ЗАБОТА

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Забота
исходная структурная целостность присутствия, суть экзистенциальности, проявляющаяся в заботливости и озабочении. Забота – экзистенциальное условие житейских забот. В состоянии брошенности и падения забота является источником таких порывов как желание, стремление и влечения.

Источник: Словарь хайдеггерианских терминов (по “Бытию и времени”)

Забота
1. Синоним трудностей, которые приходится преодолевать в труде как экстерогенном аспекте преобразования («Навалилось множество забот»). 2. Препятствия, преодолеваемые в процессе предвидения и проектирования. 3. Переживания по поводу возможных и действительных трудностей: озабоченность. 4. Ответственное содействование различным проявлениям чего-либо или кого либо (З. о растениях, З. о человеке).

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

Забота
Память о будущем, вызывающая не столько доверие, сколько беспокойство. Человек всегда озабочен – постольку, поскольку он обладает разумом (а значит, и памятью) и отличается хрупкостью (а значит, вынужден беспокоиться). Хайдеггер прав, причисляя заботу к структурным единицам «бытия в мире», постоянно обращенного вперед, постоянно преисполненного тревоги, постоянно повернутого к будущему и смерти. Впрочем, правы были и древние греки, видевшие в заботе нечто прямо противоположное мудрости. Люди, и только они, не мудры, и это их главное свойство. Вот почему им приходится заниматься философией. Это позволяет им хотя бы немного приблизиться к мудрости и отойти от самих себя. Значит ли это, что они становятся менее человечными? Отнюдь. Но они становятся менее эгоистичными, менее беспокойными, менее озабоченными и все успешнее открываются настоящему, действию и всему миру.

Источник: Философский словарь.

ЗАБОТА
(Sorge) — в экзистенциализме Хайдеггера бытие того сущего, которое является человеческим существованием. В отношении к окружающему миру существование выступает как озабоченность, в связи с другим человеком — заботой о другом, общей заботой. В самой заботе слиты три структурных момента существования: 1) устремление себя вперед, бытие, характеризующееся выходом за пределы своего существования к возможностям бытия, равно как и страх, раскрывающий их значение; 2) заброшенность; 3) забвение. Забо-
6 Философский словарь та есть допрос бытия, а ее зов есть совесть. Сенека в изречении «Cura hominist bonum perficit» («Забота совершенствует добро в человеке») выразил ту мысль, что забота способствует саморазвитию человека до такого состояния, что он получает возможность существовать свободно для реализации своих собственных возможностей. О причинах того, что основным состоянием человеческого существования является забота, повествует Гигин (ок. 25 до н. э.) в басне о сотворении человека. Забота сотворила его из звука, Юпитер наделил его душой. Возник спор о владении этим творением. Призванный в посредники Сатурн решил, что Юпитер после смерти этого творения обязан вернуть «времени» дух и миру звук, забота же, поскольку она сотворила это существо, должна владеть им, пока оно живет («Cura teneat, quamdiu vixerit»). См. также Экзистенцфилософия.
J. М. Demske. Sein, Mensch und Tod. Das Todesproblem bei M. Heidegger, 1962, 1984.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ЗАБОТА
специфически человеческий вид активности, заключающийся в обеспечении выполнения запланированных действий, достижения намеченных целей, создании и поддержании условий, благоприятствующих желательному развитию событий. 3. является атрибутивным признаком сознательной и целенаправленной деятельности человека, без к-рого последняя утратила бы своеобразный характер и перестала отличаться от инстинктивной деятельности животных. 3. о будущем, с одной стороны, выступает как причина целенаправленной деятельности, результаты к-рой человек получит лишь в последующем, а с др. стороны, 3. способствует тому, что человеку удается доводить до конца свои начинания, не бросать начатое недоделанным и тем самым обеспечивать свои жизнь и развитие. 3. в определенном смысле является источником и гарантом свободы, ибо, только заботясь о достижении поставленных целей, человек преодолевает “фаталистическую” предопределенность природных и социальных процессов, познает и начинает использовать объективные законы природы и об-ва (Свобода и необходимость). В стоицизме (напр., в моралистике Сенеки} развивалось то представление, что 3. “вырабатывает” добро в человеке, ведет последнего по пути нравственного самосовершенствования к такому состоянию, когда он получает возможность реализовать свои внутренние потенции, т. е. становится свободным. В совр. философии наиболее развитую и оригинальную концепцию 3. создал Хайдеггер, к-рый понимал 3. как структуру целостного человеческого бытия, состоящую из трех моментов: “бытия-в-мире”, “забегания вперед” и “бытия-при-внутри-мировом-сущем”. Первый момент означает изначальную “заброшенность” человека в мир, неразрывность человеческого бытия и мира, единство субъективного и объективного. Второй — то, что человек “не есть то, что он есть” в настоящий момент, а есть “проект” самого себя; что будущее, будучи “причиной” человека, “втягивает” его в себя. Третий — то, что человек не отчужден и не противопоставлен всему внешнему миру как чему-то чуждому, а находится в своеобразном единстве с очеловеченной (субъективизированной) частью мира, относится к ней как к “сподручному”. Каждый из моментов 3. у Хайдеггера является также и одним из модусов времени: первый — прошлого, второй — будущего, третий — настоящего. Этот подход ведет к отказу от представления о времени как объективной реальности и рассмотрению его в качестве особого феномена “временности”.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЗАБОТА
активность, направленная на достижение блага к.(ч.)-л. Среди объектов 3. называют мир в целом, окружающую среду, животных, общественные ин-ты. В качестве особого предмета 3. выступает отношение человека к самому себе и к др. людям. М. Хай-деггер анализировал 3. в терминах онтологии и описал
ее как онтологически-экзистенциальную характеристику человека: человек порожден 3. и через нее осуществляет свое бытие в окружающем мире и со-бытие с другими. М. Фуко считал принцип “заботы о себе” древним мотивом греч. культуры, который, начиная с философии Сократа, обретает строгую определенность как требование 3. о совершенствовании собственной души. Последнее с необходимостью предполагает исполнение обязанностей по отношению к другим.
Трактовка 3. как деятельно-заинтересованного отношения к другим, противоположного враждебности, эгоизму, манипуляции в корыстных интересах, равнодушию и основанного на осознании значимости связи между людьми, их взаимозависимости, имеет корни в различных филос. и культурных традициях. Конфуций главным качеством “благородного мужа”, мерой всех добродетелей считал человеколюбие-жэнь. В Упани-шадах бог Праджапати заповедует подавление страстей, подаяние бедным и сострадание к ближнему. В учении Будды важное место занимает понятие сострадания (любовь, отсутствие ненависти, непричинение вреда), значимость которого обусловлена представлением о взаимосвязанности и взаимозависимости всех живых существ.
