МЕЛАНХОЛИЯМЕЛАНХТОН Филипп, Шварцерд

МЕЛАНХТОН

Найдено 2 определения термина МЕЛАНХТОН

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

МЕЛАНХТОН

Melanchton — грецизация нем. Шварцерд, Sclwarzerd), Филипп (1 февраля 1497, Бреттен, Баден — 19 апреля 1560, Виттепберг) — немецкий теолог и педагог, систематизатор лютеранского вероучения. Воспитывался под сильным влиянием гуманистических идей И. Рейхлина и Эразма Роттердамского. Окончил Гейдельбергский и Тюбингенский (151-1) университеты, с 1518 — заведующий кафедрой греческого языка в Виттенбергском университете, где началось его многолетнее сотрудничество с M Лютером, которому он оказывал постоянную помощь в полемике с католиками и в переводе Библии на немецкий язык. Автор многих богословских работ, в том числе «Общих принципов теологии» («Loci communes rerum theologicarum», 1521) — первого систематического изложения протестантской догматики, а также Аугсбургского исповедания — первого документа лютеранства. После смерти Лютера Меланхтон возглавил лютеранское движение, он был одним из инициаторов Аугсбургского религиозного мира (1555), закрепившего власть князей над церковью по принципу «чья земля, того и вера».

Отстаивая воззрения Лютера, Меланхтон ради достижения религиозного мира стремился выразить их в компромиссной, приемлемой для оппонентов форме. Сказывалась и его давняя приверженность гуманистической традиции. Так, он склонялся к взглядам Эразма Роттердамского в понимании божественного предопределения и свободы воли человека, который, по мнению Меланхтона, способен принять или отвергнуть любовь Бога и тем самым ответствен за свою судьбу: «оправдывает» только Бог, но лишь того, кто этого желает. Он подчеркивал роль добрых дел (не как условия спасения, но необходимого свидетельства и выражения веры). Акцент на этических, гуманистических аспектах вероучения навлек на Меланхтона обвинение в пелагианстве со стороны многих лютеранских богословов, которое он решительно отвергал. Как выразитель интересов немецкого бюргерства Меланхтон одобрял расправы с восставшими крестьянами и городским плебсом, призывал к преследованиям «еретиков» (в частности, М. Сервета и анабаптистов).

В историю Германии Меланхтон вошел как создатель новой системы школьного и университетского образования, основу которого составляло изучение древних языков и античной культуры. Он был автором ставших классическими учебников по греческому и латинскому языку, богословию, риторике, логике, этике, непосредственно участвовал в основании и реорганизации многих школ и университетов, получив широкое признание как Учитель Германии (Praeceptor Germanie). Ист.: Corpus Reformatorum, 28 v., 1834—1860.

Л. Н. Митрохин

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

МЕЛАНХТОН

Melanchthon – грецизация нем. Ш в а р ц е р д (Schwarzerd), Филипп (16 февр. 1497 – 19 апр. 1560) – нем. филолог и гуманист. В 1514 по окончании Тюбингенского ун-та М. становится лектором по классич. филологии, а в 1518 получает кафедру греч. языка в Виттенбергском ун-те. В своей вступит. речи "О реформировании обучения юношества" М. отстаивал принципы гуманистич. педагогики, требуя положить в основу изучения наук в школе знание древних языков и христ. вероучения непосредственно по источникам. В Виттенберге установилась прочная дружба М. с Лютером, к-рому он помогал как в переводе Нового завета, так и в полемике с папистами. М. оставался сподвижником и помощником Лютера до конца жизни последнего (1546). Вместе с Лютером М. боролся с нараставшим в 1521–25 революц. движением. М. выступал не только против пропагандировавшегося Мюнцером нар. понимания Реформации, но и против радик. течений бюргерской Реформации и свободы мысли, называя гелиоцентрич. учение Коперника "злым и безбожным мнением" и приветствуя Кальвина за преследование еретиков и сожжение Сервета. В период наступившей после подавления Крест. войны реакции М. развил энергичную деятельность по укреплению догматич. основ лютеранской церкви, явившись автором т.н. Аугсбургского исповедания и ряда др. политико-богословских трактатов. С этой деятельностью М. была связана и разработанная им система школьного обучения и составленные им школьные учебники (по древним языкам, по логике, этике, риторике и др.), за что он был назван "учителем Германии" (praeceptor Germaniae). Созданная M. лютеранская система школьного обучения оказала влияние на последующее развитие культуры в Германии. Политич. значение деятельности M. заключалось не только в систематизации лютеранской теологии, но и в приспособлении создавшейся лютеранской церкви к интересам феод. князей и тем самым – в религ. санкции политич. раздробленности Германии. Сделавшись ближайшим сотрудником Лютера и придерживаясь вместе с тем нек-рых этич. принципов гуманизма Эразма и Рейхлина, М. стремился смягчить резкие фаталистич. формулы Лютера, пытаясь сочетать их с философией Эразма. Уже во 2-м издании своего теологич. трактата "Loci communes..." (1535) M. называет полное отрицание свободы воли стоицизмом. В других произведениях он развивает мысль о том, что человеч. воля – сама по себе духовно беспомощная – приобретает силу от "слова божия", к к-рому она прибегает. Начав свою деятельность с пропаганды гуманистич. учености, М. пришел к попытке сочетать лютеранство с нек-рыми положениями эразмовского гуманизма. Эта попытка представляла собой по существу приспособление к теологии и догматике, при к-ром из гуманизма выхолащивалось его живое, прогрессивное содержание. Энгельс видел в М. прообраз "филистерского, чахлого кабинетного ученого" (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 7, с. 373). Соч.: Opera quae supersunt omnia, v. 1–28, Halle-Brunswick, 1834–60; Erg. Bd 1–2, 5–6, 1910–26, в изд.: Corpus reformatorum, ed. С. G. Bretschneider [u. a. ]; Werke in Ausfwahl, hrsg. von R. Stupperich, Bd 1–4, [G?tersloh ], 1951–63 (изд. продолжается). Лит.: Энгельс ?., Крестьянская война в Германии, в кн.: Mаркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7; Смирин M. M., Нар. реформация Томаса Мюнцера и Великая Крестьянская война, 2 изд., М., 1955; Gamerarius J., Dе vita Melanchthonis, narratio, Halle, 1777; Planck ?., Melanchthon der praeceptor Germaniae, N?rdlingen, 1869; Lооfs F., Melanchthon als Humanist und Reformator, "Theologische Studien und Kritiken", 1897, S. 641–67; Stern L., M. Luther und Ph. Melanchthon. Ihre ideologische Herkunft und geschichtliche Leistung, В., [1953 ]; его же, Р. Melanchthon – Humanist, Reformator, Praeceptor Germaniae, Halle, 1960; Manschreck G. L., Melanchthon, the quiet reformer, N. Y.–Nashville, 1958; Ph. Melanchthon. 1497–1560. Gedenkschrift zum 400. Todestag des Reformators, Bretten, 1960. М. Смирин. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме МЕЛАНХТОН — 0

Найдено научныех статей по теме МЕЛАНХТОН — 0

Найдено книг по теме МЕЛАНХТОН — 0

Найдено презентаций по теме МЕЛАНХТОН — 0

Найдено рефератов по теме МЕЛАНХТОН — 0