РЕДУКЦИОНИЗМ

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Редукционизм (редукция)
установка на сведение сложного к простому, одних наук или крупных их разделов к другим: химии к физике, биологии к химии и физике и т. д.

Источник: Глоссарий философских терминов ИФ им. Киренского РАН

Редукционизм
эпистемологическая процедура объяснения более сложных явлений по аналогии с явлениями более простыми, сведение сложного к простому. Противоположность элевационизму.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

Редукционизм
позиция, утверждающая непосредственную или опосредованную сводимость теоретических предложений и терминов к некоей общей эмпирии, базирующейся на данных наблюдения и эксперимента.

Источник: Аналитическая философия (глоссарий)

Редукционизм
от лат. reductio — возвращать, отодвигать назад) — методологический принцип, основывающийся на возможности объяснения сложного на основе законов простого (например, явления биологии объяснять законами физики и химии и т. п.). Редукционизм абсолютизирует принцип редукции.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

РЕДУКЦИОНИЗМ
методологический принцип, согласно которому более сложные явления могут быть сведены к чемуто более простому и однообразному; целое — к свойствам частей, часть — к специфике целого. Пример — технологический детерминизм, когда всё богатство социальноисторического развития рассматривается как результат развития и совершенствования техники.

Источник: Философский словарь инженера. 2016

Редукционизм
от лат. reductio — возвращение, упрощение) — методологический принцип науки, основанный на сведении сложных форм движения к простым; например, биологических или социальных форм к физико-химическим процессам. В принципе редукционизм не способен полностью адекватно воспроизвести реальность, однако он является вполне успешной (рабочей) методологией научного познания.

Источник: История и философия науки

Редукционизм
(от лат. – отодвигание назад, возвращение к прежнему состоянию) – методологический принцип, согласно которому высшие формы материи могут быть полностью объяснены на основе закономерностей, свойственных низшим формам, т. е. сведены к низшим формам (например, биологические явления – с помощью физических и химических законов, социологические – с помощью биологических и т. д.).

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

Редукционизм
(лат. reductio – сведение, отыскание) – методологическая концепция, постулирующая сведение определенной теории (описывающей явления относительно более сложные) к теориям более простым (например, психологических теорий к биологическим, биологических к физическим). Редукционизм означает также тенденцию к выяснению части явлений, составляющих предмет исследования различных наук, в опоре на одну науку (например, психологии в исследовании проблем гуманистки – психологизм, или физики, в изучении проблем научного знания вообще – физикализм) (см. Физикализм).

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Редукционизм
осознаваемая или неосознаваемая методологическая установка, направленная на сведение явлений одного порядка к явлениям качественно иного порядка (например, психического к физиологическому, биохимическому, биофизическому). Р. игнорирует или прямо отрицает наличие собственно психологических закономерностей и механизмов, лишая тем самым психологию статуса самостоятельной науки. Психика трактуется при этом как некое побочное явление, эпифеномен. Р. обезоруживает психологию перед лицом задач, предъявляемых ей социальной практикой, в частности связанных с разработкой основ формирования личности, ее сознания и поведения (М.Г. Ярошевский).

Источник: Теория и практика разрешения виртуального конфликта, Практико-ориентированная монография

РЕДУКЦИОНИЗМ
концепция, согласно которой все высшие типы реалий сводимы в конечном счете к определенности физических явлений. Так, социальное сводится к биологическому, а оно — к химическому, а химическое — к физическому. Питательной почвой Р. является интуитивное убеждение, что поскольку высшее возникает на основе низшего, то оно должно сводиться к нему. Доказать правомерность Р. никому не удалось. Что же касается противников Р., то они часто апеллируют к определенности системных признаков, специфика которых отличается от природы частей системы. К сожалению, антиредукционистам, как правило, не удается объяснить механизм становления системных признаков. В этой связи см. парадоксы системных признаков.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

Редукционизм
от лат. reductio – отодвигание назад, возвращение к прежнему состоянию) – методологическая установка на безостаточное сведение чего-либо более сложного к более простому. Ошибочность такого подхода заключается в том, что усложнение не сводится к увеличению числа элементов сущего, но его новое качество задается новым взаимодействием и структурой. Так существование живого подчиняется законам химии и физики и живое существо состоит из химических веществ и физических частиц, но характер его взаимодействия со средой и внутренняя структура порождают новые образования (клетки, органы и т.д.) и создают новую целостность, подчиняющиеся уже новым биологическим законам и способные действовать по новым информационным программам. Виды бытия (объективная, субъективная и трансцендентная реальность) не сводятся друг к другу, так как конституируются на основе разных способов взаимодействия сущих. Р. является и всякая попытка найти «первокирпичики», лежащие в основе бесконечного бытия мира. Монизм и монокаузализм также могут быть истолкованы как разновидности Р.

