Де-ПулеДЕ-РОБЕРТИ Евгений Валентинович

Де-Роберти

Найдено 2 определения термина Де-Роберти

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

ДЕ-РОБЕРТИ

точнее Де-Роберти де Кастро де ла Серда), Евгений Валентинович (1843–1915) – рус. социолог, сторонник позитивизма. Окончил Александровский лицей. Долгое время жил за границей, где опубликовал много работ. Отличая свою философию от позитивизма Конта, к-рого Д.-Р. считал величайшим философом современности, он называл себя неопозитивистом. Отрывая науку и философию друг от друга, Д.-Р. утверждал, что, хотя философия зависит от науки, она тем не менее является не знанием, а лишь его функцией, миропониманием, совокупностью наиболее общих верований и убеждений. Претендуя на примирение "крайностей" в философии, Д.-Р. заявлял, что материализм, идеализм и сенсуализм являются разновидностями "метафизики", к-рая должна уступить место совр. позитивизму. Д.-Р. эволюционировал от Конта к субъективному идеализму Маха, Авенариуса и Оствальда, придя к трактовке законов природы как "концептов ума" ("Философия и ее задачи в XX веке", в кн.: "История нашего времени", вып. 28, 29, 1915, с. 178). Выступая против агностицизма, Д.-Р. не преодолел его и сохранял за верой место в познании (см. тамже, с. 176). Гносеологию он включал в социологию, к-рая выступает у него в качестве осн. науки о разуме. Наиболее общим социологич. законом Д.-Р. считал "закон" 4 факторов обществ. жизни, сводящийся к тому, что знание есть функция коллективного (психического) опыта, философия – функция знания, искусство – функция философии, а практич. деятельность – сложная синтетич. функция науки, философии и искусства (см. тамже, с. 196). Т. о., извращая действит. картину обществ. жизни, Д.-Р. выводил обществ. бытие из сознания людей, практику из теории, материальную культуру из духовной. Соч.: Политико-экономические этюды, СПБ, 1869; Прошедшее философии, т. 1–2, М., 1886; Agnosticisme, P., 1892; Понятия разума и законы вселенной, СПБ, 1914; Социология, СПБ, 1880; Новая постановка основных вопросов социологии, М., 1909. Лит.: История философии, т. 4, М., 1959, с. 72–75; [Колубовский Я.], Философия у русских, в кн.: Ибервег-Гейнце, История новой философии..., пер. с нем., СПБ, 1890, § 52, с. 529–91; Ковалевский М., Страница из истории нашего общения с западной философией, "Вестник Европы", 1915, кн. 6. Л. Коган. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Де-Роберти

Евгений Валентинович Де-Роб?рти (Де-Роберти де Кастро де ла Серда) (1843-1915) философ-неопозитивист и социолог. Учился в Александровском лицее в Петербурге, ун-тах Гейдельберга и Йены. В 1894-1907 — проф. Нового Брюссельского ун-та, член Международного социол. об-ва, один из организаторов Русской Высшей школы общественных наук в Париже. В 1908-15 — проф. социологии в Психоневрологическом ин-те в Петербурге, один из основателей первой в России кафедры социологии, к-рую возглавлял вместе с М.М. Ковалевским. Последователь и критик О. Конта, Де-Р. развивал философ. основы позитивистской социологии. Его взгляды оказали влияние на последующие поколения позитивистов (Сорокин считал его своим учителем). Главные составляющие его теории — био-социальная гипотеза происхождения об-ва и теория развития цивилизации как эволюции знания и духовной культуры (теория четырех факторов развития цивилизации). Центральная категория био-социальной гипотезы — понятие надорганического. Согласно Де-Р., это рез-т превращения органической формы энергии в высшую форму. Надорганическое эквивалентно разумной, обществ. или культурной стадии развития человечества. В реальности эта форма бытия выступает в виде био-социальной энергии (факты психологические) или энергии космо-био-социальной (факты исторические). Источником его являются психофизиологические процессы, свойственные человеку как биологическому виду. На основе био-социальной гипотезы Де-Р. строит следующий генетический ряд: психическое (на основе психофизического) взаимодействие — общественная группа — личность — цивилизация. Он описывает, как в различных сферах обществ. жизни происходит переход от органической ступени к надорганической. Общественные организации, существовавшие на докультурной (доисторической) стадии эволюции, — род, племя — были следствием простого факта сожительства людей и представляли собой “органическую множественность”. В процессе эволюции подобная множественность стремится перейти в “надорганическое единство”. В сфере социальной организации это общественное или духовное единство людей складывается путем появления зачатков гражданских союзов (община) и последующего развития их в более совершенные (город, государство). В нравственной сфере на доисторической ступени развития человечество пребывало в состоянии “органического единства”, т.е. биол. эгоизма, паразитизма и т.п. Затем, в процессе духовного развития человек стремился перейти к ступени “надорганической множественности”, на к-рой развивается альтруизм, кооперация, солидарность. Т.о., на истор., или надорганической, стадии развития появляется собственно нравственное поведение человека. И, наконец, в сфере постижения человеком мира происходит превращение индивидуального сознания как психофизического свойства человеческой особи, — через коллективный опыт, а затем личный опыт социализированного человека, — в общий для всего человечества процесс познания. Появление процесса познания — главное, что характеризует стадию культуры, цивилизации. Закон соотношения науки, религии и философии, искусства и практич. деятельности получил название закона четырех факторов культуры (цивилизации). Наряду с био-социальной гипотезой, он составляет основное содержание социальной теории Де-Р. Как и другие позитивисты, Де-Р. большое внимание уделял понятию прогресса и критериям прогрессивного развития об-ва, каковыми он считал развитие мысли и, в особенности, успехи науки; цель социального прогресса — образование нравств. личности, являющейся носителем эволюции, ее творцом. Де-Р. отмечает проявление четырех гл. факторов цивилизации в жизни каждой личности. Все люди — попеременно ученые, философы, художники и практические деятели. Каждый человек сначала наблюдает мир и находит различия в предметах и явлениях, потом судит о них, выбирает близкое или необходимое, символически отмечает свои предпочтения и лишь потом действует. Закон, управляющий миром социальных явлений, действует и по отношению к личности. Признавая развитие знания критерием прогресса, Де-Р. считает процесс познания единств. формой свободы в мире, где властвует строгий детерминизм. Нет абсолютной свободы воли, но есть свобода человеческого духа. Знание в широком смысле слова, точно так же как философия и искусство, есть накопившаяся и скрытая свобода, а свобода есть наука, философия, эстетика, ставшие активными и выражающиеся вовне. Концепция духовной культуры Де-Р. соединяет присущую позитивизму веру в науку, стремление к объективности, к преодолению метафизических сторон философии и социологии и гуманистическую веру в возможности человеческого духа. Соч.: Политико-экономические этюды. СПб., 1869; Социология. СПб., 1880; Новая постановка основных вопросов социологии. М., 1909; Энергетика и социология // Вестн. Европы. СПб., 1910, № 3-4; Социология и психология // Новые идеи в социологии. Сб. 2. СПб., 1914. Лит.: История философии в СССР. М., 1968-71. Т. 3-4. Т. В. Климова. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Найдено схем по теме Де-Роберти — 0

Найдено научныех статей по теме Де-Роберти — 0

Найдено книг по теме Де-Роберти — 0

Найдено презентаций по теме Де-Роберти — 0

Найдено рефератов по теме Де-Роберти — 0