ГУСКАГУССЕРЛЬ Э.: ВРЕМЯ В ФЕНОМЕНОЛОГИИ

Гуссерль

Найдено 2 определения термина Гуссерль

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

ГУССЕРЛЬ

Husserl), Эдмунд (8 апр. 1859 – 26 апр. 1938) – нем. философ-идеалист, родоначальник феноменологич. школы совр. бурж. философии (см. Феноменология). Проф. в Геттингене и Фрейбурге. Идейные истоки его феноменологии – философия Платона, Декарта, Лейбница, Брентано, Больцано и др. Г. выступил с требованием превратить философию в "строгую" дисциплину, создать логику науч. знания. Но прежде чем такая логика может быть построена, логич. категории и законы должны быть вычленены в "чистом виде" и обоснованы. Такую задачу, по Г., должна выполнить "феноменология". "Феноменология", "чистая теория познания", к-рую Г. замыслил как гносеологич. подготовку логики и методологическое обоснование всех наук, развивает субъективно-идеалистич. (с элементами объективного идеализма) понимание специфики отношения субъекта и объекта познания. Претендуя на нейтральную позицию в решении осн. вопроса философии, Г. объявил свею феноменологию "беспредпосылочной". Релятивистски принижая роль науч. знания, он предложил "исключить" из сферы феноменологии, "вынести за скобки" все истины наук, в т. ч. наук о сознании, "положения о бытии" (напр., вопрос о том, существует ли бытие независимо от сознания). Г. осуществлял это при помощи метода "феноменологической редукции", к-рая, по его мнению, обеспечивает возможность выделения особого предмета анализа – "чистого" сознания, не связанного ни с бытием, ни с реальным сознанием. Изображая "чистое" сознание в виде совокупности "эйдосов", "чистых сущностей", "идеальных предметов", Г. воспроизвел и усугубил объективный идеализм Платона. Метафизич. разрыв "сущности" и "существования" был затем продолжен у экзистенциалистов (см. Экзистенциализм). Но объективный идеализм Г., обладавший специфич. особенностью по сравнению с идеализмом Платона и Гегеля ("сущности" только "значат", но нигде и никогда не существуют), остался только общей программой, замыслом. Поэтому представляется неточной имеющая известное распространение характеристика гуссерлианства как преимущественно объективно-идеалистич. теории. Уже начиная со 2-го т. "Логических исследований", при интерпретации объекта познания Г. примыкает к субъективному идеализму, сближающемуся с философией Шуппе. Здесь он прежде всего превращает объекты сознания в идеальные предметы; кроме того, по Г., предмет "идеальный" (эйдос) или "реальный" (у Г. это не предмет окружающего мира, а та же идея, но меньшей степени общности, чем эйдосы) не существует вне направленного (интендированного) на него действительного или потенциального акта мысли, конструирующего предмет. Согласно Г., "предмет" усматривается и создается путем интуиции, к-рую он противопоставлял опосредствованному знанию в качестве единств. пути познания "всеобщего", "сущности". Конкретный путь интуитивного "усмотрения" Г. рассматривал в теории "идеирующей абстракции". В ней действительный интуитивный акт "переживания", "схватывания" предмета – "идеирующая абстракция" – противопоставляется принципу абстрагирования. Критерием истинности усмотрения Г., по существу, объявил