ИМЯ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ИМЯ
название вещей и явлений реальности.

Источник: Русская философия: терминологический словарь.

имя
личное название человека; название предмета, явления. В логике — выражение языка, обозначающее некоторый предмет, понимаемый в широком смысле как все, что мы можем познать, а не только как материальный объект.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

ИМЯ (в логике)
выражение языка, обозначающее нек-рый предмет, понимаемый в самом широком смысле — как все, что мы можем назвать, а не только как материальный объект. В логической семантике обычно рассматривается т. наз. “семантический треугольник”: 1) имя; 2) предмет, обозначаемый им (денотат, или десигнат); 3) смысл имени (Значение и смысл). В отличие от обычного словоупотребления совр. логика рассматривает в качестве имен не только термины (слова), но и предложения. Денотатом термина считается обозначаемый им объект, смыслом термина — выражаемое им свойство. Денотатом предложения считается его значение истинности (т. е. истина или ложь), смыслом — выражаемое им суждение.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ИМЯ
языковой знак или выражение для наименования ч.-л. индивидуального (собств. И.) или любого предмета из общего класса (общее И.). Объект, предмет (не обязательно материальный), к-рый И. обозначает, называется его денотатом, а содержание И. — его смыслом. Между ними существует отношение наименования, когда И. называет (именует) свой денотат. В совр. логике И. м.б. не только термин (слово), но и предложение. В этом случае денотатом предложения явл. его значение истинности, а смыслом — выражаемые им суждения. В начале XX в. в рус. религ. философии возник спор имяславия по поводу утверждения «И. Бога есть сам Бог». Разбор этого спора дал С.Н.Булгаков в кн. «Философия имени». Помимо афонских монахов в этой дискуссии приняли участие П.А.Флоренский и А.Ф.Лосев, опубликовавший две моногр. «Философия имени» и «Вещь и имя», в к-рых рассмотрел многоаспектность бытования И. в философии и религии. Лит.: Лосев А.Ф. Философия имени. М., 1990. Б.В.Емельянов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Имя
Слово, обычно обозначающее нечто более или менее стабильное, – вещь, индивидуума, субстанцию (отсюда – имя существительное, substantif), состояние, абстрактное понятие и т. д. Действия, движение и процессы легче выразить с помощью глаголов. Нам возразят, что «действие», «движение» и «процесс» суть имена. Это так, но в качестве существительных они выражают абстрактные понятия. Слово «действие» действием не является (это имя, выражающее идею действия), мы начинаем действовать, когда произносим слово или что‑либо делаем (а это уже глаголы).
Фрэнсис Вольф в своем капитальном труде («Выразить мир», 1997) сконструировал мир языка, состоящего из одних имен. Это мир разделенных и неподвижных сущностей, никогда не меняющихся индивидуумов, субстанций без акциденций, вещей без событий, существ без становления. Примерно таким мог бы быть мир Парменида, будь он возможен, или невнятный мир Платона, существуй он на самом деле. Однако такой мир являл бы собой ничто или почти ничто – мир абстракций, или абстракцию мира.

Источник: Философский словарь.

ИМЯ
в логике выражение языка, обозначающее некоторый предмет, понимаемый в широком смысле - как все, что мы можем назвать, а не только как материальный объект. Называемый именем предмет или класс, по логической терминологии, есть объем (экстенсионал) понятия, носящего это имя. По терминологии Г. Фреге и А. Черча, принятой в логической семантике, этот предмет (класс) называется денотатом или десигнатом данного имени, или его значением. Последняя характеристика имени (объемная) отличается от содержательной (интенсиональной), представляющей совокупность признаков имени и называемой его смыслом (интенсионалом), или содержанием данного понятия. В формализованных языках денотат есть однозначная функция смысла (в естественных языках это условие может нарушаться). Современная логика рассматривает в качестве имен не только термины (слова), но и предложения. Денотатом термина считается обозначаемый им объект, смыслом термина - выражаемое им свойство. Денотатом предложения считается его значение истинности (истина или ложь), смыслом - выражаемое им суждение. См. также Значение, Смысловое содержание.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ИМЯ
в логике, выражение естественного или искусственного, формализованного языка, обозначающее предмет (собственное, или единичное, И.) или класс, множество предметов (нарицательное, или общее, И.). Обозначаемый (называемый) И. предмет или класс, по терминологии традиц. логики, есть объем (экстенсионал) понятия, «носящего» это И. В совр. формальной логике, придерживаясь терминологии Г. Фреге - А. Черча, принятой в логич. семантике, этот предмет (класс) наз. денотатом данного И., или его значением, отличая эту объемную характеристику И. от содержательной (интенсиональной), представляющей совокупность характеризующих данное И. признаков и называемой его смыслом (и н т е н с и о н а л о м; по традиц. логич. терминологии - содержанием данного понятия). Формализов. языки строятся обычно так, что денотат есть однозначная функция смысла (в естеств. языках это условие может и нарушаться), но не наоборот (из чего и следует необходимость различения этих двух «способов реализации» И.). Напр., И. «утренняя звезда» и И. «вечерняя звезда» имеют очевидным образом различный смысл (фиксирующий время нахождения обозначаемого этими И. светила на небосводе), но общий денотат - планета Венера. См. также Семантика.

