ВЕДЫ

Найдено 25 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Веды
священный текст индусов.

Источник: Философия политики: глоссарий

ВЕДЫ
древнейшие памятники индийской религиозной литературы, складывавшиеся на протяжении многих веков (конец II – нач. I тыс. до н.э.). Состоят из четырех сборников: Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа.  

Источник: Религиоведческий словарь

ВЕДИ

        жертвенный алтарь, возвышение (иногда углубление), устланное свящ. травой (см. БАРХИС), на к-рую совершаются возлияния; там же находятся сосуды для жертвенного огня.
В. Эрман

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

"ВЕДЫ"
древнейшие литературные памятники в культуре Индии, состоящие из сборника религиозных гимнов, жертвенных формул, теологических текстов. Является важнейшим источником для изучения религиозных и философских идей древних индийцев.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

ВЕДЫ
(санскр. veda, тиб. rig byed, знание, священное знание) — название самых древних четырёх собраний священных текстов брахманизма и индуизма, считающихся божественным откровением (щрути), постигнутым арийскими провидцами (риши). См. Предисловие.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

Веды
от санскр. veda — букв. знание) — древнеиндийские памятники литературы на ведийском языке, священные книги брахманов, которым они приписывают сверхъестественное происхождение. По всей видимости, веды в своих основных чертах сложились к V веку до н. э.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Веды
санскр. – ведение, знание) – четыре главные священные книги древних индийцев: Ригведа, Атхарваведа, Самаведа, Яджурведа. Были созданы в течение XII – XVII вв. до н.э., представляют собой теологические трактаты и сведения по социально-экономической и культурной истории древней Индии.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

ВЕДЫ
свод книг, почитаемых приверженцами индуизма как Священное писание. Распадаются на 4 санхиты (сборника): Ригведа (веда гимнов), Самаведа (жертвенные песни), Яджурведа (жертвенные изречения), Атхарваведа (песни-заклинания). Некоторые образы Вед получили воплощение и дальнейшее развитие в таких произведениях индийского эпоса, как «Махабхарата»и»Рамаяна».

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Веды

- понятие, обозначающее собрание священных книг древней Индии, в которых воплощена «высшая мудрость, знание». Главными среди них являются: Ригвенда, Атхарваведа, Самаведа и Яржурведа, относящиеся к 12 - 7 в.в. до н.э.; Брахманы - в которых излагаются ведийские обряды; Араньяки («Лесные книги») - толкующие мистический смысл этих обрядов и объясняющие ведийскую символику; Упанишады - в которых дается философское обоснование бога, человека и природы.

Источник: Философия, практическое руководство

ВЕДЫ
санскр. - знание) - священные книги брахманов, которым они приписывают сверхъестественное происхождение. Веды распадаются на 4 санхиты (сборника): 1) Ригведа (веда гимнов); 2) Самаведа (жертвенные песни); 2) Яджурведа (жертвенные изречения); 4) Атхарваведа (песни-заклинания). К этим книгам, относящимся к 15-10 вв. до Р. X. (?), ок. 10 в. до Р. X. присоединились брахманы (ритуальные тексты), араньяки ("лесная книга", повествующая о жертвоприношениях) и ок. 13 в. до Р. X. - упанишады (философское тайное учение). По всей видимости, веды в своих основных чертах сложились к 5 в. до Р. X., однако вплоть до нового времени появлялись произв., составленные из различных упанишад. См. Индийская философия.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ВЕДЫ
буквально «знание, ведение») - древнейший памятник индийской религии, формировавшийся на протяжении многих веков (с середины II тысячелетия до н.э. до VI в. до н.э.). Состоят из четырех сборников: Ригведа - гимны мифологического и космологического содержания; Самоведы песнопения, повторяющие тексты Ригведы и дополняющие их ритульно-обрядовыми наставлениями; Яджурведа - описание ведических ритуалов, правил совершения жертвоприношений; Адхарваведа - магические заклинания и формулы. За Ведами следуют Брахманы - своего рода комментарии к текстам вед (особо выделяются среди них араньяки - тексты для отшельников). Заключительный этап вед (веданта, т.е. конец вед) составляют Упанишады - трактаты религиознофилософского содержания.

Источник: Тематический философский словарь

Веды
санскр. veda – «знание»), древнеиндийские сакральные тексты, включающие: 1) собрания-самхиты священных гимнов, жреческих и магических формул (мантры); 2) экзегетические тексты Брахманы – истолкования значения обрядовых действий, а также сопровождающих их мантр; Араньяки – «лесные книги», предназначенные для дополнительного и тайного истолкования ритуала; Упанишады – своего рода антологии эзотерической интерпретации реалий предыдущих памятников в контексте посвящения адепта в мистерию «сокровенного знания»; 3) руководства-сутры (буквально «нить») для работы жреческих школ со священным языком и обрядом в виде дисциплин, именуемых веданги («части вед»), – фонетика, грамматика, этимология, просодия, ритуаловедение и астрономия.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

ВЕДЫ (санскр.— ведение, знание)
четыре гл. священные книги древн. индийцев: Ригведа, Атхарваведа, Самаведа и Яджурведа. Были созданы в течение 12—7 вв. до н. э. Словом “В.” обозначаются и относящиеся к названным книгам брахманы (книги, излагающие и толкующие ведийские обряды), араньяки (“Лесные книги”), где объясняется мистический смысл ведийских обрядов и раскрывается ведийская символика, и созданные позднее Упанишады. (книги, в к-рых культ и мифология В. получают философское обоснование и где на первый план выступает общее рассуждение о боге, человеке и природе). Слово “В.” употребляется также нарицательно, в смысле “священная книга”, “высшая мудрость”. Наряду с древн. религиозными представлениями в В. имеются и умозрительные разделы, где уже ставятся вопросы о причинах и целях существования мира и поступков человека.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ВЕДЫ
санскр., доел. - священное знание) - древнейшие памятники инд. религ. лит-ры, складывавшиеся на протяжении мн. веков (кон. 2-го - нач. 1-го тыс. до н. э.). В. состоят из 4 сборников: Ригведа - собрание гимнов мифология, и космология, содержания; Самаведа - сборник песнопений, повторяющий тексты Ригведы и дополняющий их ритуально-обрядовыми инструкциями; Яджурведа - описание ведич. ритуалов, правил совершения жертвоприношений; Атхарваведа — сборник магич. заклинаний и формул. В. породили многочисленную лит-ру, толковавшую и комментировавшую их: брахманы (теоло-гич. обоснование ведич. практики) ; араньяки (мистич. толкование филос. доктрин и текстов В.); Упанишады (филос. толкование сущности мироздания). На основе В. сложилась ведич. религ. традиция, мн. образы и филос. концепции к-рой вошли впоследствии в такие религ.-филос. системы, как брахманизм, индуизм. джайнизм, буддизм.

