ОБЪЕКТИВАЦИЯ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ОБЪЕКТИВАЦИЯ
акт проецирования вовне некоторых наших внутренних ощущений.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ОБЪЕКТИВАЦИЯ
от лат. objectivus - предметный) - опредмечивание, превращение в объект; объективировать - сделать объектом.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Объективация
превращение материального или духовного явления в объект путем его фиксации или создания репрезентирующей модели.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ОБЪЕКТИВАЦИЯ
(Objektivation) — опредмечивание, превращение в объект; объективировать — сделать объектом и дистанцироваться от объективированного.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ОБЪЕКТИВАЦИЯ
от лат. objectivus — предметный) -опредмечивание, превращение в объект; мыслительный процесс, посредством которого ощущение, возникающее как субъективное состояние, преобразуется в восприятие объекта (см.: Интроекция).

Источник: Философия: энциклопедический словарь

ОБЪЕКТИВАЦИЯ
(в философии Н. А. Бердяева) – фундаментальная установка экзистенциального «я» (духа), которая заключается в отчуждении духа от самого себя и выбрасывания его вовне; подчинение человека «условиям пространства, времени, причинности, рационализации» (Н. А. Бердяев).

Источник: Русская философия: терминологический словарь.

ОБЪЕКТИВАЦИЯ
акт проецирования вовне некоторых наших внутренних ощущений. Например, если я укололся, я тут же соотношу мой укол с какой-то внешней причиной; если мне жарко, то, даже если моему соседу холодно, я говорю: «Здесь жарко». Переход от ощущения («Мне жарко») к объективному утверждению («Здесь жарко») — не что иное, как переход от субъективного ощущения к объективному утверждению. Хотя склонность к объективации наших состояний вполне естественна, она не всегда легитимна: она ей становится лишь тогда, когда объективация носит всеобщий характер, когда все признают, что, например, здесь жарко; тогда можно говорить о некоторой объективности. Но поскольку существует множество коллективных иллюзий (световые видения, чувство исторической истины; так, например, толпа бегущих людей может чувствовать, что «здесь жарко», даже если на самом деле «здесь холодно»), то объективация может обладать научной объективностью лишь в том случае, если она согласуется с общими законами науки (когда научные инструменты — термометр, мерило экономических законов, управляющих историей, и т.д. — напрямую их отражают). Подводя итог, можно заметить, что объективация воспринимается либо как субъективная ценность (1-й случай), либо как общая ценность (2-й случай: коллективное утверждение), либо, наконец, как всеобщая ценность (3-й случай: научная объективность). См. Объективное.

Источник: Философский словарь

ОБЪЕКТИВАЦИЯ

- у Н.Бердяева: разделение субъективного и объективного в мышлении и в творчестве, а шире - во всякой деятельности, включая и социальную жизни, культуру и религию. В процессе объективации нечто, созданное творческой личностью, становится достоянием общества, культуры или общепринятой религии и начинает жить независимой жизнью - отчуждается, обезличивается, становится объективным фактом, а не уникальным духовным явлением, рожденным в глубине внутреннего мира автора. Оно входит в чуждый ему мир внешних объектов, и его творец вновь должен преодолеть давление внешнего мира, которое возросло от того, что продукты его деятельности теперь уже не с ним, а среди всего, с чем он постоянно борется. Новое творческое усилие, если оно успешно, принесет свои плоды, но и они точно так же объективируются, их творца вновь ждет борьба и так без конца. В постоянно идущей объективации - трагедия творчества и "священная неудача культуры". Выход - в трансцендировании за пределы падшего мира, в устремлении к преображению бытия, к новому небу и новой земле. Возражения Бердяеву: во-первых, не все объективное чуждо и враждебно человеку - он нуждается в соотнесении своей личной духовной жизни с духовной жизнью других для обретения чувства принадлежности и служения; во-вторых есть извечные духовные основы жизни, частично разрушенные и искаженные после грехопадения, ценностью которых не следует пренебрегать; и в-третьих, действие Духа Святого может преобразить духовную жизнь не только во внутреннем мире личности, но и в сообществе, открытом к Богу.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

