СТРАТЕГИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

СТРАТЕГИЯ
[гр. strategia от stratos войско + ago веду] – в менеджменте науки и образования: обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов компании. По существу стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

Стратегия
форма организации человеческих взаимодействий, максимально учитывающая возможности, перспективы, средства деятельности субъектов, проблемы, трудности, конфликты, которые препятствуют осуществлению взаимодействий. Понятие стратегии включает в себя и понятие планирования, и понятие проектирования действий; и определённый концептуально-теоретический компонент, но программные и теоретические схемы в развёртывании этого понятия оказываются подчинёнными реализации стратегии; отдельные фигуры или схемы могут меняться местами или трансформироваться ради поддержания общей направленности действия.

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

СТРАТЕГИЯ
форма организации человеческих взаимодействий, максимально учитывающая возможности, перспективы, средства деятельности субъектов, проблемы, трудности, конфликты, которые препятствуют осуществлению взаимодействий. Первоначально это понятие развивалось в связи с трактовкой военных действий как особого рода искусства, ремесла и даже философии, предполагающих манипулирование большими массами людей в широких пространственных и временных масштабах. Поскольку С. рассматривалась так или иначе как форма поведения субъекта в условиях борьбы, войны, игры, она толковалась как достижение выигрыша, обеспечиваемое за счет минимальных затрат и потерь, т. е. как своего рода искусство экономии средств в осуществлении результативного действия. В этом плане стратегическое мышление оценивалось как способность человеческого ума к особым хитростям, уловкам, ложным маневрам ("стратагемам"), заставляющим соперников, противников, партнеров по игре "включиться" в определенную логику развертывания взаимодействий. "Стратегия есть некоторый план, настолько исчерпывающий, что он не может быть нарушен действиями противника или природы, т. к. все, что может предпринять противник или природа вместе с набором наших возможных действий, является частью описания стратегии" (Вильяме Дж. Д. Совершенный стратег. М., 1960, с. 34). Понятие С. включает в себя и понятие планирования, и понятие проектирования действий, и определенный концептуально-теоретический компонент, но программные и теоретические схемы в развертывании этого понятия оказываются подчиненными реализации С.; отдельные фигуры или схемы могут меняться местами или трансформироваться ради поддержания общей направленности действия. Поскольку в С. план реализации важнее плана обоснования (игра важнее, чем ее программирование или моделирование), главной фигурой С. является сам субъект осуществления действия. В нем, в его поведении неявным образом "синтезируются" теоретические и практические, методологические и технические аспекты С. Т. к. в истории понятия С. доминировал "военный акцент", в качестве субъекта С. или стратега рассматривался прежде всего главнокомандующий, полководец, вождь. Поэтому идея взаимодействия, хотя она изначально присутствует в понятии С., оставалась подчиненной пониманию С. как определенной "линии" поведения, как определенного выбора программы действий. Отметим, что такое толкование С. соответствовало "линейным" схемам объяснения истории, развития общества, идеологии "выбора моделей" социальных изменений. В логике этого соответствия и С. общества виделась как программа, выбранная, предписываемая или предлагаемая обществу субъектом или субъектами, представляющими его правящую элиту.
В середине XX столетия, когда обозначился кризис тоталитарных моделей общественного развития, "линейных" схем истории и соответствующих "больших" социальных теорий, проблема понимания субъекта С. "перешла" в иной регистр и оказалась тесно связанной с проблемой социальных взаимодействий. Общество предстало в качестве полисубъектного образования, в котором различные субъекты в их взаимосвязях и взаимозависимостях реализуют структуры социального бытия. Соответственно, осуществление той или иной социальной С. определяется теперь в значительной мере ее "встроенностью" в связи общества как полисубъектного образования. Возможность реализации С. общества из какой-то одной его точки, с какой-то одной социальной позиции становится все более сомнительной. Возникает задача философско-методологического обоснования С. как формы проектирования и реализации социальных взаимодействий между разными субъектами.
Такое переосмысление С. соответствует общим тенденциям в философско-методологических и социально-философских описаниях схем человеческой деятельности, когда последние рассматриваются и как элементы конструирования социального бытия, и как элементы структур социального воспроизводства. В этом контексте стратегическая организация взаимодействий между различными социальными субъектами может толковаться как "искусственная" форма, перерастающая в естественное эволюционное движение общества. Акценты на "искусственности" или "естественности" С. в значительной степени определяются состоянием общества. Там, где общество находится в относительно стабильном режиме функционирования, С. общества не выступает в качестве особой идеологической, политической или практической проблемы, ибо она "ушла" в фундаментальные структуры общества, "естественно" действует в их составе. Если же общество находится в состоянии критическом или переходном (как Россия - в конце XX в.), С. социальных изменений является насущным вопросом самоопределения общества и его дальнейшей интеграции. Становление новых связей в человеческом сообществе на пороге XXI в. требует соответствующей С. взаимодействия между различными социальными субъектами, в качестве которых на этом уровне выступают общества, культуры, региональные объединения. С. в этом плане осуществляется как простраивание общего социального пространства, задающего в дальнейшем порядок будущих социальных взаимодействий.
В этих условиях С. как своеобразная хитрость действующего разума уступает свое место понимающей С., максимально учитывающей позиции, установки, уровни притязаний и характер интересов субъектов, участвующих во взаимодействии. И хотя каждый из субъектов, естественно, придерживается своей собственной С., осуществляется в результате не предзаданный план, а С. взаимодействия, выработанная как определенное согласование различных установок и ориентации. Только это создает надежную основу для продолжения социальной "игры", для закрепления форм социального пространства, для дальнейшего функционирования и развития правил межсубъектных контактов. Позиция стратега в этих обстоятельствах перестает быть стационарной, "простой" и однозначной, поскольку логика взаимодействий предполагает его перемещения в социальном и теоретическом пространствах, а его т. зр. "синтезируется" как некий продукт сопоставления разных интересов и ориентиров. (См. "Методология", "Наука", "Онтология социальная", "Проблема".)
В. Е. Кемеров