Источник: Философские категории авторский словарь

РЕДУКЦИОНИЗМ
(от лат. возвращение к прежнему состоянию) - методологическая установка на сведение сложного к более простому и построение общей картины мира, основанной на небольшом количестве простых исходных принципов. Эта установка реализовывалась во многих областях науки и давала в ряде случаев плодотворные результаты. Важнейшие предпосылки редукционизма: 1) свойства и закономерности функционирования сложного образования полностью определяются закономерностями составляющих его частей; 2) все существующее в мире есть результат эволюции от простого к сложному. Однако редукционизм неприемлем как универсальная методологическая установка современного научного познания. Во-первых, потому что целое обладает специфическими свойствами и законами, которые не присущи его отдельным частям. Более того, как показали современные исследования в естественных и гуманитарных науках, часть в полной мере может быть понята лишь в ее соотношении с целым. Во-вторых, в мире происходит не только развитие от простого к сложному, но и огромное число процессов противоположной направленности. Таким образом, редукционизм дает упрощенное представление о соотношении части и целого, единого и многообразного. В нем не находит правильного отображения качественная специфика явлений как в их генезисе, так и в их функционировании.

Источник: Краткий философский словарь 2004

РЕДУКЦИОНИЗМ

(от лат. reductio - отодвигать назад) - методологическое требование объяснять сложное явление через сравнительно более простые и доступные исследованию научными средствами. Редукционисты сводят высшее к низшему, сложное к простому, более позднее и развитое к исходному и примитивному. В отношении религии редукционизм требует объяснять духовное через душевное, мистический опыт - через психологию измененных состояний сознания или психопатологию, а религиозное - через космическое, культурное или социальное. Вера в Бога-Отца оправдывается, напр., так: "Эта вера остается с нами именно потому, что никакая другая из существующих форм верований не отвечает столь просто и столь полно настоятельному и глубокому стремлению человеческого сердца, как идея Бога-Отца" (J.Leuba). Но редукционизм легко становится также средством безосновательной дискредитации религии, ее сути, предмета и содержания (напр., в марксизме и фрейдизме). Редукционизм в религиоведении и философии религии предрасполагает считать религию тем, что можно искусственно сделать, тем, что создается культурными деятелями и мудрыми законодателями. Это противоречит существу религии как ответа свыше на духовные искания человека. (См. также: АНИМИЗМ; АНТРОПОЛОГО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕЛИГИИ; БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ; ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ; НАТУРАЛИЗМ; ПСИХОАНАЛИЗ; ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ; СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ; ЭМОЦИОНАЛИЗМ).

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

РЕДУКЦИОНИЗМ
от лат. reduclio - отодвигание назад, возвращение к прежнему состоянию), методологич. принцип, согласно к-рому высшие формы материи могут быть полностью объяснены на основе закономер­ностей, свойственных низшим формам, т. е. сведены к низшим формам (напр., биологич. явления - с помо­щью физич. и химич. законов; социологические - с помощью биологических и т. д.). Редукционистские тенденции проявлялись в истории психологии (бихе­виоризм, сводивший психику к сумме связей типа «стимул - реакция»), лингвистики, биологии, физики (попытки абс. «математизации» физики) и др. наук. Само по себе сведение сложного к более простому в ряде случаев оказывалось плодотворным. При расшифровке генетич. кода ряд биологич. закономерностей был све­ден к более простым правилам кодирования и законам химич. взаимодействия; планетарная модель атома позволила вывести множество химич. свойств элемен­тов из таких фундаментальных показателей, как заряд ядра и распределение электронов по орбитам. Однако последоват. Р., абсолютизирующий принцип редукции и игнорирующий специфику уровней (т. е. то новое, что вносит переход на более высокий уровень организации), неприемлем в качестве компонента общей методологии науч. знания. Специфика целого по сравнению с частью, системы - по сравнению с ее элементами, возникнове­ние качественно новых черт в ходе прогресса природы и общества, реальное усложнение материи в ходе ее исто­рии, - все это получает объяснение в диалектич. кон­цепции развития.

