КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕКОМЕНСКИЙ Ян Амос

КОМЕНСКИЙ

Найдено 1 определение:

КОМЕНСКИЙ

Komensk?), Ян Амос (28 марта 1592 – 15 ноября 1670) – чешский педагог, философ и писатель. Окончив Херборнскую академию и Гейдельбергский ун-т, К. стал священником, а затем епископом общины Моравских братьев. После разгрома восстания чешских сословий (1618–20) К. покинул родину и жил в эмиграции в г. Лешно (Польша), в Англии, в Пруссии, затем в Трансильвании и Голландии. К. вел широкую педагогич. работу, занимался организацией школьного обучения. Он является основателем демократич. педагогич. системы, в к-рой выступил с критикой схоластич. формализма, подчеркивал значение наглядности и опыта в обучении, связь языкового обучения с предметным, требовал совместного обучения детей всех сословий, указывал на необходимость учета индивидуальной психологии, нац. речи и культуры воспитуемого. Педагогика К. тесно связана с его филос. воззрениями. В области гносеологии К. стоял на позициях материалистич. эмпиризма. В 1613, за семь лет до появления "Нового органона" Ф. Бэкона, в работе "Всякое ли познание берет свое начало от ощущения?" К. выдвинул тезис: "Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении". Находясь под влиянием Ф. Бэкона, К. придавал большое значение изучению природы и чувственного опыта. Однако К. не был последоват. материалистом. Он признавал три источника познания: чувства, разум и Священное писание. Согласно К., знания, приобретаемые посредством чувства, разума или Священного писания, являются взаимно дополняющими. На этом К. строит синкретический, т.е. сравнительный метод, по к-рому можно неполные познания в одной области дополнить аналогичными из др. области. Соч. К. "Пансофия" ("Pansophia") представляет попытку охватить в одной системе все человеч. знания таким образом, чтобы они составили одно логич. целое, в к-ром одно вытекает из другого, и знание было бы прочным, убедительным и всем доступным. Одинаковые знания всех обо всем должны стать средством всеобщего улучшения человечества, средством устранения споров и войн и осуществления международного сотрудничества. С целью содействия распространению такого образования во всем мире К. пытался в своем труде "Панглотия" предложить универсальный язык и во всех своих пансофич. и дидактич. произведениях рекомендовал систему всеобщего обучения и воспитания для всех людей без различия положения, имуществ. состояния, национальности и расы. К. полагал, что для улучшения мира следует создать всемирный конгресс, на к-ром должен быть рассмотрен вопрос улучшения обществ. жизни, религии, философии политики. Религ. распри могут быть устранены при условии терпимости, улучшение философии может быть достигнуто путем устранения бесплодных размышлений и посредством изучения природы, организованного в междунар. масштабе, а улучшение междунар. отношений – путем выравнивания экономич. и культурного уровня всех народов. Проект К. со следами хилиастич. идей вошел в 7-томное произв. "Всеобщий совет об улучшении дел человеческих" ("De rerum humanarum emendatione consultatio catholica ad genus humanum"). Это соч. выдвигает К. в ряды выдающихся мыслителей своей эпохи, являясь переходом от социальных утопий Возрождения к обществ. теориям эпохи Просвещения. Соч.: Opera didaotica omnia, Amst., 1657; t. 1–3, Pragae, 1957; Sylloge quaestionum controversarum, в кн.: Korrespondence J. A. Komensk?ho, Praha, 1902; Gentis felicitas, там же; Conatuum Comenianorum praeludiae, Oxoniae, 1637; Janua rerum reserata, Leyden, 1681; Via lucis..., Amst., 1668; Sapientiae primae usus triertium catholicum appellandus, Leyden, 1681; Praha, 1920; Panegersia, Amst., 1663; Panaugia, Amst., [s. a. ]; Methaphysica, Lesnae, 1649; V?en?prava (Panorthosie), Praha, 1950; V?ev?chova (Pampaedia), Praha, 1948; Physicae ad lumen divinum reformatae synopsis, Lipsae, 1633; в рус. пер. – Избр. педагогич. соч., т. 1–3, M., 1939–41; Великая дидактика, М., 1896; Лабиринт света и рай сердца, СПБ, 1904. Лит.: История Чехословакии, т. 1, М., 1956, с. 261, 311–14; Крофта К., Коменский, как завершитель гуситской традиции, Прага, 1946; Лордкипанидзе Д. О., Дидактика Яна Амоса Коменского, 2 изд., М., 1949; Красновский ?. ?., Ян Амос Коменский, М., 1953; ?опелова-Отагалова И., Философские и общественные взгляды Я. А. Коменского (1592–1670), "Философские науки", (Научн. доклады высшей школы), М., 1959, No 3, с. 149–160; ее же, J. A. Komensk?ho cesta k v?en?prav?, Praha, 1958; Pato?ka J., Fjlosofick? z?klady Komensk?ho pedagogiky, "Pedagogika", 1957, No 2. И. Попелова. ЧССР.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме КОМЕНСКИЙ — 0

Найдено научныех статей по теме КОМЕНСКИЙ — 0

Найдено книг по теме КОМЕНСКИЙ — 0

Найдено презентаций по теме КОМЕНСКИЙ — 0

Найдено рефератов по теме КОМЕНСКИЙ — 0