Объективация
1. В стихийно-материалистическом понимании О. это такое содержание сознания, о котором можно утверждать, что объекты, котрые ему соответствуют, имеют место в действительности. Но, что такое действительность, не уточняется. Подспудно подразумеватся, что это физическая действительность: так, образ лошади объективируем, а кентавра - нет, последний рассматривается как чистая субъективность. Но это понимание докатегориального уровня. 2. В философии Н.А. Бердяева О. это «падшее» состояние бытия, образуемое как «предмирным злом» (событием грехопадения), так и порабощенностью субъекта, принимающего за реальность то, что порождено его ограниченным сознанием. Для такой О. характерны господство необходимости и общего, неподвижность и закостенелость, это – антипод свободного творчества. В постсоветский период развития русской философии Ю.М. Федоров развил концепцию циклической эволюции мироздания, в которой творческая субъективнсть деградирует до О., а затем происходит апокалептический взрыв, задающий начало следующего цикла. Не вступая в полемику по содержанию, отметим, что подобное понимание О. строится скорее на натурфилософском уровне, не достигая уровня всеобщности. 3. В коррелятивной онтологии под О. понимается такое содержание субъективной реальности, которое представлено на её информационном уровне, т.е отражающее сущее как объект. Доинформационный уровень субъективности, тем более, трансцендентная реальность могут быть даны как особого рода предметы, но не как повторяющиеся объекты, являясь тем самым необъективируемыми.
Ист.: Сагатовский В.Н. Бердяевская концепция объективации с позиций коррелятивной онтологии / http://vasagatovskij.narod.ru
 

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

объективация
ОБЪЕКТИВАЦИЯ — приобретение чем-либо внешней, объективной формы существования. Термин используется по отношению к чему-то субъективному, психическому, либо по отношению к некой внутренней, имплицитной, скрытой сущности.         О. психического являются все внешние проявления психической деятельности — практическая деятельность, поступки, знаки и т.д. В качестве О. психического выступают также все продукты и способы человеческой деятельности — культура в широком смысле слова. Кроме того, в качестве О. волевых импульсов, желаний и т.д. рассматриваются объекты, на которые они направлены. Важнейшей формой О. сознания и мышления считается обычно речь. Классическая философия трактовала отношение мышления и речи в духе теории выражения: мышление существует до и вне языка, а в речи приобретает лишь внешнюю форму существования, объективируется. Философия 20 в. склоняется к признанию языка условием формирования самого сознания и мышления, средой любой духовной деятельности. Если для классической философии речь сознательно строится мышлением как его О., то неклассическая считает, что язык задает границы и возможности мышления, а не просто придает ему внешнюю форму существования. Проявлением (О.) психического являются также жесты, интонации, выражения лица, которые часто являются ненамеренными формами выражения психического. Иррацио-налистическая философия считает их интерпретацию очень важной, так как они открывают о человеке больше, чем он осознает сам (В. Дильтей).         Термин «О.» во втором смысле использовался в истории философии в самых различных концепциях. У А. Шопенгауэра все существующее рассматривается как различные О. мировой воли. Воля проявляется на разных ступенях О., начиная с разнообразных сил в неживой природе (тяготение, непроницаемость), где в отличие от живой природы О. воли не индивидуализированы. Живая природа и человеческое общество видятся Шопенгауэру как непрекращающееся столкновение индивидуализированных О. воли. Для философии жизни жизнь — это стихийный иррациональный творческий порыв, О. которого являются, в частности, все продукты культуры (для В. Дильтея — религия, философия и искусство). В философии 20 в. нарастает тенденция трактовать О. внутреннего и субъективного как его отчуждение, а внешние формы его существования — как неподлинные, искажающие его суть. Она имеет корни в классической философии. У Гегеля природа и история — формы инобытия абсолютной идеи, которая, приобретая внешнюю форму существования, отчуждает себя в них. Хотя здесь отчуждение еще не есть искажение. Применительно к соотношению языка и мышления трактовка О. как искажения подлинной сути внутреннего выражена знаменитыми словами Ф. Тютчева: «Мысль изреченная есть ложь». Г. Зиммель видел «трагедию культуры» именно в том противоречии, которое существует между творческой сущностью жизни и застывшими институциональными формами, в которых этот порыв должен воплотиться, объективироваться. Подобный же конфликт между творчеством и О. драматизировал в своей философии Н.А. Бердяев. Мир О. — это то, что противостоит свободе и творчеству. Творческий акт для него возможен как освобождение, преодоление объективного и необходимого.         В.И. Медведев