личные переживания субъекта. Субъективистские тенденции особенно усилились в работах Г. 20–30-х гг. (см., напр., "Cartesianische Meditationen und Pariser Vortr?ge", в кн.: "Husserliana", Bd 1, [Haag], 1950). В них Г. рассматривал в качестве непосредственно очевидного фундамента "чистого" сознания субъективно-идеалистически истолкованный принцип cogito ergo sum Декарта. Как свидетельствуют обзоры неопубликованных рукописей Г., а также его изданные в последние годы работы ("Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология" – "Die Krisis der Europ?ischen Wissenschaften und die transzendentale Ph?nomenologie" [1954 ], "Первая философия" – "Erste Philosophie" [1956–59]), Г. пришел к крайней форме субъективного идеализма, вплотную подводящей к нек-рым осн. понятиям нем. экзистенциализма. Критикуя субъективистскую и релятивистскую направленность распростра- нившихся в конце 19 – нач. 20 вв. психологич. трактовок логики, Г. не избавился от субъективизма, релятивизма и психологизма. Его феноменология, основывающаяся на одновременной онтологизации (в теории "эйдосов") и субъективизации (в теории "предметности") логического, полна чрезвычайно формалистич. рассуждений о нигде и никогда не существовавших "типах предметностей". Последователи Г. имеются в ряде стран. В США существует "Феноменологическое об-во" во главе с М. Фарбером, к-рое издает журн. "Philosophy and Phenomenological Research". Архив Г. в г. Лувене (Бельгия) регулярно публикует его сочинения, заметки, дневники, письма. Ряд совр. философов, не примыкающих к школе Г., считает возможным использовать его методологич. идеи (Бохенский и др.). Соч.: Husserliana, Bd 1–8, Haag, 1950–59; Philosophie der Arithmetik, Bd l, Lpz., [1891]; Logische Untersuchungen, 2 Aufl., Bd 1–2, Halle, 1928; Vorlesungen zur Ph?nomenologie des inneren Zeitbewusstseins, Halle, 1928; Formale und transzendentale Logik, Halle, 1929; Erfahrung and Urteil, Hamb., 1954; Соч. в рус. пер. – Логические исследования, т. 1, СПБ, 1909; Философия как строгая наука, "Логос", 1911, кн. 1. Лит.: Юринец В., Эдмунд Гуссерль, "Под знаменем марксизма", 1922, No 11–12; 1923, No 4–5; Михеев В. И., Критика феноменологического направления в современной буржуазной философии, М., 1957 (Автореф. дисс.); Яковенко Б. В., Философия Эд. Гуссерля, в сб.: Новые идеи в философии. Сб. 3, СПБ, 1913; Шпет Г. Г., Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы, М., 1914; Weidauer F., Kritik der Transzendentalph?nomenologie Husserls. Lpz., 1933; Lauer Q. E., Husserl. La philosopnie comme science rigoureuse, P., 1955; его же, Ph?nom?nologie de Husserl, [P.], 1955; Brand G., Welt, Ich und Zeit. Nach unver?ffentlichten Manuskripten Edmund Husserls. Haag, 1955; Adorno T. W., Zur Metakritik der Erkenntnistheorie, Stuttgart, 1956; Diemer ?., Edmund Husserl, Meisenheim/Glan, 1956; M?ller W. H., Die Philosophie Edmund Husserls nach den Grundz?gen ihrer Entstehung und ihrem systematischen Gehalt, Bonn, 1956; Kraft J., Von Husserl zu Heidegger, Frankf./M., 1957; Farber M., The foundation of phenomenology, Camb., 1943; Ph?nom?nologie, existence, P., 1953. Н. Мотрошилова. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Гуссерль