Источник: Атеистический словарь

ВЕДЫ
санскр. «знание»): свод книг, почитаемых приверженцами индуизма как Священное писание. Начали создаваться в середине 2 тыс. до н. э., пополнялись в течение десяти веков и были записаны лишь в первой половине 1 тыс. до н. э. Европейские исследователи познакомились с ведами только в начале 19 в. Веды, излагающие основные идеи индуизма, состоят из 4 сборников: Ригведа – свод 1028 гимнов (10 500 стихов), возвеличивающих многочисленных богов и содержащих обращение к ним за помощью; Самаведа – сборник песнопений, повторяющий гимны Ригведы, но в форме, удобной для вокальною исполнения; Яджурведа – перечень ритуалов, правил совершения жертвоприношений богам; Атхарваведа – сборник магических заклинаний, заговоров и заклятий. Некоторые образы Вед получили воплощение и дальнейшее развитие в таких произведениях индийского эпоса, как «Махабхарата» и «Рамаяна». К Ведам тесно примыкают многочисленные комментарии, поясняющие символический смысл священных текстов, и философские трактаты.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ВЕДЫ
(Veda; санскр. — «знание») — совокупность священных текстов древнеиндийской культуры, по объему приблизительно в 6 раз превышающих Библию, в них брахманам (жрецам) приписывается сверхъестественное происхождение. Веды распадаются на 4 санхиты (сборника): 1) Ригведа (божественные гимны); 2) Самаведа (жертвенные песни); 3) Яджурведа (жертвенные изречения); 4) Атхарваведа (песни-заклинания). К этим книгам, написанным большей частью до XV в. до н. э. (?), ок. X в. до н. э. присоединились брахманы (ритуальные тексты), араньяки («лесные книги», повествующие о мистике жертвоприношений) и ок. VIII в. до н. э. —упанишады (философское тайное учение). По всей видимости, Веды в своих основных чертах сложились к V в. до н. э., однако вплоть до нового времени появлялись произведения, составленные из различных упанишад; см. Индийская философия.
Н. Oldenberg. Die Religion des V, 1894; M. Winternitz. Gesch. der ind. Literatur, 1905; H. Oldenberg. Die Weltanschauung der Brahmana-Texte, 1919; H. v. Glasenapp. Die Religionen Indiens, 1944 (KTA 190); H. v. Glasenapp. Die Philos. der Inder, 1949, 1985 (KTA 195);
Ghose. The Secrets of the Veda. Ponicherry, 1971; W. Rau. Zur vedan. Altertumskunde, 1983; S. Aurobindo. Das Geheimnis des V, 1987.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ВЁДЫ
(санскр. - знание) - древнейшие лит.-религ. памятники Сев. Индии. Их возникновение относилось к периоду после вторжения в страну скотоводч. племен ариев (сер. II—сер. I тысячелетий до н. э.) и знаменовало выработку т. н. ведич. религии. Запись В. была произведена, однако, лишь в первой пол. I тысячелетия до н. э. и обнаруживает следы значит. и тенденц. жроч. переработки первонач. текста. В. состоят из 4 сборников (самхит): Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа. Всем им брахманы (жрецы) приписывают божеств, происхождение и несотворенность, предвечпость, называя их шрути, т. е. божеств, откровением. Старейшая из самхит, Ригведа, представляет собой сборник гимнов и содержит более тысячи стихов. Она разделяется на 10 кн. По содержанию гимны представляют собой восхваления многочисл. богов, а также обращения (молитвы) к ним с разл. просьбами (напр., о ниспослании побед над врагами, даровании материальных благ). Самаведа - сборник песнопений, содержащий мн. гимны Ригведы, но уже приспособленные для исполнения в ритуальных целях. Яджурведа - сборник жертв, формул-заклинаний, молитв и правил совершения жертвоприношении. Атхарваведа - сборник жреч. заговоров и магич. формул, направленных против «злых духов». До наст. вр. индусы считают В. своим «свящ. писанием». В течение мн. веков, с появлением брахманизма, В. подвергались комментированию и толкованиям, зависевшим от классовой принадлежности авторов. Так возникла обширная ведич. литература. В нее, кроме В., входят брахманы (богосл. трактаты, к-рые создавались в период становления кастового строя и, давая объяснение гимнам, способствовали укреплению главенствующей роли брахманов), араньяки (произведения, посвященные филос. доктринам и мистич. значению текстов В.) и у пан ишады. В. И. Кочпее

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ВЕДЫ
(санскр.: веда - : знание, ведение) - совокупность древнеиндийских священных текстов, создававшихся примерно с середины 2-го тысячелетия до н. э. до VI в. до н. э. и легших в основу индийской философии. Древнейшую часть Вед составляют четыре сборника (самхиты): Ригведа (гимны в честь богов), Яджурведа (жертвенные формулы и гимны), Самаведа (религиозные песнопения), Атхарваведа (заклинания). Позже в результате толкований и комментирования возникла обширная ведическая литература, к которой наряду с Ведами относятся брахманы (богословские трактаты), араньяки («лесные книги» - предназначенные для отшельников) и упанншады (от слов: «сидеть у ног учителя» - религиозные и философские тексты, главный источник религиозно-философской системы веданты). Веды имели огромное значение для развития древнеиндийского умозрения, а также современной философии. Среди богатейшего фонда идей, предложенных Ведами, - идея колоссальности пространственно-временного мира; учение о всеобщем единстве и о лежащем в его основе вечно сущем (брахмане); вера в нравственный миропорядок вселенной (рита); закон справедливости (карма), действие которого распространяется на богов, людей, небесные тела и все сущее; понятие сансары (самсары) как кругооборота повторяющихся рождений; как освобождения, преодоления индивидом зависимости от мира; понимание конечной «ели человеческой жизни как воссоединение с абсолютным духовным началом и разработка конкретных практических путей к этому. В зависимости от отношения к текстам Вед системы индийской философии разделяют на две большие группы: ортодоксальные, признающие авторитет Вед (миманса, веданта, санкхья, йога, кьяя, вайшешкка) и неортодоксальные (настика), отвергающие авторитет Вед (буддизм, джайнизм и материалистическая школа чарвака или локаята).

Источник: Краткий философский словарь 2004

ВЕДЫ
санскр. веда, букв.- знание, ведение, от вид - знать), совокупность наиболее ранних текстов на др,инд. (ведийском) языке, созданных примерно с сер. 2-го тыс. до н. а. до 6 в. до н. э. Название «В.» относится равным образом к знанию вообще как особой сфере умозрения, из к-рого позднее выделились отд. науки, философия и теология (наиболее точно соответствует др.-греч. слову «философия»).
В., или ведийская литpa, являются ценным источником др.-инд. умозрения. Их древнейшую часть составляют четыре В.- гимнов («Ригведа»), жертвенных формул («Яджурведа»), напевов («Самаведа») и заклинаний («Атхарваведа»). За В. следуют брахманы, своего рода комментарии к текстам В. с особым вниманием к толкованию сокровенного смысла ритуалов, прежде всегo -жертвоприношений. Особо выделяются араньяки, тексты спекулятивного характера, предназначенные для отшельников. Заключит. этап В. (веданта, т. е. конец Вед) составляют упанишады, трактаты религ.-филос. характера. Особое значение в развитии др.-инд. умозрения имели филос. части «Ригведы» (прежде всего в заключит. 10-й мандале: о едином, о творении мира, о пуруше, космич. жаре и т. п.) и ранние упанишады в целом. Именно здесь складывались такие понятия и концепции, как брахман и атман, puma, сатья, дхарма, карма, мокша, бхава и абхава, майя, авидья и т. п.; выдвигались и обсуждались проблемы космологии, эсхатологии, теологии (соотношение монотеизма и политеизма), сотериологии (учение о спасении), онтологии и теории познания (проблема бытия, реальности и видимости «Я» и абсолюта, источников познания и т. п.; ср. также в упанишадах концепцию мировой души, теорию причинности, учение о переселении душ и т. д.); предлагались практич. пути преодоления зла, страдания, привязанности к видимому миру - пути, ведущие к освобождению. В. представляют собой обширный фонд идей, к к-рому обращались на всем протяжении истории инд. философии. Отношение к авторитету В. определило и классификацию систем др.-инд. умозрения: шесть ортодоксальных школ (см. Астика) развивали наследие В. в соответствии с верой в их непререкаемую истинность, однако и неортодоксальные системы, не признававшие высшего авторитета В. (особенно буддизм и джайнизм), были во многом обязаны им.