В антич. философии тема 3. как особого отношения между людьми возникает гл.обр. в контексте рассуждений о поддержании и укреплении единства человеческого рода, основанных на достоинстве каждого его члена. Согласно Цицерону, “узы между людьми” поддерживаются а) справедливостью; б) готовностью творить добро (добротой, щедростью). Образом и образцом нравственно прекрасного единения, согласно антич. философам, является, в частности, дружеская любовь-привязанность (греч. filia). Высшей ценностью в дружеских отношениях является сам друг. Дружба как согласие предполагает доверие и с необходимостью исключает враждебность, своеволие, охваченность разъединяющими страстями (Пифагор). В ней проявляются способность к сочувствию, готовность помогать, разделять тяготы, не препятствовать по причине неумеренного желания блага стремлению друга добиться больших успехов, если это влечет за собой риск для его благополучия (Цицерон). Дружеская привязанность проявляется по-разному, в зависимости от конкретных лиц и конкретных обстоятельств. Аристотель указал на деятельный характер дружбы: ее целью является действие-любовь. Одно из ее проявлений — благодеяние, существенной чертой которого, как и дружбы, является бескорыстность. Сенека именно благодеяние считал “главнейшим связующим звеном” для общества и “содружества человеческого рода” вообще. Сущность благодеяния он видел не в материи, а в душевном расположении, с которым совершается конкретный поступок, несущий благо другому. Чтобы благодеяние достигло своей цели, надо любить.
В христианской этике заботливое отношение к ближнему как милосердная любовь (лат. caritas), которая характеризуется “самопожертвованием, самопреданностью и самозабвением” (С.М. Зарин), составляет ее фундаментальное нормативное и ценностное содержание. Существенное отличие милосердного отношения от дружеской любви-привязанности состоит в требовании его опосредования абсолютным идеалом — любовью к Богу, свободной от низших, своекорыстных компонентов и выражающей религиозно-нравственное совершенствование человека в его любви к ближнему, которая универсализуется и распространяется на все человечество, включая врагов. По христианскому учению, именно через любовь к Богу естественное влечение людей друг к другу наполняется духовным содержанием.
В новоевропейской моральной философии близким христианскому понятию милосердия является понятие благожелательности — центральное в этическом сентиментализме. И. Кант сен-тименталистской трактовке благожелательности противопоставил “практическую”: с позиции этики долга любовь к людям должна быть отнесена не к чувству, а к деятельному благоволению, в основании которого лежит максима — “долг всех людей друг перед другом (все равно, считают их достойными любви или нет) согласно этическому закону совершенства: люби ближнего своего как самого себя”. Вместе с тем он не отрицал вспомогательной значимости внеморального спонтанного добросердечия как “женской”, прекрасной добродетели, которую рассматривал в сопоставлении с собственно моральной “мужской”, возвышенной добродетелью, основанной на универсальных принципах справедливости. В отличие от Канта А. Шопенгауэр саму сущность морали осмысливал в единстве “более мужской” и “более женской” добродетелей справедливости и человеколюбия. Значение добродетели справедливости, по Шопенгауэру, отрицательно, оно выражается в требовании “не вреди”, человеколюбия — положительно и выражается в требовании помощи.
Анализ 3. в контексте противопоставления преимущественно женской моральной позиции как заботливой преимущественно мужской как позиции беспристрастной справедливости был предпринят в современной феминистской этике 3. К. Гиллинан, Н. Ноддингс, С. Радек, Дж. Тронто и др. Феминистская трактовка, по существу, воспроизводит ключевые характеристики 3., раскрытые в предшествующей этике. Ее особенность состоит в попытке перенести рассуждение о 3. в иной этико-философский контекст, исключающий трансцендентный идеал (Бога, абсолютный моральный закон и т.д.). 3. здесь основана исключительно на чувстве непосредственной связи конкретных людей и поддерживает эту связь. Именно конкретный человек во всем многообразии его жизненных проявлений здесь наделяется высшей ценностью.
О Кант И. Наблюдение над чувством прекрасного и возвышенного // Кант И. Соч.: В 6 т. 1964. Т. 2; Он же. Метафизика нравов // Там же. М., 1965. Т. 4 (2); Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1984. Т. 4; Шопенгауэр А. Об основе морали [III] // Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992; Цицерон. О дружбе // Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1993; Он же. Об обязанностях [I] // Там же; Сенека Л.А. О благодеяниях // Римские стоики. М., 1995; Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М., 1996; Ямвлих Халкидский. Жизнь Пифагора. М., J997; Noddings N. Caring: A Femenist Approach to Ethics and Moral Education. Berkley; London, 1984; Gilligan C. In a Different foice. Cambridge, 1993; Tronto J. Moral Boundaries. New York; London, 1993.
O.B. Артемьева