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ОБЪЕКТИВАЦИЯ
от лат. objectum - предмет) - одно из осн. понятий философии Бердяева, представляющее собой экзистенциальный вариант трактовки проблемы отчуждения. О. выступает как фундаментальная установка экзистенциального "я. (духа), к-рая заключается в отчуждении духа от самого себя и выбрасывании его вовне (экстериоризации). "Объективация есть выбрасывание человека вовне, экстериоризация, подчинение условиям пространства, времени, причинности, рационализации. В экзистенциальной же глубине человек находится в общении с духовным миром и со всем космосом" (Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С. 194). Др. фундаментальной установкой духа, противостоящей О., является творчество или самоуглубление духа (интериоризация). Хотя идея О., по существу, свойственна всему творчеству Бердяева, специально этой проблеме посвящена его кн. "Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация" (1947). В метафизическом смысле О. означает отчуждение подлинной человеческой природы вследствие ее пораженности первородным грехом. Гносеологически О. означает порождение неподлинного мира явлений, соответствующего кантовскому миру "вещей для нас", где результаты духовной активности человека приобретают формы пространства и времени, начинают подчиняться причинно-следственным отношениям и законам формальной логики. Т. обр., О. представляет собой не раскрытие, обнаружение духа, а, наоборот, его закрытие, обеднение, вынужденное проявление в искаженной форме. В результате О. человек оказывается в двойственном положении: как личность он остается в своей глубине носителем экзистенциального "я", образа и подобия Бога, как индивид он становится причастен миру природной и социальной необходимости. Мысль Бердяева перекликается здесь с мыслями западноевропейских экзистенциалистов о трагическом положении человека в безучастном, равнодушном к его существованию мире (ср. мир das Man у М. Хайдеггера, мир, вызывающий "тошноту", у Ж. П. Сартра и др.). Сам Бердяев подчеркивает сходство этих идей: "Когда экзистенциалисты Хайдеггер, Сартр и др. говорят о выброшенности человека (Dasein) в мир и обреченности человека этому миру, то они говорят об объективации, которая делает судьбу человека безысходной, выпавшей из глубокой реальности" (Там же. С. 292). К сущностным характеристикам О., помимо экстериоризации ("овнешневления"), Бердяев относит "овременение", рационализацию, символизацию и социализацию. "Овременение" означает распад экзистенциального времени (времени внутренней судьбы человека) и образование времен космического и исторического, соответствующих двум осн. формам О. - миру природы и миру истории. Рационализация представляет собой превращение продуктов отвлеченной мысли в самостоятельные реальности, что является одним из источников рабства человека. Это относится в первую очередь ко всеобщим понятиям (универсалиям), из к-рых наибольшую критику Бердяева вызывает понятие бытия. В последовательной критике этого понятия Бердяев приходит к отрицанию онтологической традиции в философии, противопоставляя онтологии пневматологию как учение о мире, основанное на духовном опыте. Символизация означает, что мир О. не обладает самостоятельным существованием, а является отображением, "проекцией" духа. Наконец, социализация есть утрата подлинного общения между экзистенциальными субъектами и налаживание социальных контактов (поверхностного "сообщения" вместо экзистенциального "общения") в падшем, греховном мире. С социализацией тесно связана проблема познания в мире О., к-рое зависит от форм общения людей и от степени их духовной общности. Логическая общеобязательность, по мнению Бердяева, имеет социальную природу и связана с необходимостью установления принудительных связей в разобщенном мире. В отличие от Шестова, Бердяев подчеркивает, что не рациональное познание является причиной падшести мира, а наоборот, падшесть мира уже впоследствии раскрывается в рациональном познании. "Зло объективации, то есть ...отчужденности, безличности, не в науке лежит и не наукой порождено. "Объективная" наука не только нужна человеку, но и отражает логос в падшем мире" (Самопознание (Опыт философской автобиографии). М., 1991. С. 296). Преодоление О. связывается Бердяевым не столько со спасением, сколько с творчеством как "обнаружением избыточной любви человека к Богу", ответом его "на Божий зов, на Божье ожидание". Трагедией творчества в мире О. является несоответствие его результатов первоначальному замыслу. Направленное в своей основе на достижение новой, преображенной жизни, оно создает продукты культуры, к-рая является одной из форм О. и лишь символически указывает на духовный мир. В рус. философии близкую Бердяеву тему конфликта жизни и творчества развивал Степун. Трагизм человеческого творчества в мире О. ставит проблему смысла истории, к-рая понимается Бердяевым как конец объектного бытия и наступление Царства Божьего. Преодоление О., по его мнению, будет совершено совместными усилиями человека и Бога в богочеловеческом процессе, пока же человеку остается его творчество и эсхатологическая надежда.