Источник: Советский философский словарь

РЕДУКЦИОНИЗМ
от лат. reducere— возвращение назад, восстановление) — методологическая установка, ориентированная на решение проблемы единства научного знания на основе выработки общего для всех научных дисциплин унифицированного языка. В качестве программной установки редукционизм получил оформление в русле логического позитивизма как движения за создание новой философии науки, использующей точные логико-математические средства и ориентирующейся на методы эмпирического естествознания, в первую очередь физики. В той или иной степени идеи редукционизма характерны для таких его представителей, как М. Шлик, Р. Карнап, Ф. Франк, Г. Райхенбах, Г. Фейгл, О. Нейрат и др. В поисках надежного смыслового базиса унифицированного языка некоторые из них обращались к чувственному опыту как гносеологически первичной данности, другие — сторонники физикализма — видели прототип идеального междисциплинарного языка в эмпирически верифицируемых высказываниях о физических объектах. Вместе с тем следует отметить некорректность распространенного отождествления редукционизма, физикализма, механицизма и логического атомизма, а также спорность негативной оценки их как методологически бесплодных программ. Во-первых, сам процесс редукции как методологический прием преобразования данных, связанных с решением той или иной научной задачи с целью ее упрощения и представления средствами некоторого более точного языка, является неотъемлемой частью практики научного познания наряду с идеализацией, абстракцией, моделированием и т. д.
Во-вторых, хотя редукционистский подход к решению проблемы единства научного знания сам по себе не достиг цели, он тем не менее стимулировал интерес к созданию новых знаковых средств в науке, конструированию искусственных формализованных языков, а тем самым — к созданию необходимых предпосылок для появления кибернетики, компьютерной логики, когнитологии и т. д. Наконец, редукционистская программа вызвала к жизни в качестве ответной реакции альтернативную программу решения проблемы единства науки на основе общей теории систем (Л. Берталанфи, А. Рапопорт и др.), которая стремилась учесть интересы наук, имеющих дело с познанием сложных органических систем (биологии, экологии и т. п.). Ряд методологических установок системного движения стал составной частью синергетики ее становления, что в свою очередь было в значительной мере обусловлено успехами компьютеризации и развитием инженерии знаний, у истоков которых стоял логический эмпиризм ирепукционизм.
В. И. Аршинов

Источник: Новая философская энциклопедия

РЕДУКЦИОНИЗМ
одна из общих исследовательских стратегий по обеспечению синтеза научного знания. Имеет свои философские основания в идее единства и одновременно субординации всех процессов и явлений действительности. Редукционистская стратегия лежит в самой основе зарождения и функционирования науки как системы доказательного знания, сущность которой составляет логическое сведение одних истинных утверждений определенной предметной области к другим ее истинным утверждениям (аксиомы, принципы и законы). Первым триумфом редукционистской стратегии в науке было построение древнегреческими мыслителями доказательной системы геометрии, где подавляющее большинство известных, но разрозненных до этого геометрических положений были сведены к относительно небольшому числу уже далее несводимых исходных положений (аксиом). В системе геометрии Эвклида в основу всей геометрии было положено только пять геометрических аксиом. Впоследствии редукционистская стратегия доказала свою осуществимость и эффективность и при построении других научных теорий (механики, астрономии, физики и др.). Редукционистская стратегия лежала в основе построения и самой философии как рационально-теоретической формы мировоззрения. Более того, начиная с Античности, были предприняты такие поражающие сегодня воображение своими масштабами и смелостью проекты, как редукционистское объединение всего знания. В качестве аксиоматики таких универсальных систем знания предлагались сначала различные философские системы, а затем (в Средние века) и религиозно-философские. Однако, как показывает опыт развития науки, редукционистская стратегия, несмотря на свою известную эффективность, имеет определенные пределы, которые, правда, априорно (заранее) невозможно предсказать. Так, оказалось, невозможно принципиально свести, несмотря на огромные усилия логицистов, арифметику к логике. Редукционистский принцип соответствия, основанный на требовании сведения старой теории к новой, ее сменяющей, также выполняется лишь приблизительно. Столь же приблизительно или, по крайней мере, частично возможно сведение химии к физике, или биологии к физике и химии и т. п. Существуют две познавательные установки, альтернативные редукционистской. Первая — радикальный антиредукционизм, основанный на философской идее неповторимости и уникальности каждого явления и процесса действительности. В значительной мере она используется в историческом и гуманитарном познании (в «науках о духе»), а также в художественном и экзистенциальном переживании реальности. Вторая — умеренный антиредукционизм, основанный на одновременной фиксации единства и качественного разнообразия как предметной, так и когнитивной реальности. Теоретическим выражением умеренного антиредукционизма является идея холистского, системного, уровнего моделирования объектов, сфер и аспектов реальности. В современном научном познании используются обе описанные выше исследовательские стратегии. Границы эвристичности и эффективности каждой из них могут быть оправданы только задним числом, их практической полезностью в каждом конкретном случае. (См. наука, научная деятельность, синтез).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