Эдмунд Гу?ссерль (Husserl) (1856-1938) нем. философ, создатель феноменологич. направления. Изучал математику и астрономию в ун-те Лейпцига в 1876-78, слушал Вундта, основавшего в Лейпциге первый ин-т эксперимент. психологии. В ун-те Берлина в 1878-81 специализировался по математике, защитив в 1882 в Вене дис. на тему “К теории вариативных исчислений”. В 1883 вернулся в Берлин, где стал ассистентом Вайерштрасса. В 1884-86 вновь в Вене, посещает лекции Фр. Брентано, под сильное влияние к-рого вскоре попадает и решает всецело посвятить себя философии. От занятий математикой Г. переходит к выяснению значения осн. математич. понятий и теор. основ математики. Плодом исследований Г. в этой области становится габилитация (“О понятии числа” VI. 1887, Галле) под руководством К. Штумпфа; опубликованная в 1891 под названием “Философия арифметики” диссертация была подвергнута резкой критике Г. Фреге. Гл. возражение вызвала идея принципиального отличия логич. и математич. понятий от психол. актов, в к-рых они могут появляться (у Г. понятие числа, напр., должно быть определено в процессе рассмотрения деятельности счета). Обвинение в смешении психологии и логики оказалось важным в развитии взглядов Г. Обещанный второй том “Философии математики” так и не вышел. Зато в 1900-01 вышли два тома “Логич. исследований”, заявив феноменологию Г. как новый радикальный стиль философствования. Первый том (“Пролегомены к чистой логике”) посвящен критике взглядов, лежащих ранее в основе собств. воззрений Г., обозначенных теперь как “психологизм”. Основания логики и математики не могут быть найдены в психологии, ибо психология — эмпирич. наука, тогда как логика и математика априорны. Априорной наукой является также и философия, к-рая должна заниматься рац. понятиями и общезначимой истиной. В первом издании “Логич. исследований” феноменология была еще определена как “дескриптивная психология”. Впоследствии Г. осознал, что использование термина “психология” приводит к непониманию целей и специфики его замысла. Вплоть до 20-х гг. он избегает использования термина “психология” для определения своей программы, но продолжает считать феноменологию дескриптивной (описат.) наукой, что, по его мнению, сущностно отличает метод феноменологии от установившейся практики построения философии как аксиоматич. дисциплины, т.е. выведения истинного из предыдущих утверждений, вместо рассмотрения мира таким, “каким он является”. Так, описательность стала важной характеристикой беспредпосылочного знания. Важно то, что в призыве “назад к самим вещам”, выражающем гуссерлевскую установку, “вещи” есть то, что феноменология обнаруживает в их принципиальной общности в актах познания, а не во внешнем мире. Второй том “Логич. исследований”, содержащий шесть относительно самостоят. разделов, посвящен важным логич. понятиям и проблемам: “выражение”, “значение” (I Иссл.) и т.д. Там же (V Иссл.) Г. впервые в своих трудах обратился к исследованию проблемы интенциональности. Вслед за Брентано он полагал, что все ментальные акты обладают интенциональным характером. Подлинное описание акта сознания не включает экзистенцию или истинность объекта интенциональности. Пытаясь преодолеть особенность мышления, заключающуюся в неминуемом наличии в представлении также и представляемого, отказался считать представление основой всех вообще психич. актов. Пятое логич. исследование второго тома дает дескрипцию нескольких элементов интенциональных актов. Одним из наиболее важных текстов мыслителя являются лекции “К феноменологии внутр. сознания времени” (1905, изд. в 1928), где Г. старался выявить сознание как само себя конституирующее в потоке времени. “Логич. исследованиями” были начаты поиски непоколебимого основания научного знания. В статье “Философия как строгая наука” (1911) Г. развил свое понимание философии, критикуя “натурализм” и “историзм”, как убеждение в релятивности всех истин философии по отношению к той или иной эпохе. Эта вторая линия критики была направлена в адрес Дильтея (см. Дильтей). В этой статье развивается понимание философии как науки абсолютной и априорной. Проблему различения описаний феноменологических и обычных психологических Г. преодолевает, выдвигая идею “трансцендентально-феноменологич. редукции” в опубликованной лишь посмертно серии лекций “Идея феноменологии” (1907). В напечатанных при жизни работах редукция впервые появляется в “Идеях к чистой феноменологии и феноменологич. философии. Кн. I” (1913). Здесь и далее трансцендентально-феноменологич. редукция