УШАС
УШАС
У индийцев богиня утренней зари, дочь неба, мать Ашвинов.
УШАС
в древне индийской мифологии богиня утренней зари. Ей посвящено 20 гимнов Ригведы. Она изображается в виде прекрасной девицы, одетой в сверкающий наряд. Ушас выезжает перед восходом солнца на ослепительной колеснице, запряженной алыми конями или быками, открывает небесные врата (врата тьмы), наполняет вселенную светом, пробуждает всех, приносит богатство, коров, коней, детей, жизнь, славу, дает убежище и защиту.
Источник: Религиоведческий словарь
Ушас
др. – инд.) – «утренний свет» – богиня утренней зари, дочь и жена Сурьи. Ее изображают в виде прекрасной юной женщины в сверкающем наряде, выезжающей перед восходом солнца на ослепительной колеснице, запряженной алыми конями или быками. Она открывает небесные врата, освещает дороги и сокровища, пробуждает мир, приносит богатства, дары, коней, коров, сыновей, жизнь, славу, дает убежище и защиту. У. покровительствует певцам, она дает им мастерство и вдохновение.
Источник: Мифологический словарь
УШАС
Санскр.) Заря, дочь неба; то же, что Аврора латинян и
греков. Впервые она упоминается в "Ведах", где она
также названа Ахана и Дьетана (осветительница), и где она
предстает в самом поэтичном и пленительном облике. Она
вечно-преданный друг людей, богатых и бедных, хотя считают, что
ей больше по душе последние. Она улыбается всем смертным и
посещает их жилища. Она бессмертная, вечно юная дева, свет
бедных, и разрушительница тьмы.
греков. Впервые она упоминается в "Ведах", где она
также названа Ахана и Дьетана (осветительница), и где она
предстает в самом поэтичном и пленительном облике. Она
вечно-преданный друг людей, богатых и бедных, хотя считают, что
ей больше по душе последние. Она улыбается всем смертным и
посещает их жилища. Она бессмертная, вечно юная дева, свет
бедных, и разрушительница тьмы.
Источник: Теософский словарь
УШАС
богиня утренней зари, самое значит, из женских божеств ведийского пантеона. На глубокую древность образа У. указывают индоевропейские параллели ее имени (греч. Эос, лат. Аврора, рус. утро и др.). В гимнах "Ригведы" У. воспевается как прекрасная дева, появляющаяся в небе на блистающей колеснице, запряженной багряными конями или коровами, рассеивающая тьму и пробуждающая живые существа; особенно прославляется за неукоснительное следование закону риты. У. тесно связана с др. божествами света — Суръей, Ашвинами (иногда именуется их матерью), а также со своей сестрой Ратри (Ночью). Отмеряющая дни смертных, У. связана также с культом предков. В ритуале У. посвящалось новогоднее весеннее жертвоприношение сомы, знаменовавшее возвращение света после темного времени, посвященного предкам. Иногда У. противопоставляется Индре, к-рый сокрушает ее колесницу, — здесь усматривают отражение вытеснения архаического культа У., близкой образу богини-матери, патриархальным началом, воплощенным в Индре. В Ведах сохраняются отголоски мифа об инцесте, связанного с образом У. (см. РУДРА). В послеведийский период У. исчезает из пантеона, ее сменяет мужское божество зари Аруна.
В. Эрман
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь