Сухомлинов, В. АСУХРАВАРДИ Шихаб ад-Дин Йахиа, ас

СУХРАВАРДИ

Найдено 2 определения термина СУХРАВАРДИ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское]

СУХРАВАРДИ

Шихабаддин (1155, Сухравард, ок. Зенджана - 1191, Халеб), мусульм. теолог, суфий. Прозвище - аль-Мактуль (букв. - убитый). Развил учение о мистич. озарении - ишрак, к-рое легло в ос­нову целого направления в суфизме. В концепции С. намеченные у аль-Халладжа, Ибн Сины и Газали идеи ишрак сочетаются с воззрениями герметизма и зороаст­ризма (ангелология и др.), что вызвало обвинения

С. в неправоверии. Оказал большое влияние на после­дующее развитие мусульм. мысли (Шахразури, Даввани, Мулла Садра, Хади Сабзивари, индомусульм. теологи 16-18 вв.).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

СУХРАВАРДИ

Шахабаддин Яхья (1155–91) – азерб. философ, суфий, основоположник учения Ишрак. Род. в г. Сухравард, учился в Мараге араб. языку, философии и логике. Жил в Дамаске, затем в Халебе, где был убит за проповедь пантеистич. идей (отсюда – прозвище С. аль-мактуль – убитый). Мировоззрение С. эклектично; оно включает суфийскую мистику (см. Суфизм), элементы зороастризма, манихейства, неоплатонизма и перипатетизма (см. Перипатетическая школа). Свое учение С. назвал "Хикмат аль-ишрак" – "Иллюминативная философия", или "философия озарения" (см. Ишрак). Мир, Вселенная – ст. зр. С.– эманация божества, к-рое является первопричиной всего сущего. В отличие от перипатетиков, С. называет не 4, а 3 элемента мироздания: землю, воздух и воду; огонь же, по С., есть "горящий воздух". Разделяя геоцентрич. концепцию строения Вселенной, С. полагал, что планеты движутся не только вокруг Земли, но и вместе с ней вокруг некоего центра. Соч.: Opera metaphysica et mistica, ed. H. Corbin, ?. ?, Istanbul, 1945; Маджмуэ-е доввом мосаннафат-е шейх-е, Ишрак дар хекмат моштамел бар, т. 1–3, Тегеран – Париж, 1952; Мантек ат-талвихат, Тегеран, 1955. Лит.: История философии, т. 1, М., 1957, с. 220–21; Mоин М., Хекмат-е Ишрак ва фарханг-е Иран бастан, Тегеран, 1329 с. г. х. (1950–51); Сами аль Кийяли, ас-Сухраварди, Бейрут, 1955; Усуль аль-фальсафа аль-иштиракийя инда Шихаб ад-Дин ас-Сухраварди, Каир, 1959; Vaux Carra de, La philosophie illuminative (Hikmet-el-Ichrag), d´apr?s Suhrawerdi Meqtoul, "Journal Asiatique", 1902, t. 19; Hоrten M., Die Philosophie der Erleuchtung nach Suhrawardi, Halle/Saale, 1912. См. такжелитературу при ст. Азербайджанская философская и общественная мысль и Ишрак. А. Агахи. Баку.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме СУХРАВАРДИ — 0

Найдено научныех статей по теме СУХРАВАРДИ — 0

Найдено книг по теме СУХРАВАРДИ — 0

Найдено презентаций по теме СУХРАВАРДИ — 0

Найдено рефератов по теме СУХРАВАРДИ — 0