выступает в качестве методол. механизма, необходимого для феноменологич. анализа. Она является переходом от обыденной установки по отношению к миру к рефлектированной. Природа этой процедуры остается одной из актуальных проблем феноменологии Г. При осуществлении редукции мы открываем то, что Г. называет “трансцендентальным Эго”, или “чистым сознанием”, для к-рого все существующее является объектом. Все, что есть в мире, является объектом нашего сознания, представляющего собой совокупность “чистых сущностей”, или “эйдосов”. Задача феноменологии — описание работы такого чистого сознания. Феноменология теперь характеризуется как исследование и описание области бытия, к-рой ранее в философии уделялось меньше внимания и к-рая является абсолютным основанием опытного (т.е. познаваемого) мира, недоступного эмпирич. созерцанию, но раскрываемому только феноменологич. описанием и “эйдетической редукцией”. Поскольку существование трансцендентального Эго несомненно, его открытие важно как для того, чтобы развести феноменологию и эмпирич. науки, так и для того, чтобы найти архимедову точку для начала исследований. В Геттингене Г. преподает с 1901 по 1916, первая книга “Идей” — последнее важное событие этого периода. В 1916-29 Г. преподавал во Фрейбурге, где провел остаток своей жизни. В “Формальной и трансцендентальной логике” (1929) трансцендентальное Эго по-прежнему полагается абсолютным, а все другие вещи определяются в отношении к нему. Примерно в то же время Г. начинает разрабатывать проблематику интерсубъективности (“Картезианские медитации”, 1931). В лекциях, прочитанных в 1935 (опубл. в Белграде в 1936) — “Кризис европ. наук и трансцендентальная феноменология” — уже развернуто представлена т.зр., согласно к-рой “трансцендентальное Эго” теряет абсолютный характер, становясь коррелятивным миру. Мир соотнесен в “Кризисе” не с трансцендентальным индивидуумом, но с интерсубъективным сооб-вом индивидуумов, феноменология занимается теперь не описанием отд. региона бытия, но осмыслением и экспликацией путей становления коллективного опыта. Феноменология становится отличимой от других наук не благодаря особому ее предмету, но лишь тем, что рассматривает мир особым, рефлективным образом, и исследует не “данности”, но условия когерентности и адекватности познания. С феноменологией Г. произошло и еще одно изменение. Если вначале она должна была обеспечить основание научного познания (в широчайшем смысле), то в 30-х гг. он начинает проводить жесткое различение между “миром”, в к-ром мы живем, и миром, к-рый может стать объектом науки. Понимание научного познания возможно лишь на основе понимания “жизненного мира”(см. Жизненный мир). Поскольку изначально задачей феноменологии было дать основоположение всей системе знания, деятельность Г. была в значит. степени ориентирована на создание феноменологии как феноменологич. сооб-ва, что ему в большой мере удалось. Наследие Г. огромно по масштабности исследоват. программы и по проделанной работе. При жизни им было опубликовано 8 книг и больших статей, его же рукописный архив насчитывает более 45 тыс. стеногр. страниц . Соч.: Husserliana: Gesammelte Werke. Bd. 1-29. Haag, 1950-93; Собр. соч. М., 1994. Т. I: Феноменология внутреннего сознания времени. М., 1994; Логич. исследования. Т. 1,ч. 1: Пролегомены к чистой логике. СПб., 1909; Кризис европ. человечества и философия // ВФ. 1986. № 3; Логич. исследования. Т. 2, ч. 1: Исследования по феноменологии и теории познания. Исследование V: Об интенциональных переживаниях и их “содержаниях” // Проблемы онтологии в совр. бурж. философии. Рига, 1988; Идея феноменологии // Ступени. 1991. №3; 1992, № 2; Амстердамские доклады // Логос. 1992. N 3; 1994. № 5; Феноменология: Ст. в Британской энцикл. // Логос. 1991. Вып. I; Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология: Гл. из кн. // ВФ. 1992. № 7; Философия как строгая наука. Ново-черкасск, 1994. Лит.: Шестов Л. Памяти великого философа (Эдмунд Гуссерль) // ВФ. 1989. № 1; Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум в интерпретации Эдмунда Гуссерля // Наука в зеркале философии XX века. М., 1992; Хаардт А. Эдмунд Гуссерль и феноменологическое движение в России 10-х и 20-х годов // ВФ. 1994. № 5. И.А. Михайлов. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Найдено схем по теме Гуссерль — 0

Найдено научныех статей по теме Гуссерль — 0

Найдено книг по теме Гуссерль — 0

Найдено презентаций по теме Гуссерль — 0

Найдено рефератов по теме Гуссерль — 0