Источник: Советский философский словарь

ИМЯ (в логике)
выражение языка, обозначающее предмет (собственное или единичное имя) или множество (класс) предметов (общее имя), «Платон», «Афины» — это собственные имена, а «человек» и «растение» — имена классов. Имена выполняют две функции: коммуникативную и познавательную. Указывая на объект, имя в то же время представляет его как объект мысли. Отношение между именем и объектом называют отношением именования, которое является предметом логического анализа (см. Именования теория). В вопросе о происхождении имен общепринятого мнения не существует, хотя основные позиции определились еще в античности. Так, согласно Платону (Кратил 434 b, 389 d, и др.), «первые имена» рождаются из самих вещей — «подражают вещам». По Аристотелю (Об истолковании, 16 а 26—30), «имена имеют значение в силу соглашения». Особую трудность в объяснении вызывают «общие имена». У Платона значениями общих имен являются «идеи», существующие реально в особом мире. Напр., имя «Человек» обозначает некоторую идею человека, а отдельные люди являются только ее материальным выражением. Аристотель рассматривал значение общего имени как некоторую сущность, содержащуюся в отдельных вещах некоторого класса. В средневековой философии спор о природе общих имен, начатый Платоном и Аристотелем, принял форму спора об универсалиях между реализмом, номинализмом и концептуализмом. Определенный вклад в учение об именах внесли также Т. Гоббс, Дж. С. Милль, Г. Фреге, Б. Рассел, А. Черч, Р. Карнап, С. Льюис, П. Флоренский, А. Ф. Лосев и др.
Обозначаемый именем предмет или класс предметов называется объемом (экстенсионалом) понятия, носящего это имя. В терминологии Фреге — Черча предмет или класс предметов называется денотатом имени. Совокупность признаков характеризующих данное имя называется его смыслом (иятенсионалом). В терминологии Фреге-Черча — концептом имени. В традиционной логической терминологии совокупность признаков называется содержанием понятия. Эта триада «имя—денотат—концепт» образует т. н. семантический треугольник, в котором имя обозначает свой денотат и выражает свой концепт, т. e. выступает именем для денотата, а не для концепта. Существенным при построении формализованных языков является выполнение требования, согласно которому денотат имени является однозначной функцией его концепта, но не наоборот. Эта необходимо для выделения имен обозначающих один и тот же предмет, но имеющих различный смысл. Напр., имена «Столица России» и «Столица летней олимпиады 1980-го года» имеют различный смысл, фиксируя, в одном случае, политико-географическое положение города, а в другом — место проведения спортивного мероприятия. Однако денотат у этих имен общий — город Москва.
В семантике формальной логики предложение также может рассматриваться в качестве имени. Согласно Фреге—Черчу, денотатом предложения является его значение (истина или ложь), а смыслом — содержание выражаемого им суждения. Напр., предложения «Москва — столица России» и «Платон — основатель Академии» имеют, с точки зрения Фреге—Черча, один и тот же денотат, поскольку они оба истинны, но различный смысл. Однако в естественном языке могут встречаться предложения, имеющие смысл, но не имеющие денотата. Напр., «Земля — планета, расположенная между Марсом и Юпитером». Построение формализованных языков позволяет избежать введения подобных имен. Отношения, связанные с именами, исследуются в семантике и семиотике.
Лит.: Карнап Р. Значение и необходимость. М., 1959; Черч А. Введение в математическую логику, т. 1. M.,1960.
А. Н. Павленко