Источник: Русская философия: словарь

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
267.42 кб

«Объективация» и «экзистирование» как основа методологии Н.А. Бердяева

Зимовец Людмила Григорьевна
Проведен анализ методологических и мировоззренческих предпосылок экзистенциального философствования Н.А. Бердяева. Предметом анализа выбрана не проблема свободы, а проблема «установки сознания», или духа.
Читать PDF
118.04 кб

Рационализация иррационального: объективация национального духа в русской философии

Фомин Вадим Евгеньевич
Материал посвящен малоисследованной проблеме в истории русской философии -ее метафизическому основанию национальному духу.
Читать PDF
678.75 кб

Объективация структуры или мышление дикаря? (к критике концепции К. Леви-Строса)

Герасимов Филипп Сергеевич
В настоящей статье предпринята попытка критики методологии Леви-Строса с учетом данных конкретных наук. Показано, что утверждение о неизменности мышления в ходе истории недостаточно обосновано.
Читать PDF
264.80 кб

Объективация социальной истории в структурах мифологического дискурса

Яркеев Алексей Владимирович
Анализируются способы объективации смысла социальной истории, предъявляющиеся в мифологических конструктах социальной утопии и социальной идеологии.
Читать PDF
204.11 кб

Политический консюмеризм, или «Пустая» объективация

Николаева Евгения Михайловна, Ившина Ольга Яковлевна
В статье рассматривается феномен консюмеризма в политической сфере, обосновывается релевантность трактовки политики как товара, обладающего специфическими характеристиками.
Читать PDF
148.19 кб

Объективация «Политического» в структурах доксического дискурса

Соловей Ирина Викторовна
Анализируются доксические структуры поля политики, которое задается дискурсивными стратегиями «ортодоксии» и «гетеродоксии».
Читать PDF
674.61 кб

Социальная объективация «Идеала»

Ильин В. В., Рамазанов С. О., Тимофеев А. В.
В статье исследуется социальная объективация «идеала» в современных социально-экономических условиях развития общества и науки.
Читать PDF
469.91 кб

Объективация, рационализация, соматизация: три способа восприятия «Женского» в философии

Закалюжная О. И.
Исследуются механизмы репрезентации «женского» в истории философии. Проблематизируется применение феминистской терминологии вследствие ее принципиальной неопределимости.
Читать PDF
271.30 кб

Практики деформации целостности социальной реальности: объективация желаний как наследие цивилизацио

Бродецкая Ю. Ю.
Цель. Фокус исследования сосредоточен на анализе феномена социальной целостности и практиках его деформации в современном обществе.
Читать PDF
363.84 кб

Символическая объективация: конституирование онтологии (часть 1)

Ильин Виктор Васильевич
Рассматривается проблема социальной легитимации знания.
Читать PDF
497.60 кб

Символическая объективация: конституирование онтологии (часть 2)

Ильин Виктор Васильевич
Продолжая изучение проблемы социальной легитимации знания, автор исходит из необходимости исследования процесса символической объективации объекта путем применения категории «фация», введенной и обоснованной им на содержательном и
Читать PDF
254.81 кб

Сознание, организм и объективация личности

Левин С.М.
В статье поднят вопрос о том, на какой вид объектов мы указываем, когда используем личные местоимения и имена собственные.
Читать PDF
0.00 байт

Объективация негативных переживаний человека в пространстве города

Ковалевский А.А.
Городское пространство наполнено переживаниями его жителей, значительную их часть составляют негативные переживания: страх, ненависть, одиночество и т. д. Они объективируются в духовных и материальных формах города.
Читать PDF
0.00 байт

Объективация телесной девиации субъекта в философии

Федорова Н.В.
В статье рассматривается философско-религиозный (библейский) аспект телесной девиации развития. Анализируются книги Нового и Ветхого заветов. Выделяются причины возникновения болезней и их смысл с позиции Божьего промысла.
Читать PDF
0.00 байт

Китайское социокультурное пространство и его объективация в научных категориях

Пивоваров Дмитрий Анатольевич, Абрамова Наталья Андреевна
Статья раскрывает сущность нового для отечественной синологии понятия китайского «социокультурного пространства».

Похожие термины: