ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА
понятия, получившие распространение после работ Дж. Локка. Первичные качества - объективные свойства материальных тел. Вторичные качества - субъективные ощущения, не совпадающие со свойствами внешних объектов самих по себе.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА
одна из гносеологических концепций Локка, выражающая особенность его дуализма. Под первичными качествами понимаются объективные свойства материальных тел: движение, протяженность, величина, непроницаемость, плотность, сцепление частиц, фигура, объем и др. Вторичные качества - это субъективные ощущения, не содержащиеся в самих вещах (цвет, вкус, запах и др.). Из локковского дуализма первичных и вторичных качеств сформировалось два противоположных направления: материалистический и идеалистический сенсуализм.

Источник: Тематический философский словарь

Первичные и вторичные качества
термины, употребляемые для различения качеств (свойств) вещей по признаку объективности. Термины введены Локком, хотя такое различие проводили до него Демокрит, Галилей, Декарт, Гоббс. Локк к первичным, или объективным, качествам относил движение, непроницаемость, плотность, сцепление частиц, фигуру, объем и др. Вторичные, или субъективные, качества (цвет, запах, вкус, звук), согласно Локку, «не находятся в самих вещах» и зависят от первичных качеств. Такая т. зр. находит свое объяснение в механистическом характере материализма Локка. Так, все свойства, которые не поддавались объяснению с т. зр. механики, объявлялись им вторичными, определяемыми лишь организацией и состояниями субъекта. Выделение субъективных качеств основывалось и на смешении объективного существования качеств со степенью адекватности и с формой их отражения в сознании, а также связано с непониманием особой роли мышления в отображении качеств вещей. Субъективные идеалисты Д. Беркли, Д. Юм и др., используя непоследовательность метафизического материализма, первичные качества также зачислили в разряд субъективных. Диалектический материализм отрицает деление качеств вещей на объективные и субъективные.

Источник: Философский словарь. 1963

ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА
термины, употребляемые для различения качеств (свойств) вещей по признаку объективности. Термины введены Локком, хотя такое различие проводили до него Демокрит, Галилей, Декарт, Гоббс. Локк к первичным, или объективным, качествам относил движение, непроницаемость, плотность, сцепление частиц, фигуру, объем и др.; к вторичным, или субъективным, качествам — цвет, запах, вкус, звук. Все свойства, к-рые не поддавались объяснению с т. зр. механики, объявлялись Локком вторичными, определяемыми лишь организацией и состоянием субъекта. Выделение субъективных качеств основывалось и на смешении объективного существования качеств с формой их отражения в сознании, а также связано с непониманием особой роли мышления в отображении качеств вещей. Субъективные идеалисты Беркли, Юм и др., используя непоследовательность метафизического материализма, первичные качества также зачислили в разряд субъективных. Диалектический материализм отрицает деление качеств вещей на объективные и субъективные. В то же время в нем различаются собственные свойства вещи как результат (эффект) ее внутренних взаимодействий и внешние (потенциальные, диспозиционные) свойства. Последние становятся актуальными лишь при реальном взаимодействии данной вещи с др. вещами (таково, напр., свойство соли растворяться в воде, свойство данного химического элемента давать соединения с др. элементами и пр.).

