УСТАНОВКА
Установка
понятие, разработанное психологом Д.С.Узнадзе. У. это состояние готовности к определенному поведению в определенной ситуации (контексте, корреляте). У. содержит в себе идеальные (ценностные и познавательные) и материальные (психофизиологическое состояние) компоненты. Идеальная сторона У. может быть соотнесена с предрассудками в трактовке Гадамера.
УСТАНОВКА
направленность сознания субъекта в определенную сторону и на определенную активность. Так определил данное явление человеческой психики глубоко исследовавший его грузинский психолог Д. Узнадзе. Обосновывая учение об установках сознания, мышления и поведения людей, он подчеркивал, что установки присущи как их сознательным, так и бессознательным действиям. Для возникновения той или иной установки необходимы соответствующая потребность и ситуация ее удовлетворения. Сформировавшаяся психологическая установка объективируется в деятельности людей, в создаваемых ими предметах культуры и в общении между собой.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
Установка
нем. Einstellung) – форма "сосредоточения внимания" (Гуссерль). В феноменологии речь идет о таких установках сознания, как абстрактная, апофантическая, нормативная, ноэматическая, онтологическая, онтическая, предметная, психофизикалистская, эйдетическая и др., которые можно свести к двум основным – естественной и феноменологической.
- естественная – характерна для повседневной жизни и для научной деятельности, когда внимание сознания направлено на внешний мир; отличается "наивностью", уверенностью в объективном существовании реальности.
- феноменологическая – при которой внимание сконцентрировано на самой деятельности сознания; достигается посредством феноменологической редукции, что позволяет по мнению феноменологов, иметь дело с подлинными феноменами.
- естественная – характерна для повседневной жизни и для научной деятельности, когда внимание сознания направлено на внешний мир; отличается "наивностью", уверенностью в объективном существовании реальности.
- феноменологическая – при которой внимание сконцентрировано на самой деятельности сознания; достигается посредством феноменологической редукции, что позволяет по мнению феноменологов, иметь дело с подлинными феноменами.
Источник: Феноменологическая философия науки - критический анализ. Словарь феноменологических терминов
УСТАНОВКА
готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и к действиям в опред. направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека. У. относится к периоду, к-рый ему предшествует. Содержание У. зависит от места объективного фактора, вызывающего У., в структуре деятельности. Выделяют три иерархических уровня регуляции деятельности — уровни У. смысловых, целевых и операциональных. Эффекты У. возникают лишь при изменении условий протекания деятельности. Функции У.: 1) определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер протекания деятельности, выступает как механизм стабилизации, позволяющий сохранять ее направленность в непрерывно изменяющихся ситуациях; 2) освобождает субъект от необходимости принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях; 3) может выступать и как фактор, обусловливающий инертность, косность деятельности, затрудняющий приспособление к новым ситуациям. Н.Д.Наумов
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
УСТАНОВКА
(Einstellung) — в психологии различная, в зависимости от индивида и времени, психическая ориентация мысли и воления, ожидания, надежды или опасения, склонности, убеждения, пристрастия и предубеждения, которая определяет не только наше отношение к какому-либо предмету, событию, факту, мнению, делу, лицу и т. д., но также и прежде всего то, в каком виде они нам непосредственно представляются, т. е. то, как они реализуются в мире наших восприятий. Установки могут быть обусловлены внутренне (потребностями, направленностью внимания) или вызываться определенными моментами внешнего события (субъективные и объективные установки). Промежуточное положение занимают установки, возникшие как результат прошлого опыта, связанного с данным предметом, и сохранившиеся в течение долгого времени (дружба, вражда, уважение, доверие и т. д.). Таким образом, установка есть отношение между созерцающей личностью и предметами, при котором соответствующие реакции возникают не только при повторении таких же воздействий, но и в том случае, если ожидается их проявление, на что могут указывать какие-либо предзнаменования или сигналы (см. Интенция, Восприятие пространства).
