ОНТОЛОГИЗМ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

ОНТОЛОГИЗМ
(от греч. оп - род, падеж, ontos - сущее н logos - слово, учение, закон) - принцип правосл. мистики, выражающий веру в божеств, сущность мира и абсолютную реальность христ. святынь. Принцип О. совмещает в себе идею «теоцентризма» (богоприсутствия) и «культоцентризма», т. е. отношения к жизни как священнодействию, теургии. Принципу О. противостоят идеи «богопокинутости», эгоцентризма и т. п.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

ОНТОЛОГИЗМ

(греч. ontos, от einai - быть, и logos - слово) - убеждение, согласно которому достижение человеком знания возможно не иначе как благодаря познанию Бога. Характерен для Б.Спинозы в XVII в., Н.Мальбранша в XVIII в., В.Джоберти и А.Росмини в XIX в., П.Флоренского в ХХ в. и др. Напр., у Николая Кузанского Бог предстает непостижимым абсолютным единством всего существующего, конечной основой всего мыслимого и постижимого. Положительная сторона этого подхода в том, что всякое познание здесь рассматривается без отрыва от Богопознания. Отрицательная - в том, что Бог философски интерпретируется, чтобы получать место в том или ином варианте онтологии.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

ОНТОЛОГИЗМ
от греч. ontos, род. падеж от 6п - сущее, бытие и logos - слово, понятие, учение) - познавательная установка, исходящая из реальности или необходимости "бытийственного", целостного вхождения познающего человека в существующее в целях подлинного его познания. О. наиболее характерен для теории познания славянофилов, философии всеединства и во многом связан с гносеологией христианского мистицизма, нем. романтизма, взглядов позднего Шеллинга и А. Шопенгауэра, противостоящих узкорационалистической теории познания. Как писал Самарин, "рационализм есть логическое знание, отделенное от нравственного начала", начала христианского, в то время как основу познания составляет изначальное "личное откровение" Бога, "освящающее душу каждого человека". Хомяков считал необходимым живое, естественное слияние познающего человека с познаваемым (состояние веры или живознания), чтобы все разнообразие мира было воспринимаемо, понимаемо "всеми живыми и нравственными силами духа человека", связанного "общением любви" с духом др. людей и со Святым Духом. Познание же только рассудочное не способно охватить реальность познаваемого, и "то, что в нем мы познаем, уже не содержит первоначала в полноте его сил". Киреевский полагал, что "для отвлеченного мышления существенное вообще недоступно, ибо только существенность может прикасаться к существенному". Эта "существенность" - целостная, свободная и разумная личность человека, в к-рой происходит процесс внутреннего развития, даже "свечения" смысла, т. е. процесс богопознания и одновременно миропознания. Познание истины есть пребывание, жизнь в истине. Такое доступно, согласно Киреевскому, только "верующему мышлению". Иное мышление (как и сам его носитель) в силу утраты изначальных связей оказывается "отвлеченным", опустошенным. О. Голубинского заключался в представлении реального мира как цельного живого Безусловного и "Бесконечного Бытия", к-рое человек изначально, от рождения предчувствует и неизбежно включает в свой процесс познания, поднимаясь от конечного и условного к Единому Бытию. О. Козлова был связан с учениями Г. В. Лейбница, Р. Г. Лотце, Г. Тейхмюллера и опирался на представление о мировом целом как сросшемся из множества субстанций во главе с Субстанцией (Богом) "организме" и, следовательно, органичной включенности "субстанции" познающего человека в существующее. Эта включенность, или "первоначальное сознание", - невыразима, бессознательна и абсолютна (поскольку мы непосредственно осознаем Бога), а последующее наше сознание уже производно, относительно, хотя "все-таки не чуждо реальности". В понимании В. С. Соловьева, поскольку "человечество истинное, чистое и полное - есть... живая душа природы и вселенной", соединенная, соединяющаяся с Богом и соединяющая "с Ним все, что есть", то истинное познание невозможно без "внутреннего соединения с истинно сущим", с Абсолютным бытием. Соловьев в духе учений славянофилов из 3-х осн. функций познания - воображения, творчества и веры - особо выделяет веру как "знание безусловное, мистическое". Близкий ко взглядам Соловьева О. мы находим в учениях Флоренского, Франка, Булгакова, Н. О. Лосского. О. Флоренского связан с "духовным переживанием полноты бытия", с переживанием слияния отдельного человека, человечества, космоса и Св. Троицы во "всеединство". О. Франка также опирается на метафизику всеединства: всеединство "металогично" или "трансрационально", "непостижимо", и "реальность, как таковая, совпадает с непостижимым" в своих последних глубинах. "Интуиция всеединства, - пишет Франк, - есть первая основа всякого знания". По Булгакову, в религиозном сознании присутствует единое "Сверх-что", Бог, "нечто по существу своему трансцендентно-имманентное", т. е. и потустороннее, и пребывающее внутри мира и человека. О. Лосского проистекает из "идеи всепроникающего мирового единства", из признания, что "все имманентно всему". Единственной основой познания, согласно Л., может быть только интуиция (чувственная, интеллектуальная и мистическая), непосредственно соединяющая познающего человека с посю- и потусторонним миром. Рус. религиозные философы-экзистенциалисты по-своему утверждают истину О.: Бердяев в работе "Я и мир объектов" (1934) говорит о том, что "противоположение познания бытию означает выключение познания из бытия". Должно сохранить изначальную погруженность познающего субъекта в бытие, психологическое приобщение к тайне существования человека и мира. "...Подлинно познавать, - говорит Бердяев, - значит делать близким, т. е. ... относить к существованию, раскрывающемуся в субъекте, как существующем". Такое познание - не отчуждение от бытия, не его объективация, а общение "с людьми, с животными, с растениями, с минералами" и, конечно, с высшим бытием. Согласно Шестову, живое и глубинное вхождение человека в сущее невозможно при включенности только его разума. Необходимо дерзновенно, бунтарски разбудить в себе "новое измерение мышления", перпендикулярное плоскости разума и чувственного мира и устремленное к Богу. Трагические экзистенциальные потрясения и "безумства" человека могут свести на нет бесконечную пропасть между человеком и "последними тайнами бытия". И это позволяет, согласно Шестову, не только приобщиться к подлинному знанию и свободе, но и совершать онтологические чудеса, вплоть до "невозможных".