Источник: Новая философская энциклопедия

ИМЯ
символ личности. Идея символизма имени связана с египетской идеей власти слова. Согласно воззрениям древних египтян, считавших имя отражением души, все элементы имени имели символическое значение, а само имя отождествлялось с характером и судьбой человека. Древнееврейские маги утверждали, что имя каждого человека является частью его сущности, т. е. достаточно раскрыть имя, чтобы поработить его носителя. Впрочем, подобные взгляды были характерны и для большинства традиционных цивилизаций, где имя человека считалось частью его личности. В ходе обряда инициации посвящаемый менял имя на каждой стадии церемонии, а настоящее имя всегда держали в тайне. В Китае официальное символическое имя ребенок получает лишь в десятилетнем возрасте, так как изменение имени означает психическую трансформацию. Можно говорить об аутентичности символизма имен. Имя предстает как слово о человеке как живом существе или вещи. Имя выражает духовный тип человека, является образным воплощением его духа. Человек облекается в имя, как он облекается в плоть. Имя «Иисус» архангел Михаил принес как благую весть. Согласно Апокалипсису, имена человеческие записаны в книге жизни на Небесах. «Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на Небесах», — гласит Евангелие от Матфея. Платон считал, что, называя вещи по имени, мы узнаем их идею. С. Н. Булгаков в развитие этого отмечал, что «как предмет умозрения, имя есть идея; как сила оно есть энтелехия». Он видел в имени не только одно из выражений антропософской сущности человека, но и связывал учение о гармонии имен с учением о гармонии сфер, основой которого является «божественная София и софийный универсальный человек Адам Кадмон». Согласно христианским воззрениям, в наименовании вещи развертывается сила логоса. По Библии, имена Адама («и нарече ему имя Адам»), Авраама, Исаака и Иакова были даны непосредственно Богом или через ангела Божия. Первозданный Адам содержал в себе имена всего сотворенного мира, включая имя своей жены Евы и детей своих (Быт. 2, 23). А через наименование вещей человек получил от Бога власть над миром. Библия повествует о том, что Бог привел к Адаму всех животных, «чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы как наречет человек всяку душу живую, так и было имя ей». С. Н. Булгаков в тайне именования видел творческое: «Да будет!» Именование у него выступает актом рождения — соединения имени-идеи с материей, запечатления идеи материей, а имя — это энергия, сила и семя жизни. Во всех религиях важнейшую роль играли имена Бога. Так, халдеи приписывали божественному имени Схем столь необычные свойства, что и поклонялись ему особо. Древние иудейские ученые, создавшие науку об именах, самое тайное имя (тетраграмму YHVH), выражавшее Божественную сущность, связывали с 12 коленами Израилевыми, 12 месяцами года и 12 знаками Зодиака. Талмудисты верили в абсолютное могущество тайного имени Бога, поэтому имя Яхве, которое разрешалось произносить в храме лишь в особых случаях, они заменяли синонимами Вечный, Святой и другими, а также тетраграммами, означающими Адонай, Эхве или просто Ха-Ше (имя). Были и другие имена Бога, наделенные особой силой. Например, имя, образованное из трех первых сефирот (цифр), которое проповедники произносили вполголоса, благословляя людей. Или имя из 42 букв, содержащее в себе 10 сефирот, которое сообщали только посвященным. То же самое обнаруживается у мусульман: имя Аллаха на письме означает символ всеобщности бытия, так как сочетает в себе как принцип сущности (точку), так и принцип субстанции (окружность). Именно в их сочетании реализуется союз взаимодополняющих сил. В русских православных монастырях Афона в 1910–1912 возникло сектантское течение имяславцев, которые утверждали, что человек из-за своей греховности может славить в молитвах не самого Бога, а лишь его имя. Тоталитарная идеология не могла не затронуть и сферу ноуменальную, в особенности такую ее важную часть, как теория имени и его влияния на человека. С позиций коммунистической идеологии личное имя становилось простым идентификатором, зато имя общественное требовало постоянного самопожертвования для поддержания его чистоты. Наглядный тому пример — плакаты типа: «Если тебе — комсомолец имя, имя крепи делами своими». Источ.: Атеистический словарь. М., 1986; Жюльен Н. Словарь символов. Челябинск, 1999; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

