МерилоМЕРИНГ Франц

МЕРИНГ

Найдено 1 определение:

МЕРИНГ

Mehring), Франц (27 февр. 1846 – 28 янв. 1919) – марксистский теоретик и публицист, один из вождей левого крыла нем. социал-демократии и основателей компартии Германии, историк нем. рабочего движения, издатель и комментатор наследия Маркса и Энгельса, биограф Маркса. Род. в состоят. семье. Учился на филос. ф-те Лейпцигского (1866–68), затем – Берлинского (1868–70) ун-тов. В 70–80-е гг., то сближаясь с рабочим движением, то отдаляясь от него, сотрудничает в либеральной, с.-д., бурж.-демократич. прессе. Переход М. на позиции марксизма совершился в нач. 90-х гг. Отныне вся деятельность М. посвящена пролетариату. В конце 19 – нач. 20 вв. М. печатается гл. обр. в теоретич. органе нем. социал-демократии "Die Neue Zeit". По мере обострения политических противоречий в Германии и Европе вообще М. ведет все более решит. борьбу с ренегатством и оппортунистич. приспособленчеством нем. и междунар. социал-демократии. В годы рус. революции 1905–07 он выступает против меньшевистской ее оценки, подчеркивает роль рус. пролетариата как гегемона демократич. движения. В период первой мировой войны М., клеймя предательство, совершенное правыми социал-демократами и центром, издает вместе с Р. Люксембург журн. "Die Internationale" ("Интернационал"), примыкает к "Союзу Спартака", ставшему ядром компартии. После 1917 М. пишет статьи в защиту Сов. России ("Маркс и Парижская Коммуна" – "Marx und die Pariser Kommune", опубл. в газете "Leipziger Volkszeitung", 1918, 10 июня; "Маркс и большевики" – "Marx und die Bolschewiki", 1918, опубл. впервые в журн. "Internationale" в 1927), одобряет политику и тактику большевиков. Ленин отмечал в 1918 заслугу М., "...который теперь в ряде статей доказывает немецким рабочим, что правильно поняли социализм только большевики..." (Соч., т. 27, с. 442). От бурж. демократизма в ряды коммунистов – таков путь М. В соответствии с политич. развитием М. существенно изменялись и его филос. взгляды. На своем домарксистском этапе М. сначала был идеалистом, затем испытал на себе влияние Фейербаха. Осн. часть статей М. о философии написана уже после его вступления в ряды социал-демократии, в период, когда отд. попытки ревизовать марксизм переросли – после смерти Маркса и Энгельса – в широкое наступление на него. Историч. значение филос. работ М. определяется прежде всего той ролью, к-рую они сыграли в отражении этих атак ревизионизма. Филос. кругозор М. очень широк. Издавая докторскую диссертацию Маркса "Различие натурфилософии Демокрита и Эпикура" ("Differenz der demokritischen und epikureischen Naturphilosophie", опубл. в кн.: Aus dem literarischen Nachlass von K. Marx, F. Engels und F. Lassalle, Bd 1, 1902), M. во введении и примечаниях к ней дал полемический в отношении бурж. традиции набросок истории античной мысли. Много статей М. посвящено классич. периоду нем. философии, в особенности Канту. Среди философов 2-й пол. 19 в. внимание М. привлекали Гартман, Шопенгауэр, Ницше. Пристально следил М. и за работами неокантианцев, неогегельянцев, неоламаркистов, махистов, Ф. Адлера и Е. Дицгена. М. принадлежат также статьи о естеств.-науч. материализме, дарвинизме, об Э. Геккеле, об отношении марксизма к религии и христианству. Значителен вклад М. в разработку проблем материалистич. понимания истории. Уже в 1893 М. выступил со ст. "Об историч. материализме", получившей положит. оценку Энгельса. Направленная против "ниспровергавшего" марксизм бурж. философа П. Барта, эта статья выходила, однако, далеко за пределы этой полемики. Вопросам историч. материализма посвящен ряд последующих произведений М. Выступая против вульгарного истолкования историч. материализма как шаблона, схемы, в к-рую втискивается сложная жизнь человечества, М. писал: "В действительности дело обстоит как раз наоборот. Исторический материализм наносит смертельный удар всякому произвольному историческому построению; он устраняет всякую голую формулу, посредством которой желают остричь под одну гребенку изменчивую жизнь всего человечества" ("На страже марксизма", М., 1927, с. 33). М. не только блестяще отстаивал историч. материализм от нападок, но и умело применял его к конкретным областям науч. исследования (воен. теория, лит-ра, история и пр.). Лучшее историч. исследование М. – "Легенду