N. Hartmann. Zur Grundlegung der Ontologie, 1948; F. Roth. E. als Determination individuellen Verhaltens, 1967.
N. Hartmann. Zur Grundlegung der Ontologie, 1948; F. Roth. E. als Determination individuellen Verhaltens, 1967.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
УСТАНОВКА
состояние готовности, предрасположенности субъекта к определ. активности в определ. ситуации. Явление У. было открыто нем. психологом Л. Ланге (1888) при изучении ошибок восприятия. Общепсихологич. теория У. разработана сов. психологом Д. Н. Узнадзе, к-рый экспериментально доказал наличие общепсихологич. готовности индивида к реализации активированной потребности в данной ситуации (актуальная У.) и установил закономерности закрепления такой готовности при неоднократном повторении ситуаций, позволяющих удовлетворить данную потребность (фиксированная У.). По Узнадзе, У., аккумулируя прошлый опыт, опосредует стимулирующее воздействие внеш. условий и уравновешивает отношения субъекта со средой. Исследования в сов. психологии социальной У. (Ш. Надирашвили, И. Гомелаури) и в зарубежной психологии - «аттитюда», т. е. субъективных отношений личности к условиям деятельности (Ф. Хайдер, С. Аш, М. Розенберг, Л. Фестингер в США и др.), выявили сложную структуру У., содержащих эмоциональные, смысловые (когнитивные) и поведенческие (готовность к действию) аспекты предрасположенности к восприятию и поведению в отношении социальных объектов и ситуаций. Предполагается, что в психич. структуре готовности к действию можно выделить иерархич. систему предрасположенностей (диспозиций) на разных уровнях регуляции поведения в виде: неосознаваемых простейших У. относительно простейших ситуаций и объектов; более сложных социальных У., регулирующих социальные поступки; ценностных ориентации личности, являющихся продуктом взаимодействия высших социальных потребностей и условий и опосредующих целостные программы социального поведения личности в различных сферах деятельности.
Источник: Советский философский словарь
УСТАНОВКА
состояние готовности или предрасположенности индивида к действию определенным, однозначным образом. Термин "У." введен нем. психологом Л. Ланге (1888), к-рый экспериментально доказал, что скорость реакции индивида на внешнюю ситуацию зависит от предрасположенности к восприятию данной ситуации. Явление У. исследуется общей психологией, социальной психологией и социологией. Общепсихологич. концепция У. наиболее глубоко разрабатывается школой груз, психологов Д. Н. Узнадзе и его последователей (А. С. Прангишвили, И. Т. Бжалава, Р. Г. Натадзе, Ш. Надирашвили, В. Г. Норакидзе, Н. Л. Элиава и др.). Согласно Узнадзе, поведение человека регулируется на двух уровнях: импульсивном и волевом. В первом случае источник активности – биологич. потребность, к-рая при наличии актуальных условий ее удовлетворения формирует т.н. актуальную У. – готовность действовать в направлении удовлетворения данной потребности. Последняя приводит к импульсивному поведению. На волевом уровне, отличающем человеческое поведение от поведения животного, готовность действовать предваряется осмыслением сложной ситуации (акт т.н. объективации) и отысканием алгоритма действия, к-рый соответствует "...основной, закрепленной в жизни установке личности" (Узнадзе Д. Н., Психологич. исследования, 1966, с. 406). У., возникающие на основе объективации, Узнадзе наз. фиксированными У., система к-рых и дает основания для направленного поведения. Фиксированные У. вырабатываются индивидом в процессе формирования личности на основе селекции из множества актуальных У. – тех, к-рые повторяются наиболее часто и наиболее соответствуют стандартизированным условиям деятельности данного индивида. У. рассматривается школой Узнадзе как связующее звено между потребностью и мотивом и как модус целостного субъекта в каждый данный момент его деятельности. Аккумулируя в сознании предшествующий опыт, У. опосредует