СУБЪЕКТА ДЕКОНСТРУКЦИЯСубъективная реальность

СУБЪЕКТИВИЗМ

Найдено 9 определений термина СУБЪЕКТИВИЗМ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Субъективизм

позиция человека, в силу которой он видит мир только в масштабе собственного восприятия без учета объективных условий.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

СУБЪЕКТИВИЗМ

убеждение в полной субъективности не только оценок, но и описаний; отказ от требования стремиться к максимальной объективности в каких-то отдельных или даже во всех областях (в науке, морали, искусстве и т.д.). Противоположностью С. является объективизм — требование полной объективности как описаний, так и оценок, уверенность в том, что такая объективность в каких-то областях достигается.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия: энциклопедический словарь

СУБЪЕКТИВИЗМ

мировоззренческая позиция, игнорирующая объективные законы природы и общества, един из гносеологических источников идеализма. Понятие ввел Декарт как обозначение поворота к субъекту, то есть взгляд на сознание как на первичное данное, в то время как все другое является формой, содержанием или результатом творчества сознания. Идеализм Беркли является самой крайней формой субъективизма. В крайних случаях он приводит к солипсизму, в этике - к эгоизму, в политике - к волюнтаризму.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Тематический философский словарь

СУБЪЕКТИВИЗМ

мировоззренческая позиция, рассматривающая субъект, его чувства и разум в кач-ве единственной и безусловной реальности. Сущность С. состоит в абсолютизации активной роли субъекта в разл. обл. деятельности, прежде всего в познании. Представителями С. в истории философии были Беркли, Юм, Фихте; элементы С. характерны для учения Канта. В философии XIX— XX вв. С. явл. одним из осн. принципов таких направлений, как неокантианство, эмпириокритицизм, философия жизни, прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм. В ряде работ М.Хайдеггера дается критический анализ всей европ. культуры и философии как истории становления С., переходящего в теор. нигилизм. Лит.: Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Хайдеггер М. Время и бытие: Работы и размышления разных лет. М., 1993. В.И.Полищук

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

СУБЪЕКТИВИЗМ

введенное Декартом понятие, означающее поворот к субъекту, т.е. взгляд на сознание как на первично данное, в то время как все другое является формой, содержанием или результатом творчества сознания. Идеализм Беркли является самой крайней формой такого субъективизма. Кантианство может рассматриваться как умеренный субъективизм того же сорта. Многие разновидности неопозитивизма также склоняются отчасти к такому субъективизму. В собственном смысле слова субъективизм - учение об исключительной субъективности интеллектуальной истины, а также моральных и эстетических ценностей, отрицание абсолютной значимости их (см. Homo-mensura - положение). В крайних случаях такой субъективизм в теории приводит к солипсизму, а в этике - к эгоизму. Субъективистами в теории были, в частности, софисты и киренаики, в этике - гедонисты, а в Новое время - особенно Штирнер.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

СУБЪЕКТИВИЗМ

склонность сводишь любое суждение к индивидуальному мнению. Субъективизм может согласиться с тем, что красивое – некрасиво, истинное – ложно, хорошее – плохо – все зависит от точки зрения каждого. Именно в этом смысле его еще называют релятивизмом. Пример – философия Протагора, считавшего, что «человек – мера всех вещей». Пиранделло, считавший, что то, что хорошо для одного человека, может оказаться плохим для другого, и что, желая другому добра, мы чаще всего приносим ему зло, написал пьесу «Каждый посвоему». В своем пределе субъективизм сводит любое существование к существованию субъекта, внешний мир – к его образу в сознании субъекта: именно так (ошибочно) часто интерпретируют философию «Я» Фихте (который, наоборот, обосновывает реальность восприятия). Субъективизм противоположен естественному реализму и объективизму (которые, наоборот, сводят все внутренние состояния к внешней причине).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь

СУБЪЕКТИВИЗМ

склонность сводить любое суждение к индивидуальному мнению. Субъективизм может согласиться с тем, что красивое — некрасиво, истинное — ложно, хорошее — плохо — все зависит от точки зрения каждого. Именно в этом смысле его еще называют релятивизмом. Пример — философия Протагора, считавшего, что «человек — мера всех вещей». Пиранделло, считавший, что то, что хорошо для одного человека, может оказаться плохим для другого, и что, желая другому добра, мы чаще всего приносим ему зло, написал пьесу «Каждый по-своему». В своем пределе субъективизм сводит любое существование к существованию субъекта, внешний мир — к его образу в сознании субъекта: именно так (ошибочно) часто интерпретируют философию «Я» Фихте (который, наоборот, обосновывает реальность восприятия). Субъективизм противоположен естественному реализму и объективизму (которые, наоборот, сводят все внутренние состояния к внешней причине).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

СУБЪЕКТИВИЗМ

мировоззренч. позиция, игнорирую­щая объективный подход к действительности, отрицаю­щая объективные законы природы и общества. С.- один из осн. гносеологич. источников идеализма. Сущ­ность С. состоит в абсолютизации активной роли субъек­та в различных областях деятельности, и прежде всего в процессе познания. С. как позиция, не сообразую­щаяся с природой объектов, ведет в конечном счете к отрыву от действительности, к «субъективной слепоте», агностицизму и релятивизму (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 29, с. 322). Представителями С. в истории философии были Беркли, Юм, Фихте; элементы С. характерны для филос. учения Канта. В бурж. философии 19-20 вв. С. выступает в качестве одного из осн. принципов таких направлений, как неокантианство, эмпириокритицизм, философия жизни, прагматизм, неопозитивизм, экзис тенциализм. Отвергая С., марксистская философия утверждает активную роль субъекта в практике и познании, но исходит при этом из признания диалектич. взаимосвязи субъекта и объекта. С. лежит в основе различных извращений марксизма-ленинизма. Правый ревизионизм, исходя из субъективистского понимания практики, пытается эклектически совместить принципы философии марксизма с субъективистскими филос. концепциями (напр., экзистенциализмом и прагматиз­мом). Ревизия марксизма, осуществляемая «слева», состоит в подмене его творч. теории системой субъек­тивистски толкуемых догм, служащих обоснованием волюнтаризма. С. в политике характеризуется тем, что политич. решения принимаются на основе произволь­ных, ненауч. установок. Политич. С. находит свое выражение в пренебрежит. отношении к обществ. за­кономерностям, в вере во всесилие адм. решений. Под­линно науч. политика сочетает строгую объективность в подходе к действительности с признанием активности и инициативы масс, классов и отд. личностей, что слу­жит гарантией против любых форм С.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

