Естественная установка

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Естественная установка
понятие феноменологии, обозначающее "наивную" установку сознания, для которой миры - природный и социальный - несомненны, непосредственно даны и приняты на веру как само собой разумеющиеся.

Источник: Аналитическая философия (глоссарий)

Естественная установка
в фиилософии Э. Гуссерля (фенменологии) – «наивный» взгляд на мир с позиций привычных, укоренившихся знаний. С точки зрения феноменлогии Е.у. доджна быть «заключена в скобки», необходимо воздержаться от высказываний с этой позиции, дабы предметы предстали сознанию в «чистом» виде. Критическое отношение к «само сбой разумеющемуся» - положительный момент феноменологического подхода. Но мы, во-первых, в принципе не можем сделать наше знание аболютно непосредственным. На практике устранение Е.у. означает лишь отказ от ее внешнего компонента. Внутренняя же, так сказать, подводная часть айсберга, т.е. само устройство субъекта, все равно, определяет характер полагания предмета. И мы описываем то, что мы видим. Но почему мы видим именно так? И насколько адекватно наше видение? Невозможно за пределами кабинетных игр отказаться от постановки таких вопросов. Следовательно, исходное видение, интуиция имеет статус гипотезы, которая еще подлежит проверке. И пототому, во вторых, следует снова включьть в меру наших сил «очищенную» Е.у., дабы сопоставить с ее данными («информацией к размышлению») наше категориальное созерцание.  - Сагатовский В.Н. Триада бытия (введение в неметафизическую коррелятивную онтологию). СПб. 2006. С. 15-20.

Источник: Философские категории авторский словарь

ЕСТЕСТВЕННАЯ УСТАНОВКА
понятие феноменологии и феноменологической социологии, обозначающее "наивную" установку сознания, для которой миры - природный и социальный - несомненны, непосредственно даны и приняты на веру как само собой разумеющиеся. По Гуссерлю, мир, воспринимаемый в Е.у., суть целостный естественный мир как обыденного, донаучного, так и позитивно-научного мышления. Этот мир фактичен и реален, он постоянно доступен нам и находится "здесь, перед нами". Для Гуссерля анализ Е.у. является предварительным для осуществления феноменологической редукции, в ходе которой происходит "воздержание" от Е.у., "заключение ее в скобки" как путь к обнаружению и описанию трансцендентальной сферы "чистого" сознания. Такая трактовка Е. у. стимулировала более развернутые исследования наивного, ситуационно ограниченного сознания у Мерло-Понти, Сартра и др. Отказавшись от гуссерлевского трансцендентализма, Шюц сделал мир Е.у. основной темой феноменологического анализа. На этой основе он и его последователи разработали феноменологическую социологию, а затем и феноменологическую программу в современной социологии знания. В рамках этого направления реальность, данная в Е.у., реальность повседневной жизни, трактуется как реальность par exellence, как высшая и наиболее самоочевидная реальность. По сравнению с ней другие реальности оказываются конечными областями значений, анклавами в ее рамках. Мир Е.у. окружает их со всех сторон, и сознание всегда возвращается к нему из специализированных сфер значений. Таково отношение Е.у, и различных сфер теоретического мышления, религиозного сознания, искусства и т.п. Все это конечные области значений по сравнению с универсальным, неспециализированным восприятием мира в Е.у. повседневной жизни.
Реальность повседневной жизни предстает как интерсубъективный мир, который человек разделяет с другими людьми. Благодаря интерсубъективности мир Е.у. отличается от других осознаваемых человеком сфер реальности. Повседневность в качестве реальности имеет "само собой разумеющийся характер". Она не требует никакой дополнительной проверки сверх того, что она просто существует.
Понимание повседневной Е.у. как подобной базисной структуры привело к формированию новой, феноменологической перспективы в социологии знания. Прежде эта дисциплина занималась преимущественно теоретическим знанием. Между тем фокус внимания на интеллектуальное истории, на теориях не может быть главным в социологии знания. Только небольшая группа людей в обществе занята теоретизированием, производством "идей". Поэтому социология знания должна заниматься всем тем, что считается "знанием" в обществе, т.е. прежде всего тем, что люди "знают" как "реальность" в их Е.у. повседневной дотеоретической жизни.
Новые направления в социологической теории. М., 1978; Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995; A.Schutz. The Phenomenology of Social World. Chicago, 1967.