Источник: Советский философский словарь

ВЕДЫ
или веда (знание) — древнеиндийские произведения, считающиеся откровением свыше. В узком смысле В. — четыре «собрания» (самхиты), из которых наиболее важна Ригведа («веда гимнов», ок. XIV-XII вв. до н. э.). Она состоит из 10 разделов-мандал, содержащих 1028 религиозных гимнов. Авторство гимнов приписывается легендарным поэтам-провидцам (риши). Ригведа — основной источник для понимания религиозно-мифологических представлений индоариев, в среде которых и возникли В. Во главе пантеона богов В. стоит Индра — бог-громовержец, великий воин, победитель демонов. Другие важные боги Ригведы — Агни (Огонь), Сома (бог галлюциногенного ритуального напитка), близнецы-целители Ашвины, Савитар (Солнце), Варуна (бог вселенской справедливости) и другие. Традиция насчитывает 33 бога, но их гораздо больше. В канон входят также Самаведа («веда песнопений»), Яджурведа («веда жертвенных формул »), посвященная описанию и символике жертвенного ритуала, и, наконец, Атхарваведа («веда [жреца из рода] Атхарванов»), посвященная магическим заговорам и заклинаниям. Ведический канон сложился в начале I тыс. до н. э., долго передавался изустно в брахманских родах и только в начале II тыс. н. э. был зафиксирован письменно. В широком смысле слова В. включают в себя, помимо самхит, также брахманы (посвященные символико-мифологической трактовке жертвенных ритуалов), араньяки и упанишады (мистико-философские тексты). Все брахманы, араньяки и упанишады формально принадлежат к той или иной самхите, но в реальности это самостоятельные сочинения. Язык В., особенно поздних, близок классическому санскриту. К В. примыкают менее авторитетные тексты «предания» (смрити). К ним относятся прежде всего дхармашастры (трактаты об этико-религиозных предписаниях), а также пураны, эпос и другие сочинения, которые воспринимаются как продолжение ведической традиции. В кришнаизме, который оценивал себя как чистую ведическую традицию, пураны, «Махабхарата», «Рамаяна», а также Бхагавадгита приравнены к В. Веды служат своеобразным эталоном всей традиционной индийской литературы, которая осмысляет себя либо через отрицание (настика), либо через принятие (астика) ведических положений. Йога Патанджали, как и другие индуистские системы философии, считала В. одним из источников правильного познания. Тантризм относится к В. двояко. В целом признавая авторитет В. и даже стараясь отыскать в них свои истоки (в основном в Атхарваведе), тантрические школы полагают, что в кали-югу ведические идеалы и практики утратили свою эффективность и для людей больше подходят учения, основанные на тантрах.

Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм

ВЕДЫ (ведийская литература)
санскр. veda - знание, от индоевр. корня veid - знать, видеть) - священные книги индусов, представляющие сборники гимнов, богослужебных формул, легенд. Их содержание составляет область сакрального мифологизированного знания. Возникновение гимнов связывается с переселением племен ариев на индийские земли во 2-ом тысячелетии до н. э. Записывались в 1-м тысячелетии н. э. В. распадаются на четыре сборника: "Риг-В." ("В. гимнов"), "Яджур-В." ("В. жертвоприношений"), "Сама-В." ("В. мелодий"), "Атхарва-В." ("В. заклинаний"). Старейшей из них является "Риг-В.", содержащая основные идеи других В. "Риг-В." включает 1028 гимнов, разделенных на 10 мандал (кругов) и считается древнейшим памятником индоевропейской духовной культуры. Известны две разновидности текста "Риг-В.": 1) древняя самхита, представляющая собой единый текст, не разделенный на отдельные слова, в нем главным был ритм песнопения; 2) поздняя - парапатха, в которой текст искусственно разделен на слова, что устраняет трудности чтения, но нарушает заложенный ритм (согласно толкованиям Ауробиндо Гхоша, Е.И. Рерих). "Риг-В." как и другие В. записана на т.наз. "языке отцов" - ведийском санскрите, отличающемся живостью и богатством грамматических форм по сравнению с современным стилизованным санскритом. Основное содержание "Риг-В." составляют изложенные в высокохудожественной форме обращения к Богам - Агни, Индре, Митре, Варуне, Соме, Ушас и др., восхвалении сил Природы. "Риг.-В." вводит в мир ведической мифологии космогонистические гимны о Едином, о происхождении мира, о золотом яйце творения, о Пуруше - вселенском Человеке, об иерархии Богов. Высочайшую троицу олицетворяют Брахма, Вишну, Шива. Восхваляются солнечные Боги: Сурья - Солнце; Вишну - Бог, который периодически воплощается в великих Учителях человечества в критические точки земной истории. Особое место занимает Бог Огня - Агни, сведенный на землю жрецом Атхарваном для просвещения людей (ср. миф о Прометее). Другие В. часто повторяются в "Риг-В.". Они более позднего происхождения и в них более четко очерчиваются философско-религиозные основы индуизма: учение о переселении душ, о кастах, об аскетизме и др. К В. тесно примыкают Брахманы - комментарии к ведическим гимнам. Они составляют второй период развития древнеиндийской философской мысли. Толкование к В. пишутся, когда историческое время стало скрывать первоначальный смысл текстов В. Брахманы положили начало развитию ритуализма, жречества, что привело к расцвету обрядовости в индуизме. Третий период литературы В. связан с созданием Араньяк (санскр. - для изучения в лесу) - книг о правилах жизни отшельников; Сутр (санскр. - нить, правило) - сборников афористических высказываний философии индуизма; и особенно Упанишад (санскр. - сидеть около, у ног учителя - философских бесед, разного рода поучений, передаваемых от учителя к ученику. Упанишады как бы завершают В. Отсюда их название веданта - "конец В.". Эти источники относятся к классу шрути - "услышанное" (т.е. откровение). Они развивают такие понятия, как Брахман и Атман, Рита ("космический закон"), Сатья, дхарма, карма, мокша (освобождение), майя (иллюзия), авидья (незнание) и др. В них обсуждаются теологические проблемы (монотеизма и политеизма), теория познания, этические вопросы - преодоление зла и страдания, духовные - пути, ведущие к освобождению "Я". Авторитет В. признается шестью ортодоксальными школами индуизма. Буддизм же и джайнизм сдержанно относятся к В. Изучение В. составляет 25-вековую традицию, представленную именами Панини (языковед, грамматик ок. 4 в. до н.э.), Шан-кары (философ-реформатор 8-9 в. н.э.), Саяны (комментатор "Риг-В."), Ауробиндо Гхоша (философ 20 в.). В Европе изучение В. начинается только с 19 в. (Г. Колбрук, Англия), позднее - А. Вебер (Германия), М. Мюллер (Англия). В настоящее время существует ведология как комплекс наук по изучению В.
В.В. Лобач