о Лессинге" Энгельс назвал "превосходной работой". "Отрадно видеть, – писал Энгельс по поводу этой книги А. Бебелю 16 марта 1892, – что материалистич. понимание истории, после того как оно в течение 20 лет, как правило, оставалось в работах молодых членов партии только трескучей фразой, наконец, начинает применяться надлежащим образом в качестве руководящей нити при изучении истории" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 29, 1946, с. 41). В письме к М. от 14 июля 1893 Энгельс определял эту книгу как "наилучшее из имеющихся изложений генезиса прусского государства, могу сказать даже единственно хорошее, в большинстве случаев вплоть до мелочей правильно раскрывающее все взаимосвязи" (там же, с. 230). Теоретич. работы М. отличают четкость социально-политич. оценок, умение обнажить классовую суть филос. концепций. "...Философия, – писал М., – представляет собою идеологическое, сопутствующее явление классовой борьбы, одну из тех идеологических форм, в которых люди сознают эту борьбу и в которых проводят ее ... Только история классовой борьбы может осветить кажущуюся совершенно необозримой путаницу философских систем, только при ее свете можно разграничить и классифицировать их" (там же, с. 155). Не умаляя историч. заслуг Канта, М. отметил в его трудах черты, порожденные "убожеством" Германии 18 в., т.е. ее экономич. слабостью, политич. бессилием буржуазии, феод. раздробленностью и пр. М. подчеркивал, что Кант, начав с грандиозной материалистич. теории неба, создал позднее учение о непознаваемой "вещи в себе", к-рое стало оружием против материализма. Выступая против филос. ревизионистов, М. писал: "Немецкая социал-демократия в области философии так же мало может итти назад к Канту, как она в политике может итти назад к Робеспьеру и в экономике к Бабефу" ("Die Neue Zeit", XX, т. 2, с. 124). M. превосходно понял реакц. смысл пессимистич. теорий Шопенгауэра и причины, по к-рым она распространилась среди нем. буржуазии после поражения революции 1848. Едва ли не первым среди марксистских теоретиков М. отметил связь между ницшеанством и агрессивной идеологией империалистич. Германии. Особое внимание М. уделил борьбе против социал-демократич. теоретиков, отступивших от историч. материализма на идеалистич. позиции (прежде всего Бернштейна, а в предвоенные годы и Каутского). Большой заслугой М. является создание монументальной, до сих пор непревзойденной (несмотря на содержащиеся в ней отд. ошибки, в частности в оценке борьбы Маркса с Лассалем) биографии Маркса ("Карл Маркс. История его жизни" – "Karl Marx. Geschichte seines Lebens", 1918). В ней величие Маркса раскрывалось как неразрывное единство между "человеком мысли и человеком дела" (см. "Карл Маркс...", 1957, с. 27). Ленин высоко ценил М. Он видел в нем человека "...не только желающего, но и умеющего быть марксистом" (Соч., т. 14, с. 340). Плеханов называл М. "...лучшим – едва ли, впрочем и не единственным знатоком философии между германскими социал-демократами" (Избр. филос. произв., т. 3, 1957, с. 128). Работам М. были присущи и недостатки, в той или иной степени свойственные и др. выдающимся с.-д. мыслителям Зап. Европы в эпоху 2-го Интернационала. В мирные годы между Парижской Коммуной и первой рус. революцией, к-рые Ленин назвал периодом "...распространения социализма вширь..." (Соч., т. 19, с. 263), общий уровень марксизма на Западе несколько понизился. У его пропагандистов экономика зачастую становилась единств. движущей силой обществ. развития, а идеология – лишь продуктом экономики; человеч. деятельность отделялась от истории, субъект от объекта, свобода от необходимости. Подобные черты мышления в какой-то степени проявились и у М. Механистич. ошибки и сопутствующие им элементы идеализма налицо даже в лучших работах М., напр. в "Легенде о Лессинге". В письмах к М. от 11 апреля и 14 июля 1893 Энгельс упрекал его в нек-ром упрощении зависимости между базисом и надстройкой, призывая не упускать из виду их взаимодействия. Именно частичные отступления от диалектики – причина того, что, страстно отстаивая учение Маркса, М. в то же время несколько обеднял его. В истолковании М. до известной степени стиралось принципиальное различие между методом Гегеля и Маркса. М. слишком узко толковал мысль Энгельса о "конце философии". Не случайно он почти не