речь на III Всероссийском съезде Российского коммунистического союза молодежи 2 октября 1920г.)» - речь В.И.Ленина. Впервые опубликована в газете «Правда» 5, 6, 7 окт. 1920. В речи раскрыты осн. пути формирования коммунистич. сознания, преодоления пережитков прошлого в сознании людей, в частности и религ. пережитков. Важнейшей задачей всего дела воспитания и образования молодежи В. И. Ленин считал воспитание морали коммунистической. Он разоблачал клевету бурж. идеологов на коммунистов, якобы отрицающих всякую мораль. В. И. Ленин показал, что коммунисты, утверждая коммунистическую мораль, нравственность, отрицают нравственность, проповедуемую буржуазией, выводимую из велений бога, из идеалистич. фраз. Характеризуя сущность коммунистич. морали, В. И. Ленин одновременно разоблачал антиобществ, суть морали религиозной, вскрывая ее клас. содержание и реакц.роль.
ЗАДАЧИ СОЮЗОВ МОЛОДЕЖИ
»ЗАДАЧИ СОЮЗОВ МОЛОДЕЖИ
Источник: Атеистический словарь
"ЗАДАЧИ СОЮЗОВ МОЛОДЁЖИ"
историч. выступление В. И. Ленина на 3-м Всероссийском съезде Российского Коммунистического союза молодежи. Впервые напечатано в газете "Правда" (NoNo 221, 222, 223; 5, 6, 7 окт. 1920). Вошло в 31 т. 4 изд. Соч. Ленина. В речи Ленина, адресованной сов. молодежи, творчески решен ряд принципиальных вопросов мировоззрения марксизма: коммунизм и мировая культура, проблема единства теории и практики, труд и коммунистическое воспитание, сущность и принципы коммунистич. морали. Определяя задачи комсомола, Ленин учил, что Союз молодежи должен быть ударной группой, к-рая во всякой работе оказывает свою помощь, проявляет свою инициативу, свой почин. Обращаясь к молодым строителям коммунизма, Ленин с величайшим оптимизмом развернул перед молодежью картину нового обществ. устройства. Он обосновал положение о том, что для установления коммунизма необходимо обеспечить рост идейно-политич. сознательности, повышение культурного уровня сов. людей, всестороннее развитие молодежи. В воспитании и образовании молодежи Ленин видел непременное условие построения коммунистич. общества. Поэтому актуальной задачей коммунистич. строительства он считал преобразование системы воспитания, учения и образования. "Мы можем строить коммунизм, – писал Ленин, – только из той суммы знаний, организаций и учреждений, при том запасе человеческих сил и средств, которые остались нам от старого общества. Только преобразуя коренным образом дело учения, организацию и воспитание молодежи, мы сможем достигнуть того, чтобы результатом усилий молодого поколения было бы создание общества, не похожего на старое, т.е. коммунистического общества" (Соч., т.31, с. 259). Первейшей обязанностью молодежи является, по мысли Ленина, обязанность "учиться коммунизму". "Учиться коммунизму" – это значит взять из культурного наследства прошлого все полезное и необходимое для нового общества. В этой связи Ленин развил принципиальные положения марксизма, определяющие отношение коммунизма к мировой культуре. Пролетарская культура, учил Ленин, является закономерным развитием тех запасов знания, к-рое человечество выработало под гнетом капиталистич. общества. Ленин указал на то, что марксизм возник в результате критич. освоения достижений передовой обществ. мысли человечества. Но если коммунизм – результат предшествующего развития, то, следовательно, "коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество" (там же, с. 262). Однако коммунистич. мировоззрение, говорил Ленин, нельзя выработать лишь посредством чтения книг и брошюр. Ленин указывал на то, что без работы, без борьбы книжное знание ровно ничего не стоит. Он бичевал "начетчиков и хвастунов", прикрывающих свое неумение или нежелание действовать во имя коммунизма лозунгами, призывами, цитатами. Красной нитью через все выступление Ленина проходит мысль о том, что коммунисты выковываются в труде, в борьбе за общее дело. В своем выступлении Ленин раскрыл воспитат. возможности, заложенные в труде на благо общества. Ленин связывал успехи в борьбе за коммунистич. переустройство общества с таким высоким уровнем сознательности, при к-ром строители коммунизма будут соблюдать нормы человеч. общежития не по принуждению, а добровольно, в силу своего коммунистич. убеждения, когда коммунизм превратится во внутр. убеждение и станет не только экономич., но и нравств. идеалом. Ленин делает вывод о том, что все дело воспитания, образования и учения совр. молодежи должно быть воспитанием коммунистич. морали. Ленин раскрыл сущность коммунистич. морали, показав, что в основе последней лежит борьба за коммунизм. Подвергнув анализу характер экономич. и идеологич. отношений при капитализме, Ленин показал, что коммунисты не отрицают мораль, нравственность, а отрицают лишь нравственность буржуазную, нравственность, проповедуемую буржуазией, выводимую из велений бога, из идеалистич. фраз. Для коммунистов не существует абстрактная нравственность, взятая вне человеч. общества и обществ, отношений. В классовом обществе мораль всегда имеет классовый характер. А поскольку старое общество было основано на принципе: либо ты грабишь другого, либо другой грабит тебя, либо ты работаешь на другого, либо он на тебя, то и люди, воспитанные в этом обществе, восприняли психологию стяжательства, эгоизма, грабежа – отвратительные черты, с к-рыми должна бороться советская молодежь. Речь Ленина явилась программой, определившей гл. содержание, осн. методы и средства подготовки молодых строителей коммунистич. мира. Претворяя в жизнь заветы Ленина, комсомол на протяжении всей своей истории всегда принимал самое активное участие в великой борьбе сов. народа за победу коммунизма. Лит.: Бовин А., Учиться коммунизму, "Коммунист", 1960, No 14; Павлов С., Программа всей нашей работы, "Молодой коммунист", 1960, No 10; Источник вдохновения. [Высказывания видных деятелей Коммунистич. партии и Сов. гос-ва о речи-В. И. Ленина на III съезде комсомола...], там же; Кокошка Я., С Лениным в сердце, там же; Журавлева М. И., Торжество ленинских принципов воспитания и образования, "Вестн. высшей школы", 1960, No 10; Глек Т. П., Ленинский завет молодежи, там же. А. Сабун. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.