Источник: Современный философский словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
347.27 кб

Неклассическая теория познания: стратегия case-study и методология конструкционизма

Витченко Н. Н.
В статье осуществлен анализ современного состояния теории познания, выявлены тенденции её развития, обозначенные как «эпистемологическая революция», направленная на преобразование классической, сциентистски ориентированной теории
Читать PDF
195.06 кб

Символическая стратегия мышления в русской религиозной философии

Мельникова Инна Валерьевна
Читать PDF
196.95 кб

Индивидуация: антропологическая стратегия и духовная практика

Рукавичников А. Н.
The article surveys the corn idea of jungian anthropology individuation in the perspective of the notion of Anthropological strategy.
Читать PDF
96.72 кб

Онтология сообщества как стратегия "эффектизации" общества

Богатов Михаил Александрович
В изложенных ниже тезисах речь идет о сообществе как особом способе мыслить общество и, вместе с тем, способе мыслить социально ориентированную онтологию. Сообщество это то, что позволяет быть всем устоявшимся смыслам общества.
Читать PDF
204.38 кб

Стратегия «Денатурализации» в философии Джудит Батлер

Хитрук Екатерина Борисовна
Раскрываются основные положения стратегии денатурализации, предложенной известным американским философом Джудит Батлер.
Читать PDF
483.31 кб

Дискурсивный анализ как феноменологическая стратегия социокультурного описания

Тимощук Елена Андреевна
Автор сопоставляет феноменологию с изоморфными стратегиями социокультурного описания — дискурсивным анализом для выработки стратегического консенсуса общественных наук в области стандартов объективного гуманитарного описания.
Читать PDF
98.03 кб

Вера как стратегия жизни (размышления о природе веры Л. Н. Толстого)

Гельфонд Мария Львовна
Читать PDF
381.60 кб

Позитивистская методология социологического исследования: предмет и когнитивная стратегия

Иванова Анна Сергеевна
Читать PDF
159.10 кб

Деконструкция как особая стратегия интерпретации

Беляева Анастасия Михайловна
The article is about two key concepts of poststructuralist philosophy deconstruction and interpretation. The author explores J. Derrick's texts and analyzes how these two strategies correspond.
Читать PDF
198.03 кб

Ироническая стратегия постмодерна в отношении дискурса

Коновалова Оксана Александровна
Рассматривается специфика постмодернистского дискурса и реализация в дискурсивной сфере иронической стратегии, являющейся моделью построения социокультурной действительности в эпоху постмодерна.
Читать PDF
386.18 кб