Источник: Философия: энциклопедический словарь

ЗАБОТА
непрерывная активность, направленная на содействие чьему-либо благу. Объектами 3. могут быть люди, животные, окружающая среда, общественные ин-ты, мир в целом.
В этике 3. рассматривается как проявление отношения человека к другим людям и к самому себе. 3. как прежде всего деятельно-заинтересованное отношение к другому (другим), противоположное враждебности, эгоизму, манипуляции в корыстных интересах, равнодушию, основанное на осознании значимости (взаимо)связи между людьми и предполагающее открытость и доверие, — была предметом внимания в различных философских и культурных традициях. Так, в конфуцианстве основным качеством благородного мужа считалась .ж-эяь-человечность. Иероглиф «жэнь» (состоящий из знаков «человек» и «два») означает межчеловеческие отношения, в к-рых, по кит. традиции, реализуется подлинное бытие человека. Это бытие всегда качественно определенно и не может регулироваться абстрактными принципами. Существенной чертой человеколюбия является его конкретность: оно всегда выражает глубинное согласие людей в их многообразных повседневных взаимоотношениях, в разных ситуациях по отношению к разным людям оно проявляется по-разному. Для утверждения жэнь требуется не следование абстрактным принципам, а знание уш-ритуала и умение тонко чувствовать ситуацию. Кун-цзы с неохотой отвечал на просьбы определить человеколюбие, а если давал определения, они звучали по-разному; одно из значений жэнь он видел в том, чтобы «любить людей».
В любви обнаруживается изначальная связанность людей, их потребность друг в друге; в первую очередь любовь распространяется на самых близких и лишь затем — на все человечество. Характеризуя отношения между людьми, жэнь одновременно является и путем самосовершенствования, требующего от человека постоянного «превозмогания» себя. Мо-цзы считал носителем совершенной жэнь-человсчности только Небо, к-рое «желает, чтобы люди помогали друг другу». Согласно др.-инд. афоризму, «сострадание правит миром».
В Упанишадах бог Праджапати заповедует подавление страстей, подаяние бедным и сострадание. Принцип сострадания (см. Каруна) занимает важное место в буддизме; он представляет собой императивное выражение идеи о взаимосвязанности и взаимозависимости всех живых существ.
В античной философии тема 3. как особого отношения между людьми возникает гл.о. в контексте рассуждений о поддержании и укреплении единства человеческого рода, основанного на достоинстве каждого его члена. Согласно Цицерону, «узы между людьми» поддерживаются справедливостью и готовностью творить добро (т.е. добротой, щедростью). Образцом нравственно-прекрасного единения, согласно античным философам, является дружба, или любовь-привязанность (piAioc). Одним из ее проявлений, по Аристотелю, является благодеяние (х&рц — милость, доброта), при к-ром отношение к другому основывается на бескорыстии. Именно благодеяние Сенека считал «главнейшим связующим звеном» для общества и «содружества человеческого рода» вообще. При этом он подчеркивал, что сущность благодеяния состоит не в его материи, а в душевном расположении, с к-рым совершается конкретный поступок, несущий благо другому. Поэтому определяющими чертами благодеяния является то, что оно дает радость другому, совершается с готовностью, охотно, инициативно и по доброй воле; оно не должно быть ограничено разовым действием, но требует постоянного внимания. Чтобы благодеяние достигло своей цели, надо «не только оказывать благодеяние, но и любить». Это, в частности, означает, что благодеяние несовместимо с «пагубной добротой», к-рая может привести в конечном итоге к гибели того, кому как будто бы оказывается благодеяние.
В христианской этике заботливое отношение к ближнему как милосердие является одной из основных добродетелей (см. Лгапэ). Существенное отличие милосердия от дружеской любви-привязанности состоит в том, что — по заповеди любви — оно опосредовано любовью к Богу. Христианская любовь к ближнему не ограничивается близкими, она распространяется на всех людей, в т.ч. и врагов. Именно через любовь к Богу естественное влечение людей друг к другу наполняется духовным содержанием. Так может трактоваться известное требование Христа отказаться ради него от домашних (Мф. 10:34—39): любовь к самым близким, 3. о них также должны определяться духовными мотивами, но не просто чувством родства, привязанностью или влечением.
В то же время любовь к ближнему конкретна и проявляется по отношению к конкретным людям по-разному. Некоторые христианские мыслители проводили различие между универсальной агапической любовью как деятельной помощью и сердечным расположением, к-рое оказывается немногим - «связанным общностью нравов, или общностью добродетелей» и выражается по-разному по отношению к родителям, детям, супругам (Иоанн Кассиан).
