НАЛБАНДЯННАЛБАНДЯН Микаэл

НАЛБАНДЯН Микаал

Найдено 1 определение:

НАЛБАНДЯН Микаал

Налбандов Михаил Лазаревич) [2(14).11.1829, Н. Нахичевань, ныне рн РостованаДону, -31.3(12.4).I860, Камыгаии], революц. демократ, философ, публицист, поэт, критик и теоретик лит-ры. В 1855-58 учился на мед. ф-те Моск. ун-та, интересовался рус. лит-рой, изучал соч. Белинского, Герцена и Чернышевского, к-рые повлияли на его переход к революц. демократизму.

В 1857-62 Н. неоднократно бывал в европ. странах, посетил Турцию и Индию. В Константинополе создал вокруг арм. журн. «Мегу» революц.-демократия, группу «Партия молодых», установил связи с Герценом, Огаревым, Дш. Гарибальди и Дж. Мадзини и возглавил арм. нац.-освободит. движение. За революц. деятельность и связь с группой т. н. лондонских пропагандистов в 1862 был арестован и заточен в Петропавловскую крепость. После трехлетнего заключения, больной туберкулезом, Н. был сослан в Камышин.

Свою жизнь Н. посвятил защите интересов нар. масс и созданию свободной единой суверенной Армении во взаимодействии с революц. движением рус. народа и угнетенных народов России и Турции, разоблачал арм. либералов, их утверждения о возможности прогресса в условиях крепостничества. В труде «Земледелие как верный путь» (1862), критикуя реформу 1861 с позиций общинного социализма, предсказывал неизбежность крест. революции, однако его социализм, несмотря на ориентацию на революц. путь, носил утопич. характер. Н. подверг резкой критике капитализм и колониализм, ему принадлежит особая заслуга в разработке вопросов нац.-освободит. движения. Н. считал, что нация - явление историческое. Нац. вопрос может быть решен в результате уничтожения социального гнета и победы социалистич. начала, к-рое он связывал с общиной. Н. считал, что развитие национальноособенного не отделяет, а сближает народы. Он подверг критике расизм, космополитизм и национализм.

По своим филос. воззрениям Н.- материалист. Дух он рассматривает как свойство материи. Философия должна заниматься реально существующими вещами - природой и человеч. обществом. Исходя из антропологич. материализма, Н. видел твердый фундамент философии в истории и естествознании и критиковал идеалистов, основывающихся на умозрительных, абстрактных схемах. II. отверг упрощенный, механистич. взгляд на развитие и движение, к-рое считал принципом всего сущего. Жизнь природы и общества есть движение, а движение есть борьба. Диалектика у Н. неотделима от революц. подхода к жизни.

В понимании истории Н. в конечном счете был идеалистом, хотя его высказывания содержали много материалистич. положений, напр. о классовом характере гос-вa, об объективной экоиомич. основе существования различных социальных групп, неизбежности их борьбы и революции в эксплуататорском обществе.

Религия, по Н., представляет собой извращенное отражение сил природы в головах людей и их фетишизацию; закреплению этих представлений способствует социальный гнет. Н. подверг критике религ. и «офиц.» мораль господствующих классов, ибо капитализм исключает свободу и справедливость. Он подчеркивал связь иск-ва с жизнью, его социальную природу. Иск-во, по Н., выносит оценку, приговор действительности, требует ее преобразования согласно идеалу. Н. заложил основы арм. реалистич. критики и эстетики, создал образцы гражданственной поэзии.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

Найдено схем по теме НАЛБАНДЯН Микаал — 0

Найдено научныех статей по теме НАЛБАНДЯН Микаал — 0

Найдено книг по теме НАЛБАНДЯН Микаал — 0

Найдено презентаций по теме НАЛБАНДЯН Микаал — 0

Найдено рефератов по теме НАЛБАНДЯН Микаал — 0