Источник: Русская философия: словарь

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
140.44 кб

Оппозиция семиотизм онтологизм в философии языка XX века

Пронина Наталья Юрьевна
В данной статье рассматривается оппозиция семиотизм онтологизм, отражающая различные подходы к языку в философии XX в.
Читать PDF
352.03 кб

«Онтологизм и иррационализм» философии права И. Г. Фихте в интерпретации Б. П. Вышеславцева

Асессорова А. В.
Статья посвящена анализу интерпретации философии права Иоганна Готлиба Фихте (1762-1814), данной русским философом и правоведом Борисом Петровичем Вышеславцевым (1877-1954).
Читать PDF
322.97 кб

Проблема интерпретации и еt связь с онтологией неклассической физики

Самойлов Игорь Викторович
Обсуждаются основные аспекты взаимосвязи различных интерпретаций квантовой механики с онтологическими основаниями неклассической физики.
Читать PDF
451.69 кб

Некоторые соображения о связи между референцией и онтологией

Макеева Лолита Брониславовна
В аналитической философии 20-го века был разработан новый подход к онтологическим исследованиям, основанный на анализе языка.
Читать PDF
168.27 кб

Путь к онтологии культуры в учении И. Канта

Богданов В. В.
Читать PDF
261.61 кб

Введение в богословскую культурологию (опыт построения генетической онтологии и религиозной аксиолог

Бурлака Дмитрий Кириллович
Читать PDF
390.36 кб

Объяснение бытия диалектической материалистической онтологией

Дашин Сергей Семёнович
В статье исследуется проблема объяснения бытия как единства и борьбы противоположностей.
Читать PDF
16.70 мб

"ПЛАЗМА В СЕБЕ": МЕЖДУ ОНТОЛОГИЕЙ И ЭПИСТЕМОЛОГИЕЙ

Вяткин Дмитрий
В статье на материале текстов и дискуссий вокруг Бруно Латура и Грэма Хармана рассматривается связь между проблемой отношений, которых, как выясняется, всегда недостаточно для производства изменений, и проблемой объектов, которые
Читать PDF
374.58 кб

Антимодернистская ориентация в идеологических системах современной исламской мысли: от онтологизации

Чудинов С.И.
В статье рассматривается несколько примеров антимодернистских идеологических систем в исламской мысли XX-XXI вв., сформировавшихся в качестве ответа на последствия модернизации мусульманского Востока.
Читать PDF
374.58 кб

АНТИМОДЕРНИСТСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ СОВРЕМЕННОЙ ИСЛАМСКОЙ МЫСЛИ: ОТ ОНТОЛОГИЗАЦИИ

Чудинов С.
Читать PDF
152.10 кб

Вопрос об отношении между поколениями в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера

Щитцова Татьяна Валерьевна
Читать PDF
249.88 кб

О предмете философии: от онтологии к антропологии

Любутин К. Н.
Читать PDF
339.17 кб

Проблема причинности и закономерности в социальной онтологии К. Маркса

Соколов Андрей Сергеевич
Читать PDF
469.92 кб

Вопросы онтологии в испанской философии

Кишлакова Наталья Михайловна
Читать PDF
5.95 мб

Осмысление онтологизации в репрезентативизме и конструктивизме

Воробьева Александра Дмитриевна
Анализируется два противоположных подхода к решению проблемы соотношения познания и реальности репрезентативизм и конструктивизм.

