Деструкция феноменологическаяДЕСТЮТ ДЕ ТРАСИ Антуан Луи Клод

ДЕСТЮТ ДЕ ТРАСИ

Найдено 3 определения термина ДЕСТЮТ ДЕ ТРАСИ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ДЕСТЮТ ДЕ ТРАСИ (Антуан Луи, граф)

французский философ и политический деятель (Париж, 1754 — там же, 1836). Был депутатом от дворянства в Генеральных штатах, пэром Франции при Реставрации. Его сенсуалистическая философия, изложенная в «Элементах идеологии» (1801), впервые проливает свет на то внутреннее чувство, с которым мы относимся к своим движениям («подвижность») и которое современная феноменология описывает под именем «че,-ловеческого тела».

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

ДЕСТЮТ ДЕ ТРАСИ

Destutt de Tracy) Антуан-ЛуиКлод (20 июля 1754, Париж—10 марта 1836, Пареи-ле Фрезиль)—политический деятель, философ, представитель французской школы «идеологов». Родился в дворянской семье. В 1789—91—член Учредительного собрания. Будучи монархистом, эмигрировал, возвратился в 1793, был арестован и освобожден после 9 термидора. При Наполеоне—сенатор, после Реставрации — пэр. Основная работа — «Элементы идеологии» (Elements dideologie, v. l— 4. P., 1801—15), где он изложил свою концепцию генезиса идей из ощущений, этические и экономические взгляды. На творчество Дестюта де Траси оказали влияние Монтескье, Руссо, Гельвеций, Кондильяк. У Гельвеция он заимствует концепцию свободы как способности удовлетворять наши потребности. Свобода и счастье тождественны. Отсюда вытекают три следствия: в зависимости от времени люди имеют различные концепции свободы, поскольку они по-разному понимают счастье; народ свободен в той мере, в какой его удовлетворяют формы правления; наилучшие политические институты те, что делают народ счастливым, даже если они деспотичны. В «Комментариях к «Духу законов» Монтескье» (издан в США в Филадельфии на англ. яз., 1811, франц. изд. 1817) развивал идеи парламентаризма. По его мнению, только одна форма правления соответствует требованиям разума и свободы— представительное правление, которое обеспечивает политическую свободу, индивидуальную свободу и свободу прессы. Эта форма правления предполагает подчинение законам, которые должны соответствовать законам человеческой природы. Представительное правление должно бороться со всеми видами неравенства, искоренять невежество и нищету, стремиться сблизить все классы, приводя их к уровню среднего класса, в котором господствуют идеи порядка, разума, справедливости и трудолюбие.

Идеи Дестюта де Траси оказали значительное влияние на

формирование взглядов Стендаля, Сен-Бева, Сен-Симона, Фурье.

Лит.: GusdorfG. La conscience revolutionnaire. Les ideologues. P., 1978; ficavelF. Les Ideologues. P., 1981.

A. Л. Фролова

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

ДЕСТЮТ ДЕ ТРАСИ

Destutt de Tracy), Антуан Луи Клод (20 июля 1754 – 10 марта 1836) – франц. бурж. политич. деятель, философ и вульгарный экономист. Род. в знатной дворянской семье. Как депутат от дворянства был членом Учредит. собрания (1789–1791). Монархист, после свержения во Франции монархии (10 авг. 1792) эмигрировал. По возвращении в 1793 был арестован и освобожден после 9 Термидора. При Директории был членом Комитета обществ. просвещения; при Наполеоне – сенатором; после реставрации Бурбонов возведен в пэры. По своим филос. взглядам Д. де Т. эклектик. Находился под влиянием сенсуализма Кондильяка и физиологич. воззрений Кабаниса (с обоими философами был в дружеских отношениях). В силу своей физиологии люди, по мнению Д. де Т., обладают способностью мыслить. Мысль сводится к ощущениям. Благодаря рассудку мы можем сравнивать наши впечатления – представления. Представления о существовании внешнего мира – материи – мы получаем благодаря ее противодействию нашим желаниям. Эти идеи Д. де Т. развил в первых трех частях "Элементов идеологии" ("Е?l?ments d?id?ologie", v. 1–4, [1801] – 1815, ч. 1 – "Id?ologie proprement dite", 1801, ч. 2 – "Grammaire", 1803, ч. 3 – "Logique", 1805). в 4-й и 5-й частях ("Trait? de la volont? et de ses effets", 1815) он изложил свои этич. и экономич. взгляды, а также доводы против коммунистич. учений. Мораль, по Д. де Т., субъективна, нет объективного критерия добра и зла, т.к. каждому человеку свойственны желания, соответствующие его нуждам. Каждый человек имеет право делать все, что ему нравится. По характеристике Маркса и Энгельса, Д. де Т. доказывал, что личность, индивидуальность и собственность – тождественны, что в "Я" уже заключено "Мое", и эти положения служат, по мнению Д. де Т., естеств. основанием частной собственности (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 216–19). Отсюда, заключал Д. де Т., несостоятельны все учения об отмене частной собственности и о коммунизме. Как апологет капитализма, Д. де Т. развивал вульгарную концепцию происхождения прибыли из обращения и провозгласил "деятельных", т.е. пром. капиталистов, "единственными" производит. работниками, создающими богатства, кормящими рабочих и остальное население (см. К. Маркс, Теории прибавочной стоимости, ч. 1, 1955, с. 244–48). Д. де Т. – сторонник невмешательства гос-ва в экономич. жизнь. В работе "Комментарий к "О духе законов" Монтескье" ("A commentary and review of Montesquieu´s spirit of laws", изд. в США, Филадельфия, 1811, на англ. яз. и в 1817 в Париже, на франц. яз. под назв.: "Commentaire sur l´Esprit des lois de Montesquieu...") Д. де Т. развивал идеи бурж. парламентаризма. Лит.: Маркс К., Капитал, т. 2, М., 1955, с. 481–89, История философии, т. 3, [М.], 1943, с. 393–94; Stеpаnowa N., Destutt de Tracy, ?., 1908 (Diss.). Г. Зельманова. Ленинград.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме ДЕСТЮТ ДЕ ТРАСИ — 0

Найдено научныех статей по теме ДЕСТЮТ ДЕ ТРАСИ — 0

Найдено книг по теме ДЕСТЮТ ДЕ ТРАСИ — 0

Найдено презентаций по теме ДЕСТЮТ ДЕ ТРАСИ — 0

Найдено рефератов по теме ДЕСТЮТ ДЕ ТРАСИ — 0