ВЕДЬМА
Ведьма
колдунья) – по народным поверьям, поддержанным средневековыми христианскими богословами, женщина – служительница дьявола, обладающая сверхъестественными способностями вредить людям и животным. В просторечии – злая, безобразная женщина.
ВЕДЬМА
От англо-саксонского слова wicce, германского wissen,
"Знать", и wikken, "пророчить". Ведьм вначале называли "мудрыми
женщинами", до того дня, когда Церковь решила следовать закону
Моисея, который предавал каждую "ведьму" или колдунью смерти.
"Знать", и wikken, "пророчить". Ведьм вначале называли "мудрыми
женщинами", до того дня, когда Церковь решила следовать закону
Моисея, который предавал каждую "ведьму" или колдунью смерти.
Источник: Теософский словарь
ВЕДЬМА
по суеверным представлениям, восходящим к язычеству, женщина-колдунья, к-рая, благодаря тайным связям с «нечистой силой», якобы способна причинять несчастья людям, вредить животным и т. д. По народным преданиям, ведьма служит дьяволу. В средние века церк. инквизиция преследовала и публично истребляла женщин, подозреваемых в колдовстве.
Источник: Атеистический словарь
Ведьмы
др. – рус.) – от «ведать, знать» – женщины, вступившие в сговор с нечистой силой ради обретения сверхъестественных способностей. По установившимся поверьям, В. – безобразные старухи, которые могут превращаться в красивых молодых женщин, а также в черных кошек или собак. Считается, что В. могут готовить яды и приворотные зелья, летать по воздуху на помеле или кочерге, оживлять предметы, становиться невидимыми. Для встречи с нечистой силой В. слетаются по ночам на шабаш верхом на метле, на козле или свинье, в которых могут превратить человека. Особенно опасными В. считаются во время календарных праздников и свадеб. В. приписывают эпидемии, болезни скота, засуху, неурожай, им вменяют духовную и плотскую связь с дьяволом. В Средние века христианство объявило охоту на В., разработав для этого кодекс правил, направленных против них. Колдовство и вера в В. были объявлены ересью, предательством бога, тяжким преступлением, за которое полагались пытки и смертная казнь.
Источник: Мифологический словарь
ВЕДЬМА
(от ведать, т. е. знать) - по суеверным представлениям, унаследованным от дохрист. верований и поддержанным ср.-век. христ. богословами, - злая волшебница, служительница дьявола, «нечистой силы». Поверья приписывали ведьмам колдовство, сверхъестеств. действия во вред людям (навлекание болезней, засухи и т. п.), а также ночные оргии - шабаши - на горах, т. е. на местах древних языч. культов. Шабаши В. происходили, по поверьям, на вершине Брокена (Грац, Германия) в вальпургиеву ночь, на Лысой горе (Киев) в Иванову ночь. Церковь, поддерживая веру в В., стремилась унизить женщину, укоренить недоверие к человеч. природе и укрепить власть церкви над людьми. Католич. церковь даже указывала ряд методов «изобличения» В., утверждала в духе оголтелого женоненавистничества, будто женщины становятся ведьмами из-за своей «природной порочности» и ради превращения в В. предают «душу» дьяволу и сожительствуют с ним. В конце XV в. с одобрения римского папы было издано руководство для «распознавания» В. и суда над ними - кн. «Молот ведьм», энциклопедия самого черного мракобесия. В XV-XVII вв. сотни тысяч женщин, обвиненных в принадлежности к В., сжигались на кострах инквизиции, а позднее и протестантскими церковниками. Вера в В. была распространена и на Руси, вызывая нередко дикие расправы над людьми. Позорные процессы над женщинами, обвиняемыми в ведовстве, в большинстве стран Европы были прекращены в XVIII в., но случаи расправ суеверных людей с мнимыми В. происходили еще и в XX в. В наши дни «охотой за ведьмами» саркастически именуют преследование прогрессивных деятелей и раздувание истерии «антикоммунизма» реакц. кругами в США и др. странах капитала.
Ведьма (ворожея)
Злая колдунья. Название это происходит от древнего слова «ведать», то есть знать, и родственно с благозвучным словом «ведунья». В эпоху матриархата все женщины считались ведуньями, ведьмами, знающими особые, запредельные тайны. До недавнего времени считалось, знахарки («знать» – то же, что «ведать») были наделены уменьями исцелять даже и те болезни, от которых отступаются доктора! Но поскольку темному уму излишнее знание в другом человеке всегда кажется чем-то подозрительным и даже опасным, с течением времени представление о ведьмах очень изменилось.
Их приравнивают к сказочным Бабам-ягам, живущим в избушках «на курьих ножках», где они, по сказанию, вечно кудель прядут и в то же время «глазами в поле гусей пасут, а носом (вместо кочерги и ухватов) в печи возятся».
Ведьм обыкновенно смешивают с колдуньями и представляют себе не иначе как в виде старых, иногда толстых, как кадушки, баб с растрепанными седыми космами, костлявыми рука ми и с огромными синими носами.
Ведьмы, по общему мнению, отличаются от всех прочих женщин тем, что имеют маленький хвост и владеют способностью летать по воздуху на помеле, кочергах, в ступах. Отправляются они на темные дела из своих жилищ непременно через печные тру бы и, как все чародеи, могут оборачиваться в разных животных, чаще всего в сорок, свиней, собак и черных кошек. Чаще всего ведьмы подвергаются истязаниям за выдаивание чужих коров, что они делают, приняв облик черной свиньи, или ласки, или лисицы. Обиженные крестьяне утешают себя возможностью поймать злодейку на месте преступления и изуродовать, отрезавши ей ухо, нос или сломавши ногу. После того в деревне не замедлит обнаружиться баба с подвязанной щекой или прихрамывающая на ту или другую ногу.
Ведьмы имеют чрезвычайно много общего с колдунами, находятся между собою в постоянном общении (вот для них-то и изобретены «Лысые горы» и шумные игры шаловливых ведьм с веселыми и страстными чертями). Умирают они, мучаясь в страшных судорогах, вызываемых желанием передать кому-нибудь свою науку, и у них точно так же, как у колдунов, после смерти высовывается изо рта язык, необычайно длинный и совсем похожий на лошадиный.
Затем начинаются беспокойные ночные хождения из свежих могил на старое пепелище (на лучший случай – отведать блинов, выставляемых за окно до за конного сорокового дня, на худший – выместить запоздавшую и неостывшую злобу и свести неоконченные при жизни расчеты с немилыми соседями). Наконец, успокаивает их точно так же осиновый кол, вбитый в могилу.
Источник: Словарь славянской мифологии