Источник: Философский энциклопедический словарь

ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА
термины, с помощью к-рых представители механистического материализма (Демокрит, Гоббс, Локк) пытались провести различие между свойствами (качествами) вещей по степени их объективности. Первичные качества вещей с этой точки зрения объективны, т. е. не зависят от восприятия их познающим субъектом. Такими качествами являются протяженность, объем, форма, движение, плотность, масса н т. д. Вторичные же качества не присущи вещам самим по себе, а есть результат воздействия первичных качеств вещей на органы чувств человека, и потому они субъективны. К ним относятся цвет, вкус, запах, звук и т. д. Сторонники этой теории, проводя в целом материалистическую линию, ошибочно отождествляли ощущения человека (цвет, вкус, запах, звук) со свойствами объективных вещей и на этом основании некоторые из этих свойств объявляли субъективными. Эта ошибка была использована субъективным идеализмом (Беркли), к-рый поспешил провозгласить субъективный характер вообще всех качеств вещей. Диалектический материализм считает, что деление качеств вещей на субъективные и объективные неправомерно. Свойства предметов и явлений могут быть только объективными, т. е. независимыми от их восприятия человеком. Не следует, однако, смешивать ощущения человека (цвет, запах, вкус) со свойствами вещей. Ленин, комментируя высказывание Фейербаха о том, что «горечь, как вкус, есть субъективное выражение объективного свойства соли», определил ощущение как субъективный образ объективного мира.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА,
гносеологич. понятия механистич. материализма, введенные англ. ученым Р. Бойлем и получившие широкую известность после «Опыта о человеч. разуме» (1690) Локка (самые термины встречаются в ср.-век. схоластике, напр. у Альберта Великого). Понимая под первичными качествами объективные свойства материальных тел, Локк относил к ним протяженность, величину, фигуру, сцепление, положение, количеств. характеристики вообще, механич. движение, покой, длительность. Вторичные качества, по Локку, - это субъективные ощущения, не совпадающие со свойствами внеш. объектов самих по себе; к ним относятся цвет, звук, вкус, запах и др.
Различение качеств по степени их объективности встречается еще у Демокрита, к-рый разграничивал субъективное знание «по мнению», т. е. существующее в форме ощущения, и знание «по истине», т. е. умопостигаемое знание свойств атомов. Учение о П. и в. к., выдвинутое философами 17-18 вв., было непосредственно связано с атомистич. и механистич. миропониманием. Галилей относил к достоверно существующим качествам лишь те, к-рые выразимы геометрически. Гоббс выделял в качестве первичных качеств только пространственно-временные - протяженность и движение. Галилей, Декарт, Гассенди и Гоббс полагали, что первичные качества открываются в вещах лишь человеч. разумом, в то время как Локк считал, что «идеи» первичных качеств доставляются непосредственно ощущениями. Беркли по существу отверг деление качеств на первичные и вторичные и объявил их все чисто субъективными. Истолковывая концепцию П. и в. к. с позиций агностицизма, Юм и Кант отрицали сходство ощущений со свойствами внеш. объектов и перенесли субъективистское понимание вторичных качеств на первичные. В кон. 19-20 вв. эти идеалистич. взгляды явились предпосылкой теории познания эмпириокритицизма, неореализма и неопозитивизма. Отрицание объективного содержания вторичных качеств при одноврем. признании объективности первичных было характерно для нек-рых метафизически мыслящих материалистов, склонных к пониманию вторичных качеств как условных символов. Диалектический материализм отвергает деление свойств вещей на П. и в. к., рассматривая всякое ощущение как субъективный образ объективной реальности, отражающий свойства вещей, но не тождественный им.

