ВОЕННАЯ НАУКА

Найдено 1 определение
ВОЕННАЯ НАУКА
это междисциплинарная область знаний об общих законах и характере войны как социального феномена, об особенностях жизнедеятельности военных институтов общества в мирное и военное время и о способах ведения вооруженной борьбы и поддержания мира военными средствами. Объектом познания военной науки является диалектическое единство войны и мира как состояний общества. Предметом познания военной науки являются подготовка и ведение вооруженной борьбы в ходе различных войн и конфликтов и практика поддержания мира военными средствами.
Отдельные элементы военной науки появились еще на заре становления человеческого общества. Одними из первых выделились такие аспекты военной науки, как военное дело и воинское искусство. Их окончательное формирование как отраслей социальной деятельности связано с периодом Античности и натурфилософским этапом общей истории науки. В период Античности военное дело как свод практических способов деятельности, относящихся к ведению войны, было детерминировано культурой конкретного народа. Поэтому мы можем говорить о военном деле древних греков, военном деле древних римлян и т. д. Письменные источники по военному делу содержат практические рекомендации по формированию армии, ее снаряжению и подготовке; по тактике на поле боя; по фортификации и артиллерии и т. д.
Наиболее ярким произведением в этом жанре является трактат «Краткое изложение военного дела» Публия Флавия Вегеция Рената (кон. IV – нач . V в.) – римского военного историка и теоретика. Воинское искусство в данный период представляет собой совокупность умозрительных, часто интуитивных, тактических прозрений полководцев, которые, после их письменной фиксации в трудах по военной истории, становились стратагемами (стратегемами) – военными хитростями. На изучении этих военных хитростей строилось обучение и самообучение будущих военачальников. Стратагемы носили ярко выраженный рецептурный характер, так как чаще всего содержали конкретные примеры тактических решений полководцев в той или иной ситуации без широкого обобщения и выявления закономерностей. Наиболее известными античными произведениями в этом жанре были «Стратегемы» Секста Юлия Фронтина (30–103) и Полиэна (II в. н . э.).
В эпоху Средних веков военное дело и воинское искусство активно развивались в связи с необходимостью ведения практически постоянных войн разных масштабов – от междоусобных конфликтов до общеевропейских войн. Выделение отдельного военного сословия в социальной структуре европейского общества того периода способствовало превращению военной науки в элитарную сферу знания. В противовес античному представлению о том, что военное дело – это обязанность всех свободных граждан, формируется представление о социальной обособленности рыцарского сословия, смыслом и целью жизни которого было ведение войны. Происходит разделение социальной реальности на мирную и военную сферы, которые вполне могут быть не связаны друг с другом – логика войны вторгалась в повседневную жизнь крестьянина только непосредственно, например, в виде грабежей со стороны воюющих сторон. В ряде философских и теологических произведений периода Средних веков появляются широкие обобщения закономерностей феномена войны. Средневековых авторов прежде всего интересовала проблемы военной этики. В трудах Августина Блаженного (354–430) была сформулирована идея справедливой войны, основанная на христианском мировоззрении и римском праве. Важным достижением было, например, определение необходимого для выживания общества гражданского населения (крестьян, священников, врачей и женщин) и людей, неспособных оказать сопротивление (детей и стариков) как незаконных объектов военных действий. Эпоха Возрождения в истории военной науки является важным переломным периодом. В социальном плане выделяется профессиональная корпорация наемников, которые занимаются военным делом как специфическим ремеслом. Феномен профессиональных наемников появился в средневековом городе по примеру цеховой организации ремесленников. Помимо прочего, город был фортификационным сооружением, призванным защищать своих жителей от произвола феодалов. Поэтому оборона города была крайне важной задачей. В эпоху Возрождения ландскнехты, кондотьеры и швейцарские и испанские наемники стали основой армий большинства итальянских и немецких государств и участвовали во всех крупных войнах в Европе. Естественной стала тенденция превращения их в грозную политическую силу, что заставило ряд мыслителей вновь обратиться к античному идеалу армии, состоящей из граждан государства. Например, Николо Макиавелли (1469–1527) в трактате «О военном искусстве» подчеркивает необходимость создания подобной армии из молодых людей, которые могли бы обучаться военному делу некоторое время в году. Кроме этого, Макиавелли выделяет принципы ведения войны и закономерности развития военного искусства исходя из исторических и культурных особенностей народов. Другой важной особенностью эпохи Возрождения было то, что математические науки становятся связующим звеном между разными разделами военной науки, военного дела и воинского искусства. Этот процесс начался с прикладных разделов военного дела, таких, как фортификация и артиллерия, но постепенно распространился и на тактику, стратегию и другие разделы.
Период Нового времени ознаменовался кардинальным пересмотром основных принципов тактики и стратегии, комплектования и подготовки армий и изменением оснований военной науки. Впервые мы можем говорить о классической военной науке в собственном смысле этого слова. В период с XVII по конец XIX века происходит институционализация военной науки в форме военных академий, военных научных обществ и т. д . Происходит дисциплинарная организация военной науки. Стратегия становится на долгое время обобщающей военной наукой, которая опирается на факты конкретных военных наук, таких, как тактика, фортификация, артиллерия и других. Важнейшим признаком классической военной науки является принцип механицизма, что делает военные науки неотъемлемой частью более широкого исторического контекста.
До конца XIX века сохранялась точка зрения, что основные принципы ведения войны базируются на геометрических закономерностях, которые можно реализовать с помощью картографического метода. Сама же война представлялась некой механической системой, познав законы которой любой человек сможет принимать решения, приводящие к победе. Во многих трудах по стратегии, особенно конца XVIII века, предмет излагался в виде геометрических теорем, подтверждаемых чертежами (Дитрих фон Бюлов, Генри Ллойд, эрцгерцог Карл Габсбург). Здесь проявляется давняя мечта всех военных теоретиков об универсальных и простых законах ведения войны, которые можно было бы противопоставить искусству единичных гениальных полководцев. Механицизм проявлялся на всех уровнях военной науки, в ряде случаев доходя до крайнего предела. Неклассический этап истории военной науки был связан с изменением понимания феномена войны. В конце XIX – начале XX веков рядом военных мыслителей было сформулировано представление о войне как социальном феномене, который необходимо изучать методами социологии и психологии. Именно социологическая наука о войне должна была стать интегрирующей дисциплиной. Из этого вытекает целый ряд важных следствий. Во-первых, военная наука стала занимать определенное место в кругу других наук. До этого периода существовало серьезное неприятие между представителями военных и гражданских наук, зафиксированное в образовании и ценностных установках ученых. С точки зрения гражданских ученых, изучение войны способствовало развитию военной сферы человеческой деятельности и, следовательно, развитию способов убийства и насилия. Позиция военных теоретиков не была столь категоричной, однако непосредственная польза от взаимодействия военной науки с другими научными сферами редко высоко оценивалась. Исключение составляли математические и технические науки, а также история, которые были достаточно глубоко интегрированы в военное обучение и теоретические построения. Однако очень скоро сложилась довольно интересная ситуация – как социология, так и военная наука должны были стремиться к идеалу естествознания, что было постулировано еще О. Контом в середине XIX века. Но эксперимент как основа методологии оказался им не доступен по целому ряду причин, восходящих к онтологическим характеристикам объекта исследования. Выход из этой ситуации для представителей военной науки был очевиден – обращение к военной истории и критико-историческому методу исследования. История военного искусства и история войн очень древняя часть военной науки и за столетия там были наработаны разнообразные приемы и методы получения знаний. Оставалось приспособить их к новым задачам. О возможности этого писали многие русские и европейские военные теоретики еще с середины XIX века.
Другим отличительным моментом была опора военных теоретиков на неклассическую философию – различные версии позитивизма и марксизма. В результате в разных странах Европы и России сложились самостоятельные школы военной науки, различия между которыми проявлялись на всех уровнях военного знания – от культуры стратегического планирования до методов подготовки войск. На сегодняшний день мы можем выделить ряд особенностей военной науки второй половины XX – начала XXI веков, которые указывают на формирование постнеклассической парадигмы военного знания. Сюда следует отнести глубокую интеграцию информационного и кибернетического подходов в военную теорию и информационных технологий в военную практику. Возможности информатики и кибернетики довольно быстро были оценены военными всех развитых стран мира. Во многом именно с выполнения военных задач эти науки и начались. В военных науках большую роль играют компьютерные технологии и виртуальный эксперимент. Невозможность или большие трудности при проведении испытаний определенных видов оружия (прежде всего оружия массового поражения) привели к необходимости создания комплексной методологии виртуального эксперимента. Такая черта постнеклассической науки как ослабление требований к научному дискурсу также присутствует в военных науках. Само понятие войны в современной политической и военно-теоретической деятельности испытывает тенденцию к размыванию смысла. Понятие войны оказалось под запретом из-за особенностей современного международного права, согласно которому допустима только оборонительная война. Отсюда многочисленные «понятия-заменители» для обозначения военных действий – «холодная война», «гибридная война», «операция по принуждению к миру», «контртеррористическая операция», «миротворческая миссия» и т. д. С этими понятиями связано и совершенно новое измерение военной науки, появившееся в ХХ веке – использование армии не для ведения войны, а для поддержания мира. Гонка вооружений и «холодная война» привели к парадоксальной ситуации, когда человечество впервые получило техническую возможность уничтожить жизнь на Земле. Доктрина «обоюдного гарантированного уничтожения» стала апофеозом военно-теоретической мысли. Парадоксально, но разоружение в такой ситуации только повышало вероятность глобального военного конфликта, так как одна из сторон могла счесть возможный ущерб приемлемым для достижения своих целей, тогда как гарантированное взаимное уничтожение делает тотальную мировую войну бессмысленной. А. С. Луньков

