Национальная
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКАЯ
служба

ОНТОЛОГИЯ

Вы можете помочь развитию отечественного образования, в том числе и его интернет-сегмента!

Цель проекта "Национальная энциклопедия" - сделать справочную информацию максимально доступной для множества пользователей.

Эту задачу мы решаем уже более 8 лет.

Как и любой другой проект, наш - тоже нуждается в поддержке.

Пожалуйста, разместите ссылку на эту страницу в своем блоге или на сайте

или кликните на кнопку социальных сетей. Благодарим Вас за участие!

Таких терминов — 26. А вот наиболее краткое и самое полное определения
Определение

ОНТОЛОГИЯ

учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Иногда онтология отождествляется с метафизикой, но чаще рассматривается как ее основополагающая часть, т. е. как метафизика бытия. Термин «онтология» впервые появился в «Философском лексиконе» Р. Гоклениуса (1613) и был закреплен в философской системе X. Вольфа.


Онтология выделилась из учений о бытии природы как учение о самом бытии еще в раннегреческой философии, хотя специального терминологического обозначения у него не было. Парменид и др. элеаты объявили истинным знанием только лишь мысль о бытии — однородном, вечном и неизменном единстве. Ими подчеркивалось, что мысль о бытии не может быть ложной, а также то, что мысль и бытие суть одно и то же. Доказательства вневременной, внепространственной, немножественной и умопостигаемой природы бытия считаются первой логической аргументацией в истории западной философии. Подвижное многообразие мира рассматривалось элейской школой как обманчивое явление. Это строгое различение было смягчено последующими онтологическими теориями досократиков, предметом которых было уже не «чистое» бытие, а качественно определенные начала бытия («корни» Эмпедокла, «семена» Анаксагора, «атомы» Демокрита). Подобное понимание позволяло объяснить связь бытия с конкретными предметами, умопостигаемого — с чувственным восприятием. Одновременно возникает критическая оппозиция софистам, которые отвергают мыслимость бытия и косвенно саму осмысленность этого понятия (см. аргументы Горгия). Сократ избегал онтологической тематики, поэтому можно лишь догадываться о его позиции, но его тезис о тождестве (объективного) знания и (субъективной) добродетели позволяет предположить, что впервые им поставлена проблема личностного бытия.


Платон синтезировал раннегреческую онтологию в своем учении об «идеях». Бытие, по Платону, есть совокупность идей — умопостигаемых форм или сущностей, отражением которых является многообразие вещественного мира. Платон провел границу не только между бытием и становлением (т. е. текучестью чувственно воспринимаемого мира), но и между бытием и «безначальным началом» бытия (т. е. непостижимой основой, называемой им также «благом»). В онтологии неоплатоников это различие выступает как соотношение сверхбытийного «единого» и «ума»-бытия. Онтология у Платона тесно связана с учением о познании как интеллектуальном восхождении к истинно сущим видам бытия. Аристотель систематизировал и развил идеи Платона, при этом также существенно продвинулся вперед, уточняя (в «Метафизике» и др. соч.) смысловые оттенки понятий «бытие» и «сущность». Аристотель вводит ряд новых и значимых для позднейшей онтологии тем: бытие как действительность, божественный ум, бытие как единство противоположностей и конкретный предел «осмысления» материи формой. Онтология Платона и Аристотеля (особенно ее неоплатоническая переработка) оказала определяющее воздействие на всю западноевропейскую онтологическую традицию. Эллинистическая философия (если не считать «школьную», платоно-аристотелевскую традицию) была заинтересована в онтологии в той мере, в какой та могла стать основой для этических построений. При этом предпочтение отдается архаическим вариантам онтологии: учениям Гераклита (стоики), Демокрита (эпикурейцы), старших софистов (скептики). Средневековые мыслители (и христианские, и мусульманские) искусно приспособили античную онтологию к решению теологических проблем. Подобное сопряжение онтологии и теологии было подготовлено некоторыми течениями эллинистической философии (стоицизмом, Филоном Александрийским, гностиками, средним и новым платонизмом) и раннехристианскими мыслителями (Марий Викторин, Августин, Боэций, Дионисий Ареопагит и др.). В средневековой онтологии — в зависимости от ориентации мыслителя — понятие абсолютного бытия могло отличаться от божественного абсолюта (и тогда Бог мыслится как даритель и источник бытия) или отождествляться с Богом (при этом парменидовское понимание бытия часто сливается с платоновской трактовкой «блага»), множество чистых сущностей (платоновское бытие) сближалось с представлением об ангельской иерархии и понималось как бытие, посредствующее между Богом и миром. Часть этих сущностей (эссенций), наделяемых Богом благодатью бытия, толковалась как наличное существование (экзистенция). Характерен для средневековой онтологии «онтологический аргумент» Ансельма Кентерберийского, в соответствии с которым необходимость бытия Бога выводится из понятия о Боге. Аргумент имел долгую историю и до сих пор вызывает споры как богословов, так и логиков. Зрелая схоластическая онтология отличается подробной категориальной разработкой, детальным различением уровней бытия (субстанциального и акцидентального, актуального и потенциального, необходимого, возможного и случайного и т. п.).


К 13 в. накапливаются антиномии онтологии, и за их решение берутся лучщие умы эпохи: это время великих «сумм» и систем. При этом не только учитывается опыт ранней схоластики и арабского аристотелизма (Авиценна, Аверроэс), но и происходит пересмотр античного и патриотического наследия. Намечается разделение онтологической мысли на два потока: на аристотелевскую и августинианскую традицию. Главный представитель аристотелизма — Фома Аквинский — вводит в средневековую онтологию плодотворное различение сущности и существования, а также акцентирует момент творческой действенности бытия, сосредоточенной в полной мере в самом бытии (ipsum esse), в Боге как actus punis (чистый акт). Из традиции Августина исходит Иоанн Дунс Скот, главный оппонент Фомы. Он отвергает жесткое различение сущности и существования, полагая, что абсолютная полнота сущности и есть существование. В то же время над миром сущностей возвышается Бог, о котором уместнее мыслить с помощью категорий Бесконечности и Воли. Эта установка Дунса Скота кладет начало онтологическому волюнтаризму. Различные онтологические установки проявились в споре схоластов об универсалиях, из которого вырастает номинализм Оккама с его идеей примата воли и невозможности реального бытия универсалий. Оккамистская онтология играет большую роль в деструкции классической схоластики и формировании мировоззрения Нового времени, философской мысли Ренессанса в целом чужда онтологическая проблематика, но в 15 в. мы находим значительную веху в истории онтологии — учение Николая Кузанского, которое содержит и суммирующие моменты, и новаторские (см. учения о possest — «бытии-возможности», об абсолютном максимуме; о «неином»). Кроме того, далеко не бесплодно развивалась поздняя схоластика, и в 16 в. она создает в рамках томистских комментариев ряд утонченных онтологических построений (Капреола, Каетан, Суарес).


Философия Нового времени концентрирует свое внимание на проблемах познания, однако онтология остается неизменной частью философской доктрины (в частности, у мыслителейрационалистов). По классификации Вольфа, она входит в систему философских наук вместе с «рациональной теологией», «космологией» и «рациональной психологией». У Декарта, Спинозы, Лейбница онтология описывает взаимоотношение субстанций и соподчинение уровней бытия, сохраняя некоторую зависимость от неосхоластической онтологии. Проблема субстанции (т. е. первичного и самодостаточного бытия) и связанные с ней проблемы (Бог и субстанция, множественность и взаимодействие субстанций, выводимость из понятия субстанции ее единичных состояний, законы развития субстанции) становятся центральной темой онтологии. Однако обоснованием систем рационалистов является уже не онтология, а гносеология. У философов-эмпириков онтологические проблемы отходят на второй план (напр., у Юма онтология как самостоятельная доктрина вообще отсутствует) и, как правило, решение их не сводится к систематическому единству.