Источник: Новейший философский словарь

ВЕДЫ
Санскр.) "Откровение", священные писания индусов, от корня
вид, "знать", или "божественное знание". Они суть наиболее
древние, так же как и наиболее священные из всех санскритских
трудов. "Веды" (об эпохе и древности которых никакие два
востоковеда не могут придти к соглашению), как заявляют сами
индусы, брамины и пандиты которых, должно быть, лучше знают о
своих собственных религиозных трудах, сперва преподавались устно
в течение тысячелетий и затем были собраны на берегах озера
Манаса-Саровара (фонетически - Мансаровара) по ту сторону
Гималаев, в Тибете. Когда это произошло? Тогда как их религиозные
учителя, например Свами Даянанда Сарасвати, исчисляют их
древность во многие десятки веков, наши современные востоковеды
даруют им, в их теперешней форме, древность не более, чем между
1000 и 2000 гг. до Р.Х. Все же, в их конечной форме, как они
составлены Веда-Вьясой, сами брамины единодушно относят их к
3100 г. до христианской эры, ко времени, когда жил Вьяса.
Поэтому, возраст "Вед" должен быть не меньше, чем этот. Но их
древность достаточно доказана тем фактом, что они написаны на
такой древней форме Санскрита, столь отличающейся от теперешней,
что нет другого такого труда в литературе этой старшей сестры
всех известных языков, как его называет проф. Макс Мюллер. Лишь
самые ученейшие из браминов-пандитов могут читать "Веды" в
оригинале. Утверждается, что Колбрук пришел к дате 1400 г. до
Р.Х., которая полностью подтверждается обнаруженным им отрывком,
основанным на астрономических данных. Но если, как единодушно
показано всеми востоковедами, а также индусскими пандитами, (а)
"Веды" не являются целостным трудом, и даже ни одна из отдельных
"Вед", но каждая "Веда", и почти каждый гимн и раздел в ней,
написан различными авторами; и (б) они написаны (либо как шрути,
"откровение", либо иначе) в различные периоды этнологической
эволюции индо-арийской расы - то что же открытие м-ра Колбрука
доказывает? Просто то что "Веды" были окончательно обработаны и
составлены за четырнадцать столетий до нашей эры; но к их
древности это не имеет никакого отношения. Совсем наоборот, ибо в
противовес отрывку Колбрука появилась научная статья, написанная
Кришна Шастри Годболе (Бомбей) на основании чисто астрономических
данных, которая столь же полно и на таком же свидетельстве
доказывает, что "Веды" должны были преподаваться по меньшей мере
25 000 лет тому назад. (См. "Theosophist", т. II, с. 238 и далее,
Авг., 1881.) И это заявление, если и не подтверждается, то,
по меньшей мере, не противоречит тому, что говорит проф. Коуэлл в
Приложении VII к "History of India" Эльфинстона: "Существует
разница в возрасте между различными гимнами, которые теперь
объединены в их теперешней форме как "Санхита" "Риг-Веды"; но мы
не имеем данных, чтобы определить их относительную древность, а
чисто субъективная критика, без основательных данных, настолько
часто терпела неудачу в других случаях, что мы лишь слабо можем
доверять кому-либо из ее выводов в столь недавно открывшейся
области исследований, как санскритская литература. (На данный
момент не опубликована даже четвертая часть ведийской литературы,
и очень мало из этого переведено на английский язык (1866).) Все
еще неразрешенные противоречия относительно Гомеровых поэм могут
довольно основательно предупредить нас не быть слишком
самонадеянными в наших суждениях относительно еще более ранних
гимнов Риг-Веды. ...Когда мы разбираем эти гимны... они
представляют глубокий интерес как история человеческого разума,
так как принадлежат намного более древнему периоду, чем поэмы
Гомера и Гесиода." Все ведийские писания делятся на два больших
раздела, экзотерический и эзотерический; первый называется
Карма-Канда, "раздел деяний или трудов", второй - Джнана-Канда,
"раздел (божественного) знания", причем "Упанишады" (см.)
относятся к последней категории. Оба раздела считаются Шрути или
откровением. Каждый гимн "Риг-Веды" начинается с имени того
Провидца или Риши, кому он был открыт. Таким образом, на
основании самих этих имен (таких как Васишта, Вишвамитра, Нарада
и т.д.), которые все принадлежат людям, родившимся в различных
манвантарах и даже эпохах, становится очевидным, что столетия, а
быть может и тысячелетия, должны были пройти между временами их
составления.

Источник: Теософский словарь

ВЕДЫ
санскр. veda—знание)—обозначение сакральной и начальной текстовой традиции индийской культуры, включающей: 1) собрание священных гимнов, жреческих и магических формул (мантры); 2) экзегетические тексты Брахман («истолкование brahmana»—значения обрядовых действий, а также сопровождающих их мантр); Араньяк («лесные книги», предназначенные для дополнительного и «тайного» истолкования ритуала); Упанишад—эзотерическая интерпретация реалий предыдущих текстов в контексте посвящения адепта в мистерию «сокровенного знания»; 3) руководства для работы жреческих школ со священным языком и обрядом в виде дисциплин, именуемых веданги («части Вед»),—фонетика, грамматика, этимология, просодия, ритуаловедение и астрономия. Преимущественно Веды понимаются в значении (2): указанные руководства и связанные с ними шраута-, грихья- и дхармасутры относятся к разряду текстов smrti (букв. память или предание), тогда как Самхиты, Брахманы, Араньяки и Упанишады — к наиболее авторитетной и священной группе sruti (услышанное).
Тексты Вед складывались длительно и постепенно, их изустная трансляция в различных местностях разными кланами поэтов-жрецов, а затем жреческими «школами» (sakha) и «подшколами» (сагапа) заняла не одну историческую эпоху. Основной вектор трансляции ведийских текстов—поэтапная кодификация названными «школами» и «подшколами» текстов священных гимнов и формул, на завершающей стадии которой к ним подключались указанные классы экзегетических памятников. Самыми древними собраниями гимнов и священных формул были Ригведа — «Веда гимнов» (дошла до нас в одной редакции) и Атхарваведа—«Веда заговоров» (в двух редакциях). Позднее сформировались собрания Самаведы — «Веда напевов» (преимущественно приспособленные к особой рецитации гимны Ригведы) и Яджурведа — «Вела формул жертвоприношения» в двух основных версиях: Черная Яджурведа (четыре основные редакции) содержит, наряду с названными формулами, также и истолкования; Белая Яджурведа (две редакции)—только формулы. С Ригведой соотносятся тексты Брахман, Араньяк и Упанишад под названием «Айтарея» и «Каушитаки»; с Самаведой—«Панчавинша-» и «Джайминия-брахмана», «Араньяка-самхита» и «Джайминия-упанишад-брахмана-араньяка», «Чхандогья-» и «Кена-упанишада»; с Черной Яджурведой — Брахманы, Араньяки и Упанишады «Катха» и «Тайттирия», также «Шветашватара-», «Майтри-» и «Маханараяна-упанишада»; с Белой Яджурведой — Брахмана и Араньяка «Шатапатха» и «Брихадараньяка-» и «Иша-упанишада»; с Атхарваведой (которая получила статус Веды позднее, чем предыдущие) — «Гопатха-брахмана», а также «Мундака-», «Прашна-», «Мандукья-упанишада» и множество поздних произведений жанра Упанишад. В ряде случаев Упанишады действительно входят в состав Араньяк соответствующей Веды, как те—в состав соответствующих Брахман, в других—связь между этими текстами в рамках каждой Веды обоснована единством предания соответствующих жреческих школ, а иногда (как в случае с Упанишадами Атхарваведы) является изобретением позднейших кодификаторов. Датировка памятников, входящих в корпус Вед, за отсутствием внешних источников, крайне осложнена. Признанным считается, что: 1) собрание гимнов Ригведы было кодифицировано приблизительно к началу 1-го тыс. до н. э.; 2) Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа, а также Брахманы (за исключением «Гопатхи») и Араньяки были более или менее поэтапно кодифицированы в течение 1-й пол. 1-го тыс. до н. э.; 3) Упанишады «Брихадараньяка», «Чхандогья», «Айтарея», «Каушитаки», «Тайттирия», а также, возможно, «Ища» и «Кена» были оформлены до 5 в. до н. э.—периода деятельности шраманских учителей и проповеди Будды.
Мыслительный материал Вед, еще не обнаруживающий собственно теоретической рефлексии над мировоззренческими проблемами и понятиями, которые составляют признаки философии (подробнее см. Индийская философия), тем не менее содержит «среду» генерации самих этих проблем и понятий, которые стали в будущем предметом работы индийских философов. В космогонических гимнах Ригведы (преимущественно более поздних I и книг-мандал) ставятся вопросы о происхождении мира из «сущего» и «не-сущего» (свот—асат), об исходном «материале» космоса и о демиурге, ответственном за его формирование, о Речи как созидательном начале мироздания, о соотношении Единого и множественности его манифестаций (1.164; X.71-72, 81-82, 90, 121, 129, 190 и др.). В Атхарваведе рассматриваются помимо названного структура микрокосма, идея космической опоры (скамбха), дыхание как микро- и макрокосмическая сила (прана), желание как космическое начало и «семя мысли» (кома), время как движущее начало сущего (кала) и Священное Слово (Брахман) (.2, Х.2, 7-8; .4, 8; 52-54 и др.). В Брахманах, экзегеза которых построена на очень замысловатых корреляциях элементов жертвоприношения, человека и мироздания, выявляются помимо названного соотносительные приоритеты слова и мысли, первоначало мира — в виде как натуральных феноменов, так и мысли, выясняется, что лежит у истоков мироздания—сущее или не-сущее; здесь же начало знаменитой идентификации ядра микрокосма с мировым первоначалом—Л»я.иаяа=Брахмана (Шатапатха-брахмана 1.4.5.8-11; VI.I.I.I; X.5.3.1-2. 6.3.1-2; XI. l.6.1 и др.). В Араньяках четко прочерчиваются корреляции органов человека, соответствующих способностей и феноменов природного мира, представление об Атмане как достигающем все большей «чистоты» сообразно с иерархией живых существ (Айтарея-араньяка 11.3.1—2; 11.4.1 и др.). Наконец, в «добуддийских» Упанишадах—древнейшей редакции индийского гносиса — в многообразных контекстах рассматриваются Атман, Брахман и Пуруша как жизнеобразующие начала мира и индивида, пять жизненных дыханий-пран, состояния сознания в бодрствовании, сне и глубоком сне, способности чувств и действий (индрт}, ум-манас и распознавание-виймскяяв (Брихадараньяка 1.3.1; III.7.16—23 и др.) и делаются наблюдения в связи с механизмом познавательного процесса (Брихадараньяка II.4.7—9; IV.5.8—9). Знаменитые «великие речения» Упанишад «Я семь Брахман» (Брихадараньяка 1.4.10); «Тот Атман есть, поистине. Брахман» (Брихадараньяка 1V.4.5); «То еси ты» (Чхандогья VI.8—16) предназначались, по всей вероятности, для медитативной интериоризации адептом эзотерических жреческих школ переданной ему тайной истины, тогда как формула «Кто; поистине, знает того высшего Брахмана, [сам] становится Брахманом» (ср. Мундака Ш.2.9) означала «программу» инициации в мистерию тайнознания. Атман=Брахман — непостижимое единство, поскольку «нельзя познать познающего», которое определяется поэтому через отрицания: «не то, не то...» (Брихадараньяка 11.3.6). В Упанишадах впервые формулируется т. н. закон кармы, устанавливающий причинные отношения между поведением и знанием человека в настоящем и его реинкарнацией в будущем (там же, VI.2.16; III.2.14; 1V.4.5 и др.), а также учение о сансаре— круге перевоплощений индивида в результате действия «закона кармы» (Чхандогья V.10,7; Каушитаки 1.2 и др.) и об освобождении знающего в результате искоренения аффектированного сознания из круга сансары (мокша) (ср. Тайттирия 11.9 и др.). «Послебудцийские» Упанишады отражают мировоззрение санкхьи, йоги и буддизма, поздние «ведантийские» — веданты.
Лит.: Ригведа. Избр. гимны, пер., комм. и вступит, ст. Т. Я. Елизаренковой. М., 1972; Ригведа. Мандалы I—IV, изд. подготовила Т. Я. Елизаренкова. М., 1989; Ригведа. Мандалы V—VIII, изд. подготовила Т. Я. Елизаренкова. М., 1995; Атхарваведа. Избранное, пер.. комм., вступит, ст. Т. Я. Елизаренковой. М., 1976; Брихадараньяка-упанишада, пер., предисл. и комм. А. Я. Сыркина. М., 1964; Чхандогья-упанишада, пер., предисл. и комм. А. Я. Сыркина. М., 1965; Упанишады, пер., предисл. и комм. А. Я. Сыркина. М., 1967; Сыркин А. Я. Некоторые проблемы изучения упанишад. М., 1971; Эрман В. Г. Очерк истории ведийской литературы. М., 1980; Семенцов В. С. Проблемы интерпретации брахманической прозы. Ритуальный символизм. М., 1981.
В. К. Шохин

Источник: Новая философская энциклопедия

ВЕДЫ

        (букв, знание) — древнейшие памятники индийской лит-ры, свящ. книги индуизма, составляющие канон "откровения" (шрути), к-рому традиция приписывает божеств, происхождение, противопоставляя его последующей религ, лит-ре "предания" (смрити), созданной людьми. В. (от корня "вид" — знать, ведать) означает свящ. знание, к-рое легендарные древние провидцы, риши, обрели внутренним прозрением и передали смертным. На всем протяжении истории индуизма В. пользуются в его традиции высшим авторитетом как заключающие в своем тексте непреложную истину. Обычно под словом "Веды" понимаются 4 книги свящ. знания, составляющие самую древнюю и осн. часть канона, самхиты, собрания свящ. речений (мантр), к-рым приписывалась магич. сила: "Ригведа", "Самаведа ", "Яджурведа " и "Атхарваведа"; тексты их складывались в устной традиции родовых жрецов арийских племен во время их переселения и последующего распространения на территории Северо-Западной Индии, на исходе 2-го и в нач. 1-го тыс. до н. э. Первонач. в ведийский свод входили 3 Веды ("трайи видья", букв, тройственное знание), "Атхарваведа" включена в него позднее и нек-рыми ортодоксами не была признана. В более широком смысле в В. включается и более поздняя примыкающая к 4 самхитам, книгам гимнов, песнопений, жертвенных формул и заклинаний, религ. лит-ра, составляющая последующие 3 цикла: брахманы, араньяки и упанишады. Последние два, составляющие завершающую часть В., иногда объединяются под названием веданта, к-рое чаще применяется к упанишадам. Поздневедийские циклы датируются VIII—VI вв. до н. э. Каждая самхита имеет свои брахманы, к ней примыкающие; к ним примыкают или их продолжают араньяки и упанишады. Тексты нек-рых араньяк формально включаются в состав соответствующих брахман, тексты упанишад примыкают к араньякам, продолжают их или включаются в них, или в брахманы, иногда — в самхиты. Однако каждый из этих текстов представляет собой самостоят, произведение, складывавшееся длительно в устной традиции, и названные циклы хронологически принадлежат к разным периодам. Формально же каждая В. включает в себя помимо самхиты все отнесенные к ней брахманы, араньяки и упанишады, и в рамках 4 В. распределяется вся лит-ра ведийского канона. За его пределами остается комментаторская лит-ра последующей эпохи (V—II вв. до н. э.), называемая веданга, ритуального и отчасти научного содержания, относимая к традиции смрити. Впоследствии 4 ведийских цикла были соотнесены с 4 стадиями жизни (ашрама), установленными для членов высших сословий (варн); самхиты со стадией брахмачарина, ученика, начинающейся с обряда инициации и посвященной изучению свящ. текстов этого цикла под руководством учителя; вторая начинается с обряда омовения, снатака — омывшийся (или грихастха — домохозяин) вступает в брак и посвящает жизнь исполнению регулярных обрядов, правила к-рых излагаются и толкуются в брахманах; в преклонных годах ванапрастха — лесной отшельник, удаляется от мира ради постижения внутреннего смысла ритуала, исследуемого в аранъяках; на последней стадии саннъясин — странник, порвав все земные узы, приобщается к раскрывающим конечную мудрость жизни сокровенным учениям упанишад. В текстах В., запечатлевших пережитки древнейших идеологич. форм, нашла отражение ранняя историч. эпоха перехода от племенного об-ва к становлению гос-ва; современным исследователям они дают ценнейший материал для реконструкции архаич. мировоззрения; в свое время их изучение имело важное значение для развития сравнительно-историч. языкознания, особенно в области индоевропеистики, а также для решения общих проблем истории языка и культуры. В поэтике "Ригведы", ориентированной, как и текст других, сложившихся позднее самхит, на магич. воздействие на слушателя, обнаруживаются черты, унаследованные, как полагают, от индоевроп. поэтич. языка. В пантеоне В. многие имена восходят ко времени индоевроп. общности; в языке и мифологии "Ригведы" особенная близость выявляется к "Авесте". Боги ведийского пантеона, олицетворяющие разл. явления природы, традиционно распределяются по 3 сферам вселенной: небесной, воздушной и земной. В текстах приводится число богов 33, но на деле их больше и природная основа не у всех выражена достаточно четко. Образы их нередко слабо антропоморфизованы, иногда их заслоняют зооморфные ипостаси, их функции и сферы власти не всегда строго разграничены, что отражает архаич. характер религии В. Нек-рые боги не связаны с явлениями природы, и имена их представляют обожествленных деятелей или абстрактные понятия. Ранний пантеон возглавляет Индра — бог-громовержец и змееборец; следующие за ним по значению — бог огня Агни и Сома — олицетворение ритуального напитка, занимавшие центральное место в общеплеменном культе, унаследованном ариями от индо-иранской эпохи; заметное место в пантеоне занимают также Варуна — блюститель вселенского закона риты, солярное божество Савитар и др. Среди женских божеств, малозначительных в религии ариев, отмеченной чертами, характерными для эпохи патриархата, выделяются Ушас — богиня зари и Сарасвати, персонифицированная свящ. река ариев. В более поздних текстах появляется и затем занимает место главы пантеона Праджапати — бог-творец, отец др. богов (изнач. эпитет: "Владыка созданий"), возрастает значение малозаметных в "Ригведе" богов Вишну и Рудры. Характерной чертой раннего пантеона является объединение богов в пары; в гимнах, обращенных к дуальным божествам, они сливаются в единый образ, имена — в одно сложное слово. Оба члена обычно выражают некое единство противоположностей, взаимно дополняя друг друга: Дъяус (Небо) и Притхиви (Земля), Митра (божество дня) и Варуна (ночное небо), Агни и Сома (воплощающие антитезу смерти и пищи), Ашвины (двое братьев-близнецов, ассоциирующиеся с утренними и вечерними сумерками) и др. Нек-рые боги объединяются в группы: Адитьи (возглавляемые Митрой и Варуной), Васу (подчиненные Индре), Маруты (соратники Индры), Вишведэвы и др. В "Ригведе" боги именуются асурами (изначальные боги нерасчлененного мира) или дэвами (младшие боги, постепенно вытеснившие первых). В текстах поздневедийской и последующей лит-ры асуры постоянно означают демонов и противопоставляются дэвам — богам. Противопоставления, подобные противопоставлениям дуальных божеств, характерны для всей системы ведийских мифологич. и космологич. воззрений; противопоставляются боги и люди, люди и животные, животные дикие и домашние, арии и неарии, вселенная ведийская и неведийская. В космологии особое значение имеет противопоставление понятий пространства (лока) и тесноты или хаоса (амхас), негативного также в моральном аспекте. Космогонич. акт мыслится как разделение изначально слитых Неба и Земли и создание пространства между ними (приписывается Индре или иным богам пантеона). Другие версии мифа творения в В. рассказывают о сотворении мира из тела первозданного гиганта (см. ПУРУША) или (позднее) о рождении его из золотого яйца (хираньягарбха), плавающего в первозданных водах, под воздействием космич. жара (тапас); с ним отождествляется на уровне микрокосма аскеза, к-рой также приписывается магич. и космогонич. сила. В упанишадах развивается концепция Брахмана как Высшей Реальности, лежащей в основе внешних явлений мира. Важную роль в космологии и космогонии В. играет представление о центре свящ. места (лока), отождествляемого с центром вселенной, где совершается обряд, воспроизводящий акт творения и возвращающий к началу времен. Оно ассоциируется с Мировым древом, опорой вселенной (стамбха), с к-рым отождествляется свящ. смоковница (ашваттха). Архаич. культы свящ. деревьев и свящ. животных находят отражение в В. и позднейшей индуистской лит-ре. В поздних В. и брахманах господствует представление о магич. силе обряда жертвоприношения (яджня), подчиняющей себе самих богов; провозглашается превосходство над богами жрецов-брахманов, владеющих тайнами ритуала. Ритуальная мистика древнейших памятников, отражающая чрезвычайно архаич. формы сознания, дает начало развитию в упанишадах философского осмысления мироздания. Представление о загробном царстве Ямы, первого умершего на земле и открывшего посмертный путь "предков" (питаров, или питри), трансформируется в упанишадах в учение о цепи перерождений; боги от них не избавлены (кроме Вишну и Рудры, в культах к-рых к тому времени развивается тенденция к монотеизму). Иератический язык ранних текстов В. уже в древности далеко отошел от живой речевой стихии (см. "РИГВЕДА"); язык поздневедийской лит-ры ближе к классич. санскриту. В Новое время складывается новая отрасль науки — ведология, исследующая язык и содержание текстов В. в разл. аспектах.
В. Эрман

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

ВЕДЫ
ведическая литература) (санскритск. веда – знание) – древнейшие памятники инд. лит-ры, являющиеся важнейшим источником для изучения религ. представлений и филос. идей древних индийцев. Написаны на др.-инд. (ведийском) языке. Возникновение В. относится к концу 2-го – 1-й пол. 1-го тысячелетия до н.э. Вопрос о социальной основе В. окончательно не решен. Складывавшиеся в течение мн. веков В., по-видимому, отражают доклассовый период в развитии инд. общества. Принято различать 3 этапа в истории ведич. лит-ры. Первый и наиболее древний из них отмечен созданием собственно В. – четырех крупных по объему сборников гимнов, молитв, жертвенных формул, заклинаний: Ригведа, Самаведа, Яджур-веда, Атхарваведа. Самым древним и наиболее значит. из них по ценности сообщаемых сведений из области философии, религии, истории, культуры и языка является собрание гимнов, известное под назв. Ригведы ("Веда гимнов"). Ригведа включает 1028 гимнов, разделенных на 10 мандал, или циклов (инд. традиция предпочитает механич. деление текста на восемь частей – аштака). Известны две разновидности текста Ригведы: более древняя – самхита, представляющая собой текст, не разделенный на отд. слова, и более поздняя – падапатха, в к-рой искусственно устранены нек-рые затруднения фонетич. порядка и текст разделен на отд. слова. Не все части Ригведы однородны по содержанию. Известное единство составляют наиболее древние гимны 2–7-й мандал (т.н. фамильные гимны), расположенные в соответствии с установленной последова-тельностью богов (Агни, Индра и т.д.) и объединенные особым композиц. приемом (принцип все возрастающего числа гимнов). Особое место занимает 9-я мандала, посвященная одному божеству – Соме-павамане. Поскольку в "фамильных" гимнах нет обращений к Соме и культ его играет первостепенную роль в Авесте, нек-рые ученые полагают, что 9-я мандала – древнейшая в Ригведе (М. Винтерниц, В. Вюст), др. ученые отвергают эту т. зр., считая, что 9-я мандала составлена из гимнов, извлеченных из "фамильных" мандал (Г. Ольденберг, А. Кит). Об остальных мандалах можно с несомненностью сказать, что они сложились позже, чем 2–7-я мандалы. Установлено, что в 8-й мандале содержится более позднее включение – т.н. гимны Валакхилья. С др. стороны, ряд гимнов этой мандалы связан с более поздней 1-й мандалой. Самой поздней частью Ригведы является 10-я мандала, отличающаяся богатством содержания. Осн. место в Ригведе занимают изложенные в высокохудожеств. метрич. форме обращения к богам – Агни, Индре, Митре, Варуне, Соме, Ушас, Ашвинам, Марутам и др., восхваление сил, олицетворяющих разные стороны природы; боги приглашаются для участия в жертвенных возлияниях, к ним обращены просьбы о награде певцам и о каре врагам. К этим обращениям примыкают гимны о могуществе слова. Однако, кроме панегирич. гимнов и ритуальных описаний, в Ригведе содержится ряд космогонич. гимнов (о происхождении мира, о тех или иных явлениях природы и т.д.), а также отрывки, в к-рых ученые с полным основанием видят отд. историч. отголоски (см. III, 33; VI, 27; VII, 33; X, 75; VII, 18; I, 163 и др.). Нек-рые гимны имеют достаточно мирской характер (напр., исключит. по психологич. глубине и поэтичности гимн об игроке в кости – X, 34). Существ. интерес представляют и диалогич. гимны (особенно в 10-й мандале). Ригведа является ценным источником сведений о филос. и религ. представлениях древних индийцев. Несмотря на ее неоднородность, заключающуюся в переплетении элементов разных систем, она дает известные возможности для проникновения в осн. черты др.-инд. представлений об окружающем мире и выделения нек-рых этапов их эволюции. Структурный анализ Ригведы позволяет найти в древнейших частях В. сходство с др.-иранской религией, а также указывает на относительно развитые концепции, к-рые связывают Ригведу с послед. этапами в развитии филос. и религ. мысли в Индии. Абсолютная хронология Ригведы остается неясной. Более целесообразным является установление относит. хронологии отд. частей Ригведы. Отношение Ригведы к др. В. и к брахманам позволяет предположить, что Ригведа является наиболее древним памятником ведич. лит-ры. С др. стороны, успехи в установлении относит. датировки частей Ригведы создали возможность для установления ее абсолютной хронологии. Значение других В. несравненно меньше, чем Ригведы. В частности, Самаведа ("веда мелодий") практически не имеет самостоят. значения, поскольку из 1549 ее гимнов только 75 отсутствуют в Ригведе. В Самаведе имеется отрывок, называемый Маханамньяс, к-рый по древности, видимо, не уступает самым ранним частям Ригведы. Немало гимнов Ригведы дублируется и в Яджурведе ("веда жертвоприношений"), состоящей из двух отличных по тексту частей – Черной и Белой Яджурведы. Тем не менее, есть нек-рые основания говорить об относит. самостоятельности этой В., проявляющейся в содержании (собрание формул, произносимых при жертвоприношении) и в форме (в Яджурведу включен ряд прозаич. отрывков). Гораздо более важным источником является Атхарваведа ("веда заклинаний"), не сразу завоевавшая себе равноправное место среди др. В. По своему характеру она существенно отличается от остальных В. Осн. место в ней занимают заклинания против демонов, врагов, болезней, змей и т.д., предполагающие веру в магию; наряду с этим есть и гимны, полные мистич. рассуждений. Атхарваведа была сложена в иной среде и в др. период по сравнению с Ригведой. Согласно мнению ряда ученых, Атхарваведа является известным синтезом воззрений арийцев (ведийская традиция) и представлений народов неарийского происхождения, еще сохранявших свою первобытную веру. Именно поэтому Атхарваведа представляет собой источник первостепенного значения для изучения нар. верований, для исследования эволюции филос. и религ. идей в течение ведийского периода. К В. тесно примыкают т.н. брахманы, создание к-рых и составляет второй период в развитии ведич. лит-ры. Когда ведич. гимны перестали быть полностью понятными слушателям, возникла необходимость в комментариях. Так появились брахманы, в к-рых объяснялись взаимные отношения свящ. текстов, ритуальные подробности, их символич. смысл. Брахманы содержат в себе ряд пояснений, относящихся не только к определ. обряду, но и к соответств. месту в В., причем эти комментарии нередко имеют филологич., грамматич. или этимологич. характер. Естественно, что специфич. задачи брахман лишают их привлекательности в художеств. плане (если не считать отд. легенд и др. образцов повествоват. жанра, иногда встречающихся в брахманах) и придают им нек-рый оттенок формализма и педантичности. Несомненно, что период создания брахман отражает начало кризиса ведич. религии и расцвет ритуализма и жречества. Наиболее известными из брахман являются две, связанные с Ригведой, – Айтарея-брахмана и Каушитаки-брахмана, содержащие целый ряд мифов и рассказов, из к-рых особенно известна история о Шунахшепе в Айтарея-брахмана; Тайттирия-брахмана, относящаяся к Черной Яджурведе, и особенно Шатапатха-брахмана, содержащая объяснения ритуалов Белой Яджурведы и ряд легенд и преданий (о потопе, о нимфе Урваши), определяющих исключит. место этой брахманы в ведической лит-ре. Меньшее значение имеют Джайминия-брахмана, Гопатха-брахмана и нек-рые др. произведения этого рода. Третий период в развитии ведич. лит-ры связан с созданием араньяк – книг о правилах поведения отшельников и особенно Упанишад – филос. трактатов, примыкающих к В. и как бы завершающих их (отсюда их назв. веданта – "конец вед"; ср. также филос. систему веданты, представляющую собой развитие мыслей, содержащихся в упанишадах). Несмотря на связь с В., Упанишады, по существу, дают начало новому направлению в развитии филос. и религ. мысли, определившему многие послед. системы. Если в Упанишадах в центре внимания стоят филос. проблемы, то связанные с В. сутры (Шраутасутра, Грхьясутра, Дхармасутра) посвящены прежде всего ритуальным церемониям и отчасти проблемам права (Дхармасутра). Составленные во 2-й пол. 1-го тысячелетия до н.э., эти книги уже не относятся к В.: они составляют ведангу ("части вед"), к к-рой также относятся 6 трактатов по фонетике, грамматике, этимологии, метрике, астрономии и ритуалу. Первостеп. значение В. и примыкающей к ним лит-ры для изучения др.-инд. философии, религии, истории, культуры, лит-ры и языка определило глубокий интерес к В. как в Индии, где существует более чем двадцатипятивековая традиция изучения В., представленная именами Панини, Шанкары, Саяны (комментатор Ригведы), так и в др. странах. В Европе интерес к В. возник в нач. 19 в. [Г. Т. Колбрук (Англия), а позже Р. Рот, Т. Бенфей, Т. Ауфрехт, А. Вебер (Германия), М. Мюллер (Англия), Д. Уитни (Америка) и др.]. Работы этих авторов дали первые сведения о ведич. лит-ре. Дальнейший прогресс был связан с созданием в ряде стран нац. школ в изучении В. и с начавшейся дифференциацией в подходе к ним (исследования в области лит-ры, метрики, языка, философии, религии и т.д.). Крупнейшие ученые 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. Г. Грасман, Г. Ольденберг, А. Хиллебрандт, Р. Пишель, К. Гельднер, А. Людвиг (Германия), А. Бергень (Франция), М. Блумфилд (Америка), А. Кит, А. Макдонелл (Англия), а в последние десятилетия Л. Рену (Франция), И. Хертель, Г. Эртель, Г. Людерс, П. Тиме (Германия) и др. внесли существ. вклад в изучение В. В наст. время с полным основанием можно говорить о ведологии как о комплексе целого ряда наук, занимающихся изучением В. Лит.: Фортунатов Ф., S?maveda-?ranyaka Samhit?. Исследование, M., 1875; Рагозина З. ?., История Индии времен Риг-Веды, СПБ, [1905]; Восемь гимнов Риг-Веды, пер. Н. В. Крушевского, Казань, 1879; Ларин Б., Из области ведийской поэзии, "Восток", 1924, No 4; Renou L., Bibliographie V?dique, P., 1931; Dandekar R. N., Vedic bibliography, Bombay, 1946; Aufrecht Th., Die Hymnen des Rigveda, Tl 1–2, 3 Aufl., В., 1955; Rig-Veda-samhit?. The sacred hymns of the Br?hmans together with the commentary of S?yan?k?rya, ed. by F. Max M?ller, t. 1–4, 2 ed., L., 1890–92; Oldenberg H., Die Hymnen des Rigveda. Bd 1 – Metrische und textgeschichtliche Prolegomena, В., 1888; Winternitz M., Geschichte der indischen Literatur, Bd 1 – Einleitung. Der Veda..., 2 Ausg., Lpz., 1909; W?st W., Stilgeschichte und Chronologie des Rgveda, Lpz., 1928; Grassmann H., W?rterbuch zum Rig-Veda, 3 Aufl., Wiesbaden, 1955; Der Rig-Veda. Aus dem Sanskrit ins Deutsche ?bersetzt und mit einem laufenden Kommentar versehen von K. F. Geldner, Tl 1–4, Camb. (Mass.), 1951–57; Rig-Veda repetitions,... with critical discussion by M. Bloomfield, pt. 1-3, Camb. (Mass.), 1916; Rigveda Brahmans. The Aitareya and Kausitaki Brahmanas of the Rigveda. Transl. from the original Sanskrit by A. B. Keith, Camb. (Mass.), 1920; Die Hymnen des S?ma-Veda, hrsg. von Th. Benfey, Lpz., 1848; Yajurveda. The Veda of the black Yajus school..., transl. ... by ?. ?. Keith, pt. 1-2, Camb. (Mass.), 1914; The texts of the white Yajurveda, transl. by R. T. H. Griffith, Benares, 1899; Atharvaveda samhit?, transl. ... by W. D. Whitney, [pt.] l–2, Camb. (Mass.), 1905; Bloomfield M. and Edgerton F., Vedic variants, v. 1-3, Phil., 1930-35; The Satapatha-br?hmana, transl. by J. Eggeling, pt. 1-5, Oxf., 1882-99; Les Upanishad. Texte et trad. sous la dir. du L. Renou, [t] 1-15, P., 1943-52; The principal Upanisads, ed... by S. Radhakrishnan, L., [1953]; Hillebrandt ?., Vedachrestomatie, В., 1885; Renou L. et Filliozat J., L´Inde classique, t. 1-2, P., 1947-53; ?ischel R. und Geldner К. F., Vedische Studien, Bd 1-3, Stuttgart, 1889-1901; Hymns of the Atharva-Veda, transl. by M. Bloomfield, Oxf., 1897; Minard ?., Trois ?nigmes sur les Cent chemins. Recherches sur le S?tapatha-Br?hmana, t. 1-2, P., 1949-56; Macdonell ?., A history of Sanscrit literature, ?. ?., 1900; Renou L., Les ?coles v?diques et la formation du v?da, P., 1947; его же, Е?tudes v?diques et p?nin?ennes, t. 1-4, P., 1955-58; его же, Grammaire de la langue v?dique, Lyon, [1952]; его же, Histoire de la langue sanskrite, Lyon - P., [1956]. В. Топоров. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.