Источник: Современная западная философия: словарь

ЕСТЕСТВЕННАЯ УСТАНОВКА
понятие феноменологии, обозначающее свойственное обычным людям в их реальной жизни "натуральное" отношение к миру. Все обычные люди в своей повседневной деятельности исходят из этой "наивной" установки. Е. у. означает, что для всех людей мир постоянно и всегда является само собой разумеющимся, общим для всех окружающим миром. Мир как само собой разумеющаяся данность, без всякого сомнения, наличен, более того, в ходе непосредственного и свободно расширяющегося опыта он является миром, доступным непосредственному схватыванию и наблюдению. Понятие Е. у. включает не только явления природы, не только вещи и живые существа, но также явления социально-исторического характера. Более того, не только естественнопрактическая жизнь людей, но и их естественнонаучное познание покоятся на непосредственной уверенности в само собой разумеющемся существовании окружающего мира, на возможности непосредственного наблюдения, схватывания и списывания хода естественных процессов Мир, открывающийся в Е. у., имеет однозначную объективную правомочность. Однако для Гуссерля специфика подлинно феноменологической постановки и решения проблем познания предполагает отказ от Е. у. Для Гуссерля анализ и описание Е. у. является лишь предварительным этапом для осуществления феноменологической редукции. Т. е. мы анализируем и описываем Е. у только лишь для того, чтобы далее отказаться от этого универсально-значимого для нефилософского мышления отношения к миру. Для философии само собой разумеющиеся характер, данность, наличность мира, наивные предпосылки повседневного опыта должны быть отвергнуты с самого начала. Трансцендентальная философия принимает как несомненный факт наличную данность мира. Однако "несомненный факт" - не что иное, как наше высказывание, обоснованное к тому же Е. у. (Э. Гуссерль). А поскольку "несомненный факт" существования мира - это наше высказывание, то следует признать зависимость его содержания не только от мира, но и от нашего познания. Преодоление Е. у. на пути к трансцендентальному пониманию сознания Гуссерль истолковывает как необходимый предварительный этап становления феноменологии. Специфически феноменологический метод анализа сознания Гуссерль называет феноменологической редукцией. Трактовка понятия Е. у. стимулировала две характерные тенденции - с одной стороны, в теоретической социологии, с другой, в экзистенциализме. Возникновение феноменологической социологии связывается с именем А. Шюца. В центре внимания А. Шюца - проблема естественного, обыденного, "повседневного" сознания, поскольку оно собственными силами ориентируется в социальном мире, "строит" его для себя, и раскрытие и описание механизмов, благодаря которым в индивидуальном сознании происходит осмысленное конструирование социальных связей общества. В то время как традиционная феноменология проблематизирует Е. у., Шюц именно Е. у. вводит в качестве основополагающего понятия, в результате чего социальная реальность и ее структурированность редуцируются к повседневным представлениям индивидов и к многообразным отношениям взаимодействия между индивидами. Шюц рассматривает свою аналитическую процедуру как "конститутивную феноменологию естественной установки". Наличие других "я", таких же, как "я сам", предметов и множества других типических конструктов обыденной жизни в рамках Е. у. не нуждается в доказательстве. В результате, все высокообобщенные конструкты социальных наук оказываются интерпретациями типических конструктов обыденной жизни в рамках Е. у.
Т. X. Керимов

Источник: Современный философский словарь

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
411.30 кб

Критика «Естественной установки» в философии М. Хайдеггера

Богатов М. А.
В статье рассматриваются последствия онтологического поворота философии Мартина Хайдеггера для последующего мышления, подвергается исследованию опосредованность теоретического познания.
Читать PDF
279.10 кб

Аэтическое единство «Природы» естественной установки сознания

Скутин Антон Сергеевич, Шабатура Любовь Николаевна
В работе исследуется проблема аэтического единства «природы» естественной установки сознания (Э. Гуссерль).
Читать PDF
10.64 мб

Феноменология и терминология в Идеях I. что естественного в "естественной установке"?

Молчанов Виктор Игоревич
В статье ставится вопрос об исследовании философских текстов, исходя из двух основных различий: 1) между терминами, концепциями и проблемами; 2) между анализом и интерпретацией.
Читать PDF
303.68 кб

Феноменология познания Э. Гуссерля: проблема окончательного преодоления естественной установки

Сокол Владимир Борисович
В статье дается подробное описание естественной установки познания, как она была обозначена основателем феноменологии Э.

Похожие термины:

  • естественная установка сознания

    ЕСТЕСТВЕННАЯ УСТАНОВКА СОЗНАНИЯ — понятие феноменологии, означающее ментальную позицию человека в повседневной жизни. По Э. Гуссерлю («Опыт и суждение»), это наивная установка сознания, универсу
  • Естественная установкав фиилософии Э. Гуссерля

    (фенменологии) – «наивный» взгляд на мир с позиций привычных, укоренившихся знаний. С точки зрения феноменлогии Е.у. доджна быть «заключена в скобки», необходимо воздержаться от высказываний с это