ЗАДАЧА
Задача
В широком смысле – синоним цели, которую необходимо достичь, чтобы разрешить проблемную ситуацию. В более узком - формулировка цели, достижение которой позволяет разрешить проблемную ситуацию, и условий, необходимых и достаточных для достижения этой цели.
ЗАДАЧА
(от греч. problema – задача): 1. В широко распространенном смысле – вопрос, ответ на который представляет практический или теоретический интерес. 2. Цель действия, деятельности, данная в определенных условиях ее достижения. 3. Составная часть цели (например, в проекте).
Литература: [11, 69].
Литература: [11, 69].
Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013
ЗАДАЧА
данная в определенных условиях (например, в ситуации проблемной) цель деятельности, которая должна достигаться преобразованием этих условий согласно определенной процедуре. Задача включает в себя требования (цель), условия (известное) и искомое (неизвестное), формулирующееся в вопросе(ах). Между этими элементами существуют определенные связи и зависимости, за счет которых осуществляются поиск и определение неизвестных элементов через известные. При описании хода решения задачи нужно указывать и действия, и операции, реализующие их. О действиях без операций, или абстрагированных от операций, можно говорить лишь на этапе планирования.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
задача
ЗАДАЧА — может быть определена, по крайней мере, тремя различными способами: 1) как цель, поставленная перед решателем; 2) как ситуация, которая включает в себя и цель, и условия, в которых она должна быть достигнута; 3)как словесная формулировка (знаковая модель) проблемной ситуации ( Г. А. Балл). Наибольшее распространение получил 2-й способ формулировки (А.Н. Леонтьев). 3. служит для мышления «спусковым крючком», приводя в движение мыслительный процесс. При этом она выступает формой взаимодействия с неопределенностью: до нахождения окончательного решения искомое в значительной степени не известно. Именно 3. представляет человеку эту неопределенность, причем способом, допускающим поиск решения. 3. обладает объективной и психологической структурой (В.В. Петухов). Первая существует независимо от процесса решения, а вторая — только в его ходе. Объективная структура 3. включает в себя ее условия и требование. В психологической структуре требованию соответствует цель, а условиям — средства ее достижения. Процесс решения начинается с преобразования требования в цель. В итоге 3. оказывается представленной человеку и принятой к решению. Это значит, что у него появляется представление о 3.: она притягивает к себе его внимание и вследствие наличия цели «заставляет» себя решать. Именно в этот момент 3. целиком соответствует определению: цель, поставленная в определенных условиях. Структуру 3. можно описать и иначе. В ней выделяется известное (условия и требование) и неизвестное (искомое), связанные между собой определенными отношениями (СЛ. Рубинштейн), опираясь на которые решатель и находит ответ. 3. можно классифицировать по следующим параметрам. I. Содержание требования. 1.3. на преобразование, на систематизацию, на выведение структуры, на оценку дедуктивных аргументов (Дж. Грино). 3. на преобразование представляют собой описание наличного и целевого состояний и требуют последовательности операций, переводящих первое во второе; 3. на систематизацию включают в себя массу материала, структурирование и систематизация которого и обеспечивает достижение цели; задачи на выведение структуры предполагают отыскание общего принципа; 3. на оценку дедуктивных аргументов, наоборот, направлены на применение общих положений к конкретным примерам. II. Организация и полнота условий. 2. Подлинные 3. и З.-описания (Л.М. Фридман). Подлинная 3. сформулирована на языке той области знаний, средствами которой она может быть решена. Все остальные — 3.- описания. 3.3. с полными, неполными или избыточными условиями. 4. Правильно и неправильно поставленные 3. (Л.М. Фридман). В правильно поставленной 3. указанные в ней отношения определены для тех элементов предметной области, для которых эти отношения заданы в условии, и все утверждения в условиях являются истинными. Неправильно поставленными оказываются 3.: а) в которых используются неопределенные элементы или отношения между ними и б) в которых имеются ложные утверждения. III. Параметры цели. 5. Открытые и закрытые 3. (Дж. Гилфорд). Открытыми называют 3., имеющие большое (в пределе — бесконечное) количество правильных решений; закрытыми — с ограниченным количеством ответов. 