СЁРЛСЕРНО-СОЛОВЬЕВИЧ Николай Александрович

СЁРЛ Джон

Найдено 2 определения термина СЁРЛ Джон

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

СЁРЛ (Searle) Джон

р. 1932) -амер. философ, представитель аналитической философии. С 1959 преподает в Калифорнийском ун-те в г. Беркли. Испытал влияние идей лингвистической философии Остина, которые развил и усовершенствовал в кн. "Речевые акты" (1969). В основе разработанной им классификации главных видов действий, производимых языком, лежит понятие "иллокутивная цель". Языковое значение, согласно С., присуще не изолированным словам или предложениям, а их воспроизведению в рамках целостного "речевого акта", в процессе межличностной коммуникации. Дальнейшее развитие теории "речевых актов" С. было связано, во-первых, с разработкой формального аппарата "иллокутивной логики", а во-вторых, со сближением самого понятия "речевого акта" с понятием интенциональности. В этой связи философию языка С. рассматривает как ветвь философии сознания. Способность "речевых актов" представлять объекты и положения дел в мире - продолжение более фундаментальной в биологическом плане интенциональной способности сознания относить организм к миру.

В философии сознания С. выступает как критик теорий тождества ментального и телесного, а также любых разновидностей картезианского дуализма. Сознание он рассматривает как каузально эмерджентное свойство мозга (и организма в целом), что, однако, не исключает субъективного характера сознания. Оно - гибкая способность организма, основа творческого поведения. В ходе эволюционного отбора оно создает лучшие возможности для распознавания ситуаций, нежели бессознательные механизмы психики. Субъективность сознания - онтологическая, а не эпистемологическая категория. Любое состояние сознания всегда чье-то состояние. В отношении сознания неприменима модель, характерная для наблюдения в объективном мире: здесь отпадает различие процесса наблюдения и наблюдаемой вещи. Интроспекция собственного ментального состояния, полагает С., сама и является этим состоянием. К числу главных свойств сознания он относит интенциональность, темпоральность, единство, субъективность, структурированность и социальность. Он критикует компьютерные модели сознания, подчеркивая, что поскольку программы синтаксичны, а сознанию внутренне присуще ментальное содержание (семантика), то из этого следует, что компьютерные программы сами не могут представлять процесса сознания. Вычислительные процессы абстрактны, формальны и подлежат интерпретации обладающим сознанием субъектом. В своих публицистических работах С. обсуждает актуальные проблемы гуманитарного университетского образования.

Метафора // Теория метафоры. М, 1990; Сознание, мозг и наука //Путь. 1993, №4; Рациональность и реализм: что поставлено на карту // Путь. 1994, № 6; Современная философия в Соединенных Штатах // Путь. 1995, № 8; Expression and Meaning. Cambridge, 1979 Intentionality: An Essay in the Philosophy of Mind. Cambridge, 1983; The Rediscovery of the Mind. Cambridge, Mass., 1992.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Современная западная философия: словарь

СЁРЛ Джон

род. 1932, Денвер, шт. Колорадо, США) — американский философ, представитель аналитического направления в современной западной философии. С 1959 преподает в Калифорнийском университете в Беркли. Испытал влияние идей лингвистической философии Д. истина, которые развил и усовершенствовал в книге «Речевые акты» (1969). В основе разработанной им классификации главных видов действий, производимых языком, лежит понятие «иллокутивная цель». Серл считает, что число действий, производимых с помощью языка, ограниченно: мы сообщаем другим, каково положение вещей; мы пытаемся заставить других совершить нечто; мы берем на себя обязательство совершить нечто; мы выражаем свои чувства; с помощью высказываний мы вносим изменения в мир. Языковое значение, согласно Серлу, присуще не изолированным словам или предложениям, а их воспроизведению в рамках целостного «речевого акта», в процессе межяичностной коммуникации. Дальнейшее развитие теории «речевых актов» Серла было связано, во-первых, с разработкой формального аппарата «иллокутивной логики», а во-вторых, со сближением самого понятия «речевого акта» с понятием интеяциональяости. По лингвистической структуре «речевого акта» можно судить об интенциональности. В этой связи философию языка Серл рассматривает как ветвь философии сознания. Способность «речевых актов» представлять объекты и положения дел в мире — продолжение более фундаментальной в биологическом плане интенциональной способности сознания относить организм к миру Серд — критик физикалистских теорий тождества ментального и телесного, а также любых разновидностей картезианского дуализма. Сознание он рассматривает как каузально эмерджентное свойство мозга (и организма в целом), что, однако, не исключает субъективного характера сознания; будучи гибкой способностью организма, основой творческого поведения, сознание в ходе эволюционного отбора создает лучшие возможности для распознавания ситуаций, нежели бессознательные механизмы психики. Субъективность сознания для Серла — онтологическая, а не эпистемологическая категория. Онтология ментальных событий — онтология от первого лица. Любое состояние сознания всегда чье-то состояние. В отношении сознания неприменима модель наблюдения в объективном мире: здесь отпадает различие процесса наблюдения и наблюдаемой вещи. Интроспекция собственного ментального состояния, по Серлу, сама и является этим состоянием. Среди главных свойств сознания он называет интенциональность, темпоральность, единство, субъективность, структурированность и социальность. Серл критикует компьютерные модели сознания, подчеркивая, что поскольку программы синтаксичны, а сознанию внутренне присуще ментальное содержание (семантика), то из этого следует, что компьютерные программы сами не могут представлять процесса сознания. Вычислительные процессы абстрактны, формальны и подлежат интерпретации обладающим сознанием субъектом. В публицистических произведениях Серл обсуждает актуальные проблемы гуманитарного университетского образования. Широкую известность получили полемические выступления Серла против представителей постструктурализма (в особенности Ж Деррида).

Соч.: Expression and Meaning. Cambr., 1979; Intentionality. An Essay in the Philosophy of Mind. Cambr., 1983; The Rediscovery of the Mind. Cambr. (Mass.), 1992; Сознание, мозг и наука.— «Путь». М., 1993, с. 3—66; Современная философия в Соединенных Штатах.— Там же. М„ 1995,с.149-17б.

А. Ф. Грязное

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме СЁРЛ Джон — 0

Найдено научныех статей по теме СЁРЛ Джон — 0

Найдено книг по теме СЁРЛ Джон — 0

Найдено презентаций по теме СЁРЛ Джон — 0

Найдено рефератов по теме СЁРЛ Джон — 0