Николая Угодника день —НИКОЛЬ Пьер

НИКОЛЬ

Найдено 3 определения термина НИКОЛЬ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское]

НИКОЛАИ

Nicolai), Христоф Фридрих (18 марта 1733 – 8 января 1811) – нем. писатель, просветитель, представитель "популярной философии", последователь X. Вольфа. С 1759 по 1765 вместе с Г. Лессингом и Мендельсоном издавал журн. "Briefe, die neueste Litteratur betreffend" ("Письма о новейшей литературе"), выступавший против франц. классицизма. В 1765 приступил к изданию "Всеобщей немецкой библиотеки" ("Allgemeine deutsche Bibliothek", 225 томов с дополнениями, выходили до 1806) – лит. органа умеренного, т.н. "берлинского просвещения", покровительствуемого прусским королем Фридрихом II. H. выступал против иезуитов, лютеровской ортодоксии, оставаясь религ. человеком и пытаясь дать христ. догмам рациональное обоснование. Энгельс отмечал, что "... у Николаи утрачен дух Вольтера" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 516, прим.). Ограниченность теоретич. позиции Н., его нападки на Гердера (за интерес последнего к нар. поэзии), Гете (за "Страдания молодого Вертера") и Канта вызвали отрицат. отношение к нему передовой части нем. интеллигенции. В 1801 резкую отповедь Н. дал Фихте (Friedrich Nicolai´s Leben und sonderbare Meinungen, последнее изд. – Lpz., [1920 ]). Соч.: Briefe ?ber den jetzigen Zustand der sch?nen Wissenschaften in Deutschland, В., 1755; Beschreibung einer Reise durch Deutschland und die Schweiz im Jahre 1781, Bd 1–12, В.–Stettin, 1783–95; Philosophische Abhandlungen, Bd 1–2, В., 1808. Лит.: Ost G., F. Nicolais "Allgemeine deutsche Bibliothek", В., 1928; Meyer F., F. Nicolai, Lpz., 1938. А. Гулыга. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

НИКОЛАЙ

из О т р е к у р а (Nicolas d´Autrecourt) (р. ок. 1300 – ум. после 1350) – франц. философ, один из представителей номинализма. Автор соч., осужденного рим. курией в 1346 и сожженного в 1347, Н. был принужден публично отречься от своих "заблуждений". Кроме этого соч., не имеющего особого заглавия и начинающегося словами "Satis exigit ordo executionis" ("Правильный порядок исполнения требует", изд. J. R. O´Donnel, в сб.: Medieval studies, v. 1, Toronto–L.– N. Y., 1939), H. написал в 1329–36 девять писем к некоему Бернарду д ´Ареццо и одно к некоему Эгидию, посвященные гносеологич. проблемам; они сохранились неполностью. Н. подверг сомнению положения схоластич. аристотелизма и пытался защищать осн. тезис антич. атомистов: в явлениях природы нет ничего, кроме сочетания и разделения атомов. Атомы неразрушимы, следовательно, мир вечен в его целом. Принцип целенаправленности в природных явлениях не самоочевиден. Качества вещей – результат сочетания атомов, единственно реальных субстанций. С этих позиций Н. защищал атомистич. представление о природе света как истечении мельчайших частиц, требующем для своего распространения известного времени, а самое движение тел мыслил дискретным, состоящим из мельчайших "движков", своего рода атомов движения. В теории познания Н. отверг и абсолютную достоверность чувственных данных ("субстанции", т.е. подлинно существующие атомы, к-рые не являются предметом чувств, ощущения) и возможность чисто дедуктивного познания причинных связей путем схоластич. умозаключений, помимо опыта. Критика схоластич. перипатетизма объективно приводила Н. к требованию критически обрабатывать чувств. данные, – к тому, что сам Н. называл истолкованием данностей ("аппаренций") при "полном свете" разума (in pleno lumine) [см. "Satis exigit...", p. 229, 231 ]. Такое познание, по Н., является истинным и относительно него "не может быть разногласий между людьми" (там же, р. 234). Отрицание телеологии и трактовка причинных связей как предмета опытного знания вели в области теологии к отрицанию традиц. доказательств бытия божия (телеологического и космологического – см. Бог). Равным образом было неприемлемым для Н. и третье традиц. доказательство – онтологическое, поскольку существование и несуществование предмета не рассматривались им как признаки, входящие в логич. содержание соответствующего понятия: понятие бога остается тем же, мыслить ли бога существующим или не существующим. Лит.: Зубов В. П., Николай из Отрекура и древнегреч. атомисты, "Тр. Ин-та истории, естествозн. и техники АН СССР", 1956, т. 10, с. 338–83; Лей Г., Очерк истории средневекового материализма, пер. с нем., М., 1962, с. 534–547; Rashdall H., Nicholas de Ultr curia, a medieval Hume, "Proceedings of the Aristotelian Society", 1907, v. 7; Lappe J., Nicolaus von Autrecourt, M?nster, 1908; О´Donnel J. R., The philosophy of Nicholas of Autrecourt and his appraisal of Aristotle, в сб.: Medieval studies, v. 4, 1942; Weinberg J. R., Nicolaus of Autrecourt. Princeton, 1948. B. Зубов. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