ИМЯ

- выражение естественного или искусственного, формализованного языка, обозначающее отдельный предмет, совокупность сходных предметов, свойства, отношения и т. п. Напр., слово "Наполеон" обозначает отдельный предмет - Наполеона Бонапарта; слово "полководец" обозначает класс людей, каждый из которых командовал войсками в сражениях; слово "белый" можно рассматривать как обозначение свойства белизны; слово "выше" - как обозначение определенного отношения между предметами.
Объект, обозначаемый И., называется денотатом этого И.; содержание И., т. е. способ, которым оно указывает на свой денотат, называется смыслом И. В традиционной логике понятиям "денотат" и "смысл" соответствуют понятия объема и содержания. Между И. и его денотатом имеется отношение именования, т. е. И. называет, именует свой денотат. При построении логических систем стремятся к тому, чтобы отношение именования удовлетворяло трем следующим принципам.
1.Принцип однозначности: И. должно иметь только один денотат, т. е. обозначать только один предмет, класс предметов или свойство. Принцип однозначности в естественных языках часто нарушается из-за многозначности и неопределенности слов и выражений. Однако следует стремиться к тому, чтобы по крайней мере в пределах одного контекста или одного рассуждения наши слова и выражения относились к одним и тем же объектам. В противном случае неизбежны логические ошибки.
2. Принцип предметности: всякое предложение говорит о денотатах входящих в него выражений. Напр., предложение "Уральские горы разделяют Европу и Азию" говорит не об именах "Уральские горы", "Европа", "Азия", а о той горной цепи, которая разделяет Европейский и Азиатский материки. Принцип предметности кажется достаточно очевидным, однако, когда мы начинаем говорить о самих языковых выражениях или о математических объектах, может произойти смешение И. с их денотатами.
3. Принцип взаимозаменимости: если два И. имеют один и тот же денотат, то одно из них можно заменить другим, причем предложение, в котором осуществляется такая замена, не изменяет своего истинностного значения. Напр., И. "Москва" и "столица России" имеют один и тот же денотат, поэтому в предложении "Москва - многомиллионный город" можно И. "Москва" заменить И. "столица России": "Столица России - многомиллионный город". Второе предложение остается истинным.
Принцип взаимозаменимости называют также принципом экстенсиональности (объемности), т. к. он служит для отличения экстенсиональных контекстов от интенсиональных. Экстенсиональным наз. такой контекст, для которого важны только денотаты языковых выражений. Поэтому принцип взаимозаменимости в таком контексте выполняется: при замене И. с одним денотатом предложение сохраняет свое истинностное значение. Однако если для контекста важен не только денотат, но и смысл И., принцип взаимозаменимости нарушается: замена И. с одним денотатом может сделать истинное предложение ложным. Поэтому неэкстенсиональными, или интенсиональными, наз. контексты, в которых принцип взаимозаменимости нарушается. Напр., цифра "9" и И. "число планет Солнечной системы" имеют один и тот же денотат (т. к. число планет Солнечной системы равно 9). Рассмотрим предложение: "9 необходимо больше 7". Это предложение истинно. Заменим теперь в этом предложении "9" именем "число планет Солнечной системы", получим предложение: "Число планет Солнечной системы необходимо больше 7". Последнее предложение очевидно ложно, т. к. нет никакой необходимости в том, чтобы число планет Солнечной системы превосходило 7.
В зависимости от характера денотата и смысла И. подразделяются на классы.
Единичное (собственное) И. - И., денотатом которого является один-единственный предмет, напр. "Аристотель", "Монблан", "Нева", "величайший философ древности", "река, на которой стоит Ленинград" и т. п.
Общее И. - И., денотатом которого является класс однородных предметов, напр. "философ", "гора", "река" и т. п.
Пустое И. - И., у которого отсутствует денотат, т. е. не существует такого предмета, который обозначается данным И., напр. "единорог", "Зевс", "русалка", "кентавр" и т. п. Вопрос о пустоте или непустоте того или иного И. часто имеет большое значение, и на него не всегда просто ответить. Имеются логически противоречивые И., смысл которых включает в себя логически несовместимые признаки, напр. "круглый квадрат", "деревянное железо". Такие И. можно назвать логически пустыми. Однако существование женщин с рыбьим хвостом или существ, объединяющих в себе коня и человека, не противоречит законам логики, но с точки зрения физики и биологии невозможно. Поэтому И. "русалка" и "кентавр" пусты по естественнонаучным основаниям. Во многих случаях мы не знаем законов природы, отрицающих существование тех или иных объектов, поэтому вопрос о пустоте или непустоте соответствующих И. решается эмпирическим исследованием.
Конкретное И. -И., обозначающее отдельный предмет, вещь, в противоположность абстрактному И., обозначающему свойство или отношение между предметами. Напр., слово "стол" - конкретное И., т. к. обозначает предметы, целостные вещи, а слово "белизна" является абстрактным И., поскольку обозначает не предмет, а свойство предметов. Деление И. на конкретные и абстрактные осуществляется в рамках традиционной логики и не является вполне определенным. Во многих случаях довольно трудно решить, имеем ли мы дело с предметом или с некоторым свойством. Напр., такие слова, как "республика", "совесть" и т. п., можно истолковать и как обозначения предметов, и как обозначения свойств и отношений.