СТРАТЕГИЯ ПЕДАГОГИКИ: ЦЕННОСТИ И СМЫСЛЫ

Коломейцев А. Е.
Читать PDF
358.78 кб

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РОССИИ В XXI ВЕКЕ: МОДЕРНИЗАЦИЯ ЕЕ НЕ КАК СТРАНЫ, А КАК ОСОБОЙ И САМОДОСТАТОЧНОЙ

Батурин В. К.
Читать PDF
255.94 кб

Когнитивный менеджмент как стратегия управления университетским знанием в условиях коммуникативной р

Стаховская Юлия Михайловна
В ситуации коммуникативной реальности современности, когда новая картина мира не может быть представлена знаниями, оторванными от познающих и действующих субъектов, от их субъективных реальностей, классические представления о сущн
Читать PDF
25.94 мб

ФРАГМЕНТАЦИЯ - ВОТ ЕДИНСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ

Ланд Ник
Читать PDF
343.39 кб

Политика объяснения и стратегия описания Бруно Латура: как писать инфрарефлексивные тексты

Александр Широков

Похожие термины:

  • Стратегия и тактика политические 

    политическое поведение партии, которое определяется прежде всего ее классовым характером, т. е. тем, с каким классом она связывает свою деятельность, насколько полно выражает его интересы, как опр
  • АДМИНИСТРАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ

    в менеджменте науки и образования: система принципов управления организацией и персоналом.
  • АНТИКРИЗИСНАЯ СТРАТЕГИЯ

    в менеджменте науки и образования: список первоочередных мер при возникновении наихудших внешних и/или внутренних обстоятельств, а также действий, которые нужно осуществить заблаговременно.
  • КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ

    система идей, приводящих к выигрышу в конкурентной борьбе в данной стратегической области деятельности.
  • ПОЛИТИКА И СТРАТЕГИЯ

    [англ. рolicy and strategy] – в менеджменте науки и образования: то, как организация выполняет свою миссию, реализует видение руководства, исходя из потребностей основных заинтересованных сторон и на осно
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ

    концепция, заложенная в основу образовательной политики. Характеризует основные направления и принципы развития системы образования как целостного социального института. Формируется, исходя из
  • СТРАТЕГИЯ ПРОЕКТА

    [англ. рroject strategy] – описание результатов и процессов, которые должны быть выполнены для достижения всей совокупности стоящих перед проектом целей.
  • ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ

    руководство к действию для изобретателей в сфере производства.
  • ТРАНСФОРМАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ

    в менеджменте науки и образования: совокупность принципов проведения организационных преобразований.
  • СТРАТЕГИЯ ИНДУСТРИАЛЬНО-ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА 2003–2015 гг

    в целях обеспечения устойчивого развития Казахстана на основе диверсификации и модернизации экономики, создания условий для производства конкурентных видов продукции и роста экспорта, Указом П
  • СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГОВАЯ

    маркетинговые меры компании по устойчивому продвижению своей продукции на рынок, включая определение целей, анализ, планирование маркетинговых мероприятий, мониторинг. Различают стратегию пасс
  • ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ КПСС

    научно обоснованный курс действий на международной арене, направленный на осуществление главной цели внешней политики Советского Союза — «обеспечить советскому народу возможность трудиться в
  • ТЕКСТУАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ

    в границах семиотических теорий интерпретативного сотрудничества — системы предписаний, адресованные читателю, образ и модель которого формируется текстом независимо от и задолго до эмпиричес
  • ДЕПАРТАМЕНТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

    структурное подразделение МОН РК. Основными задачами Департамента являются: социально-экономический анализ функционирования системы образования и науки; разработка и внедрение педагогических,
  • СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СЕТКА

    матрица, в которой стадии жизненного цикла продукта сравниваются со степенью конкурентоспособности.
  • СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АЛЬЯНСЫ

    [англ. strategic alliances] – в менеджменте науки и образования: договоренности более чем одной организации о сотрудничестве с использованием ресурсов и/или управленческих структур. Организационные формы
  • СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

    в менеджменте науки и образования: высоко бюджетные программы, являющиеся результатом научной, научно-технической и инновационной политики государства, служащие развитию социально-экономическо
  • СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

    в менеджменте науки и образования: анализ внутренних и внешних факторов, важных для разработки целей и стратегии. Выделяют внутренний и внешний анализ, анализ конкурентоспособности.
  • СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

    в менеджменте науки и образования: процесс формирования целей организации и управления для их достижения.
  • СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    [англ. strategic planning] – в менеджменте науки и образования: управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями организации, его потенциальными возможностями и си