НИКОЛЬ

Nicole), Пьер (19 окт. 1625 – 16 ноября 1695) – франц. философ и теолог. Проф. Пор-Рояля, Н. наряду с Арно был одним из гл. теоретиков янсенизма во Франции. Активно выступал против иезуитов. В философии Н. был последователем рационализма картезианства, его принципами проникнуты работы "Логика, или Искусство мыслить" ("La logique, ou l´art de penser", P., 1662, в соавторстве с А. Арно, см. Пор-Рояля логика), "Всеобщая грамматика" ("Grammaire g?n?rale et raisonn?e", P., 1660, в соавторстве с А. Арно). В то же время он скептически относился к материалистич. физике Декарта. В том, как Н. смотрел на познание природы, чувствуется влияние скептицизма Монтеня и Паскаля: человек не способен познать сущность вещей, окружающих его. "Самая надежная философия это лишь наука о незнании людей..." ("Pens?es de Nicole", P., 1806, p. 62). H. подверг критике окказионалистскую переработку картезианства Мальбраншем, усматривая в нем пантеистич. учение, противоречащее христ. догматике. Посредством идей, согласно Н., человек созерцает сами вещи, а не божеств. сущность. Идея понимается Н. как обозначение вещи. Высшая задача человека – познать самого себя, а самая важная наука – мораль, разработке к-рой посвящены наиболее значит. произведения Н. (основное из них – "Моральные опыты и теологич. поучения" – "Essais de morale", v. 1–4, P., 1671–78; "Continuation des essais de morale", t. 1–10, P., 1687–1713). Антииезуитское по содержанию, моральное учение Н. не выходило за рамки христ. представлений. Он считал человека противоречивым существом, в к-ром соединены бессмертная душа и смертное тело. В своем поведении человек больше руководствуется страстями, чем разумом. Однако Н. далек от пессимизма и антигуманизма. Любовь человека к самому себе, к своим ближним, к удовольствиям, по Н., вполне естественна и оправданна. Человек должен следовать высокому нравств. идеалу христианства и стремиться к постоянному самосовершенствованию. Сохранение мира между гос-вами и внутри данного общества Н. считал высшим благом. Уважение к установленным мнениям, терпимость к недостаткам людей, прощение их дурных поступков, отказ от "химерического желания все исправить" – такие средства рекомендует Н. для поддержания мира ("Трактат о средствах сохранения мира с людьми" – "Trait? des moyens de conserver paix avec les hommes", в кн.: "Essais de morale", v. 1, 1671). Взгляды H. отражали умонастроение франц. буржуазии 17 в., к-рая, будучи недовольна своим бесправным положением в обществе, стремилась решить стоящие перед ней задачи на путях компромисса с феод. монархией. После поражения франц. революции конца 18 в. идеологи Реставрации (см., напр., D.-F. Moreau de Mersan, предисловие к кн. "Pens?es de Nicole", P., 1815) поднимали на щит H. и др. мыслителей 17 в., противопоставляли их мятежному духу Просвещения и призывали новое поколение учиться у них. Соч.: Oeuvres philosophiques et morales, P., 1845. Лит.: Sainte-Beuve Сh. ?., Port-Royal, 4 ?d., v. 4, P., 1878; Schenk R., Die Verstandes- und Urteilsbildung in ihrer Bedeutung f?r die Erziehung bei Nicole, Bern–Lpz., 1908; Br?mond H., Histoire litt?raire du sentiment religieux en France, t. 4, P., 1925; Thouverez E., P. Nicole, P., 1926; Le Breton Grandmaison, P. Nicole ou la civilit? chretienne, P., [1945 ]; Lewis G., L´intervention de Nicole dans la pol?mique entre Arnauld et Malebranche..., "Rev. рhilos. de la France et de l´?tranger", 1950, v. 75, p. 483–506. В. Кузнецов. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме НИКОЛЬ — 0

Найдено научныех статей по теме НИКОЛЬ — 0

Найдено книг по теме НИКОЛЬ — 0

Найдено презентаций по теме НИКОЛЬ — 0

Найдено рефератов по теме НИКОЛЬ — 0