своим результатам и очень важным с точки зрения воздействия на всю последующую историю европейской философии этапом или периодом в эволюции Ф.В. стал так называемый гуманистический период (середина 14 - середина 15 в.), резко противопоставивший средневековому теоцентризму глубочайший интерес к человеку, и, более того, признавший ценность человека как личности с ее правом на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Благо человека, принцип равенства, справедливости и человечности стали здесь не просто нормой отношений между людьми, но и главным критерием оценки всего существующего. Именно в эпоху Возрождения гуманизм впервые предстал в качестве целостной системы взглядов, самостоятельного течения общественной мысли, вызвавшего колоссальный переворот в нравственно-мировоззренческом корпусе культурных идей. У истоков гуманизма стояла грандиозная фигура Данте, идеи которого были продолжены и развиты Ф. Петраркой, Эразмом Роттердамским, Мором, Монтенем и др. Возрожденческий гуманизм открыл целую эпоху напряженной борьбы философии со схоластикой за право не быть служанкой последней, за новый стиль и облик самого философствования, возрождающего свободный диалог, спор в движении к истине. Именно гуманизму с его мощным антропоцентрическим акцентом мы обязаны разработкой принципиально новой картины мира, в которой человек впервые стал центральным звеном всего мироздания, приобретая истинно земное, природное предназначение. Следующим ярким этапом Ф.В. был неоплатонический, связанный с постановкой и разработкой, главным образом, онтологической проблематики, и представленный флорентийскими платониками (Плетон, Фичино, Мирандола), Николаем Кузанским и другими мыслителями (с середины 15 до первой трети 16 в.). Всех этих философов объединяло пантеистическое представление о мире, отождествление Бога и природы, идея о его "со-вечности" миру и наделение природы всеми необходимыми силами творения вещей. Натурфилософский период в Ф.В. (2-я половина 16 - нач. 17 в.) представлен выдающимися учеными того времени - Леонардо да Винчи, Коперником, Бруно, Галилеем и др. Этим мыслителям был свойственен естественно-научный, во многом натуралистический подход к пониманию мира, широкое использование достижений тогдашнего естествознания, попытки переосмысления философских оснований науки и поиски экспериментальных методов обоснования новой космологии. Ф.В. стала чрезвычайно важным этапом в становлении истории философии Нового времени, заложив основы для последующей, еще более радикальной критики схоластики и формирования новой картины мира и человека. Предложенная ею схема устройства мироздания была еще во многом наивной и даже фантастической по сравнению с более строгой механистической и математически выверенной картиной мира Нового времени; ее отличал переходный характер, однако многие из ее новаторских идей и прежде всего такие, как установка на опытный и экспериментальный характер знания, представление об автономности природы, а также положения о месте человека в мире и его активной роли в познании были активно ассимилированы всей философской и естественно-научной традицией последующих веков.

