Смирнов, Иван НикитичСМИТ Адам

СМИТ

Найдено 2 определения термина СМИТ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

СМИТ (Адам)

шотландский философ и экономист (Кьеркол-ди, 1723 — Эдинбург, 1790). Слушал философа Хатчесона, дружил с Юмом, в Женеве встречался с Вольтером, в Париже — с Тюрго и Кенэ. Профессор моральной философии в Глазго (1751-1764). Определенную известность принесла ему уже первая его работа — «Теория моральных чувств» (1759). Главное его сочинение, после которого он считается основателем экономической науки, — «Очерк о природе и причинах богатства народов», начатое в 1765 г. в Тулузе, дорабатываемое в его родном городе с 1767 по 1773 г. и опубликованное в 1776 г. в Лондоне. Философская мысль Адама Смита движется вокруг нескольких ключевых для него идей. 1) Источником богатства является человеческий труд, представляющий собой «реальную меру меновой стоимости всех благ». На рост этой стоимости могут оказывать влияние разделение труда и накопление капитала, позволяющее повысить производительность труда. 2) В обществах, где человек может руководствоваться в своих действиях личными интересами, экономика организуется спонтанно и должным образом. Это естественный порядок вещей, управляемый «невидимой рукой». 3) Смит размышляет об участи не отдельных людей, но национальных сообществ — объектов экономической политики. Это философ свободного обмена, выступающий против вмешательства государства в организацию национального производства и международной торговли. Человек, «преследующий свой собственный интерес, часто тем самым реализует и интересы общества, причем в большей степени, чем когда он сознательно хочет помочь обществу».

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

СМИТ

Smith), Адам (5 июня 1723 – 17 июля 1790) – англ. философ и экономист. Род. в семье мелкого чиновника, учился в ун-тах Глазго и Оксфорда. В 1751–63 преподавал в ун-те Глазго нравств. философию, куда входили: естественная теология, этика, право и политика, в т.ч. и политич. экономия. В 1764–66 С. был во Франции, где познакомился с физиократами Кенэ и Тюрго, с философами Д´Аламбером, Гельвецием и др. С. опубликовал "Теорию нравственных чувств..." (L., 1759, 6 ed., v. 1–2, L., 1790, рус. пер. – СПБ, 1895), в 1776 – осн. экономич. труд "Исследование о природе и причинах богатства народов" ("An inquiry into the nature and causes of the wealth of nations", 6 ed., v. 1–2, L., 1950, рус. пер. под назв.: "Исследование свойства и причин богатства народов", т. 1–4, СПБ, 1802–06; нов. изд. с правильным названием, М.,1962), занимающий выдающееся место в истории классич. политич. экономии. Разрабатывая в этом соч. трудовую теорию стоимости, С. стремился раскрыть внутр. структуру бурж. экономич. системы. Маркс, отмечая противоречия в методе исследования С. ("...сперва Смит берет вещи в их в н у т р е н н е й связи, а затем – в той превратной форме, в которой они проявляются в конкуренции. Оба эти способа рассмотрения у него наивным образом перекрещиваются, причем он не замечает противоречия между ними" – "Теории прибавочной стоимости", ч. 2, 1957, с. 100), указывает на значение этих противоречий для дальнейшего развития политич. экономии (см. тамже, ч. 1, 1955, с. 120). Э т и к а С. представляет собой развитие и завершение того направления в англ. бурж. этике, к-рое рассматривало нравственное чувство как основу морали (см. Нравственной санкции теории) и к-рое представляли Шефтсбери, Хетчесон (его лекции С. слушал в бытность свою студентом в Глазго) и, частично, друг С. – Юм. С. выводил нравственность из свойственного природе человека чувства симпатии – способности "... разделять какие бы то ни было чувствования прочих людей" ("Теория нравственных чувств", СПБ, 1895, с. 18). К нравственной сфере С. относил те душевные состояния и поступки, которые вызывают в нас чувства одобрения или осуждения, благодарности или мести, желание награды или наказания. Симпатия лежит в основе суждений о поступках и чувствах не только других людей, но и наших собственных. Мы одобряем или порицаем собственное поведение, смотря по тому, сочувствуем мы или нет побуждениям и чувствам, руководящим нами, если мы вообразим себя в положении постороннего наблюдателя. Суд этого "...воображаемого беспристрастного и просвещенного постороннего свидетеля" (там же, с. 171) и есть суд совести, которой С. отводит весьма важную роль в нравственной жизни. Признавая, что мораль нужна обществу, поскольку она связует его членов, С. в то же время выводит мораль из естеств. свойств отд. человека, из его неизменной "природы". В основе "общих правил" морали, согласно С., лежат наши "естественные чувства": разум обобщает то, что подсказывается чувством симпатии, данным всем людям от природы. Констатируемое в бурж. истории этики противоречие между этикой С. и его экономич. теорией (в первой С. якобы рассматривает альтруистич. сторону человеч. природы, во второй – ее своекорыстную сторону) в действительности выступает как противоречие внутри самой этич. теории С. (между эгоизмом как "природным" свойством человека, "естественным" мотивом его поведения и альтруизмом как требованием совести пренебречь личными интересами ради общих). Т. обр., и здесь скрывается то противоречие между анализом внутр. сущности явлений и некритич. фиксированием их эмпирич. видимости, к-рое было отмечено Марксом применительно к экономич. теории С. Соч.: Essays on philosophical subjects, new ed., L., 1872. Лит.: Маркс К., Капитал, т. 2, М., 1951, с. 361–389; Теории прибавочной стоимости, ч. 1, М., 1955, гл. 3, 4; ч. 2, М., 1957, гл. 13, 14; Ленин В. И., К характеристике экономического романтизма, Соч., 4 изд., т. 2; его же, Три источника и три составных части марксизма, там же, т. 19; Яковенко В. И., А. Смит, его жизнь и научная деятельность, СПБ, 1894; Иодль Ф., История этики в новой философии, т. 1, М., 1896; Штейн В. М., А. Смит. Личность и учение, П., 1923; Оnсkеn ?., A. Smith und Immanuel Kant, Lpz., 1877; Farrer J. ?., ?. Smith, L., 1881; Ral J., Life of ?. Smith, L.–N. Y., 1895; Stephen Leslie, History oi English thought in the 18 century, v. 1–2, L., 1927; Sorley W. R., A history of English philosophy, Camb., 1937; Scott W. R., Studies relating to A. Smith during the last fifty years, L., 1940. А. Макаровский. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме СМИТ — 0

Найдено научныех статей по теме СМИТ — 0

Найдено книг по теме СМИТ — 0

Найдено презентаций по теме СМИТ — 0

Найдено рефератов по теме СМИТ — 0