В новоевропейской мысли близким христианскому понятию милосердия было понятие благожелательности. Сентименталистской (см. Сентиментализм этический) трактовке благожелательности как чувства И.Кант противопоставлял «практическую»: с позиции этики долга любовь к людям должна быть отнесена не к чувству, а к деятельному благоволению, в основании к-рого лежит принцип «долга всех людей друг перед другом». Его можно уточнить, в частности, и как требование делать цели других, если они не безнравственны, своими целями. Обязанности любви Кант подразделил на долг благотворения (по мере возможности помогать людям и содействовать их счастью, не надеясь получить за это награду), благодарности (оказывать почтение лицу, оказавшему благодеяние) и участливости (делиться с другими своими чувствами). Вместе с тем он не отрицал вспомогательного значения и внеморального спонтанного добросердечия как «женской», прекрасной добродетели, отличной от справедливости как «мужской», возвышенной добродетели.
В отличие от Канта, А.Шопенгауэр саму сущность морали осмысливал в единстве «более мужской» и «более женской» добродетелей справедливости и человеколюбия. Последнее, по Шопенгауэру, и проявляется в непосредственном оказании деятельной помощи любому нуждающемуся. Значение справедливости отрицательно и выражается в требовании «Не вреди», значение человеколюбия — положительно и выражается в требовании помощи.
В философии 20 в. происходит переосмысление 3. и ее проблематизация в более широком онтологическом контексте. Так, М.Хайдеггер анализирует 3. как онтологически-экзистенциальную характеристику человека. Отталкиваясь от 220-й басни Гигина, в к-рой рассказывается о роли Заботы (Сига) в сотворении человека (Homo) из земли (humus), Хайдеггер указывает на то, что человек именно в 3. осуществляет свое бытие. Принципиальные особенности человеческого существования (существование в «окружающем мире»; «со-бытиб с другими») обусловливают два основных бытийных проявления 3.: озабочение и заботливость. Озабочение выражает отношение к «подручному», к средствам; оно проявляется в том, что человек нечто «исполняет, использует, ожидает, предотвращает». Заботливость выражает отношение к сущему, к-рое рассматривается как со-бытиё, а не как «подручное средство», им «не озабочиваются, но заботятся о нем». Она может осуществляться как позитивными («быть друг за друга»), так и негативными («быть друг против друга, без друга») или безразличными («проходить мимо друг друга, не иметь дела друг до друга») способами. «Неотложность» 3. как социального установления мотивирована именно тем, что для повседневного бытия характерны негативные и безразличные способы заботливости.
В позитивном проявлении заботливость имеет две крайне различные формы. Первая («заменяюще-подчиняющая») предполагает, что заботящийся полностью берет на себя 3. другого, заменяя его в его озабочении. Такая заботливость направлена на «что» (проблемы, тяготы и т.п.), озаботившее другого, но не на самого другого. При этом другой может стать зависимым, подвластным, даже если подвластность окажется для него скрытой. Вторая форма заботливости («заступнически-освобождающая») не заменяет другого в его 3., а «заступничает за него в его экзистенциальном умении быть». Она касается экзистенции другого, делает его свободным для его собственной 3. Если Хайдеггер указывает на тождественность заботливости как 3. о других и «3. о себе самом» в онтологическом значении, замечая, что при сопоставлении данных выражений может получиться лишь тавтология, М.Фуко требование 3. о других считает необходимой составляющей принципа «Заботы о себе». Будучи древним, начиная с Сократа, мотивом европейской культуры, требование 3. о себе указывает на необходимость совершенствования человеком собственной души. Последнее же с необходимостью предполагает исполнение обязанностей по отношению к другим людям. Этический анализ 3. в контексте противопоставления преимущественно женской моральной позиции как выражения 3. — преимущественно мужской позиции как выражению беспристрастной справедливости был предпринят в современной феминистской этике 3. (Ethics of Саге).
В феминистской лит-ре (К.Гиллиган, Н.Ноддингс, С.Радек, Дж.Тронто, др.) фактически полностью воспроизводятся ключевые характеристики 3., выявленные и раскрытые в классической философии. Однако рассуждение о 3. переносится в существенно иной этико-философский контекст, исключающий трансцендентный идеал (Бога, абсолютный моральный закон и т.д.). 3. основывается на чувстве непосредственной связи конкретных людей; именно конкретный человек наделяется здесь высшей ценностью. 3. осуществляется адекватно, если моральные субъекты рассматриваются не как рациональные, автономные и равные, а как личностно определенные, взаимозависимые, детерминированные различными ситуациями и неравные. Поэтому 3., в отличие от справедливости, не может быть сформулирована в виде абстрактных принципов и норм, она реализуется в не опосредованных принципами и нормами, глубоко личностных и пристрастных отношениях.