СУБЪЕКТИВИЗМ

мировоззренч. позиция, в той или иной степени игнорирующая объективный подход к действительности, отрицающая или не учитывающая объективные законы природы и общественной жизни. Для С. характерно стремление поставить активность субъекта вне действия какой бы то ни было закономерности. С. связан с идеализмом и находит в нем свое обоснование. По своему идеологич. механизму С. есть результат вынесения социально значимых проблем за пределы объективной критики. Решение их подчиняется готовым, предвзятым предпосылкам, заранее заданным оценкам. Собственно ф и л о с. С. исходит из отрицания объективно-субстанциального происхождения и содержания прогресса человеч. активности, толкуя субъект как некое самодостаточное начало, не нуждающееся ни в какой первично-природной предоснове и культурной основе. Такая позиция исторически воплощалась в двух гл. вариантах: 1) Концепция, подменяющая действит. культурно-историч. субъекта непосредственно индивидуальными формами проявления и приписывающая натурализованному индивиду абс. автономию в сознании, воле, действии и негативную "свободу" от всякой объективной логики. В непоследоват. форме эта концепция еще бывает как-то способна удерживать гуманистич. мотивы, но в своей последоват. форме она завершается проповедью "субъективной" фанатич. решимости к "прямому действию" (напр., Джентиле), культом "иррационального" произвола и нигилистич. попранием глубочайших истоков подлинного духовного прогресса личности. 2) Концепция, подменяющая действит. субъекта наделенными самостоятельностью, отчужденными формами. Конкретный обществ. человек оказывается лишь абстрактным придатком стоящего вне и над ним сверхличного Субъекта, объявляемого безусловно первичным, более того – миротворч. началом (абс. дух Гегеля). То, что С. выдает здесь за субъект, есть на деле лишь результат гипертрофии и увековечивания господствующих над людьми овеществленных и институциональных сил классово-антагонистич. общества (см. А. Грамши, Избр. произв., т. 3, М., 1959, с. 257). Критика С. с позиций объективизма опирается на стремление устранить всякую автономию субъекта и утвердить его подчиненность вещному порядку. Идеал здесь – человек как социальная вещь, сознательно и исправно функционирующая и принимающая манипулирование собою за разумное и должное. С т. зр. диалектики преодолеть С.– значит не только не принизить субъект, но, напротив, найти путь строгого обоснования неограниченного прогресса его сущностных сил, исследовать объективную логику деятельного бытия человека именно в качестве субъекта. Решение этой задачи не может дать ни эклектич. сочетание С. и объективизма, ни дуалистич. разграничение сфер субъекта и объекта. Его дает монистич. постижение конкретного тождества субъекта и объекта, их взаимопроникновения в процессе предметной деятельности. Вся социальная действительность есть неловеч. действительность, объективное бытие культурно-историч. субъекта. Расцвет его сущностных сил достижим не апелляцией к чему-то "по ту сторону" объективного, а лишь вместе с обогащением человеч. предметного мира. Одна из форм С. заключается в извращении отношения между наукой и идеологией. Служебная функция знания из подчиненной становится подчиняющей. Исследование утрачивает суверенное право определять свой результат строго независимо и ставится в зависимость от наперед предписанных требований к его результату. Даже на эмпирич. уровне С. означает выбор фактов согласно заданному критерию их полезности для нек-рой догмы. С. способен возрождать догму об индивидуальной или групповой монополии на истину "в последней инстанции". Он выдает корыстные интересы группы или касты за интересы класса, народа или всего человечества, будучи готов приспособить любые высокие принципы для оправдания произвола. Такой С. есть последнее прибежище реакционных и квазиреволюционных сил (маоизм). В противовес всякому С. марксистская философия ценит объективность науч. истины и художеств. правды так высоко, как никакое др. мировоззрение. С. неизбежен там, где хотя бы в чем-то ограничено право "...говорить языком самого предмета..." и где не гарантирована "...та универсальная независимость мысли, которая относится ко в с я к о й в е щ и так, как того требует сущность самой вещи" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 7). Субъективистскому методу "обработки" истины и подбора фактов согласно критерию их служебной полезности не может быть никаких уступок (см. В. И. Ленин, Соч., т. 23, с. 266–67). В борьбе за коммунизм всякое мировоззренчески значимое знание не нейтрально, а партийно. Но служить подлинному коммунизму может только истина подлинная, не "отредактированная" никаким С. Поэтому никогда и ни в чем "... правда не должна зависеть от того, кому она должна служить" (там же, т. 42, с. 294). Лит. см. при ст. Партийность в философии. Г. Батищев. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме СУБЪЕКТИВИЗМ — 0

Найдено научныех статей по теме СУБЪЕКТИВИЗМ — 0

Найдено книг по теме СУБЪЕКТИВИЗМ — 0

Найдено презентаций по теме СУБЪЕКТИВИЗМ — 0

Найдено рефератов по теме СУБЪЕКТИВИЗМ — 0