употреблял термин "диалектический материализм", хотя и вынашивал замысел написать историю логики и диалектики. Указывая на важнейшее методологич. значение диалектики для изучения общественных явлений, М., однако, так и не сумел понять диалектику как логику и теорию познания марксизма. В проистекающем отсюда нек-ром равнодушии к вопросам теории познания, ставшей гл. участком борьбы в области философии на рубеже веков, – основа непоследовательности М. как критика иррационализма, механицизма, неокантианства. После смерти М. оппортунисты в лице Брандлера и Тальгеймера стремились воспользоваться авторитетом М., к-рый они приравнивали к ленинскому, представить его "полнокровным диалектиком", канонизировать не только его достижения, но и просчеты. Необходимость борьбы с этой фальсификацией стала одним из мотивов отпора, к-рый обязана была дать этим попыткам марксистская мысль. Однако И. В. Сталин в своем письме "О нек-рых вопросах истории большевизма" (1931) сконцентрировал внимание гл. обр. на слабостях немецких левых, дав их деятельности резко негативную оценку, предопределившую критический уклон марксистских работ о М. в 30-х гг. Позже наследие М. было по сути дела предано забвению. Новая пора в его разработке началась после 1953. Сов. ученые и исследователи ГДР отвергли одинаково ложные в своей односторонности попытки как канонизации, так и развенчания М. Исходя из отзывов Ленина, авторы совр. марксистских трудов о М. раскрывают закономерность его политич. и филос. развития, показывают, как на каждом новом его этапе М. освобождался от своих прежних ошибок; как, покинув бурж.-демократич, лагерь, придя к социализму 2-го Интернационалами в итоге вступил в ряды коммунистов. Соч.: Zur Geschichte der Philosophie..., В., [1931 ]; Krieg und Politik, Bd 1–2, В., 1959–61; Aufs?tze zur Geschichte der Philosophie, Lpz., [1960 ]; Gesammelte Schriften (имеется предисловие В. Пика), Bd 1–3, 9–13, В., 1960–63 (изд. продолжается); в рус. пер. – Об историческом материализме, М., 1923; История германской социал-демократии, т. 1–4, М.–П., 1923; История Германии с конца средних веков, 3 изд., М., 1924; Некоторые замечания о теории и практике марксизма, Иваново-Вознесенск, 1924; На страже марксизма, Л., 1927; Литературно-критич. статьи. Предисловие Г. Лукача, т. [1 ]–2, M.–Л., 1934; Очерки по истории войн и военного искусства, 6 изд., М., 1956; Карл Маркс. История его жизни, М., 1957; Литературно-критич. статьи, М.-Л., 1964. Лит.: Маркс К., Письма к Энгельсу от 1 августа 1877 г. и 3 августа 1882 г., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 24, М.–Л., 1931; Работа Франца Меринга "Легенда о Лессинге" в оценке Энгельса, в кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1, М., 1957; Ленин В. И., Фр. Меринг о второй Думе, Соч., 4 изд., т. 12; его же, Предисловие к русскому переводу книги: "Письма И. Ф. Беккера, И. Дицгена, Ф. Энгельса, К. Маркса и др. к Ф. А. Зорге и др., там же; Шиллер ?., ?. Меринг, "Под знаменем марксизма", 1929, No 1; Розанов Я., К характеристике философско-социологич. взглядов Ф. Меринга, там же, 1932, No 7–8; Чагин Б., Философские и социологич. воззрения Ф. Меринга, М.–Л., 1934; его же, Из истории борьбы против философского ревизионизма в германской социал-демократии. 1895–1914, M.–Л., 1961; Гагарин ?., ? Меринг и его философские взгляды, М., 1937; Платонов И. Г., Нек-рые вопросы материалистич. понимания истории в трудах Фр. М., "Уч. зап. Акад. обществ. наук", вып 44 – Из истории философии, 1958, вып. 2; ?еtkin К., K?mpfer und F?hrer, "Internationale", 1920, ?. 19/20; ее же, Revolution?re K?mpfe und revolution?re K?mpfer, Ausgew?hlte Reden und Schriften, Bd 1, В., 1957; ее же , F. Mehring zum 70. Geburstag, там же, Bd 2, В., 1960, H?hle T., F. Mehring. Sein Weg zum Marxismus. 1869–1891, 2 Aufl., В., 1958; Koch H., F. Mehrings Beitrag zur marxistischen Literaturtheorie, В., 1959; Schleifstein J., F. Mehring. Sein marxistisches Schaffen. 1891–1919, В., 1959; Примаковский А. П., К 40-летию со дня смерти (?. ?. 1846–1919. Краткий библиографич. обзор), "Вопр. философии", 1959, No 2.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме МЕРИНГ — 0

Найдено научныех статей по теме МЕРИНГ — 0

Найдено книг по теме МЕРИНГ — 0

Найдено презентаций по теме МЕРИНГ — 0

Найдено рефератов по теме МЕРИНГ — 0