ЕСТЕСТВЕННЫЙ РАЗУМ

Найдено 1 определение
ЕСТЕСТВЕННЫЙ РАЗУМ

- характерное для западноевропейской культуры представление о том, что у всех людей, независимо от их культуры, религии, исторической эпохи и национальной принадлежности, имеется одна и та же разумная способность, свойственная природе человека. Нередко (напр., у древних аскетов Востока, в Лютеранстве и др.) естественный разум оценивали отрицательно как падший разум, чуждый святыням и склонный (в горделивой одержимости) все разделять и перестраивать по своим искусственным схемам с целью господства над миром. В таких оценках рискованно заходить слишком далеко. В схоластике и более поздней религиозной мысли принималось, что грехопадение не погубило разум человека: он у всех одинаков, но по-разному используется. Более того, в томизме знание Бога признается первой целью естественного разума и создаваемой им метафизики. Святоотеческая мудрость в целом, как впрочем и Бонавентура на Западе, отрицали, что естественный разум без содействия благодати способен привести человека к высшей цели его жизни и постичь ее подлинный смысл. Полнота знания и видение Бога в земной жизни человека недостижимы в земной жизни также и с точки зрения томизма. Ценность достижений нехристианской мысли не отрицалась как патристикой, так и томизмом.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
114.90 кб

Аргумент от разумного замысла в естественной теологии Ричарда Бакстера

Кошелев Игорь Александрович
В статье рассматривается телеологический аргумент, изложенный в трактате «Аргументы в пользу христианской религии» известного английского богослова Ричарда Бакстера, одного из ведущих представителей движения пуритан в Англии XVII

Похожие термины:

  • ЕСТЕСТВЕННЫЙ СВЕТ РАЗУМА

    (лат. lumen naturale) - у Фомы Аквинского способность нашего активного интеллекта (высшей способности разума) проливать свет на образы воспринятых нами вещей, что и делает эти образы умопостигаемыми. Если
  • ЕСТЕСТВЕННЫЙ РАЗУМ И БЛАГОДАТЬ

    - Иоанн Дунс Скот (XIII в.) писал, что естественный разум падшего человека, не исцеленный благодатью, не достаточен для спасения и, кроме того, его познавательные возможности несовершенны. Они ослабле