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
745.12 кб

«Забота о себе» и политико-юридические сферы Древней Греции

Смирнов А. Е.
Читать PDF
209.57 кб

Забота о себе, о других, о государстве в здоровом образе жизни

Садовников Евгений Степанович
В основополагающих документах Минздравсоцразвития и Минобрнауки России ярко высвечивается необходимость в формировании здорового образа жизни у населения, что согласуется с необходимостью возрождения принципа «заботы о себе» и в с
Читать PDF
94.62 кб

«Забота о тебе», или место этики в постсоциальном мире

Положенцев А. М.
Особая форма общественного бытия, которую принято называть термином «постсоциальность», имеет ряд метафизических и этических оснований, анализу которых посвящена эта статья.
Читать PDF
421.35 кб

Забота о себе: философский, онтологический и этический аспекты

Федичева Ксения Владимировна
В статье рассмотрен концепт заботы о себе в связи с уяснением его особой роли как в самом философском дискурсе, так и в жизненном мире человека.
Читать PDF
1.36 мб

Феномен "забота о себе" через призму древнегреческой пайдейи

Пичугина Виктория Константиновна
Раскрыта сущность феномена «забота о себе» античной педагогической мысли и обоснована логика его исторического развития в аспекте зарождения представлений о высшем образовании и самообразовании.
Читать PDF
1.92 мб

Забота в педагогике: критические замечания

Камби Франко
Идея заботы в педагогике имеет многовековую историю. Ее модификации отражают изменения, происходящие в педагогической реальности.
Читать PDF
62.97 кб

Предисловие к рубрике. Забота о себе как этическая, педагогическая и психологическая реальность

Безрогов Виталий Григорьевич
В данной рубрике журнала представлены четыре статьи очных и заочных участ ников научной конференции «Забота о себе в педагогике, социологии и психологии: история и современность», которую 9-11 сентября 2015 г.
Читать PDF
105.93 кб

Забота об идентичности: непрерывное образование vs исчезновение себя в период метамодерна

Безрогов Виталий Григорьевич, Пичугина Виктория Константиновна
Статья посвящена вопросам становления и развития педагогических представлений об образовании, проходящем через всю жизнь человека и существенно меняющим его понимание самого себя.
Читать PDF
510.11 кб

Забота о себе как фактор становления личности в системе современного образования

Болотникова Елена Николаевна
Противоречия между универсальным и индивидуальным, обучением и воспитанием, учеником и наставником могут быть разрешены, если изменить точку фокуса системы образования.
Читать PDF
91.59 кб

«Духовные упражнения» и «Забота о себе» (стоическая этика в интерпретации П. Адо и М. Фуко)

Гаджикурбанова Полина Аслановна
Статья посвящена дискуссии, которая состоялась между двумя выдающимися представителями французской философской школы: Пьером Адо и Мишелем Фуко.
Читать PDF
256.33 кб

Философия запада через понятие «Забота»

Куницин Андрей Геннадьевич
Прослеживается генезис философского понятия «забота», а также его развитие в рамках истории западной философии.
Читать PDF
227.50 кб

Философские интерпретации концепта "забота": от "лекарства" в античности до "здорово быть"в современ

Болотникова Елена Николаевна
Забота индивида о себе была важным элементом философских размышлений в эпоху Античности. Метафорами заботы служили волчок, зеркало, охрана, ревизия.
Читать PDF
0.00 байт

«Забота» как онтологическая категория

Куницин Андрей Геннадьевич
В статье прослеживается генезис философского понятия «Забота», а также его развитие в рамках истории западной философии.
Читать PDF
346.44 кб

Dasein, скука, забота в сфере образования

Волкова С.В.
В центре внимания статьи философия М. Хайдеггера. Отправляясь от идей, высказанных немецким мыслителем в работах «Основные понятия метафизики» и «Бытие и время», автор пытается проследить взаимосвязь выявленных М.
Читать PDF
0.00 байт

Философия как забота о себе (или рассуждения о форуме "Мир философии")

Блинова Олеся Александровна
В статье дан обзор Форума «Мир философии», прошедшего с 16 по 19 апреля 2018 года в Уральском государственном педагогическом университете (г. Екатеринбург).

Похожие термины:

  • ЗАБОТА ОБ ИСТИНЕ

    понятийная структура постмодернистской философии, фиксирующая имманентно креативную природу дискурса (см. Дискурс) по отношению к истине, понятой в качестве плюральной (см. Истина). Понятие "З.обИ.
  • ОБЩАЯ ЗАБОТА

    по Хайдеггеру, естественный способ встречаться с другим. Когда заботятся о вещах (см. Озабоченность), то предмет заботы является общим. Уже в выражении "забота" заключается тот смысл, что это делает
  • ЗАБОТА О СЕБЕ

    одно из центральных понятий философии «позднего» М.Фуко. Оно использовано в качестве названия его последней прижизненно опубликованной книги — третьего тома «Истории сексуальности» (1984), однако
  • Заботливость, предусмотрительность

    Философский смысл термина: Предвидение (Цицерон); провидение (Сенека, Квинтилиан, Апулей, Экклезиаст).
  • Заботливость

    экзистенциал, отношение присутствия к другим присутствиям, связанное с наличием-отсутствием общего дела (“заботы”). Заботливость как отношение к присутствиям противоположно озабочению как отно