КИРГИЗСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬКИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич

КИРЕЕВСКИЙ

Найдено 1 определение:

КИРЕЕВСКИЙ

Иван Васильевич (22 марта 1806 – 11 июня 1856) – рус. философ-идеалист, один из основоположников славянофильства (см. Славянофилы). Род. в дворянской семье. С 1822 слушал лекции в Моск. ун-те, с 1824 служил в Архиве иностр. коллегии в Москве, входил в кружок любомудров. Уехав за границу (1830), посещал лекции Шеллинга и Гегеля. По возвращении в Россию издавал журн. "Европеец" (1832), запрещенный на втором номере; в 1845 редактировал журн. "Москвитянин". В своих ранних работах ("Обозрение русской словесности за 1829 г." и "XIX век") К., не отрицая единства в развитии всех стран, уже по-славянофильски рассматривал зап.-европ. цивилизацию как зашедшую в тупик. В статьях конца 30–50-х гг. К. развил филос. и социологич. систему, явившуюся теоретич. основой славянофильства. Согласно К., существуют две формы познания – отвлеченно-рациональная (свойственная зап.-европ. миру) и полная, "живая", включающая в себя, кроме рационального, также этический, эстетический и пр. моменты. Совокупность моментов этого "живого знания" подчинена высшему познават. акту – религ. вере (см. Соч., т. 1, М., 1911, ст. "В ответ А. С. Хомякову", 1838, с. 111; "О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России", 1852, там же, с. 201; "Отрывки", там же, с. 274). Эта форма познания в истинном и чистом виде свойственна православно-слав. миру (см. тамже, с. 161; 248–52). Жизнь человека, нации, группы наций (Зап. Европа, слав. страны и др.) основана на религии, к-рая определяет тип образованности и весь характер общества. Гибель зап. цивилизации, пораженной язвой рационализма, неизбежна; ее может спасти только восприятие православно-слав. цивилизации (Соч., т. 1, с. 120; 161–62; 220–22; 264 и др.), наиболее полно раскрывающейся в духе рус. народа. Этот народ характеризуется, по К., тем, что не противится злу и угнетению, что в его истории отсутствовало завоевание и классовое расслоение, что его жизнь была основана на общинном быте (там же, 119, 206, 207). Поскольку со времени Петра I эти принципы стали извращаться под влиянием проникновения в Россию зап.-европ. начал образованности и государственности (там же, с. 154–55; 109–10), отмена крепостного права в России возможна лишь в отдаленном будущем, когда народ вернется к своим исконным принципам, т.е. вновь проникнется духом полной покорности (там же, т. 2, с. 116; 252–53). Хотя в произведениях К. высказаны нек-рые правильные мысли – о пороках метафизич. мышления (см. тамже, с. 194–95), об отрицат. сторонах бурж. общества – "механике корыстолюбивого беспокойства" (см. тамже, с. 154–55; 176, 184; при этом К. ссылался на Сен-Симона, см. там же, с. 125) и др.,– в целом его система являлась ретроградной критикой совр. ему передовой обществ. мысли, в частности философии, с позиций религ. мистики; в области социологической и социально-политической взгляды К. являлись реакц. утопией. Оценка К. в дореволюц. и совр. бурж. лит-ре (работы Гершензона, Зеньковского, Лосского и др.) как одного из основоположников "самобытной" рус. философии извращает ход развития и содержание истории философии в России. Лит.: Плеханов Г. В., И. В. Киреевский, в кн.: Соч., т. 23, М.–Л., 1926; Чернышевский Н. Г., Очерки гоголевского периода рус. литературы, в кн.: Полн. собр. соч., т. 3, М., 1947, с. 77–87; ?исарев Д. И., Рус. Дон-Кихот, в кн.: Соч., т. 1, M., 1955, с. 320–37; Виноградов П. Г., И. В. Киреевский и начало московского славянофильства, "Вопросы философии и психологии", 1892, кн. 11; Лясковский В. [Н. ], Братья Киреевские, жизнь и труды их, СПБ, 1899; Гершензон М. [О. ], Учение о личности (И. В. Киреевский), в его кн.: Исторические записки, М., 1910; Лушников А. Г., И. В. Киреевский, Каз., 1918; Дорн Н., Киреевский. Опыт характеристики учения и личности, Париж, [1938 ]. История философии, т. 2, М., 1957, с. 252–53; Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 1, М., 1955, с. 380–83; Галактионов ?. ?., Никандров П. Ф., История рус. философии, М., 1961, с. 228–37. См. также лит. при ст. Славянофилы. З. Каменский. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме КИРЕЕВСКИЙ — 0

Найдено научныех статей по теме КИРЕЕВСКИЙ — 0

Найдено книг по теме КИРЕЕВСКИЙ — 0

Найдено презентаций по теме КИРЕЕВСКИЙ — 0

Найдено рефератов по теме КИРЕЕВСКИЙ — 0