Источник: Словарь по логике

ИМЯ
в логике) – выражение языка, обозначающее предмет (собственное, или единичное, имя) или множество предметов (общее имя); при этом предмет понимается в самом широком смысле – как все, что мы можем назвать. Среди собственных И. различают И. отд. предметов ("Пушкин", "автор „Тита Андроника“", "Сократ") и имена классов (напр., "человечество" как собств. имя класса всех людей); последние следует отличать от общих И. (напр., "человек"), т. к. они применимы к классу в целом как к одному предмету, но не к каждому отдельному его элементу, тогда как общие И. приложимы к каждому элементу соответств. класса, но не к классу в целом. Отношение между И. и тем, что оно обозначает (о т н о ш е н и е и м е н о в а н и я, или о б о з н а ч е н и я ), является в общем случае трехчленным (тренарным) отношением – между данным языком, выражением этого языка и обозначаемым предметом (или множеством предметов); оно становится двучленным (бинарным), если язык фиксировать (см. Семантика в логике). В формализованных языках аналогом собств. И. является константа; собств. И. предметов соответствуют т.н. индивидные константы, собств. И. классов – классовые константы; аналогом общего имени является переменная, или форма. Собств. И. в формализованных языках подразделяются на и с х о д н ы е собств. И., к-рым приписываются определ. значения, и И., построенные из исходных (т.е. И., строение к-рых отражает тот способ, к-рым они обозначают предмет). Использование имен – необходимая сторона процесса языкового общения людей и их познават. деятельности. И. служат цели выделения объектов познания и мысленного оперирования с ними; введение языковых выражений, обозначающих предметы и их множества, тесно связано с процессами абстрагирования, обобщения и идеализации, приводящих к образованию новых понятий. И. и связанные с ними отношения исследуются в семантике. В последней изучается т.н. семантический треугольник – отношения между тремя объектами: И., смыслом и обозначаемым (множеством обозначаемых). В зависимости от принимаемых допущений, характеризующих отношения между этими тремя объектами, различаются те или иные теории И. (Гоббс, Милль, Фреге - Черч, Рассел, Карнап, Льюис), при этом наибольшие трудности возникают при рассмотрении теории собств. И. В совр. логике пользуется особым распространением теория Фреге (в наиболее последоват. форме она изложена А. Черчем). Согласно теории Фреге, семантич. треугольник имеет вид: ИМЯ В этой схеме существенно то, что И. является именем для своего денотата, но не для своего смысла. Иначе говоря, отношение именования (обозначения) существует между И. и его денотатом: И. называет, или обозначает, свой денотат; отношение же между И. и его смыслом - другое: И. выражает свой смысл. Необходимость различения денотата и смысла вытекает из того, что существуют И., обозначающие один и тот же предмет, но явно имеющие разное содержание (смысл). След. пример, принадлежащий Фреге, стал классическим: имена "Вечерняя звезда" и "Утренняя звезда" обозначают один и тот же предмет, а именно, планету Венеру; но в смысл первого И., в отличие от второго, входит то, что это небесное тело видно на небосводе вечером, а в смысл второго имени, в отличие от первого, входит то, что его видно утром. Др. пример: выражение "разумное существо" как собств. И. имеет денотатом класс людей, а смыслом – свойство "обладать разумом"; выражение "бесперое двуногое" имеет денотатом тот же класс, а смыслом – свойство "иметь две ноги и не иметь перьев (от природы)", к-рое естественно считать отличным от свойства "обладать разумом". Далее, в совр. логике предложения также обычно рассматриваются как И. По Фреге, денотатом предложения является его значение истинности (т.е. истина или ложь), а смыслом – выражаемое им суждение. С этой т. зр. предложения "2·2=4" и "Наполеон умер в 1821 году" имеют один и тот же денотат (истину), но различный смысл. С др. стороны, И., имеющие один и тот же смысл, считаются имеющими один и тот же денотат (т.