Поворотным пунктом в истории онтологии явилась «критическая философия» Канта, противопоставившая «догматизму» старой онтологии новое понимание объективности как результата оформления чувственного материала категориальным аппаратом познающего субъекта. Бытие, т. о., раскалывается на два типа реальности — на материальные феномены и идеальные категории, соединить их может только синтезирующая сила Я. По Канту, вопрос о бытии самом по себе не имеет смысла вне сферы действительного или возможного опыта. (Характерна кантовская критика «онтологического аргумента», основанная на отрицании предикативности бытия: приписывание бытия понятию не прибавляет к нему ничего нового.) Предшествующая онтология толкуется Кантом как гипостазирование понятий чистого рассудка. В то же время само кантовское разделение универсума на три автономные сферы (миры природы, свободы и целесообразности) задает параметры новой онтологии, в которой единая для докантовского мышления способность выхода в измерение истинного бытия распределена между теоретической способностью, обнаруживающей сверхчувственное бытие как трансцендентную запредельность, и практической способностью, открывающей бытие как посюстороннюю реальность свободы.


Фихте, Шеллинг и Гегель, опираясь на открытие Кантом трансцендентальной субъективности, отчасти вернулись к докантовской рационалистической традиции построения онтологии на основе гносеологии: в их системах бытие является закономерным этапом развития мышления, т. е. моментом, когда мышление выявляет свое тождество с бытием. Однако характер отождествления бытия и мысли (и соответственно онтологии и гносеологии) в их философии, делающей содержательной основой единства структуру субъекта познания, был обусловлен кантовским открытием активности субъекта. Именно поэтому онтология немецкого классического идеализма принципиально отличается от онтологии Нового времени: строение бытия постигается не в статичном созерцании, а в его историческом и логическом порождении, онтологическая истина понимается не как состояние, а как процесс.


Для западноевропейской философии 19 в. характерно резкое падение интереса к онтологии как самостоятельной философской дисциплине и критическое отношение к онтологизму предшествующей философии. С одной стороны, достижения естественных наук послужили основой для попыток нефилософского синтетического описания единства мира и позитивистской критики онтологии. С другой стороны, философия жизни пыталась свести онтологию (вместе с ее источником — рационалистическим методом) к одному из побочных прагматических продуктов развития иррационального первоначала («воли» у Шопенгауэра и Ницше). Неокантианство и близкие к нему направления форсировали гносеологическое понимание онтологии, намеченное еще в классической немецкой философии, превращая онтологию скорее в метод, чем в систему. От неокантианства идет традиция отделения от онтологии аксиологии, предмет которой — ценности — не существует, но «значит».


К кон. 19 — нач. 20 в. на смену психологическим и гносеологическим трактовкам онтологии приходят направления, ориентирующиеся на пересмотр достижений предшествующей западноевропейской философии и возврат к онтологизму В феноменологии Гуссерля разрабатываются пути перехода от «чистого сознания» к структуре бытия при помощи анализа интенциональных структур сознания, к полаганию мира без субъективных гносеологических привнесений, развивается идея «региональных онтологии» (которые вместо традиционной всеохватывающей онтологии позволяют строить метод эйдетического описания), вводится концепт «жизненного мира» как онтологической предзаданности и нередуцируемости повседневного опыта. Н. Гартман в своей онтологии стремится преодолеть традиционный разрыв абстрактного царства онтологических сущностей и действительного бытия, рассматривая различные миры — человеческий, вещественный и духовный — как автономные слои реальности, по отношению к которым познание выступает не определяющим, а вторичным началом. Неотомизм возрождает и систематизирует онтологию средневековой схоластики (прежде всего Фомы Аквинского). Различные варианты экзистенциализма, пытаясь преодолеть психологизм в трактовке природы человека, описывают структуру человеческих переживаний как характеристики самого бытия. Хайдеггер в своей «фундаментальной онтологии» вычленяет при помощи анализа наличного человеческого бытия «чистую субъективность» и стремится освободить ее от неподлинных форм существования. При этом бытие понимается кактрансценденция, не тождественная своим опредмеченным проявлениям, т. е. «сущему». Философия жизни (и некоторые представители философии религии) пытаются построить согласованную с современным естествознанием онтологическую картину мира, в которой основными структурными элементами оказываются онтологизированные базовые биологические модели (Бергсон, холизм Смэтса и Александера, Флоренский, Тейяр де Шарден, пробабилизм). В русской философии 20 в. реализуются заново осмысленные модели классической онтологии на основе платонизма («всеединство») и лейбницианства (персонализм Н. Лосского). Этим тенденциям противостоят неопозитивизм и аналитическая традиция, рассматривающие все попытки возрождения классической онтологии как рецидивы заблуждений философии и теология прошлого. С точки зрения неопозитивизма все антиномии и проблемы онтологии решаются в рамках науки или устраняются путем логического анализа языка. Со временем аналитики пришли к необходимости реабилитировать онтологию или как полезную мировоззренческую функцию, или как инструмент снятия семантических антиномий: показательно системное развитие онтологии как философской дисциплины в теориях Стросона и Куайна, в ходе которого онтология из семантической конвенции, обосновывающей натуралистические установки этих философов, превращается в полагание самой онтологической реальности. Постструктурализм (особенно в версиях Фуко, Делеза, Лиотара, Деррида) постоянно обнаруживает «незапланированные» онтологические эффекты в ходе своих попыток демонтировать традиционную рационалистическую онтологию, косвенно доказывая, что фундаментальные структуры европейской онтологии богаты нераскрытыми резервами и способны давать описание современных состояний сознания и культуры. См. также ст. Метафизика.


Лит.: Доброхотов А. Л. Учение досократиков о бытии. М., 1980; Он же. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986; Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига, 1988; Лосев А. Ф. Бытие, его сверхлогические, логические и алогические моменты (диалектика).— «Начала», 1994, № 2—4, с. 3—25; Основы онтологии. СПб. 1997.; Гайдечко П. П. Волюнтативная метафизика и новоевропейская культура.— В кн.: Три подхода к изучению культуры. M., I997; Она же. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века. М., 1997; Губин В. Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. M., 1998; Куаии У. Веши и их место в теориях.— В кн.: Аналитическая философия: становление и развитие. М., 99К;ДеннетД. Онтологическая проблема сознания.— В кн.: Аналитическая философия: становление и развитие. М., 1998; GilsonE. Being and Some Philosophers. Toronto, 1952; HuberG. Das Sein und das Absolute. Basel, 1955; Diemer A. Einfuhrung in die Ontologie. Meisenheim am Glan. 1959; Logik and Ontology. N. Y, 1973; Trapp R. Analytische Ontotogie. Fr./M., 1976; Ahumada R. A History of%stern Ontology: From Thaies to Heidegger. shington, 1979; Parts and Moments: Studies in Logic and Formal Ontology. Munch., 1982; Wolf U. Ontologie.— Historisches Worterbuch der Philosophie. Hrsg. 3. Ritter, K. Grunder, Bd. 6. Basel-Stuttg., 1984, S. 1189-1200; How Things Are, Dordrecht[a.o.], 1985; Schonberger R. Die Transformation des klassischen Seinsverstandnis. Studien zum neuzeitlichen Seinsbcgriffim Mittelalter. B.-N. Y, 1986.


А. Л. Доброхотов
У других авторов

У других авторов:

Время появления термина:: Советское (до 1993)Постсоветское (1994-2001)Современное (с 2002)

Исследователи, давшие определение: ОтечественныеЗарубежныеВсе

Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов, 1998 г.
онтология греч. on, ontos сущее, logos учение) учение о бытии: в классической философии ...

Краткий энциклопедический словарь философских терминов / П. В. Кикель, Э. М. Сороко. – Минск: БГПУ, 2006.
онтология от греч. ontos сущее и ...логия) в отличие от гносеологии, учения о познании, это учение ...

Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989 г.
онтология греч. ontos — сущее и logos — учение, слово). 1. Под О., или “первой философией”, в ...

А.Грицанов, Т.Румянцева, М.Можейко. История Философии: Энциклопедия. М.:2002.
онтология греч. on, ontos сущее, logos учение) учение о бытии: в классической философии ...