Источник: История Философии: Энциклопедия

ВОЗРОЖДЕНИЯ ФИЛОСОФИЯ
сосвокупность философских направлений и учений 14—16 вв., сложившихся первоначально в Италии, а затем и в других странах Европы (гл. о. Западной). Родоначальником гуманистического движения считается поэт и философ 14 в. Петрарка, проявивший огромную активность в поисках (преимущественно в монастырских библиотеках) неизвестных его современникам произведений античной литературы и философии.
Итальянские гуманисты кон. 14—первой пол. 15 в. Л. Бруни, П. Браччолини и др. осознают принципиальное отличие их эпохи от периода Средневековья, (medium aevum — сам этот термин введен ими). Переход от средневекового геоцентризма на позиции антропоцентризма происходил в течение всего 15 в. Он связан, в частности, с произведением Манетти, резко заостренным против средневекового церковного аскетизма, с антиклерикализмом и эпикуреизмом Л. Баллы.
Активным и влиятельным антисхоластическим направлением 15 в. стал платонизм, в значительной мере обязанный своим возникновением в Италии деятельности византийского платоника Шифона. В 1459 во Флоренции появляется Платоновская Академия — кружок гуманистов, филологов и философов, крупнейшими из которых стали М. Фичино и Дико делла Мирандола. Огромное влияние платонизма в 15—16 вв. объясняется принципиальной неприязнью гуманистов к схоластизированному аристотелизму Фомы Аквинского, ставшему официальной доктриной Католической церкви. Флорентийские платоники выдвинули идею универсальной религии (наиболее близкой ей все же признавалось христианство) и провозгласили принцип веротерпимости. В произведениях Николая Кубанского преломились многие идеи античной и средневековой философии — вяофдтическок теологии, неоплатонизма, пифагореизма, номинализма.
К кон. 15 — нач. 16 в. гуманистическое движение становится общеевропейским. Однако центр философии Возрождения по-прежнему находится в Италии. Идеи аристотелизма в сочетании с теорией двойственной истины отстаивал П. Помпонацци. Крупнейшим представителем социальной философии Возрождения в нач. 16 в. был Я. Макиавелли, сформулировавший свою индивидуалистическую концепцию человеческой природы.
В Лондоне в кон. 15 — нач. 16 в. вокруг теолога Дж, Колета (1467—1519) сложился оксфордский кружок христианских гуманистов. Активнейшими членами этого кружка были Эразм Роттердамский, критик схоластики (сатирическая «Похвала глупости»), и его близкий друг Г. Мор, автор знаменитой «Утопии».
Кризисная ситуация в Католической церкви и воздействие идей Эразма и других гуманистов стимулировали движение Реформации в Германии, Швейцарии и др. странах, приведшее к появлению лютеранства, кальвинизма и других течений, получивших общее название протестантизма. Среди различных проявлений внеконфессионального христианства наиболее влиятельным стало т. н. антитринитарное движение, отвергавшее догмат триединства христианского Бога. В Польше, а затем в Нидерландах и других странах антитринитарии-унитарии именовались социанианами, применительно к которым был употреблен (1564) термин «деист». Философское осмысление деизма как естественной религии было осуществлено французским социальным мыслителем Ж. Боденом; оно стало одним из главных направлений религиозного вольнодумства.
Успехи реформационных движений привели к перестройке католицизма, принявшей форму Контрреформации; важнейшим ее философским результатом стало появление т. н. второй схоластики — видоизмененного томизма, осуществленного гл. о. Ф. Суаресом.
Антисхоластическая и антидогматическая направленность гуманистической мысли усилилась к кон. 16 в. и нашла яркое выражение в «Опытах» М. Монтеня. Усиление идей скептицизма сочеталось в этом произведении с натуралистическим истолкованием природы человека, что отличает антропологию Монтеня от антропоцентристских воззрений итальянских гуманистов 15 в.
Первостепенным фактом стала гелиоцентрическая концепция Коперника, противостоящая прежнему геоцентрическому пониманию Вселенной.
Важнейшей составной частью философии Возрождения в 16 в. стала натурфилософия — (Парацельс, Б. Телезио, Дж. Кардано, Ф. Патрици, Дж. Бруно, Т. Кампанелла), в контексте которой возникло понятие естественной магии, сыгравшее большую эвристическую роль в становлении естественно-научного подхода. Органическая трактовка бытия сочеталась здесь уже с механистическим его истолкованием (отчасти у Николая Кузанского и особенно у Дж. Бруно), развитие естественно-научной мысли шло параллельно натурфилософии Возрождения и в тесном переплетении с ней (открытие Кеплером законов движения планет вокруг Солнца, эпохальные открытия Галилея в астрономии и механике и др.).
Аналитическая методология и идеи механицизма фиксировали уже новый этап развития научно-философского знания 17 в.
Лит.: Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978; Горфункель А. X. Философии эпохи Возрождения. М., 1980; Гарин Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986; Культура эпохи Возрождения, под ред. Л. М. Брагиной, А. X. Горфункеля, А. Н. Немилова и др. М., 1986; Петров М. Т. Проблема Возрождения в советской науке. М., 1989; Рутенбург В. И. Титаны Возрождения. СПб., 1991; Соколов В. В. Европейская философия XV—XVII вв. М., 1996; The Cambridge History of Renaissance philosophy, ed. G. Skinner and E. Kessler. Cambr., 1988.
В. В. Соколов

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
290.95 кб

Конец философии или её возрождение?

