см. Первичные и вторичные качества.
ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА
ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА
Источник: Советский философский словарь
ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА
качества (цвет, вкус, запах, тепло, холод и т.п.), являющиеся, по мнению нек-рых материалистов-метафизиков и ряда идеалистов, лишь субъективными и не присущими предметам материального мира. В. к. противопоставлялись сторонниками этой теории т.н. первичным качествам (плотность, протяженность, фигура, движение и т.п.), присущим самим вещам. Различение качеств по их объективности встречается уже у Демокрита ("Материалисты Древней Греции", 1955, с. 80–83), но свою развитую форму этот взгляд приобрел в философии 17–18 вв. у Галилея, Декарта, Локка (введшего термины "В. к." и "первичные качества") и др. Теория В. к. была вызвана к жизни стремлением старого, домарксовского материализма различить субъективное и объективное при решении проблемы отношения сущности и явления. Поскольку, однако, это решение опиралось на механицизм, за объективное принималось лишь то, что улавливалось средствами механики и математики,– все остальное объявлялось субъективным. Локк говорил о В. к.: "Какую бы ни приписывали им по ошибке реальность, они на деле не находятся в самих вещах, но суть производящие в нас различные ощущения силы и зависят от указанных мною первичных качеств, объема, фигуры, сцепления и движения частиц" ("Опыт о человеческом разуме", М., 1898, с. 112). Логич. развитием и завершением этого взгляда, по к-рому В. к. есть лишь субъективное состояние сознания, явился субъективный идеализм Беркли и Юма. Совр. неопозитивизм использует противопоставление первичных и В. к. как аргумент в борьбе с материализмом (см., напр., Б. Рассел, Человеческое познание, М., 1957, с. 204, 263). К теории В. к. склонялись механисты (см., напр., В. Н. Сарабьянов, Как иные товарищи творят ревизионизм, "Под знаменем марксизма", 1926, No 6, с. 64–65). Диалектич. материализм отвергает деление качеств на первичные и вторичные. Ощущение есть субъективный образ объективного мира, показания всех органов чувств человека являются источником объективных знаний о мире и с этой стороны нет принципиальной разницы между ощущениями цвета, запаха и формы, движения, т.е. между т.н. В. к. и первичными качествами. Разница между этими ощущениями отражает объективное различие свойств материи. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2, М., 1955, с. 139–44; Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955, с. 185, 197, 201; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14, с. 43, 106; Плеханов Г. В., Materialismus militans, Избр. филос. произв., т. 3, М., 1957, с. 241–42; История философии, т. 2, М., 1941, с. 70, 128–29. Б. Пышков. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.