Источник: История философии науки и техники.

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
82.35 кб

Маршал Лю Бочэн и Советская военная Наука

Ли Суйань
Читать PDF
648.27 кб

Градостроительная наука и организация центров военных округов

Тищенко Владимир Александрович, Мухин Арсений Владимирович, Бабенко Виталий Викторович, Гарифулов Наиль Равильевич
Показано формирование органов военного управления градостроительными методами, а так же взаимодействие между военным и гражданским территориальным органами с помощью создания специализированных подразделений в составе оперативно-с
Читать PDF
309.92 кб

Военно-морская наука и техника накануне Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

Курмышов В. М.
Читать PDF
351.92 кб

Историческая наука и историки тыла в экстремальных условиях военного времени (на примере Сибири 1941

Хаминов Дмитрий Викторович
Празднование очередного юбилея Победы советского народа в Великой Отечественной войне вновь обращает внимание современных историков на малоисследованные сюжеты военного прошлого.
Читать PDF
172.31 кб

Военная наука как социальный институт. Социальные аспекты организации научной деятельности в военном

Карлова Екатерина Николаевна
В статье представлен анализ состояния и перспектив социологических исследований военной науки.
Читать PDF
219.24 кб

Наука по-военному: опыт первых трех лет функционирования научных рот в вооруженных силах российской

Карлова Екатерина Николаевна
Анализируются социальные аспекты организации научной деятельности военнослужащих по призыву научных рот.