ОБЪЕКТИВАЦИЯОбъективированность виртуала

ОБЪЕКТИВИЗМ

Найдено 6 определений термина ОБЪЕКТИВИЗМ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

ОБЪЕКТИВИЗМ

от лат. objectum предмет) - в противоположность субъективизму: 1) направление в гносеологии, приписывающее познанию постижение реальных предметов и объективных идей (см. Реализм); 2) направление в этике, которое признает объективные ценности и предписания и пытается установить объективный критерий и объективную цель нравственного действия (см. Норма).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ОБЪЕКТИВИЗМ

от лат. objectivus — предметный) - направление в эпистемологии, считающее возможным постижение в процессе познания реальных предметов, их свойств и отношений; иногда — объективный идеализм (см.: Идеализм); в этике, эстетике — т.зр., что человеческий ум способен познавать объективные ценности и предписания; противоположность субъективизму, психологизму, индивидуализму и т.п.; ориентация познания на воздержание от социально-критических оценок, суждений о целях и ценностях.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия: энциклопедический словарь

ОБЪЕКТИВИЗМ

позиция, согласно к-рой философское познание не способно доводить исследование до критических оценок и партийных выводов, до суждений о ценностях, а потому должно воздерживаться от таковых. О. ограничивает рамки “разумного мышления”, уступая гл. социальные, мировоззренческие проблемы субъективистской идеологии. Поэтому О. всегда находит себе дополнение в субъективизме и предполагает его. Саму науку О. объявляет средством всегда “нейтральным” по отношению к ценностям (Сциентизм). В истории О. не видит процесса, совершаемого деятельностью самих людей, социальных групп, классов по законам, присущим этой деятельности. Марксист, по Ленину, “последовательнее объективиста и глубже, полнее проводит свой объективизм” (Т. 1. С. 418), поднимаясь до научной объективности и партий.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ОБЪЕКТИВИЗМ,

мировоззренч. позиция, в основе к-рой лежит ориентация познания на социально-политич. «нейтральность», на воздержание от социально-критич. оценок, суждений о ценностях и целях, от мировоззренч. и нравств. проблем, а особенно от партийных выводов. О. есть нигилизм но отношению к действительности культурно-историч. субъекта, к миру человека, не подмененному отношением вещей. Хотя О. ратует за объективность знания, на деле он не только ограничивает и сужает его, но и маскирует социальный и классовый субъективизм. Для О. в науках об обществе характерец отказ от классового анализа (напр., концепция деидеологизации), от раскрытия деятельности и борьбы обществ.классов и групп, их ответственности за определ. решение обществ. проблем. О. трактует субъектов истории как марионеток фатального хода вещей, направляемых безличными факторами. «Так называемая объективная историография заключалась именно в том, чтобы рассматривать исторические отношения в отрыве от деятельности» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 39, прим.).

Свое отношение к О. В. И. Ленин выразил в связи с критикой им взглядов «легальных марксистов» П. Б. Струве, М. И. ТуганБарановского и др. Ленин подчеркивал, что марксист «... последовательнее объективиста и глубже, полнее проводит свой объективизм. Он не ограничивается указанием на необходимость процесса, а выясняет, какая именно общественно-экономическая формация дает содержание этому процессу, какой именно класс определяет эту необходимость» (ПСС, т. 1, с. 418).

В совр. бурж. философии О. выражается в тенденции к сведению активных действий историч. субъектов к следствиям веществ.-технич. факторов, а социальных противоречий - к недостаткам технич. рационализации. В новейшей своей форме сциентизма О. выражается в тенденции свести всю культуру к науке, а проблему человека - к науч.-технич. задачам. Отвергая О., марксизм раскрывает одновременно его апологетич. социальную функцию.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

Обьективизм

- стремление к оценке вещей, лиц и событий на основании их точного изучения, независимо от собственных пристрастий и предвзятых мнений, когда они не могут быть удовлетворительно оправданы разумом. В этом смысле О. обязателен для всякого ученого и критика, который должен быть прежде всего освобожден от Бэконовских "идолов". Но если под О. разуметь полное и безусловное отделение изучаемых предметов от душевной природы изучающего, то такой абсолютный О. должен быть признан невозможным. Независимо от общей гносеологической соотносительности между познаваемым и познающим, врожденные и в основе своей бессознательные свойства личной и национальной души не могут быть лишены своего естественного влияния через одно намерение быть объективным. Самый факт преобладающего стремления к О. в том или другом ученом или критике основан, на его субъективных психологических свойствах - на холодности темперамента, на равнодушии к известным сторонам жизни и т. д. Эти свойства, соответствующие одним областям знания (напр. математике, формальной логике), могут быть совсем неуместны для других (напр., для истории или для богословия, где имеет силу изречение pectus facit theologum). Если чьи-нибудь личные чувства и мнения согласны с высшими идеальными требованиями, то нет причины от них отрешаться. Поскольку данная действительность находится в процессе изменения и совершенствования и поскольку в этом процессе играют роль чувства, мысли и стремления человека, абсолютный О., если бы даже он был возможен, не был бы желателен, как равносильный остановке развития. Истинный, разумный О. требует, чтобы, кроме фактов действительности, принималось во внимание и ее достоинство - а это связано с тою или другою высотою субъективного мерила. Во всяком случае должно помнить, что самая противоположность между субъектом и объектом не есть что-нибудь безусловное и окончательное и что полная правда не может быть ни только объективною, ни исключительно субъективною.

Вл. С.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Толковый словарь по философии

ОБЪЕКТИВИЗМ

мировоззренческая позиция, в основе к-рой лежит тезис о воздержании науки от критич. оценок, суждений о целях и партийных выводов (см. Партийность в ф и л о с о ф и и). Претендуя на обеспечение чистой объективности исследования, О. рекомендует науке занять пассивную позицию невмешательства в решение "субъективных" и "иррациональных" вопросов и поделить с ненауч. идеологией "сферы влияния". Тем самым О. обрекает науку на роль послушного технич. средства, используемого чуждыми ей силами, т.к. лишает познающее мышление его суверенности. Социальный индифферентизм О. на деле означает предоставление себя в распоряжение господствующей обществ. силы, партии существующего "порядка вещей". В своей стихийной форме О. может быть просто попыткой бурж. ученого избавиться от явной и активной поддержки антинауч. идеологии и замкнуться в рамках узкой специальности; правда, уже здесь налицо непонимание "объективистом" всей иллюзорности и унизительности такого рода "свободы", бегство от проблемы ответственности. В сознат. же форме О. есть стремление отнять у науч. познания универс. право что бы то ни было делать предметом исследования, право на целостное теоретич. освоение мира. Претендуя на беспредпосылочность, О. означает примирение с исключаемыми из компетенции науки наличными предпосылками. На деле он означает недостаточность, "узость" объективности. Гносеологически О. связан с дуалистич. разделением и противопоставлением друг другу познават. и оценивающей способностей (см. Критика в научном познании), с разрывом субъекта и объекта. Используя реальные познават. трудности, О. пытается узаконить существование якобы принципиально "недоступных" для науки "сфер". Часто О. смыкается с эмпиризмом. Для О. характерен отказ от теоретич. классового анализа и изображение классовых практич. сил и идеологий как "надклассовых", "всенародных", "беспартийных". Социальную действительность О. толкует не как всецело созидаемую человеч. деятельностью, а как фатальный "порядок вещей", с к-рым следует лишь сообразоваться. "Так называемая о б ъ е к т и в н а я историография заключается именно в том, чтобы рассматривать исторические отношения в отрыве от деятельности. Реакционный характер" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 39, прим.; ср. т. 16, с. 375). Отчужденный, "внечеловеческий" облик обществ. закономерностей, т.е. их превращенные формы проявления, О. выдает за сущностные отношения, и поэтому всякое объяснение превращает в оправдание, в "некритический позитивизм" по отношению к наличному бытию. Марксизм преодолевает О. не путем дополнения его субъективизмом, не апелляцией к "должному" в противоположность сущему, к "идеалу" в противоположность трезвому исследованию (такая апелляция ведет к утопизму и волюнтаризму). Напротив, марксизм доводит само объективное исследование до субъективных выводов. Марксист "...последовательнее объективиста и глубже, полнее проводит свой объективизм" (Ленин В. И., Соч., т. 1, с. 380), вскрывая противоречивость обществ. бытия и восходя до понимания законов истории как законов предметной деятельности самих людей, групп, классов, всецело ответственных за "ход истории". Тем самым марксист определяет свою т. зр. (см. тамже) и обеспечивает реальную свободу исследования от всякого субъективистского привнесения. Он доводит объяснение мира до выводов о переделке мира. "Становясь на эту точку зрения объективизма классовой борьбы, я нисколько не оправдываю действительности, а напротив указываю в с а м о й этой действительности самые глубокие... источники и силы ее преобразования" (там же, т. 18, с. 302). Всякому практич. и идеологич. конформизму и оппортунизму подлинный марксизм противопоставляет теорию, к-рая "...ни перед чем не преклоняется и по самому существу своему критична и революционна" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 22) и к-рая соответствует столь же критич. практике. Понятие О. было разработано Лениным в борьбе против взглядов П. Струве, Туган-Барановского и др. В "Философских тетрадях" Ленин употребляет термин "О." в положит. смысле, подчеркивая противоположность диалектич. материализма субъективизму (см. Соч., т. 38, с. 79, 166, 266, 276). Лит. см. при ст. Партийность в философии. Г. Батищев. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме ОБЪЕКТИВИЗМ — 0

Найдено научныех статей по теме ОБЪЕКТИВИЗМ — 0

Найдено книг по теме ОБЪЕКТИВИЗМ — 0

Найдено презентаций по теме ОБЪЕКТИВИЗМ — 0

Найдено рефератов по теме ОБЪЕКТИВИЗМ — 0