стимулирующее влияние внешних раздражителей и уравновешивает отношение индивида со средой. Психофизиологич. механизмы, регулирующие поведение на уровне У., исследуются в зарубежной психологии в понятиях "set" (напр., работы Дж. Гибсона). У. в смысле set – состояние готовности индивида сознательно или бессознательно реагировать на ситуацию в данный момент и однозначным образом. Социологич. концепция У. связана с понятием "ценностная ориентация" личности или с понятием "социальное отношение" (social attitude), введенного в лит-ру У. Томасом и Ф. Знанецким. Согласно этому взгляду, социальные У. суть субъективные ориентации индивидов как членов группы (общества) относительно ценностей данной культуры (или субкультуры). Система ценностных ориентаций (т.е. социальных У. в этом контексте) предписывает определ. правила (нормы) поведения, посредством к-рых общество (или группа) осуществляет контроль над поведением своих граждан (см. W. I. Thomas, F. Znaniecki, The Polish peasant in Europe and America, v. 1, Camb., 1918–20, p. 21–22, 32–33). Амер. психолог Дж. Г. Мид попытался соединить психологич. и социологич. подходы к исследованию социальных У. По Миду, социальные У. – нормативные предписания осн. ориентации личности; они выступают как принципы данного индивида, соответствующие ценностным ориентациям его социального окружения (см. G. Н. Mead, Mind, self and soci?ty, Chi., [1934], p. 162). Социально-психологич. концепция У. исходит из принципа детерминированности предрасположений личности к восприятию социальных объектов и к поведению ее социальным опытом. По определению Г. Олпорта, У. (set) – "психическое и нервное состояние готовности, образующееся на основе опыта и оказывающее направляющее или динамическое влияние на реакции индивида относительно всех объектов и ситуаций, с которыми он связан" (Allport G. W., Attitudes, в кн.: "Handbook of social psychology", L., 1935, p. 810). Согласно другому распространенному определению, социальная У. (attitude) – "...устойчивая организация мотивационных, эмоциональных, перцептуальных и мыслительных процессов относительно некоторых аспектов внутреннего мира индивида" (Krech D. and Crutchfield R. S., Theory and problems of social psychology, N. Y.–Toronto–L., 1948, p. 152). В зарубежной социальной психологии отчетливо наметились два направления в объяснении структуры социальных У. (social attitude). Сторонники иррациональной концепции социальной У. (Т. Адорно, М. Шериф, Л. Доуб, В. Скотт) полагают, что У. формируются под влиянием причин, лежащих за пределами мыслит. деятельности человека, с преобладанием подсознательных, преим. эмоц. механизмов или процессов, осознаваемых индивидом лишь в терминах "поощрения – наказания" данной реакции на стимулы среды. Изменение социальной У., согласно этой концепции, – защитная реакция в ответ на опасность извне. Сторонники рациональной концепции социальной У. (Ф. Хайдер, С. Аш, Е. Карлсон, Д. Креч, М. Розенберг, Л. Фестингер) исходят из того, что социальная У. – состояние мыслит. (когнитивной) структуры, к-рая образуется при оценке многообразных ситуаций в понятиях "цели – средства" деятельности. В числе когнитивных элементов социальной У.: знания, нормы и ценности, а также связанные с ними внекогнитивные компоненты – эмоции. Социальная У. в этом свете – предрасположенность к восприятию внешнего окружения и действия в нем согласно эмоционально подкрепленной системе представлений о среде с учетом оценки результатов поведения, благоприятствующих потребностям личности. Изменение социальной У. происходит вследствие изменения в когнитивной структуре (появления новой информации о среде деятельности). Согласно функциональной концепции социальной У., разработанное Д. Кацом, обе названные модели имеют место, но в принципиально различных условиях. Иррациональная модель вводится в действие в ситуациях, когда индивид вынужден принимать немедленные (рефлекторные) решения, не имея возможности проанализировать альтернативы поведения. Рациональная модель действует при условии достаточной информации и достаточного времени для ее анализа в данной ситуации. В первом случае поведение сопровождается высоким эмоц. возбуждением, во втором – низким (см. D. Katz, The functional approach to the study of attitudes, в кн.: M. Fishbein [ed.], Readings in attitude theory and management, N. Y., 1967, p. 458–62). Кац полагает, что социальные У. тем прочнее, чем скорее они связаны в систему ценностных ориентаций личности и чем выше степень общности этих У. (т.е. их объектами являются не специфические, но достаточно общие явления и ситуации). Когнитивная структура социальной У. характеризуется также степенью приближения или удаления от осн. "ядра" системы ценностей личности (ее самосознания). Выделяются четыре осн. функции социальных У.: а) инструментальная, или приспособит., функция, благодаря к-рой индивид приобщается к системе норм и ценностей данной социальной среды; б) функция самозащиты, к-рая по преимуществу реализуется не всей системой социальных У., но особыми У., направленными на сохранение status quo личности в напряженных ситуациях; в) ценностно-экспрессивная функция, представляющая как бы активный эквивалент защитной функции и способствующая самоутверждению личности путем прокламирования и активного распространения ее системы социальных У.; г) познават. функция, выражающаяся в стремлении гармонизировать внутр. мир личности, привести в систему социальные У. и составляющие их компоненты, включая знания, нормы, ценности, стереотипы и т.д. Общепсихологич. исследования У. связаны с определением соотношения сознательного и бессознательного в ее структуре, роли этих компонентов в регуляции поведения индивида и выяснением отношения между У. и потребностями, мотивами и стимулами деятельности. Социально-психологич. аспекты изучения У. включают уяснение целостной структуры У. и механизмов ее образования, как они обусловлены формированием личности в данной социальной среде (социализацией индивида), и функций У. в поведении индивида относительно группы, в межличностном общении и в отношении между группами. Социологич. исследования У. осуществляются в понятиях ценностных ориентаций личности, их социальной обусловленности по содержанию ориентаций, факторов, влияющих на формирование ориентаций, и роли ценностных ориентаций в реальном поведении людей в различных обществ. сферах (труд, досуг, отношение к восприятию информации через каналы массовой коммуникации и т.д.). Лит.: Психологич. наука в СССР. [Сб. ст.], т. 2, М., 1960; Узнадзе Д. Н., Экспериментальные основы психологии У., Тб., 1961; Колб У. Л., Изменение значения понятия ценностей в совр. социологич. теории, в кн.: Беккер Г. и Босков Л. [сост.], Совр. социологич. теория..., М., 1961; Норакидзе В. Г., Типы характера и фиксированная У., Тб., 1966; Бжалава И. Т.. Психология У. и кибернетика, М., 1966: Грин Б. Ф., Измерение У., в кн.; Математич. методы в совр. бурж. социологии, М., 1966; Ольшанский В. Б., Личность и социальные ценности, в кн.: Социология в СССР, т. 1, М., 1966; Здравомыслов А. Г., Ядов В. ?., Отношение к труду и ценностные ориентации личности, там же, т. 2, М., 1966; Прангишвили А. С., Исследования по психологии У., Тб., 1967; Водзинская В. В., Понятия У., отношения и ценностной ориентации в социологич. исследовании, "ФН" (НДВШ), 1968, No 2; Gibson J. J., A critical review of the concept of set in contemporary experimental psychology, "Psychol. Bull. ", 1941, v. 38, No 9; Krech D., Сrutсhfield R. S. and Вollасheу ?. J., Individual in society, N. Y., 1962; Attitudes. Selected readings, ed. M. Jahoda, N. Warren, Harmondswoorth. 1966; Eklich H. J., Attitudes, behavior and the intervening variables, "Amer. Sociological Rev.", 1969. v. 4, No l. В. Ядов. Ленинград.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.