Совершаемая в вечерние часы церковная служба, чин которой установлен в первые времена христианства. Вечерня относится к следующему дню и имеет определенный состав. Ей предшествует чтение девятого часа (см. Часы); начинается она 103 псалмом, прославляющим величие Творца. Затем следуют великая ектения, чтение кафизмы Псалтиря, пение 140 и 141 псалмов («Господи воззвах»), причем присовокупляются «стихиры» – песни в честь вспоминаемого события или святого. После стихир поются вечерняя песнь «Свете тихий», прокимен и т. д. Заканчивается вечерня сугубой ектенией и отпуском. К вечерне присоединяется «малое повечерие» (см.).
От обыкновенной вечерни отличаются: 1) Вечерня великая – накануне больших праздников. Расположение службы то же, только после великой ектении поются три первые псалма первой кафизмы, после стихир малый вход, за прокименом следует чтение паремии, затем ектения сугубая. Молитва «Ныне отпущаеши раба Твоего» (Симеона Богоприимца) читается перед отпуском. Великая вечерня совершается в Светлую седмицу каждодневно, только без кафизмы и паремии. Великая вечерня соединяется иногда с утреней, называясь тогда «всенощным бдением», и в этом случае отправляется прежде нее. 2) Вечерня малая сокращение обыкновенной вечерни, без ектении и кафизмы.
ВЕЧЕРНЯ
Вечерня
Источник: Православный церковный словарь.
ВЕЧЕРНЯ
В православии, следуя библейскому рассказу о творении мира, литургический день начинается с захода солнца. Вечерня всегда начинается с чтения вечернего псалма, прославляющего сотворение мира. Сразу за псалмом следует великая ектенья, затем читается ряд псалмов, меняющихся каждый вечер, а потом 140 й псалом, во время которого происходит каждение. В этот момент поются и особые гимны, посвященные данному дню; если это церковный праздник – прославляют вспоминаемого Святого, в субботу вечером славят Воскресение Христа из мертвых. Эти песнопения завершаются Богородичным гимном, прославляющим Божью матерь. Накануне праздников или Воскресения священник совершает вход – вступает в алтарь через Царские врата. Далее следуют пение прокимнов (стихов из псалмов, объявляющих духовную тему дня) и паремий (отрывков из Ветхого Завета). После читаются вечерние молитвы, которые завершаются молитвой св. Симеона Богоприимца “Ныне отпущаеши раба Твоего”. Затем, после провозглашения Христа как света и спасителя мира, произносятся молитвы “Трисвятая”, Молитва Пресвятой Троице и “Отче наш”, и поется тропарь. После обычного благословения вечерня заканчивается. Эта служба открывает человеку три аспекта бытия: творение, грехопадение и спасение во Христе; она подготавливает человека ко сну и рассвету нового дня, и учит благодарить Бога за все случающееся.
Источник: Православие. Основные понятия.