Гуревич Павел Семёнович
В статье представлена проблема незаменимости философии в человеческом познании.
Читать PDF
407.75 кб

Концепт любви в философии эпохи Возрождения

Миргородский А.А.
В статье доказывается, что идеалом философии любви эпохи Возрождения становится творческое вдохновение в гармонии духа и тела.
Читать PDF
153.80 кб

Парижский журнал «Возрождение» и русская философия

Базанов Петр Николаевич
В статье восстанавливается история журнала «Возрождение». Показано его влияние на развитие русской философии, исследуются его роль и место «Возрождение»в культуре русской эмиграции.
Читать PDF
1.27 мб

Философская исповедь: от Античности до Возрождения

Чемодуров Константин Викторович
Рассматриваются философские исповеди различных исторических эпох (от Античности до Возрождения). Предлагается методология их исследования, дается анализ и сравнение философских исповедей в рамках одной эпохи.
Читать PDF
316.04 кб

Гибкая рациональность в философии науки Возрождения

Масалова С. И.
Читать PDF
101.45 кб

Философия Н. Кузанского в контексте эпохи Возрождения

Толстенко Андрей Михайлович
В истории философии Н. Кузанский занимает уникальное место. С его именем связана одна из первых попыток понять мир как explicatio Dei. Эта мысль приводит к фундаментальному преобразованию всей сферы средневекового мышления.
Читать PDF
215.64 кб

Взаимодействие философии, искусства и науки в эпоху Возрождения

Чечеткина И.И.
Статья посвящена рассмотрению влияния номинализма на искусство и науку Возрождения.
Читать PDF
747.86 кб

Проблема взаимоотношения субъекта и объекта в философии Возрождения

Кассирер Э.
КАССИРЕР Э. ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ// КАССИРЕР Э. ИНДИВИД И КОСМОС В ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ CASSIRER E. Das Subjekt-Objekt-Problem in der Philosophie der Renaissance// Cassirer E.
Читать PDF
824.52 кб

Концепт "безопасность" в философии эпохи возрождения и нового времени

Борисов С.Н., Дмитраков А.М.
В статье отмечается, что понятие безопасности в своей смысловой определенности движется от кровно-родственной локализации в античности и лично-общинной в средневековье к индивидуальной в эпоху возрождения и нового времени.
Читать PDF
182.27 кб

Взаимосвязь истины и заблуждения в философии Возрождения и Нового времени

Поносов Ф. Н.
Статья анализирует процесс достижения истины в философии Возрождения и Нового времени. Выявлены некоторые его элементы, показана процессуальность познавательного процесса.
Читать PDF
143.50 кб

Смыслообразующая природа культуры в философии Возрождения и Нового времени

Пичко Наталья Сергеевна
Статья посвящена исследованию свойств общественного бытия во всех разнообразных способах его обнаружения, попадающих под определение культуры, выявление феномена культуры в серии таких определений, которые постепенно, по мере прод
Читать PDF
208.75 кб

Проблемы реализации свободы в философии эпохи Возрождения и Нового времени

Золотарева Татьяна Николаевна
Статья посвящена актуальной научной проблеме творческой реализации идеи свободы в трудах философов эпохи Возрождения и Нового Времени.
Читать PDF
9.09 мб

Модернизация России и возрождение этнонациональной парадигмы в современной философии

Махаров Егор Михайлович
Модернизация является принципом новой российской политической стратегии. Она направлена на достижение Россией нового, более высокого этапа развития. Концепция была впервые предложена в Послании Президента Д.А.
Читать PDF
368.68 кб

Этноконфессиональный фактор в духовном возрождении Тувы: социально-философский анализ

Хомушку Ольга Матпаевна, Кухта Мария Сергеевна
В статье дается анализ этноконфессиональных процессов в современной Туве, рассматриваются вопросы духовного возрождения, начавшиеся в 90-е гг. прошлого века.
Читать PDF
179.61 кб

Категории «пространство» и «время» в философии античности, средних веков и Возрождения

Мухин А. С.
Статья посвящена представлениям о пространстве и времени в философии античности и средних веков. Сравнивая воззрения мыслителей, автор демонстрирует их близость.