е. денотат есть функция смысла). Наконец, в обычном (естественном) языке могут существовать И., имеющие смысл, но не имеющие денотата, напр. "король, правивший во Франции в 1905 году"; однако при построении формализованных языков можно так или иначе избегать введения подобных И. Для того чтобы говорить о нек-ром предмете, надо использовать его И., к-рое всегда имеет свой смысл. Когда же возникает необходимость говорить об этом смысле как о самостоят. предмете, нужно ввести для него новое И., напр. "смысл имени „Вечерняя звезда“", к-рое также будет иметь свой смысл. Однако в нек-рых общеупотребит. контекстах И. используются для того, чтобы говорить не об их денотатах, а об их смыслах. Так, в предложении "Нек-рые литературоведы сомневаются, был ли Шекспир автором „Тита Андроника“" сомнению подвергается, конечно, не тождество Шекспира с самим собой, а скорее вопрос о том, определяют ли смыслы имен "Шекспир" и "автор „Тита Андроника“" один и тот же денотат. Такие контексты, в отличие от обычных, или прямых, наз. к о с в е н н ы м и (см. Взаимозаменимости отношение). Если речь идет о естеств. языке, то приходится, как это делают Фреге и Черч, признать, что И. может иметь различные денотаты и, следовательно, различный смысл в разных контекстах; именно, в косвенном контексте денотатом И. является то, что в обычном контексте было его смыслом. В формализованном языке этого положения можно избежать, применяя особые И. для смыслов, выражаемых другими И.; при этом эти особые И. не должны иметь косвенных вхождений др. имен (отметим, что И. "смысл имени „Вечерняя звезда“" не удовлетворяет этому требованию, т. к. содержит косвенное вхождение имени "Вечерняя звезда"). В совр. формальной логике существует т. зр., согласно к-рой это "умножение имен" является недостатком теории Фреге – Черча. В соответствии с таким взглядом были сформулированы др. концепции И. (Карнап). (О концепции Карнапа, а также о подходах Рассела и К. И. Льюиса и взглядах Дж. С. Милля на И. см. Название). При формальном рассмотрении теории общих И. можно, считая исходным понятие выполнимости, определить с помощью отношения именования (обозначения) осн. понятия этой теории. Рассмотрим отношение Ds (N, x): "N обозначает x"; областью Ds является множество всех И. нек-рого языка L, противообластью – множество денотатов. Введем следующие определения: 1. Имя N1 охватывает имя N2: Comp (N1, N2), если и только если N1 обозначает каждый денотат, обозначаемый именем N2, т. е. Comp (N1, N2) = Df x(Ds (N2, x) ? Ds (N1, x)). 2. Отношение, обратное Comp, наз. субсумцией: Sub (N1, N2) = Df Comp (N2, N1) = Comp (N1, N2). 3. Имя N1 коэкстенсивно (равнообъемно) имени N2, если и только если N1 охватывает N2, и N1 субсумируетN2: Coext (N1, N2) = Df Comp (N1, N2) & Sub (N1, N2). Напр., "разумное животное" (как общее имя) коэкстенсивно с "человек". 4. Имя N наз. общим, если и только если оно обозначает по крайней мере два предмета: Com (N) = Df 3 х ? у ((х [B]? y) & Ds (N, x) & Ds (N, у)). 5. Единичное имя есть имя, обозначающее один и только один предмет: Sing (N) = Df 3 х (Ds (N, x) & V y (Ds (N, у) => (x = у))). Лит.: Mилль Д. С, Система логики силлогистической и индуктивной, пер. с англ., М., 1914; Карнап Р., Значение и необходимость, пер. с англ., М., 1959 (особ. гл. 1-3); Черч ?., Введение в математическую логику, пер. с англ., [т. 1], М., 1960 (особ. § 01-04); Russell В., On denoting, "Mind", new. ser., 1905, v. 14, No 56, p. 479-93; его жe, An inquiry into meaning and truth, L., [1940]; Lewis С I., An analysis of knowledge and valuation, La Salle (Ill), [1947]; Quine W. V. O., Notes on the theory of reference, в его кн.: From a logical point of view, Camb. (Mass.), 1953. Д. Лахути, В. Финн. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
143.92 кб