В. Кемеров. Философская энциклопедия. - "Панпринт", 1998 г.
онтология греч. сущее, учение) учение о бытии, о принципах его строения, законах и формах. В ...

Философский энциклопедический словарь /Ред.-сост.Е.Ф.Губский и др, 2003 г.
онтология от греч. on (ontos) сущее и logos понятие, разум) учение о бытии. С нач. 17 в. у ...

В. Василенко. Краткий религиозно-философский словарь, 1996 г.
онтология учение о бытии, часть метафизики, занятая исследованием бытия как исходной для философии ...

В. Малахов, В. Филатов. Современная западная философия: Словарь, 1998 г.
онтология от греч. on сущее и logos учение) учение о бытии, о сущем, о его формах и ...

Глоссарий философских терминов проекта "Distance".
онтология греч. ontos сущее, logos учение) учение о бытии, о принципах его строения, законах и ...

В. Соловьев. Толковый словарь по философии (репринт 2001 г.)
онтология вообще учение о сущем; в особенности так обозначается основная, формальная часть ...

И. Кондрашин. Глоссарий философских терминов, 2006 г.
онтология от греч. on[ontos] сущее... + logos понятие, учение) философское учение о бытии как ...

Философия политики: глоссарий терминов проекта "Арктогея".
онтология греч. "онтос" (ontoz), "бытие" и "логос" (logoz), "учение") "учение о бытии".

Русская философия: словарь/Под общ. ред. М. А. Маслина / В. В. Сапов. – М.: Республика, 1995
онтология учение о бытии, как таковом; раздел философии, рассматривающий осн. и наиболее общие ...

В.Зорин. «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь. Создiк-Словарь, 2002 г.
онтология философское учение о бытии (о сущем) как таковом в его наиболее общих характеристиках, ...

Советский философский словарь, 1974 г.
онтология греч сущее и слово, понятие, учение), учение о бытии как таковом; раздел философии, ...

В.У.Бабушкин. Феноменологическая философия науки - критический анализ. Словарь феноменологических терминов. М.: Наука, 1985.
онтология греч. to on – сущее, существующее; logos – слово, знание) – у Гуссерля в качестве "второй ...

Дидье Жюлиа. Философский словарь. Пер. с франц. – М. Междунар. Отношения, 2000. - 544 с.
онтология наука о бытии в себе; противопоставляется антропологии — науке о человеке. Платон (в VII ...

Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. — М.: Академический Проект, 2004. — 320 с. (Серия «Gaudeamus»)
онтология учение об основных свойствах, структуре и закономерностях предметной действительности (...

Начала современного естествознания: тезаурус / В. Н. Савченко, В. П. Смагин. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 336 с. — (Высшее образование).
онтология от греч. ontos — сущее и логия) — раздел философии, учение о бытии, метафизика бытия и ...

Удовиченко Е.М. Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс): учебное пособие, 2004 г.
онтология важнейший раздел философского знания; учение о бытии вообще и формах его проявления. ...

Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»: учебное пособие /Под редакцией З.А.Медведевой; КемТИПП. – Кемерово, 2008.
онтология философское учение о бытии. О. изучает природу бытия, происхождение и сущность его ...

Асадуллина С.Х. Теория и практика разрешения виртуального конфликта, Практико-ориентированная монография, 2009 г.
онтология учение о бытии; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие ...

Лебедев С.А., Рубочкин В.А. История и философия науки, 2010 г.
онтология от греч. ontos — сущее) — учение о сущем, то есть о принципах, закономерностях, основных ...

Философская Энциклопедия. В 5-х т.// Под ред. Константинова В.Ф. -М.: Советская энциклопедия, 1960—1970 гг.
онтология от греч. ὄν, род. п. ὄντος сущее и λόγος наука) в ряде филос. систем так называют ту ...

Карпов А.К., Полищук В.И., Гутов Е.В., Самохина Н.Н. История и философия науки Энциклопедический словарь, 2010 г.
онтология учение о бытии; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее ...

Кроме того, определение дают: психологи, политологи, социологи, педагоги, историки
Предметная область

Предметная область:

философия мартина хайдеггера. феноменология и онтология Итак, отношение Хайдеггера к феноменологии Гуссерля было весьма противоречивым. С одной ...