Похожие термины:

  • Бытие и не-бытие. Многовариантность индийской онтологии

    Ответ на вопрос, что есть Начало, не мог быть исчерпывающим без соотнесенности Начала с производным из него "бытийствующим". Что представляет собой окружающий мир, каково его происхождение, что мож
  • БЫТИЕ И НИЧТО. Очерк феноменологической онтологии

    первая и одна из главных работ Ж.-П. Сартра. Вслед за М. Хайдеггером, который в работе «Бытие и время» (1927) сделал попытку превратить феноменологическую концепцию своего учителя Э. Гуссерля из методо
  • БЫТИЕ И НИЧТО. Опыт феноменологической онтологии

    L&Etre et le neant. Essai d&ontologie phenomenologique". Paris, 1943) - основное философское произведение Сартра, развернуто и целостно излагающее и обосновывающее фундаментальные онтологические положения и методологиче
  • Логика как основа онтологии. Логические принципы выделения первоэлементов бытия

    У Платона и Аристотеля учение о бытии (онтология) строится так, чтобы обосновать и сделать очевидным наличие соответствия между единицами членения языка (словами, предложениями и т.п.) и "единицами"
  • Онтологический

    Онтологическим называется одно из доказательств бытия Божия, основывающее необходимость или несомненность бытия Божия на всесущественности идеи Бога, или на том, что бытие неразрывно с идеей Бог
  • ОНТОЛОГИЯ НАУКИ

    учение об основных свойствах, структуре и закономерностях существования науки.
  • СОБЫТИЕ В ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ОНТОЛОГИИ М. ХАЙДЕГГЕРА

    событие как экзистенциал). Событие уже есть (il у a, es gibt). Событие — длительность, «чистое явление, не соотносимое ни с каким деятелем», то, что Хайдеггер пытается определить как событие, можно отнест
  • Методология онтологии

    отрефлектированная (осознанная) система деятельности по получению, обоснованию и применению онтологического знания. Коррелятивная онтология исходит из того, что не существует какого-то универса
  • РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОНТОЛОГИИ

    Феноменологическая реформа наук, по замыслу Гуссерля, осуществляется путем эйдетической коммутации между феноменологией как "единственной абсолютно самостоятельной наукой" [45] и различными эмпи
  • НАБЛЮДАТЕЛЬ В ОНТОЛОГИИ КВАНТОВОГО МИРА

    Данный концепт отражает принципиальную новизну квантово-механических представлений и необходимость ее учета в философии науки. В эпистемологии квантового мира понимание статуса наблюдателя, ка
  • онтологическая гносеология

    ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч. on, ontos — сущее; gnosis (gnoseos) — знание и logos — слово, разум, учение) — концепция познавательной деятельности человека, рассматриваемой в контексте ее согласованност
  • ОНТОЛОГИЯ

    греч. "онтос" (ontoz), "бытие" и "логос" (logoz), "учение") - "учение о бытии".
  • Дисциплинарная онтология

    научная картина изучаемого явления, предлагаемая какой-либо специальной наукой (картина физической, биологической реальности и т.д.).
  • Онтология (бытие) культуры

    это фундаментальные принципы и концепции бытия (существования) культуры.
  • Онтологическая модель

    понятийная конструкция, описывающая бытие и базирующаяся на строго определенных глобальных категориях, как всеобщих основах (началах). В настоящее время наиболее широко распространенной являетс
  • ОНТОЛОГИЧЕСКИ НЕУВЕРЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ

    описанный Р.Лейнгом тип личности, испытывающей дефицит "первичной онтологической уверенности". Такая личность ощущает себя скорее нереальной, чем реальной, и скорее мертвой, чем живой; ей не хвата
  • Пауль Тиллих: онтологические и экзистенциальные мотивы философии протестантизма

    В рамках протестантской философии Тиллих отвел важное место онтологии, т.е. учению о бытии, и онтологическим категориям. Вместе с тем в его теологически ориентированной философии немало экзистенц
  • Онтологические высказывания

    утверждения о существовании объектов.
  • НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЗИКА: ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

    Вопрос об онтологических основаниях неклассической физики связан с утратой механической картиной мира (МКМ) на границе XIX и XX вв. статуса основы научного миропонимания. Накопление новых эмпиричес
  • ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АРГУМЕНТ

    аргумент в пользу существования бога, вытекающий из т.н. онтологического доказательства, опирающегося на представление о неразрывной связи (тождестве) бытия и мышления: если мы мыслим нечто сущес