6. Хорошо определенные и плохо определенные 3. (М. Минский). Хорошо определенными являются 3., для которых сформулированы критерии правильности полученных решений. Для плохо определенных 3. они отсутствуют. 7. Теоретические и практические 3. (Б.М. Теплов). Теоретические 3. предполагают объяснение и предсказание явлений на основании общих закономерностей. Практические 3. связаны с реализацией каких-то замыслов в конкретных условиях, включающих нехватку ресурсов и противодействие. Они хуже определены и их условия могут подвергаться сомнению. IV. Наличие средств. 8. Творческие и репродуктивные 3. Для репродуктивных 3. у решателя есть готовые способы решения, ведущие к успеху. В случае творческих 3. такие средства либо отсутствуют, либо по каким-то причинам не могут быть использованы. 9. Решаемые и нерешаемые 3. Решаемая 3. имеет какое-либо решение. Нерешаемые задачи бывают двух видов: формальные и реальные. Формальные отличаются противоречивой формулировкой; реальные — это недостижимые при заданных условиях цели. Не попадают в общую схему следующие классификации: 10. Действенные, образные и пропозициональные (вербальные) 3. (Дж. Брунер). Существуют три основные формы представления реальности человеком: действие, образ и знак. В соответствии с этим можно различить действенные, образные и пропозициональные 3. 11. «Инсайтные» и «регулярные» 3. Эти 3. противопоставлены друг другу на основании характера обнаружения ответа. Инсайтные 3. предполагают наличие в процессе решения ключевого этапа, когда скачкообразно происходит понимание основных отношений проблемной ситуации и формулируется ответ. В другом случае процесс решения постепенно приближает человека к цели. 12. Предзаданные и формулируемые по ходу решения 3. Обычно человек получает задачу, уже имеющую какую-то формулировку. В более сложном случае он вынужден сам ее формулировать по ходу решения проблем (см. Проблема). В.Ф. Спиридонов Решение комплексных 3. (англ. complex problem solving) — решение систем взаимосвязанных 3., относящихся сразу ко многим областям, которые ранее в такую систему не объединялись. Подзадачи, входящие в систему, характеризуются разнородностью представляемых ими предметных областей, а также разными уровнями формализации и разработанности: от стандартных, корректно поставленных и алгоритмически разрешимых 3. до совершенно новых и еще нечетко сформулированных. (Примером комплексной 3. может служить реализация инновационного проекта, в котором одновременно во взаимосвязи решаются научно-технические, технологические, экологические, социальные и др. 3.) Объектом деятельности субъектов, решающих комплексные 3., являются динамически изменяющиеся среды (технологические, природные, социальные), содержащие большое число компонентов с заранее неизвестными и неочевидными («непрозрачными») множественными связями между ними. Эти связи организованы по принципу целостных сетей взаимодействий, а не отдельных, изолированных друг от друга цепей. Поэтому, делая, казалось бы, что-то одно, решающий на самом деле воздействует на множество самых разных объектов, связанных между собой. Такие системы часто характеризуются внутренней динамикой — изменениями собственных системообразующих свойств, связей и зависимостей, т.е. изменениями не только на уровне конкретных проявлений, но и на уровне своей сущности (со временем система становится качественно иной). В поведении и развитии этих систем всегда есть значимая доля принципиально неустранимой неопределенности и непредсказуемости. В силу названных причин субъекты, решающие комплексную 3., могут сталкиваться с побочными и отдаленными следствиями своих действий, которые прямо противоположны их целям. Следствием непредсказуемости результатов поисковых проб при решении являются: а) неожиданные открытия ранее не известного и не предполагавшегося; б) ошибки разной степени тяжести (в ряде случаев — фатальные). Решение комплексных 3. требует комплекса способностей высокого уровня: познавательных (способности собирать разнообразную информацию из множества источников, обрабатывать ее в условиях ограниченного времени и принимать несколько решений одновременно), личностных и эмоциональных (способности действовать в условиях новизны и неопределенности, внутренней готовности к различным результатам действий, в том числе неожиданным, — как положительным, так и отрицательным), социальных способностей, связанных с пониманием и учетом намерений и действий множества людей — партнеров, союзников и противников. А.