Источник: Советский философский словарь

ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА
гносеологическое представление о существовании двоякого рода чувственных образов качеств тел материального мира, отличающихся друг от друга по характеру их соответствия своим прообразам. Это представление, идущее еще от античной философии и встречающееся в средневековой схоластике, наиболее прозрачно и обстоятельно было изложено в Новое время Дж. Локком. Согласно Локку, существуют первичные, или первоначальные, качества тел — это протяженность, форма, плотность, подвижность. Они совершенно неотделимы от тел, В каком бы состоянии те ни были, и вполне адекватно воспринимаются, т. е. возникающие в уме идеи этих качеств сходны с самими качествами тел. Но в телах есть и такие недоступные человеческому восприятию формы, объемы и движения частиц, которые, воздействуя на органы чувств, вызывают в уме идеи, не схожие с породившими их агентами. Цвет, звук, вкус, запах, тепло как таковые, т. е. в том чувственном виде, вкаком они воспринимаются человеком, не существуют в самих телах. И если о них говорят как о качествах тел, то это — вторичные качества, производные от первичных, являющихся единственно объективными.
Представление о первичных и вторичных качествах, вызвавшее так много споров, ознаменовало собою, во-первых, возвышение теории познания, признающей такое различение, над точкой зрения наивного реализма; во-вторых, создание гносеологической концепции в эвристическом отношении очень ценной для математизированного естествознания, т. к. она оправдывала и поощряла его притязания. Не случайно этого представления придерживались 1алилей и Бойль, понимавшие, что в основу объективного, научного исследования предметов и явлений природы должны быть положены те их качества, к которым можно применить меру и число, а те качества, к которым их применить не представляется возможным, следует попытаться редуцировать к первьм. Последующие успехи, достигнутые в оптике и акустике, вполне оправдали такой подход. Вместе с тем представление о первичных и вторичных качествах было одной из предпосылок того усиленного внимания, которое, особенно после появления критической философии Канта, стали уделять субъективным компонентам человеческого познания многие теоретико-познавательные концепции.
А. Л. Субботин

Источник: Новая философская энциклопедия

первичные и вторичные качества
ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА — гносеологическое представление о существовании двух родов чувственных образов качеств объектов материальной действительности, отличающихся друг от друга по характеру их соответствия этим качествам. Это представление, существовавшее еще у античных атомистов и встречающееся в средневековой схоластической философии, в философии Нового времени разделял Р. Декарт, а наиболее ясно и обстоятельно изложил Дж. Локк в «Опыте о человеческом разумении». Согласно Локку, есть первичные, или первоначальные, качества тел — это протяженность, форма, плотность, подвижность. Они неотделимы от тел и вполне адекватно воспринимаются субъектом, т.е., по терминологии Локка, возникающие в уме идеи этих качеств сходны с самими качествами тел. Но в телах есть и такие недоступные человеческому восприятию формы, объемы и движения частиц, которые, воздействуя на органы чувств, вызывают в уме идеи, не схожие с порождающими их агентами. Цвет, звук, вкус, запах, тепло и холод как таковые, т.е. в том специфическом чувственном виде, в каком они являются в человеческом восприятии, не существуют в самих телах. И если о них говорят как о качествах тел, то это вторичные качества, производные от первичных.         Представление о П. и в. к., вызвавшее в философии немало споров и толкований, ознаменовало собою возвышение теории познания, признающей такое различение, над точкой зрения наивного реализма, крайне примитивно истолковывающего адекватность чувственных образов у субъекта вызывающим их объективным качествам предметов реальной действительности. Чувственное восприятие дает субъективный образ объективного мира, и этот субъективный аспект восприятий весьма разнообразен. Субъективные компоненты имеют место в чувственном отображении всех качеств, не только так называемых вторичных, но и первичных (например, в чувственном восприятии размеров и форм тех или иных объектов). Имеющиеся различия в характере и точности чувственных образов зависят от строения и физиологических особенностей органов чувств, сформировавшихся в ходе эволюции в связи с их специфической функцией в жизнедеятельности субъекта.         Философские решения всегда возникают в определенной культурно-научной атмосфере. Представление о существовании П. и в. к. в эвристическом отношении было очень ценным для математизированного естествознания, которое в эпоху Декарта и Локка становилось ведущей отраслью науки. Не случайно этого представления придерживались Г. Галилей и Р. Бойль, понимавшие, что в основу объективного исследования предметов и явлений природы должны быть положены те их качества, к которым можно применить меру и число, а те качества, к которым применить их не представляется возможным, следует попытаться редуцировать к первым. Последующие успехи, достигнутые в оптике, акустике и учении о теплоте, показали плодотворность такого подхода. В собственно же философской сфере это представление было одной их предпосылок того внимания, которое, особенно после появления критической философии И. Канта, стали уделять субъективным аспектам человеческого познания многие эпистемологические концепции.         АЛ. Субботин

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки