ВЕДИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ

Найдено 1 определение
ВЕДИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ
ведизм - религ. верования и культы в Сев. Индии периода разложения первобытнообщ. строя, становления рабовладельч. отношений и образования первых гос-в (II - сор. I тысячелетия до н. э.). Осн. источником для изучения В. р. служат Веды. Распространение В. р. связывается с вторжением в Сев. Индию скотоводч. племен ариев: В. р. - сложный синтез религ. верований пришельцев и коренного населения. В число более чем 3 тыс. божеств,, упоминаемых в Ведах, вошли злые и добрые боги и духи (в частности, обожествл. животные и растения, являвшиеся тотемами) арийских и неарийских племен.
В ранневедич. период почитались гл. о. олицетворенные в виде божеств силы и явления природы. Это была политеистич. религия, в к-рой еще не признавалось верховного бога. Большое значение в ней имели бог неба Дьяус (позднее его место занял Варуна), бог огня Агпщ бог дождя и грома Индра, бог Солнца Сурья, называемый также Савитри, Пушан, и др. Наряду с Индрой древние индийцы признавали богом грозы, грома и молнии Рудру, а богом дождя Парджанью. Индийцы верили также в злых демонов. Напр., Вритра был, по преданию, демоном, к-рый похитил воду. Он олицетворял засуху. Богам приписывались конкр. человеч. черты (на более позднем этапе в В. р. появились и абстр. божества: Шраддха - вера, Маныо - гнев и др.). В В. р. господствовали боги-мужчины. Это, как и сложившийся в ней культ отцовпредков (питаров), свидетельствует о победе патриархата в Сев. Индии того периода. Богини - Притхиви (земля), Ушас (заря), Сарасвати (богиня мудрости) и др. - играли уже второстеп. роль. Но отголосок верований периода матриархата еще сказывался в том, что Адити считалась матерью богов, хотя в В. р. Адити, а также др. древнейшие боги - Притхиви и Дьяус - ужо не были самыми почитаемыми. В религ. сознании индийцев их вытеснили Агни, Индра, Сурья.
В процессе развития социального неравенства в обществе функции, приписываемые богам, менялись. Так, Индра стал считаться богом войны, Варуна - верховным судьей и блюстителем справедливости, Рудра из покровителя охотников превратился в покровителя скотоводов. По мере формирования классов в обществе в ведич. пантеоне стали появляться божества с новыми чертами. Индру стали почитать как царя богов и покровителя земных царей. Культ В. р. состоял гл. о. из жертвоприношений богам (с целью задобрить их) и разл. магич. обрядов.
В жертву богам приносили пишу, животных, а также особый напиток сому. Верующие при жертвоприношениях руководствовались принципом: «дай мне - я дам тебе». В ранневедич. период еще не было профессионального жречества и спец. молитв, помещений. Культовыми действиями руководил обычно вождь племени или глава общины или семьи. Поэты - риши - произносили (пели) гимны в честь богов. Позже, с нарождонием классового общества, выделилась особая прослойка жрецов - брахманов; усложнилась система религ. обрядов. Жрецы, хотя еще и не оформились в самостоят. сословие (см. Варны), ужо монополизировали знание Вед и заняли высокое положение в обществе.
В поздневедич. период возникли учения о душе, «потустороннем мире», а вместе с тем и о посмертном воздаянии за поведение человека в жизни. По этим учениям, душа «добродет.» человека попадает после ого смерти в царство богов и принимает вместе с ними жертвоприношения, а душа «грешника» попадает в ад (нарака), где бог Яма назначает ей кару за грехи. К числу осн. грехов относилось оскорбление брахмана. Классовый характер религ. учения, отчетливо проявившийся в поздневедич. период, получил дальнейшее развитие в брахманизме, в к-ром религия была превращена в систему освящения социального неравенства как порядка, якобы установленного навечно богами.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.



Похожие термины:

  • ВЕДИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ, ВЕДИЗМ

    религиозные верования и обрядность населения Древней Индии, получившие письменное закрепление в Ведах. На основе ведической религии в дальнейшем сформировались брахманизм и индуизм.