ФРЕЙД ЗигмундФрейд:cудьбы влечений

ФРЕЙД Зигмунд Шломо

Найдено 1 определение:

ФРЕЙД Зигмунд Шломо

(1856—1939) — австр. психиатр, психолог и философ, основоположник психоанализа. С юности увлекался классич. антич. культурой и совр. естествознанием (в частн. идеями Гельмгольца и Дарвина). Под давлением отца поступил на мед. ф-т Венского ун-та (1873), по окончании к-рого работал в физиол. лаборатории Э.Брюкке (1876—81), где познакомился с изв. психиатром И.Брейером и обратился к изучению невропатологии и психиатрии. Получив степень д-ра медицины (1881), работал в разл. психиатрических клиниках Австрии (1882—85); стажировался во Франции у психоневролога Ж.М.Шарко (1885—86) и у Й.Бернгейма и А.Льебо (1889). Приват-доцент (1885), затем — проф. (1902) Венского ун-та. С 1938 г. жил в Англии. Осн. соч.: «Исследования истерии» (1895), «Толкование сновидений» (1900), «Очерк истории психоанализа» (1910), «Тотем и табу» (1912), «Психопатология обыденной жизни» (1912), «Введение в психоанализ. Лекции» (1917), «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Я и Оно» (1923), «Неудовлетворенность в культуре» (1930), «”Я” и механизм вытеснения» (1935). На основе наблюдений за больными истерией Ф. совместно с Брейером (1891) предложил ряд нетрадиц. методов терапии истерического невроза, включая «катартический метод исцеления», к-рый позднее лег в основу психоаналитич. терапии в целом. В период 1896—1905 гг. он сформулировал осн. положения теории психоанализа: 1) Психич. жизнь человека определяется взаимодействием трех факторов — бессознательной части психики («Оно», «Id»), личностного сознания («Я», «Ego») и соц.нравств. сознания («сверх-Я», «super-Ego»); при этом бессознательное явл. первичной структурой, от содержания к-рой в целом зависит весь мотивационно-поведенческий комплекс; 2) «Оно» формируется в процессе вытеснения врожденных инстинктов и влечений (преим. сексуальных) в результате репрессивного воздействия семьи и соц. окружения; нравств.-культ. нормы и запреты, в свою очередь, явл. основой «сверх-Я» как соц. интроекта; 3) Функционирование «Я» сопровождается постоянным конфликтом между асоциальным «принципом удовольствия» и «принципом реальности», требующим ограничения и подавления истинных влечений и желаний индивида для нормального существования в об-ве; 4) Внутр. конфликт в структуре «Я» смягчается благодаря механизму сублимации, переводящему грубо-чувственные желания и влечения в социально приемлемую мотивацию; запретные объекты влечения при этом замещаются допустимыми (как реальными, так и символич.); 5) Нарушения в двуедином механизме вытеснения/сублимации, возникающие в результате психич. травм, ведут к невротизации личности, что проявляется в разл. фобиях, эмоциональных срывах, ценностно-целевой амбивалентности и т.п.; 6) Содержание «Оно» может стать предметом рациональной рефлексии через процедуры истолкования смутных воспоминаний детства, сновидений, фантазий, спонтанных поступков, речевых ошибок и т.п.; задача психоаналитика — показать пациенту обоснованность его душевных переживаний и в ходе процедуры «переноса» помочь ему преодолеть невротическое самоотрицание. Поначалу психоанализ Ф. ограничивался рамками психологии и психиатрии, но затем развился в сложную систему, имеющую соц.филос. и культурол. характер (1910—20). В первой версии этой системы осн. роль принадлежит концепциям комплекса психического (понятие к-рого ввел К.Г.Юнг в 1912 г.) и либидо — влечения к удовольствию, к-рое независимо от его объекта явл. сексуальным. Согл. воззрениям Ф. этого периода либидозные влечения, будучи асоц. по своей природе, в ходе вытеснения и сублимации становятся осн. содержанием культуры и системы соц. норм. Гл. значение здесь имеет Эдипов комплекс — инцестуозное сексуальное влечение к родителю противоположного пола; в ряде работ Ф. доказывает, что именно им стимулируется религиозно-мифол. творчество как первичная форма нормативно-культ. деятельности. В кн. «Тотем и табу», посвященной анализу примитивных религ. представлений и практик, инцест как объект радикальной культ. репрессии дополняется внутриродовой агрессией и каннибализмом. С начала 1920-х гг. Ф. пересматривает концепцию структуры инстинктов, выдвигая на первый план дуализм инстинкта жизни (Эрос) и влечения к смерти (Танатос). Влияние его идей на развитие совр. культуры, включая ее нетеор. отрасли (прежде всего иск-во), поистине огромно; основанное им психоаналитич. движение ныне представляет собой широкий спектр разнообразных шк. и направлений теор. и клинического психоанализа (всего ок. 60). Несмотря на постоянную критику теории Ф. и разл. модификации его исходных положений, общие методол. принципы психоанализа в целом аналогичны установкам его основателя. Соч.: Введение в психоанализ. Лекции. М., 1990; Психология бессознательного: Сб. произв. М., 1990; Толкование сновидений. М., 1992; Тотем и табу. М., 1997; Основные принципы психоанализа. М.; Киев, 1997. Лит.: Браун Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты. М.; Киев, 1996; Зигмунд Фрейд: Pro et Contra. М., 2004; Сартр Ж.П. Фрейд. СПб., 1995; Царь Эдип. Прошлое одной иллюзии. М., 2002. Е.В.Гутов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Найдено схем по теме ФРЕЙД Зигмунд Шломо — 0

Найдено научныех статей по теме ФРЕЙД Зигмунд Шломо — 0

Найдено книг по теме ФРЕЙД Зигмунд Шломо — 0

Найдено презентаций по теме ФРЕЙД Зигмунд Шломо — 0

Найдено рефератов по теме ФРЕЙД Зигмунд Шломо — 0