РЕДУКЦИОНИЗМ
методологическая установка, которая заключается в сведении сложного к простому, целого к свойствам частей (меристический или демокритовский Р.) и частей к специфике целого (холистический или платонический Р.). Исторически методология Р. получила наиболее полное распространение в цикле естественных дисциплин - биологии, географии и др. - в процессе формирования идеи единства природы на основе универсальности лежащих в ее основе механических законов и принципов. В биологии Р. выступил в качестве одной из форм механистического мировоззрения, постулируя возможность объяснения сложных биологических объектов на основе более простых, универсальных для живого и неживого закономерностей (физических, химических), а также пытаясь объяснить разнообразие живого на основе некоторых общих биологических явлений: в концепции элементаризма, организмоцентрическом подходе и т.д. Применение Р. в механистическом варианте в этот период позволяло преодолеть разрыв между уровнем и темпом накопления фактического материала и темпами и уровнем развития теоретического аппарата различных наук: биологии, например, с одной стороны, и математики, физики, химии, - с другой. Одновременно, соответствуя методологическим стандартам науки классического периода, методология Р. противостояла виталистическому и холистическому объяснению жизни с помощью таких понятий, как жизненные силы и энтелехия. Однако уже на рубеже 19-20 вв. обнаружение таких свойств биосистем, как способность к саморегуляции, самообучению, авторепродукции, аккумуляции пройденного исторического пути и др. выявили принципиальную невозможность их редукции до физико-химических взаимодействий. Ограниченность применения методологии Р. способствовала появлению на рубеже 19-20 вв. антиредукционистской позиции (композиционизма, интегративизма, историзма). Антиномия Р. и антиредукционизма обнаружила свою бесперспективность в ходе развития биологического знания, поскольку сводится к противостоянию далее неразложимых методологических подходов. Переход к адекватному пониманию места и роли принципа Р. в современном научном знании связан с оценкой его не как самостоятельного универсального методологического принципа, а как одного из приемов научно-теоретического исследования, обращенного (в случае биологического познания, например) к глубинным материальным основам жизни. Неоднородность современного биологического знания, высокая степень сложности системно-структурной организации живой материи обусловили органическую включенность небиологических (биохимического, молекулярно-биологического и др.) методов исследования в ткань биологического познания. В современной физике редукционистская ориентация имеет сложную форму выражения и апеллирует к предельно минимальным и максимальным структурам микромира. В общефилософском контексте анализ границ применимости методологии Р. связан с уточнением фундаментальных онтологических и логико-гносеологических проблем: определения меры сводимости друг к другу явлений различных порядков, взаимоотношения принципа системности и принципа развития, углублению концепции уровней организации и др. См. также Холизм.
И.А.Медведева