бытие и ничто. очерк феноменологической онтологии первая и одна из главных работ Ж. П. Сартра. Вслед за М. Хайдеггером, который в работе «...

фундаментальная онтология от лат. fundamentum основание, греч. on бытие и logos учение) осн. учение о бытии. ...

бытие и не-бытие. многовариантность индийской онтологии Ответ на вопрос, что есть Начало, не мог быть исчерпывающим без соотнесенности Начала с ...

событие (ereignis) в фундаментальной онтологии м. хайдеггера событие как экзистенциал). Событие уже есть (il у a, es gibt). Событие — длительность, «...

онтология социальная учение о бытии общества. В современной интерпретации учение о бытии общества, включающее ...

бытие и ничто. опыт феноменологической онтологии L&Etre et le neant. Essai d&ontologie phenomenologique". Paris, 1943) основное ...

Статьи по теме

Статьи по теме:

ТЕОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА: ОНТОЛОГИЯ ТОЧНОСТИ // Ефимова Н.И. »

ВЕРА: ОНТОЛОГИЯ И ЭТИМОЛОГИЯ // Омельчук Р.К. »

ОНТОЛОГИЯ ПРАВА КАК ЕГО АНТРОПОЛОГИЯ // Пристенский В.Н., Балахонский В.В. »

ДРУГОЙ КАК ЭЛЕМЕНТАРНОЕ ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОНТОЛОГИИ // Баньковская С. »

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ И ОНТОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА // Макаров И.В. »

ВРЕМЯ СОБСТВЕННОЕ: ОНТОЛОГИЯ И ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ У М. ХАЙДЕГГЕРА И М. БЛАНШО // Косыхин В.Г. »

ОТНОШЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ И ОНТОЛОГИЯ (В ИСТОРИИ МЫСЛИ И В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ) // Разин В.М. »

У нас также ищут

У нас также ищут:

  1. этика
    полное название: "Этика, показываемая геометрическими средствами") - трактат Спинозы (1677). Книга "...
  2. саадья бен иосиф, гаон, савд ибн юсуф
    882, Дилаз в Фаюме — сентябрь 942, Сура, Вавилония) — еврейский мыслитель, поэт, экзегет, грамматик,...
  3. истинный
    см. истина) — соответствующий действительному положению вещей, кроме существующих неоткрытых, неизве...
  4. гом
    англ. философ и эстетик. См. Хом....
  5. сюрреализм (франц. сверх-реализм, над-реализм)
    - направление в лит-ре и искусстве, возникшее во Франции благодаря деятельности группы писателей и х...
Ads By Exchange:
Опубликоваться!
КРОМЕ ТОГО, У ВАС ЕСТЬ ОТЛИЧНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ:

  1. Бесплатно опубликовать научную статью в журнале "Познавательный"
  2. Бесплатно издать монографию в Lap-publishing
  3. Нарисовать свою схему к термину
Рейтинг: 0 Голосов: Ваша оценка:
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Зарегистрироваться

Логин:

Будет использоваться при авторизации.
Только латинские буквы и цифры.
*

Имя:

*

Фамилия:

*

Пароль

*

Повторите пароль:

*

E-mail:

По-умолчанию не публикуется *

Защита от спама:

Введите число, изображенное на картинке
Введите код:
58
19K
Pedagogics
99
31K
Sociology
64
21K
Political science
79
56K
Jurisprudence
168
296K
History
114
53K
Philosophy
195
141K
Economics
144
88K
Psychology
11
Познавательный
45К
Schemes
11К
Facts & mistakes


* - Инновации в отечественном образовании! 8 тематических энциклопедий: от философии до политологии! Более 640 тысяч терминов, 40 тысяч схем и таблиц, 12 тысяч презентаций, объединенных в одно информационное пространство! Одна из самых больших и качественных информационных баз русского Интернета! Удобная площадка для публикации научных статей наших читателей! Бесплатная программа подключения школ и гуманитарных ВУЗов к национальной справочной системе!