Н. Поддьяков Факторы успешности решения 3. делятся на личностные и ситуативные. К личностным относятся черты личности и ее отношение к познавательной сфере, которые влияют на особенности мышления, определяя степень его восприимчивости к ситуативным факторам. Ситуативные факторы непосредственно связаны с 3. или проблемой (ее содержанием, формулировкой, способом предъявления и т.д.) и с ситуацией решения. Факторы делятся также на приближающие к решению («подсказки») и мешающие его достижению («барьеры»). Ситуативные факторы: 1. Количество материала, составляющего 3. 2. Структурированность материала — чем лучше исходно организован материал 3. или проблемы, тем она легче. 3. Сложность формулировки — чем сложнее сформулированы условия 3., тем она труднее. 4. Контринтуитивность условий — если условия противоречат здравому смыслу или прошлому опыту человека, 3. оказывается для него трудной. 5. «Функциональная фиксированность» (К. Дункер) — функции предметов, составляющих 3., бывают жестко фиксированными для испытуемого, что затрудняет нахождение решения. 6. Психологическая «доступность» (К. Дункер) — возможность испытуемого использовать те или иные свойства предметов. 7. «Оптимум мотивации» ( Р. Йеркс — Дж. Додсон) — различные по трудности 3. требуют разного уровня стимуляции для успешного решения. 8. Противоречие между общими принципами решения и особенностями проблемной ситуации. 9. «Маскировка» условий формулировкой 3. 10. Перенос способов решения — использование уже известных способов для решения новых проблемных ситуаций. Перенос может служить не только помощью, но и серьезным затруднением в ходе решения (см. Перенос способов решения). Личностные факторы: 1. Структура и свойства интеллекта. Структурные факторы: чем выше развита какая-либо интеллектуальная способность (общая или специальная), тем лучше решаются соответствующие задачи. Уровень интеллекта: люди с более высокими показателями по интеллектуальным тестам лучше выдвигают и проверяют гипотезы, менее подвержены негативному влиянию интеллектуальных установок, шаблонов и привычек. Роль эвристик — мыслительных средств, предназначенных для самонаведения человека на решение, интенсифицируя решение; однако существуют и «минус-эвристики», которые приводят к ошибкам (см. Эвристика). 2. Личностные особенности. Описан ряд черт, свойственных творческой личности: более эффективное восприятие реальности, центрированность на проблеме, «свежесть» восприятия, отсутствие предубеждений, чувство юмора, креативность, сопротивление окультуриванию и др. Выявлены также характеристики, выступающие помехами в ходе решения: а) конформизм; б) внутренняя цензура — неспособность снять внутренние запреты по поводу содержания и формы собственных идей; в) ригидность; г) низкая самоэффективность (А. Бандура): недоверие к собственным возможностям и недостаток настойчивости в ходе решения. Мотивационные характеристики: ряд постоянно действующих мотивов, которые удовлетворяются за счет достижений в интеллектуальной сфере — мотивация достижения, познавательная мотивация, ориентация на действие. Они определяют выбор человеком 3. и проблем в долгосрочной перспективе и количество усилий, которое затрачивается на решение. Ситуативные переменные — уровень притязаний и самооценка — позволяют человеку соотнести оценку своих возможностей с достигнутыми результатами и выработать стратегию поведения, сохраняющую сложившееся самоотношение. 3. Организация знаний. Эксперты в различных сферах деятельности отличаются от новичков количеством «единиц» профессионального опыта — чанков; наличием четких схем предметных областей, в которых возникают проблемы; связью между этими схемами и стратегиями решения и др. В.Ф. Спиридонов