Источник: Новейший философский словарь

редукционизм
РЕДУКЦИОНИЗМ (от лат. reductio — возвращение, отодвигание назад) — одна из методологических программ, определяющих направленность и способ организации научного исследования. Сущность редукции как познавательного приема состоит в том, что для решения какой-то задачи ученый старается свести ее к более простому варианту, разложить сложную структуру на составляющие элементы.         В механистических вариантах философии и науки прошлого подобная установка играла важную роль, поскольку представители классического естествознания исходили из убеждения, что понять сущность изучаемых объектов можно только с помощью выделения всех его составляющих частей и установления точного характера их связи. Подобный подход обусловил многократные попытки представить сложное явление как сумму более простых. Механицизм в европейской философии 18 и 19 вв. определялся, главным образом, стремлением теоретиков описать и объяснить все фиксируемые ими характеристики действительности с помощью их подведения под законы механики, поскольку именно ньютоновская физика воспринималась в то время в качестве эталона научного мышления. В последующие периоды механистический подход в познании проявился в том, что некоторые теоретики старались объяснить сущность исторических процессов как проявление определенного набора биологических закономерностей, что также базировалось на идее сведения сложного к простому.         В 20 в. программа Р. получила развитие в рамках такого течения, как «философия науки», представители которого надеялись создать некий универсальный язык науки, позволяющий выразить в нем содержание любых видов знания. Усилиями многих философов и логиков, связанных с логическим эмпиризмом, были получены важные и ценные результаты, однако полное решение выдвинутой ими задачи получено так и не было. М. Шлик, Р. Карнап и некоторые другие авторы, стоявшие у истоков Венского кружка, исходили из представлений о гносеологической первичности эмпирических данных, получаемых исследователями, вступающими в прямой контакт с процессами и явлениями действительности, а потому рассчитывали построить язык науки на базе так называемых «протокольных высказываниях», выражающих результаты непосредственной фиксации ученым конкретной познавательной ситуации. Видя в логико-математических языковых средствах некий эталон точности и ясности, сторонники редукционистской программы надеялись преодолеть информационную неопределенность содержательных форм естественного языка и обеспечить тем самым однозначность трактовки терминов и выражений, с помощью которых ученые оформляют производимое ими знание о мире и транслируют его другим членам профессионального сообщества.         В современной методологии науки Р. уже не рассматривается в качестве главной установки, полностью определяющей характер и направленность исследовательского поиска. Однако это не означает, что данный подход потерял всякое значение. Как один из познавательных приемов, он вполне эффективно используется, напр., в процессах моделирования. В самом деле, ведь никакая модель не исчерпывает всего содержания своего прообраза, являясь некоторой упрощенной формой того, как изучаемый объект представлен в структуре научного знания. Не менее успешной оказывается редукция и при построении всевозможных систем классификации, при конструирования различных идеализированных объектов, которыми оперирует теоретическое сознание, и в некоторых других познавательных актах. В частности, математики достаточно успешно применяют метод сведения решаемой задачи к каким-то другим, уже решенным, что также представляет собой специфическую форму Р. Практика научного познания свидетельствует о том, что его развитие, выражающееся и в появлении каких-то качественно новых методологических установок, не ведет к обязательному отбрасыванию норм и идеалов исследования, господствовавших на предыдущих этапах. Скорее, следует говорить о том, что новая фаза познания способствует более точному определению границ, в рамках которых использование того или иного познавательного приема окажется успешным. Так, в современной методологии науки в качестве установки, альтернативной Р., выступает холизм, получивший конкретно-научное выражение в такой программе, как «общая теория систем».         С.С. Гусев

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
411.96 кб

Физикалистский редукционизм Рудольфа Карнапа

Суровягин Дмитрий Павлович
В статье анализируются основные положения предложенной Рудольфом Карнапом концепции логики науки.
Читать PDF
623.23 кб

Редукционизм как проблема философии науки и эпистемологии

Микешина Л. А.
Читать PDF
301.24 кб

Философия в споре с наукой: идея подвижной иерархии против редукционизма

Фатенков А. Н.
Читать PDF
278.41 кб

2011. 04. 011. Борзенков В. Г. Единая наука о человеке: за пределами редукционизма // человек. - М.

Виноградова Т. В.
Читать PDF
261.31 кб

Логико-методологические аспекты проблемы редукционизма

Суровягин Дмитрий Павлович
Рассмотрена возможность сведения теоретических терминов науки к эмпирическим терминам с точки зрения философии науки и теории познания, а также проанализированы логические основания редукционизма и возможность редукции теорий.
Читать PDF
512.85 кб

Проблема социологического редукционизма в гендерных исследованиях

Полянский Дмитрий Викторович
Социальный конструктивизм мировоззренческая и методологи-ческая установка, получившая распространение в гендерных исследова-ниях второй половины ХХ в.
Читать PDF
235.00 кб

Границы редукционизма и проблема сохранения разнообразия

Абрамова Н.Т.
Читать PDF
463.59 кб

О формациях, редукционизме и цивилизационном подходе: методологические размышления

Шрейбер Виктор Константинович
Читать PDF
442.36 кб

Когнитивизм и проблемы редукционизма

Давыдов Всеволод Викторович
В статье рассматривается некоторые проблемы парадигмы когнитивизма. В частности указано на сложности, связанные с использованием когнитивистских метафор в условиях актуальности дуалистической онтологии сознания.
Читать PDF
14.30 мб

Фридрих Вайсман о многоуровневой структуре языка и проблемах редукционизма

Оглезнев В.В., Суровцев В.А.
В представленной статье рассматривается философско-лингвистическая концепция Фридриха Вайсмана теория многоуровневой структуры языка.
Читать PDF
463.59 кб

О формациях, редукционизме и цивилизационном подходе: методологические размышления

Шрейбер Виктор Константинович
Читать PDF
823.64 кб

Свобода воли: западные альтернативы биологическому редукционизму

Смит Роджер
Часто отмечается, что свойственные современной науке механистические и детерминистские формы объяснения стали типичными для западной мысли в целом.

Похожие термины:

  • РЕДУКЦИОННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    утверждения о частичном тождестве значений терминов теорий различной степени общности (например, арифметики натуральных чисел и арифметики действительных чисел), или различных уровней знания в