Имя и энергия между сущностью и ипостасью (к некоторым темам современной критики имяславия)

Крючков Тимофей Олегович
Статья посвящена вопросам православного понимания категории «энергия» в контексте формулы имяславия «Имя Божие есть энергия Божия». На примере работ С. С. Хоружего и П. Ю.
Читать PDF
125.18 кб

Имяславие Флоренского: исихазм или символизм?

Авель
Статья посвящена рассмотрению одного из аспектов аргументации священника Павла Флоренского в имяславческой полемике, а именно понятию символа и имени.
Читать PDF
144.94 кб

Имя как символ индивидуальности

Синицына Людмила Николаевна
В данной работе автор анализирует различные подходы в исследовании существующей взаимосвязи имени с характером, здоровьем, судьбой, другими аспектами человеческого бытия, что в совокупности может быть представлено определённым сим
Читать PDF
168.55 кб

Имя собственное как коммуникативная конвенция

Михайлов И. Ф.
Читать PDF
370.17 кб

Имя и число в русской и в китайской мыслительных традициях

Фриауф Василий Александрович
Онтологический статус имени и числа в русской и в китайской философии – предмет статьи. Русская философия имени и китайская школа мин-цзя сопоставляются в компаративистском анализе.
Читать PDF
257.45 кб

Имя отца в психоаналитическом дискурсе Жака Лакана

Шукуров Дмитрий Леонидович
В статье рассматривается концептуальная категория психоаналитической теории Жака Лакана — «Имя Отца».
Читать PDF
295.54 кб

Имя собственное в философской интерпретации Павла Флоренского

Козловская Наталия Витальевна
В статье анализируется смысловая структура термина имя в работах Павла Флоренского.
Читать PDF
126.19 кб

Имя Божие и православная икона в контексте святоотеческого богословия

Малков Петр Юрьевич
Статья касается одного из а пектов современной имяславческой полемики.
Читать PDF
64.02 кб

Имя как феномен культуры

Ярославцева И. П.

Похожие термины:

  • Имя в логике

    выражение языка, обозначающее некоторый предмет, понимаемый в самом широком смысле — как все, что мы можем назвать, а не только как материальный объект. В логической семантике обычно рассматрива
  • ИМЯ ПУСТОЕ

    выражение, обозначающее несуществующий предмет. Сравните: «русалка», «Афродита». Много философских недоразумений связано в философии с пустым именем «ничто» (см.).
  • ИМЯ ОБЩЕЕ

    выражение, обозначающее класс предметов. Сравните: «животное», «частица», «человек».
  • ИМЯ ЕДИНИЧНОЕ

    выражение, обозначающее один-единственный предмет.
  • ИМЯСЛАВЦЫ

    сторонники кулацко-монархич. полусект. групп (близких федоровцам), нелегально действовавших в СССР в 20-х - нач. 30-х гг. и позже распавшихся.
  • Имя собственное

    воплощение смысловой энергии самобытия не в другом самобытии как таковом, но в его познавательной интенции без их инобытийного оформления.
  • ИМЯСЛАВИЕ, имеславие

    направление в русском православном богословии и монашеской практике нач. 20 в. Поводом к его возникновению послужил серьезный богословский спор («Афонская смута»), вызванный публикацией в 1907 книги